Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ существующей учебно-методической базы по профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма




 

В помощь учителю, воспитателю и родителямпредлагаютсяразличные книжныеиздания и интернет-ресурсы.

· СистемаперспективногопланированияработыпообучениюдошкольниковправиламдорожногодвиженияибезопасногоповедениянаулицепредставленавкнигеС.Н. Черепановой «Правиладорожногодвижениядошкольникам», 2008 годавыпуска, издательство «Скрипторий».Предлагаемаясистемаорганизацииработывключаетобучениевразныхвозрастныхгруппахивразличныхформахорганизациидеятельностидетей: занятия, целевыепрогулкиинаблюдения, дидактическиеисюжетно-ролевыеигры, работасродителямиит.п. Вкнигеприводятсяпримерныепоказателиуровнязнанийправилдорожногодвижениядетьмииметодикидляихвыявления.

· ВпомощьпедагогамивоспитателямвработесродителямипобезопасностидорожногодвижениябудутполезныпособиеоренбургскихавторовВ.А. Хавилова.,И.Л. Калиной, Л.П. ОривенкоиН.Б. Кондратенко «Правиладорожногодвижениядлявсейсемьи!» иучебноепособие «Учисьбытьпешеходом» дляучащихсяначальнойшколыподредакциейпитерскихавторовЕ.М. СосуноваиМ.Л. Форштат, издательство «Паршет», 2002 годвыпуска.Книгипомогутпедагогампознакомитьдетейсосновнымиэлементамидороги, видамитранспорта, маркамимашинит.д., атакжесформироватьпотребностьвзаботеосвоейбезопасностичерезпривычкусоблюденияПДД, воспитатьчувствоответственностизасвоипоступки, научаториентироватьсявпроблемныхситуациях, помогутразвиватьосмотрительностьиосторожность, расширятсловарныйзапасдетейпотемебезопасностинадороге. 

· Вучебно-методическомпособииТ.А. Шорыгиной «Беседыоправилахдорожногодвижениясдетьми 5-8 лет», издательствоСфера, 2014 годавыпускапредставленыконспектызанятийпоправиламдорожногодвижения. Занятияпостроенывформерассказов-бесед, сопровождающихсястихами, сказками, загадкамиавтора, помогающимилучшеусвоитьпредлагаемыйматериал. Детиузнаютоправилахповедениянатротуаре, переходепроезжейчасти, отом, гдеследуетигратьнаулице.

· Вкниге "Осторожныесказки. Безопасностьдлямалышей", издательство «Книголюб» 2007 годавыпуска, темжеавторомпредставленызанятия, построенныенаанализепоступковгероевавторскихсказок. Вдоступнойиувлекательнойформедетиусваиваютправилабезопасногоповедениядома, уводоемовивлесу, нагородскойулице.

· ПособиеН. И. Маркина «Безопасностьнадорогах. Чтомывидим?» (ИздательствоНЦЭНАС, Энас-класс 2007г.)являетсячастьюучебнометодическогокомплекта "Безопасностьнадорогах", разработанногоприсодействииРоссийскойакадемииобразования. Вкомплектвходяттакжеследующиеиздания: "Пешеходы-вездеходы. Дорожноедвижениеибезопасностьпешеходов", "Чтомывидим? Восприятиепредметовиявленийокружающегомира", "Спасибо, светофор! Значениясигналовсветофора" идр.

· ВметодическомпособииИ.Саво «Одиннаулице, илибезопаснаяпрогулка» (ИздательствоДетство-Пресс 2010 г.)даютсярекомендациипоорганизацииразвивающихбезопасныхпрогулокдошкольниковвразныесезоны.

· Н.Улашенковсвоейкниге «Правиладорожногодвижения. Нестандартныезанятия» (ИздательствоКорифей, 2011г.)представляетнестандартныезанятияпоправиламдорожногодвижениядлядетейподготовительнойгруппыдетскогосада. Вувлекательнойформеавторзнакомитдошкольниковсправиламидорожногодвижения, основнымизнакамиипонятиями. Детиучатся "читать" дорогу, ориентироватьсявпространстве. Впроцессезанятийуребятразвиваетсявнимание, память; ониприобретаютзнания, прививающиенавыкиправильногоповедениянаулицахидорогах, обеспечивающиевысокийуровеньобщейкультуры.

