Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модели процесса принятия решений в организациях




  Термин «модель» толкуется по-разному. Например Мескон, Альберт, Хедоури под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Медоуз предлагает следующее определение: модель – это просто упорядоченный набор предположений о сложной системе.

  Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.

  Анализ моделей и особенностей организаций показал, что любая организация, функционирующая в реальном, постоянно меняющемся мире, должна обладать эффективно работающем механизмом управления решением возникающих перед ней проблем. Очень важен и исполнительный механизм, который обеспечивает реализацию принятого решения. Он должен обеспечить:

1. Выявление и диагностику проблем, возникающих в организации при изменении внешних и внутренних условий.

2. Соотнесение их со стратегическими и тактическими целями.

3. Анализ проблем и подготовку управленческих решений.

4. Определение конкретных исполнителей среди существующих структурных подразделений.

  Модель решения проблем в организации – это, прежде всего, представление ее механизма управления проблемами.

  Основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации, могут быть следующими:

1. Модель «организация-машина». Согласно ей организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами. Большое внимание при этом уделяется единству командования, механизмам управления. К этой модели близка и «бюрократическая модель» организации.

2. Модель «естественной» организации предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.

3. Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.

4. Социотехническая модель. Согласно этой модели, особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.

5. Интеракционная модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.

6. Институционная модель. Предполагает, что функционирование и структура организации формируется под воздействием институций - традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.

7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и институции.

  При управлении взаимодействием организации с внешней средой, основной задачей является максимальная адаптация организации к внешней среде и достижение стратегических целей.

  В зависимости от адаптивности организации к внешней среде различают два типа управления организацией.

Механистический тип:

- консервативная, негибкая структура;

- четко определенные, стандартизированные задачи;

- сопротивление изменениям;

- власть проистекает из иерархических уровней в организации;

- иерархическая система контроля;

- командный тип коммуникаций (сверху вниз);

- содержание коммуникаций: принятые руководством решения, приказы, распоряжения.

 

Органический тип:

- гибкая структура;

- динамичные, не жестко определенные задачи;

- готовность к изменениям;

- власть базируется на знании и опыте;

- самоконтроль и контроль коллег;

- многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные);

- содержание коммуникаций: информация и советы.

  Каждый из типов имеет свои преимущества и используется в зависимости от того, насколько динамичны изменения во внешней среде организации.

 

        6.3.1 Наиболее распространенные модели процесса принятия управленческих решений.

  1. Дескриптивные.Применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем. Успех применения этих моделей зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.
  2. Нормативные. Применяются для управления процессом принятия решений, для формирования его сущностных элементов и его развития. Предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников принятия решений.
  3. Индуктивные.Строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия управленческих решений. Качество этой модели определяется тем, насколько удается упростить описание ситуации принятия решений, и насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации.
  4. Дедуктивные.При их разработке исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций. Путь создания этой модели – от абстрактного представления управленческой ситуации к ее конкретной реальности.
  5. Проблемно-ориентированные. Строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации принятия решений. Основная задача состоит в адаптации новых методов для моделирования конкретного управленческого процесса.
  6. Модели решения.Разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, а также возможностей современных управленческих технологий. Алгоритмы, используемые в этих моделях, определяют специфические требования к условиям их применения и структуре моделей. К числу таких моделей относятся и модели, активно использующие экономико-математические методы решения управленческих задач.
  7. Оноцелевые.Одноцелевыми называются модели, когда имеется четко определенная одна цель, к достижению которой стремиться организация, или насколько целей, объединенных в одну комплексную цель.
  8. Многоцелевые.Это модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, несводимых к одной комплексной. Существуют методы, позволяющие сопоставить альтернативные варианты по нескольким критериям и осуществлять их оптимизацию.
  9. Однопериодные. Исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды, в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан. Иногда выигрыш на отдельном этапе может приводить к большим потерям для организации, если рассматривать весь период, на котором принимаются решения.
  10. Многопериодные.Предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения. Однопериодные модели могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного представления ситуации принятия решений.
  11. Детерминированные.В этих моделях все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения.
  12. Схоластические.Предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации.

      Следует отметить, что детерминированные модели, с одной стороны, являются более упрощенными, поскольку не позволяют достаточно полно учитывать элемент неопределенности. С другой стороны, они позволяют учесть многие дополнительные факторы, зачастую недоступные схоластическим моделям. Нередко оказывается справедливой известная закономерность: учитывая одни факторы при моделировании, мы нередко забываем о других. Ни одна модель не может учесть все факторы, но профессионально разработанная модель позволяет учесть наиболее существенные из них.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...