Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика основных структурных частей магистерской диссертации




Магистерская диссертация включает  следующие структурные части:

· титульный лист;

· задание на выпускную квалификационную работу;

· аннотация;

· содержание;

· введение;

· основную часть, разбитую на главы;

· заключение;

· перечень условных обозначений, символов и терминов (при необходимости);

· библиографический список;

· список иллюстративного материала;

· приложения (при необходимости).

 

Дополнительно на саму процедуру защиты представляются:

· дополнительные документы: отзыв руководителя магистерской диссертации и рецензия на нее;

·  электронные материалы, которые содержат электронную папку с файлами текста диссертации и раздаточного материала, презентацию;

или раздаточный материал, оформленный в виде папки с файлами, в количестве не менее 4 экземпляров.

Титульный лист содержит полное наименование учебного заведения; факультета и кафедры, на которой выполняется работа, фамилию, имя и отчество автора; название работы; шифр и направление специальности; ученую степень, звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя, год оформления работы (Приложение Д).

Задание на выпускную квалификационную работу(магистерскую диссертацию)выдается руководителем (Приложение К). Задание заполняется магистрантом совместно с руководителем магистерской диссертацией.

 

Ваннотации указывается тема, методологический аппарат исследования, краткое  содержание и основные результаты, полученные в ходе исследования. Объем аннотации – до 3 страниц. В случае наличия у магистранта собственных публикаций, их также необходимо указать в аннотации. Образец аннотации приведен в Приложении Н.

 

Содержание, приведенное в начале работы, дает возможность увидеть структуру исследования. Оно включает в себя введение, заголовки структурных частей диссертации (наименования всех глав и параграфов) с указанием номера страницы, на которой размещается начало материала соответствующей части магистерской диссертации. Заголовки структурных элементов, глав и параграфов в содержании должны повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке  - не допускается. Образец оформления приводится в Приложении Е.

 

Введение.Во введении в сжатом и концентрированном виде должны быть отражены актуальность работы, объект и предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, практическая и/или научная ценность, теоретико-методологическая основа исследования, научные методы, которыми пользовался автор при написании диссертации, база исследования, апробация результатов, структура работы. Объём введения ограничивается 3-4 страницами.

Структура Введения представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Структурные компоненты Введения магистерской диссертации