ВкнигеТ. Гарнышевой «КакнаучитьдетейПДД? Планированиезанятий, конспекты, кроссворды, дидактическиеигры» (Издательство: Детство-Пресс 2010г.)авторнетолькодаетметодическиерекомендациииразвернутыепланызанятий, нотакжепредлагаетмногоинтересныхпрактическихрешенийдлятого, чтобыдошкольникизаинтересовалисьправиламидорожногодвиженияиизучалиихсинтересом. 

· В 2008 годуиздательство «Дрофа» выпустилометодическоепособие «Азбукадорожногодвижения» подредакциейЛ. Б. Баряевой, В. Л. ЖевнероваиЕ. В. Загребаевой,вкоторомпредставленапрограммаиметодическиерекомендациипоорганизацииознакомлениядетейдошкольноговозрастасправиламидорожногодвижения.

· ВметодическомпособииО.Ю. Старцевой «Школадорожныхнаук: Профилактикадетскогодорожно-транспортноготравматизма», изданногов 2010 годуТЦСфера, раскрываютсяосновныеаспектыавторскойпрограммыпопроведениюпрофилактикидетскогодорожно-транспортноготравматизмавДОУ. Достоинстваданныхизданийвтом, чтоздесьучитываютсяглавныедидактическиепринципыдоступностииучетавозрастныхособенностей. Данныекнигиадресованыпедагогам, воспитателямДОУ, гувернерамиродителямимогутбытьиспользованыкакдляколлективных, такидляиндивидуальныхзанятийсдетьми. 

· Всвоейкниге«Правиладорожногодвижения. Занимательныематериалы. Младшаяисредняягруппы», издательствоКорифей, 2011 годавыпуска, авторомЛ. Поддубнойпредставленыигры, тесты, материалыпопрофилактикедетскогодорожно-транспортноготравматизма, раскрываютсяосновныепричиныдорожныхпроисшествий, винтереснойформедетямдаютсязнания, прививающиенавыкиправильногоповедениянаулицах, обеспечивающиевысокийуровеньобщейкультуры, втомчислеинадороге.

· ВкнигеинспектораотделенияпропагандыГИБДДРФЛ.А. КомлевойиспециалистаподетскойдорожнойбезопасностиВ.Л. Шмундяка «Вашребенокидорога», изданнойв 2006 годуиздательством «ЦентрПропаганды»,рассматриваютсяправилаповедениядетейвнеординарныхдорожно-транспортныхситуациях. Авторыделаютпопыткупомочьвзрослым: учителям, родителям, воспитателямуберечьребенкаотопасностей, подстерегающихегонадороге. Вкраткой, нодоходчивойформеобъясняютсявсеимеющиесяпонятия, связанныесбезопасностьюдетейнадороге, описываютсядорожныезнакииихзначениевдоступнойдляпониманиядетейформе. 

· В 2014 годудлядошкольныхобразовательныхорганизацийбылвыпущенУМКпообучениюдетейбезопасномуучастиювдорожномдвижении, всоставкотороговошли: 

• Учебно-методическоепособиедлявоспитателейдошкольныхобразовательныхорганизаций «Детиидорога: основыбезопасности», содержащееразделы: «Возрастныеособенностиповедениядетейдошкольноговозраста», «Методическиерекомендациипообучениюдошкольниковбезопасномуучастиювдорожномдвижении», «Методическиерекомендациипоорганизацииработысродителямидошкольниковвчастиобучениябезопасномуучастиювдорожномдвижении».

Вприложенииданыконспектызанятий, описаниеигр, сценариипраздниковит.д.

• Рабочаятетрадьдлявоспитанниковдошкольныхобразовательныхорганизаций «Дорогабезопасности!». Выполняязаданияврабочейтетради, ребенокпознакомитсясситуациями, представляющимиопасностьдляегожизни, абеседыизанятияпомогутемуусвоитьправилабезопасногоповедения. Рабочаятетрадьпредназначенадлязанятийсдетьми 3-6 лет, которыепроводятсявоспитателямииспециалистамисистемыдошкольногообразования, атакжеможетбытьиспользованародителямидошкольниковдлязанятийдома. 

• Электронноепособие, содержащееподборкивидеоматериалов: дидактические, учебнометодическиематериалы: 2 видеофильма «Учимдорожныезнаки» и «Беседыодорожнойбезопасности», содержащиестихиодорожныхзнакахиплакатысвопросамидлябеседыдлявоспитателейдошкольныхобразовательныхорганизаций; видеофильм «Дорогабезопасности!» длявоспитанниковдошкольныхобразовательныхорганизацийдлясамостоятельногопросмотра (илисовместногосвоспитателем, родителями), содержащийрисунки, вопросыизаданияпоразличнымдорожно-транспортнымситуациям.

