Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Примерная схема доклада по защите магистерской диссертации
1. Обращение: Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии!
Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему...
2. В 2-3 предложениях дается характеристика актуальности темы.
3. Методологический аппарат выпускной квалификационной работы - указывается цель магистерской диссертации, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования.
4. Из каждой главы используются выводы или формулировки, характеризующие результаты. Здесь можно демонстрировать раздаточный материал.
5. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: (формулируются основные выводы, вынесенные в заключение).
6. Опираясь на выводы, были сделаны следующие предложения/рекомендации: (перечисляются предложения).
Примечание:
Весь доклад с хронометражем в 10 минут (с демонстрационным материалом)
укладывается на 3-4 стр. печатного текста с междустрочным 1,5 интервалом
ПРИЛОЖЕНИЕ М
Образец аннотации
Аннотация магистерской диссертации
Тема: Развитие волевой регуляции студентов
| Цель: изучение закономерностей изменения волевой регуляции у студентов
| Объект: развитие волевой регуляции в онтогенезе
| Предмет: изменения волевой регуляции у студентов в процессе обучения в ВУЗе
| Гипотеза: роль волевой регуляции учебной деятельности студентов младших и старших курсов обладает различной спецификой, что находит свое отражение в перестройке структуры волевых качеств личности
| Задачи:
1. Проанализировать основные подходы к определению понятий «воля» и «волевая регуляция» в отечественной и зарубежной психологии.
2.Проанализировать исследования закономерностей развития и функционирования волевой регуляции в отечественной и зарубежной психологии.
3. Рассмотреть основные закономерности развития волевой регуляции в поздней юности и раннем зрелом возрасте
4. Провести диагностику степени развития волевых качеств у студентов на разных курсах (1-5 курсы) и выявить закономерности изменения волевой регуляции студентов во время обучения в ВУЗе.
5. Оценить связь между уровнем развития волевой регуляции студентов и такими индивидуальными особенностями их личности, как диспозиция «ориентация на действие» (ОД), «ориентация на состояние» (ОС) и выраженность смысложизненных ориентаций.
| Методы исследования: анализ научной литературы, констатирующий эксперимент, метод срезов, лонгитюдный метод, математико-статистические методы анализа данных (коэффициент корреляции Спирмена; непараметрический критерий Манна-Уитни)
| Использованы психодиагностические методики: «Формализованная модификация методики самооценки Дембо-Рубинштейн» В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана; «Шкала контроля за действием при планировании» Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина; тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева; «Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и С.В. Фирсова.
| Краткое содержание:
В первой главе «Теоретический анализ проблемы волевой регуляции личности в студенческом возрасте» рассматриваются основные теоретические подходы и эмпирические исследования закономерностей развития и функционирования волевой регуляции деятельности в отечественной и зарубежной психологии. Подробно рассмотрен вопрос онтогенетического развития волевой регуляции и ее специфика в поздней юности и ранней зрелости (в студенческом возрасте).
Во второй главе «Исследование волевой регуляции у студентов 1 и 5 курсов» приведены программа эмпирического исследования волевой регуляции студентов на 1 и 5 курсах и анализ результатов. Представлена общая информация о проведенном исследовании, результаты анализа волевой регуляции у студентов, обучающихся на 1-х и 5-х курсах (на материале выборки n=143), связей показателей самоконтроля, смысложизненных ориентаций и волевых качеств студентов. Приводятся результаты изучения структуры волевых качеств для общей выборки студентов.
| Выводы:
1. В зарубежной и отечественной психологии имеются многочисленные теории воли. Характерными векторами развития современных зарубежных исследований воли являются отождествление произвольной и волевой регуляции, прикладная направленность, поиск психофизиологических коррелятов воли, появление практических руководств и тренинговых курсов. В отечественной психологии единого понимания воли и методов ее изучения достичь не удалось. Подавляющее большинство авторов сходятся во мнении, что признаками волевого действия являются осознанность и произвольность, тем не менее, четкого критерия отделения волевых действий от других на данный момент не существует.
2. К основным волевым качествам большинство авторов относит спокойствие, целеустремленность, терпеливость, дисциплинированность, инициативность, выдержку, обязательность, выносливость, упорство, смелость, самостоятельность, ответственность, решительность, настойчивость, организованность.
3. Начало исследования онтогенеза воли было положено еще в работах Л.С.Выготского. В то же время, на сегодняшний день онтогенез воли остается недостаточно изученным, студенческий возраст остается малоисследованным, проведенные работы предоставляют зачастую противоречивую информацию. Большинство авторов указывают, что воля играет значительную роль в учебном процессе, в том числе в вузе: именно в студенческие годы динамично развиваются волевая регуляция, волевые качества личности, самоконтроль. Это развитие происходит в рамках учебной деятельности, задачи которой предъявляют требования к волевой регуляции студентов.
4. Эмпирическое изучение степени развития волевых качеств у студентов 1 – 5 курсов показала изменение роли отдельных волевых качеств в регуляции учебной деятельности студентов. К старшим курсам самооценка таких волевых качеств, как «дисциплинированный», «решительный», «волевой» и «инициативный», снижается. Самооценка по качествам «ответственный», «целеустремленный», «самостоятельный», «упорный», «организованный» увеличивается, как и самооценка по качеству «внимательный».
5. Показана устойчивая взаимосвязь между пятью показателями: общим показателем осмысленности жизни, индивидуальной стратегией волевой регуляции (диспозиция «ориентация на действие» / «ориентация на состояние») и самооценками качеств «воля», «уверенность» и «смелость». Студенты с более высоким общим показателем осмысленности жизни обладают более продуктивной стратегией волевой регуляции («ориентация на действие») и более высокими самооценками различных волевых качеств личности.
6. Изменения волевой регуляции у студентов с различными индивидуальными особенностями в процессе обучения в ВУЗе неодинаковы. Так, студенты с более выраженной диспозицией «ориентация на действие» и с более высоким общим показателем осмысленности жизни обладают более развитой волевой регуляцией на 1 курсе, чем студенты с более выраженной диспозицией «ориентация на состояние» и более низким общим показателем осмысленности жизни. К 5 курсу разница существенно сокращается за счет роста показателей волевой регуляции у студентов с более выраженной диспозицией «ориентация на состояние» и более низким общим показателем осмысленности жизни. Показатели волевой регуляции студентов с более выраженной диспозицией «ориентация на действие» и более высоким общим показателем осмысленности жизни изменяются в незначительной степени с 1 по 5 курс.
| Апробация результатов. Материалы исследования представлены на XIX, XX и XXI Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука - 2016» (Москва, ГПИ); на ХV Международной научно- практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2016). По материалам магистерской диссертации опубликована 1 печатная работа.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Н
|