Элемент Комментарий к формулировке
Выбор проблемы и обоснование темы Необходимо сформулировать проблему - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Именно она становится темой исследования.
Актуальность Актуальность темы отражает её важность, своевременность выполнения, необходимость исследования проблемы и перспективность достигнутых решений. Написание актуальности предполагает раскрытие теоретической и практической целесообразности обращения к заявленной теме, обязательное перечисление ранее уже изученных аспектов проблемы (с указанием авторов), а также выделение неизученных, но значимых и актуальных аспектов (необходимо убедительно показать, что в современном состоянии изучаемого вопроса имеются неразрешенные или не полностью решенные, противоречивые аспекты какой-либо проблемы). Например, исследуются подходы к пониманию сущности темперамента в общей психологии. В результате проведенного литературного анализа можно выделить следующее противоречие:противоречие между существующими различными подходами к пониманию сущности темперамента в отечественных и зарубежных психологических школах, с одной стороны, и отсутствием единых критериев его анализа, – с другой. Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения: Социальная актуальность - положение дел по отношению к проблеме исследования. ("В существующих условиях... проблема не получила должного рассмотрения...."). Теоретическая актуальность - абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. ("Существует ... проблема, в то же время, в психологических исследованиях эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как... "). Практическая актуальность - положение дел в практическом преломлении темы исследования - "анализ практики показывает, что молодые специалисты-психологи не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с...").
Цель работы Решение сформулированной проблемы и составляет цель исследования. Цель представляет собой в самом сжатом виде тот результа, который планируется получить в итоге исследования, она соответствует теме, являя собой некий образ того, что автор хочет получить в результате исследования проблемы, Целью может быть описание нового явления, изучение его характеристик, разработка нового подхода, определение характера взаимосвязи каких-либо психологических феноменов, выявление закономерностей и т.п. Цель исследования формулируется в неглагольной форме и обычно начинается со слов «описание…», «разработка…», «обоснование…», «выявление…», «определение…» и др.
Объект исследования  Объект - то, что противостоит познающему субъекту в познавательной деятельности. Объектом исследования или областью, в пределах которой существует исследуемая проблема, является система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности.
Предмет Исследования Формулировка предмета исследования направлена на выделение из объекта исследования более узкой и конкретной области исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.
Гипотеза Гипотеза - научное предположение, допущение. Содержательно гипотеза представляет из себя предположение относительно ожидаемых результатов исследования. Например: Гипотезой исследования стало предположение о том, что ... повысится (улучшится, разовьется) за счет применении (внедрения) .... При формулировке гипотезы используются речевые конструкции: «Если, … то…», « При условии, что…», «Так, как…».
Задачи исследования Задачи могут быть сформулированы как вопросы (задачи), ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Решение задач должно впоследствии отражаться в названии и содержании глав и параграфов магистерской диссертации. Задачи могут быть описательными, эмпирическими, проблемными и пр. Задачи обычно формулируются в виде перечисления (проанализировать., разработать., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.) Количество задач зависит от темы и поставленной цели и структуры работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач. Обычно в магистерских работах формулируется 4 - 5 задач. ♦ Теоретическая задача (вариант формулировки по выбору): -  описать (выявить) теоретические основы ...; - провести научный анализ состояния теории и практики...; - систематизировать научные исследования (подходы)… ♦ Экспериментальная задача: - выявить и охарактеризовать сущностные характеристики ... (условия)...; - определить уровень развития ...; - определить степень сформированности....; - экспериментально изучить взаимосвязь … и …; - выявить особенности...; - разработать и апробировать комплекс мероприятий ...; - разработать рекомендации...; - экспериментально проверить эффективность предложенной ...; - наметить возможные пути ....
Методы исследования Методами исследования в психологии могут быть следующие методы: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, опрос, обследование, мониторинг, тестирование, беседа, эксперимент, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и т.п.
Теоретико-методологичес-кая основа исследования Под теоретико-методологической основой диссертации понимается совокупность теоретических концепций, взглядов и идей, а также производных от них методологических принципов, с опорой на которые выполняется данное исследование. В качестве методологической основы исследования могут выступать методологические принципы того или иного психологического направления (деятельностного, психоаналитического, гуманистического, личностно-ориентированного, системного и т.д.). Теоретической основой исследования может являться та или иная теория, подход.
Научная новизна Применительно к магистерской диссертации новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть: - систематизация подходов к определению отдельных понятий; - использование новых методологических подходов к данной теме; - обогащение работы данными смежных наук; - самостоятельно проведенный эксперимент, если был применен нестандартный подход или новый алгоритм или методика; - совершенствование (модификация) существующих моделей или методов решения научно-исследовательских задач, относящихся к объекту и/или предмету исследования; - применение уже известных моделей и методов к новой предметной области, позволяющее получить новые знания об исследуемом объекте; - усовершенствование известного элемента, относящегося к предмету исследования; - получение определенных данных в новых условиях и др.
Практическая значимость Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Практическая значимость магистерской работы означает ее нужность и обычно отвечает на вопрос, для чего эта работа делалась? По своей сути практическая значимость – это рекомендации по использованию результатов исследования в работе психолога, учебной, педагогической, просветительской деятельности. Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: "Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...".
База исследования Научное исследование проводится на конкретной базе. В качестве базы исследования могут выступать организации, предприятия, учреждения и т.д.
Структура работы Перечисляются компоненты работы: например, работа содержит введение, теоретическую и экспериментальную главы, заключение, список литературы из 73 наименований, иллюстративно-графический материал на 7 страницах.

Основная часть работы

Основной текст работы обычно включает в себя две-три главы (в зависимости от темы исследования). Главы дробятся на параграфы. Содержание глав и параграфов должно отвечать задачам, сформулированным во введении, и последовательно раскрывать тему работы. Между главами должна быть логическая взаимосвязь, материал внутри глав должен излагаться в четкой логической последовательности. В конце каждой главы делаются выводы. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выводы должны соответствовать поставленным задачам работы, как по количеству, так и в смысловом ключе. Вывод является определённым ответом на поставленную исследователем задачу. Основное требование к формулированию выводов: чёткость и лаконичность.