ВсекомпонентыУМКобразуютединыйобразовательныйкомплект, использованиевкоторомразличныхметодическихприемов, подходовиобразовательныхэлементовподчиненоединойзадачеформированияувоспитанниковдошкольныхобразовательныхорганизацийнавыковбезопасногоучастиявдорожномдвижении. ВматериалахУМКрассматриваютсяпричиныдорожнотранспортныхпроисшествий, втомчисле: выходнапроезжуючастьвнеустановленномместепередблизкоидущимтранспортом; выходнапроезжуючастьиз-заавтобуса, троллейбусаилидругогопрепятствия; игранапроезжейчасти, длядетейвсясвободнаятерритория – местодляигр; ходьбапопроезжейчасти. Разработки, включенныевУМК, базируютсянаучетевозрастныхособенностейдетейдошкольноговозраста (физиологическихипсихологических), знаниекоторыхнеобходимовоспитателямиродителямдляформированияосновтранспортнойкультурыинавыковбезопасногоучастиядетейвдорожномдвижении.

· Вопросыобучениядетейбезопасномуповедениюнадорогахвотечественнойпедагогическойнаукечасторассматриваютсякакодинизаспектовнравственноговоспитания. Вчастности, этомынаходимвкнигедлядетейстаршегодошкольноговозраста. «Безопасность. Ребеноквгороде: Рабочаятетрадь 1 – 4» Москва, Просвещение. 2006 годвыпуска, подредакциейР.Б. Стеркиной, Н.Л. КнязевойиН. Н. Авдеевой.СистемуработыпообучениюдошкольниковправиламдорожногодвижениямывстречаемивкнигеТ.Г. Кобзевой «Правиладорожногодвижения. Системаобучениядошкольников», издательство «Учитель», выпуск 2011 года.Системаавтора, нанашвзгляд, заслуживаетособоговнимания. Онавключаетвсевозможныесоставляющие: цели, содержание, методы, средства, формыобученияирекомендациикпредметно-развивающейсреде. Книгасодержитинтересныйибогатыйматериалоработеспедагогами, родителямиидетьмикаждойвозрастнойгруппыпоформированиюкультурыповедениянадорогахиулицах: сценариисеминаров, педсоветов, родительскихсобраний, конспектызанятийиразвлечений. Данноеизданиеадресованопедагогам, руководителямобразовательныхучреждений, методистам, воспитателямдошкольныхучреждений, такжеможетбытьполезностудентампедагогическихучебныхзаведений.

· ВкнигеТ.А. КузьминаиВ.В. Шумилова «Профилактикадетскогодорожнотранспортноготравматизма, системаработывОУ», издательство «Учитель» 2007 годавыпуска, представленопытработышколы, педагогическийколлективкоторойведетсвоюдеятельностьвтесномконтактесработникамиГИБДД, родителями, постоянносовершенствуяформыиметодыизучениядетьмиправилдорожногодвиженияиихпропаганды, создаваяприэтомсобственнуюпедагогическуюконцепциюгуманистическойвоспитательнойсистемы. Приоритетомсистемы, помнениюавторов, являетсяличностькаждоговоспитанника, еезащитаиразвитие. Организацияработыпопрофилактикедетскогодорожно-транспортноготравматизмасодержитрекомендательныйматериалпоадминистративной, организаторскойиучебно-методическойдеятельности. Работапредставленаповсемнаправлениямисовсемисубъектамиучебно-воспитательногопроцесса. 

· МетодистОкружногометодическогоцентраСеверо-ЗападногоуправленияобразованиягородаМосквыО.А. Скоролуповапредлагаетчитателямсвоюкнигу «Занятиясдетьмистаршегодошкольноговозраста. Правилаибезопасностьдорожногодвижения» издательство «Скрипторий», 2003 годвыпуска.Восновепредлагаемойавторомсистемылежитметодтематическогопланирования: всезанятияобъединеныобщейтемой «Детинаулицахгорода». Книгаадресованапедагогамдошкольныхучрежденийиродителямдетей-дошкольников. Онаможетбытьпрекраснымподспорьемдляпедагоговвпроведениизанятий, предлагаемыхвэтойброшюре, гдеприведеныматериалыпопланированиюзанятийиорганизациидетскихигр. Вкачествеприложениякброшюревыпущенонаглядноепособие – альбом «Правилаибезопасностьдорожногодвижения», состоящийизсюжетныхкартин, изображающихразличныедорожныеситуации.  