Названия глав и параграфов не должно повторять название диссертации.

Основной текст диссертации может содержать анализ научной литературы по теме исследования, подробное описание использованных методов, результаты обработки собранной практической информации, основные результаты выполнения магистерской работы.

 

Обычно первая (или первая и вторая главы, в случае, если в работе три главы) магистерской диссертации являются теоретическими.

В них приводятся изучение истории вопроса, обзор и анализ его современного состояния, который осуществляется непосредственно при работе с научной литературой (монографиями, учебниками, статьями в периодических изданиях, тезисами докладов, библиографическими, информационными, реферативными изданиями и т.д.), осуществляется сопоставление различных точек зрения на концептуальное развитие проблемы,  на методологию ее изучения. Приводится обоснование или разработка собственных алгоритмов решения поставленных в магистерской диссертации задач, обоснование достоверности и репрезентативности используемой информации.

Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов. Автор работы должен продемонстрировать своё понимание развития исследований по выбранной теме. Особо стоит затронуть малоизученные вопросы, противоречия в понимании проблемы в целом и её отдельных сторон. Содержательно основная часть воспроизводит основные этапы исследования и репрезентирует объект и предмет исследования. Данный раздел работы должен содержать подробный анализ современной литературы и журнальных научных публикаций по выбранной проблеме (должен быть весомый процент исследований, выполненных за последние 5 лет), реферирование точек зрения различных авторов. В данной работе магистранту может помочь анализ исследований, выполненный по базам электронных библиотек (Киберленинка, e-Library и др.).

Как правило, при работе с литературой ориентирами являются грамотно сформулированные гипотеза и цель исследования. При этом сбор теоретической информации ведется ретроспективно - от современных источников к более старым. Кроме того, изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ. В дальнейшем необходимо продолжить поиск теоретических источников в направлении от общего к частному, т.е. от базисных положений к более конкретным.

Логическим завершением работы с научной информацией является констатация состояния проблемы, степени изученности и разработки на сегодняшний момент. Следовательно, нужно четко и ясно охарактеризовать состояние проблемы: в виде нерешенного вопроса или ситуации, уточнения теоретической или практической цели.

Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно - либо внутри авторского текста в переработанном виде, либо косвенно в виде пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. Цитаты привлекают и для иллюстрации собственных суждений.

 

В экспериментальной главе, которая обычно содержит  3 параграфа, представлено описание процедуры сбора, изучения экспериментальных данных и описание результатов  их анализа.

Сбор фактического материала - один из наиболее ответственных этапов подготовки магистерской диссертации. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, магистранту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для выпускной квалификационной работы.

В части, посвященной описанию экспериментального исследования, необходимо указать суть эксперимента, оценить точность и достоверность полученных данных, сопоставить их с теоретическими данными.

Примерная структура экспериментальной главы такова:

- подбор методического материала;

- подбор и описание выборки, на которой будет проводиться экспериментальное исследование;

- очередность и сроки проведения эксперимента;

- условия и процедура проведения эксперимента;

- анализ и интерпретация результатов,

- выводы и рекомендации.

Рассмотрим их более детально.

1)  Подбор методического материала (конкретные психологические методики с данными об их валидности, надежности и объективности)

Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. В рамках магистерской работы чаще всего проводят психодиагностическое обследование с использованием 4-7 методик. Количество методик, входящих в комплекс, зависит от цели и задач работы. На этапе планирования комплекс методик необходимо согласовать с научным руководителем.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. При этом следует помнить, что для всестороннего изучения какого-либо психического явления необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно:

· в качественных и количественных характеристиках;

· в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития;

· в сочетании данных самонаблюдения, субъективных оценок и объективных данных, получаемых методами анализа продуктов деятельности, аппаратурной регистрации.

Рекомендуется отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, представлены показатели валидности и надежности, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели. Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, могут быть подтверждены данными, полученными по другим методикам.

Описание психодиагностической методики должно быть кратким - включать название, авторов, год издания (со сведениями о выходных данных публикации методики в списке использованной литературы), и также должны быть указаны: диагностическая цель методики, основные шкалы, изучаемые в результате применения методики, алгоритм расчета вторичных показателей (если они есть), краткаяхарактеристика содержания каждой шкалы, ограничения в применении методики.

Перечисление методик в тексте выпускной работы должно сопровождаться кратким описанием цели их применения в данной магистерской диссертации, т.е. для получения каких именно характеристик, показателей и свойств они использовались в исследовании.

2) Подбор и описание выборки, на которой будет проводиться экспериментальное исследование

Приводится полное описание выборки испытуемых, участвующих в эксперименте: пол, возраст, класс (группа), школа (др. учреждение), другие характеристики (условия обучения и воспитания, наличие экспериментальных программ и специального режима и др.); а также обоснование репрезентативности выборки.  Объем выборки согласовывается с научным руководителем, обычно он составляет не менее 40 испытуемых для диагностического этапа работы.

3) Очередность и сроки, условия и процедура проведения эксперимента

Если планируется проведение констатирующих и формирующих экспериментов, то необходимо дать полное описание всех этапов, а также характеристики контрольной и экспериментальной групп.

4) Описание применяемых методов математико-статистической обработки данных, полученных в экспериментальном исследовании

В магистерских диссертациях используются методы описательной и индуктивной статистики. Для определения способов математико-статистической обработки необходимо оценить тип решаемой задачи и характер распределения эмпирических данных.

5) Описание результатов исследования необходимо иллюстрировать графиками, таблицами, диаграммами. Полные копии протоколов эксперимента представляются научному руководителю на этапе сдачи чернового варианта работы, а исходные данные должны быть представлены в работе в виде сводных таблиц. Так как данные таблицы громоздкие, обычно они выносятся в приложение. В приложении можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д. Расчетные таблицы, как правило, в тексте второй главы не приводятся, а помещаются в приложении. В тексте используются обобщенные данные из расчетных таблиц: они служат аргументами при интерпретации результатов экспериментального исследования и формулировании выводов.

Заключение.  В заключении приводятся наиболее важные выводы по работе в целом. Выводы должны строго соответствовать цели и последовательно отражать решение поставленных в работе задач, а также отражать научную и практическую ценность тех результатов, к которым пришел автор. В заключении могут обсуждаться возможности и перспективы дальнейшего развития данного научного направления.

 

Перечень условных обозначений, символов и терминов вводится в диссертацию в случае, если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, символы и обозначения. Перечень их может быть представлен в виде отдельного списка, например, в виде столбца, в котором слева (по последовательности появления в тексте диссертации) приводят обозначение, сокращение или термин, справа – его детальную расшифровку. В стандартных ситуациях допускается расшифровку специальных терминов, сокращений, символов и обозначений приводить в тексте диссертации при первом упоминании.

 

В списке иллюстративного материала перечисляют иллюстративный материал, представленный не в приложении, а в тексте. В списке указывают порядковый номер, наименование иллюстрации и страницу, на которой она расположена. Иллюстративный материал может быть представлен рисунками, фотографиями, графиками, чертежами, схемами, диаграммами и другим подобным материалом.

Библиографический список. При написании диссертации автор обязан давать ссылки на автора и источник, из которого он заимствует материалы, цитирует отдельные положения или использует результаты. К использованным литературным источникам могут быть отнесены монографии и учебная литература, периодическая литература (статьи из журналов и газет), законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники, электронные сборники, размещенные в сети Интернет и т. д. Список использованных источников включает в себя не менее 70 наименований. Литературные источники должны быть расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в случае, если количество авторов более трех - по названию книги, остальные материалы - в хронологическом порядке. Сначала должны быть указаны источники на русском языке, затем -  на иностранном.

 Приложения вводятся в диссертацию при необходимости, если они соответствуют содержанию работы и служат дополнением к раскрытию отдельных положений, таблиц, графиков в исследовании. В этот раздел могут включаться исходные данные, вспомогательные расчеты, промежуточные результаты обработки статистических данных, материалов экспертных оценок, копии документов, которые подтверждают объективность использованной информации, научное и (или) практическое применение результатов исследований или рекомендации по их использованию, список опубликованных студентом  научных работ по теме исследования (при их наличии).

Объем магистерской диссертации без учета приложений составляет от 80 до 100 страниц.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...