· Дляработыучителейначальнойшколыможнорекомендоватьучебно-методическоепособие «Какпереходитьнерегулируемыйперекресток. Мы - пешеходы, мы - пассажиры» самарскогоавтораМ.Н. Плесовских, издательство «Учебнаялитература», 2006 годавыпуска, книгиВ.Н. Кирьянова «Правилабезопасногопереходаулицидорог. Дорожнаябезопасность: Обучениеивоспитаниемладшегошкольника» 2009 годавыпускаиздательством «ИДТР» и «Правиладорожногодвижениядлябудущихводителейиихродителей» ООО «ИздательствоЛабиринтПресс» 2007 годавыпускаподредакциейА.А. Усачева.Авторыубедительнопоказываютэффективностьспециальныхметодовиформработывобучениидетеймладшегошкольноговозрастабезопасномуповедениюнадорогах.

· Обучениестаршихшкольниковкультуреповедениянаулицетесносвязаносразвитиемунихориентировкивпространстве. Каждыйпедагогдолженпомнить, чтонельзявоспитатьдисциплинированногопешехода, еслинеразвиватьуподростковтакиеважныекачества, каквнимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведьчастоименноотсутствиеэтихкачеств, помнениюростовскогоавторакниги«Правиладорожногодвижениядляшкольников» В.П. Дмитрук (издательство «Феникс», 2005 годвыпуска),становитсяпричинойдорожныхпроисшествий. МетодическиепособияподредакциейА.Т. Смирнова «Обучениеправиламдорожногодвижения 5-9 классы» и «Обучениеправиламдорожногодвижения 10-11 классы» (МоскваПросвещение 2008г.)предлагаютметодическиерекомендациидляпреподавателей-организаторовосновбезопасностижизнедеятельностиповопросамдорожногодвижения, включаяправилаповедениянетолькодляпешеходовипассажиров, ноидлявелосипедистов.

· Учебно-методическоепособиеА.Г.Малова-Гра «Тематическоеипоурочноепланированиепоосновамбезопасностижизнедеятельности». (Издательство «Астрель», 2008 г.)содержитподробноепланированиеуроковОБЖ, кучебникудляобщеобразовательныхучрежденийМ.П.Фролова, Е.Н.Литвиноваидр. "Основыбезопасностижизнедеятельности" подредакциейЮ.Л.Воробьева, рекомендованномуМинистерствомобразованияинаукиРоссийскойФедерации. Впособиирассматриваютсявсеэтапыурока: объяснениеновогоматериала, закреплениеуменийинавыковучащихся, втомчислеипособлюдениюправилдорожногодвижения, проверкадомашнегозаданияит.д. Приводятсяпоясняющиесхемы, дополнительныйсправочныйматериалдляпрактическихзанятий.

· БольшойвкладвпрофилактикудетскогодорожноготравматизмавнеслаЕ.А.Козловская, главныйнаучныйсотрудникНаучно-исследовательскогоцентрапроблембезопасностидорожногодвиженияМВДРоссии, кандидатпедагогическихнаук, полковникМВДРоссиивотставке.

Авторомизданоболее 40 учебно-методическихпособийдляпедагоговипсихологовдошкольных, общеобразовательныхучрежденийиучрежденийдополнительногообразования. Учебнометодическийкомплект «Дорожнаябезопасность», состоящийиз 5 книг (пособиедляпедагоговиучебныекниги-тетрадидляучащихся 1, 2, 3, 4 классов)входитвфедеральныеперечниучебниковиучебно-методическихизданий. Комплектиспользуетсявобразовательномпроцессешколыврамкахобязательныхпредметов «Окружающиймир» и «ОБЖ» (издательскийдом «ТретийРим» 2002-2010 годывыпуска).

Знанияправилдорожногодвиженияиповедениянаулицедлясовременныхдетейдолжныстатьосновнымориентиромвмегаполисах. Отнихзависитжизньподрастающегопоколения. Детидолжнынаучитьсяориентироватьсявдорожнойобстановке, ееизменениях, правильнореагироватьнаних. Чемраньшедетиусвоятэтиправила, темспокойнеебудетихродителямиучителям. Внашейработебылпроведенанализучебно-методическойлитературы, посвященнойданнойпроблеме, гдемыраскрылинеобходимостьпроведениясистематическойработыпообучениюдетейбезопасномуповедениюнадорогеииспользованиюпедагогамиразнообразныхформиметодовпрофилактикидетскогодорожноготравматизма, каквовремяшкольныхзанятий, такивсвободноевремя. Авторыбольшинстваизданийподчеркивают, чтоособенностьобученияправиламдорожногодвижениявтом, чтовотличиеотдругихучебныхнаук, обучающиесядолжныбытьзаинтересованынестолькополучитьхорошуюоценкузнаний, скольконаучитьсяправильноибезопасновестисебянаулицахидорогах. Большаячастьучебно-методическойлитературыпредназначенадлявоспитателейдетскихсадовипедагоговмладшихшкольников. Вмладшемвозрастеобучениедетейправиламбезопасногоповедениянаулицахидорогах, помнениюбольшинстваиздателей, должнопроходитьсистематически, ноненавязчиво. Дляэтогодолжныиспользоватьсяцелевыепрогулки, изучениеразличныхситуацийнаулицеиводворе. Необходимознакомитьдетейспонятиями «улица», «дорога», «тротуар», «светофор», значениеегосигналов. Напрогулкахнаблюдатьзадвижениемтранспорта, пешеходов, учитьсяразличатьавтомобили.

Длязакрепленияполученныхзнанийавторыпредлагаютпедагогамакцентироватьвниманиедетейнаиллюстрацияхвкнигах, наплакатах, объяснятьопасностькрасногосигналасветофораизначениежёлтогоизелёногосигналов, знакомитьдетейспонятиями «высоко-низко», «большой-маленький», «близкодалеко» ит.д. Педагогам, работающимсдетьмисреднеговозраста, большинствоавторовсоветуютнетолькорасширятьзнаниядетейоправилахбезопасногоповедениянаулицахидорогах, ноиформироватьунихнеобходимыеуменияинавыки. Напрогулкахпроверятьзнаниядетейобулице, пониманиеимислов «тротуар», «проезжаячастьдороги», «светофор»; обращатьвниманиенадорожныезнаки, дорожнуюразметку, объяснятьихзначение; рассказыватьобособенностяхдвиженияавтомобилей, автобусов; знакомитьсдорожнымизнаками: «Осторожно, дети!», «Пунктмедицинскойпомощи» идр. Встаршихклассахосновнойакцентвобучениидетейбезопасномуповедениюнаулицахидорогахделаетсяназакреплениеиотработкунавыковповыполнениюправильныхдействийвдорожнойсреде. Педагогунеобходимонаучитьподростковпредвидетьскрытуюопасностьисогласовыватьсвоидействиясправиламидорожногодвижения. 

Такимобразом, можносказать, чтозначительнаячастьпредложенныхпедагогамизданийможетпомочьимграмотноорганизоватьработувразныхвозрастныхгруппахиопределитьнасколькоусвоилидетиправилабезопасногоповедениянаулицахидорогахроссийскихгородов. Однакоследуетотметить, чтовбольшинствеметодическихрекомендацийпрофилактикадетскоготравматизмарассматриваетсякакнаправлениедеятельностималосвязанноесдругимивидамипрофилактическойработывшколе: профилактикинаркомании, алкоголизма, табакокурения, инфекционныхзаболеваний, безопасногоповедениянаводеит.д. Крометого, проведенныйаналитическийобзоручебно-методическойлитературыпотемепрофилактикидетскогодорожноготравматизмапоказал, чтонасегодняшнийденьпрактическиотсутствуюткакие-либонаучнометодическиерекомендацииоборганизацииданногопроцессавовзаимодействииссистемойвнутреннихдел (аименногосударственнойинспекциейбезопасностидорожногодвижения). Необходимотакжеотметить, чтоэффективностьпрофилактикидетскогодорожноготравматизмазависитнетолькоотактивноговзаимодействиявсехсубъектов, заинтересованныхвобеспечениибезопасностидорожногодвиженияисохраненияжизнииздоровьядетейиподростков, нотребуетивнедрениявпрактикуэтойработыновыхнаучныхдостиженийипедагогическихтехнологий. Недостаточностьнаучныхматериалов, раскрывающихсущностьотдельныхсторонподготовкидетейкбезопасномуучастиювдорожномдвижении, такихкак: общиетребованиякподготовкепедагогическихкадров, системныйподходкпостроениюпроцессанепрерывногообразования, моделированиеорганизационно-педагогическихусловийиситуаций, оптимизацияформиметодовобученияивоспитания, социальнаяадаптациядетейкусловиямдорожнойсредыит.д., приводиткузкомурассмотрениюзадачпрофилактикииоднообразиюсодержанияпрофилактическойработысдетьмиразноговозраста










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...