Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-экономическая эффективность таможенного дела




Эффективность таможенного дела рассматривается и оцени­вается по разным критериям, качественно или количественно. Наи­больший интерес представляет такой эффект таможенного дела, как его воздействие на структурную экономическую политику. Речь идет об использовании таможенных пошлин и налогов для разви­тия эффективных отраслей, стимулирования производства необхо­димой продукции, формирования системы рациональных потреб­ностей населения и решения других задач.

Исходной базой для определения суммы эффектов таможен­ного дела является влияние таможенных методов регулирования ВЭД на формирование системы рациональных потребностей на­селения.Сама категория "система рациональных потребностей на­селения" находится в стадии осмысления и формирования.

Таможенные методы регулирования ВЭД нацеливаются на сти­мулирование развития отраслей, в которых создаются товары и услуги для удовлетворения рациональных потребностей людей. И наоборот, таможенные методы используются для сокращения или ликвидации производства в тех отраслях, где создаются товары и услуги для удовлетворения нерациональных потребностей населе­ния. Имеется в виду потребление алкоголя, табака, нездоровой пищи и т.д.

Таможенная служба имеет непосредственное отношение к удовлетворению системы рациональных потребностей государства. В соответствии с Положением о ФТС РФ, она "обеспечивает в пре­делах своей компетенции экономическую безопасность и защиту экономических интересов Российской Федерации". Это проявля­ется в том, что ФТС РФ решает следующие задачи:

- организует применение и совершенствует средства таможен­ного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из при­оритетов развития экономики Российской Федерации;

- принимает меры по защите прав и интересов граждан и орга­низаций при осуществлении таможенного дела;

- участвует в организации контроля за вывозом стратегичес­ких и других жизненно важных для интересов России материалов;

При таком подходе народнохозяйственный эффект таможен­ного дела должен рассчитываться в виде показателей экономии общественного труда, увеличения чистого дохода, прибыли, дохо­дов бюджета, полученных за счет совершенствования таможенно­го дела.

Под социально-экономической эффективностью деятельнос­ти системы таможенных органов понимается соотношение между социально-экономическими результатами деятельности таможен­ных органов и затратами, направленными на достижение этих ре­зультатов.

В 1998 году ФТС РФ Приказом от 09.01.1998 г. №8 введена в действие "Методика проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации". Далее приведены основные положения этого документа.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Целью проведения анализа деятельности таможенных орга­нов является необходимость сравнительной оценки работы реги­ональных таможенных управлений, таможен и таможенных по­стов по основным составляющим фискальных и правоохранитель­ных функций, а также определения качества управленческой дея­тельности.

Задача анализа состоит в сравнении эффективности деятель­ности таможенных органов, внешние условия функционирования которых в равной степени сопоставимы как в выявлении потен­циальных возможностей, так и резервов в анализе собственной деятельности.

С этой целью применяются такие методы анализа, как сравне­ние с контрольным заданием, с показателями деятельности за предшествующий период, использование относительных показа­телей. Для указанных целей вводится условная типизация тамо­женных органов в соответствии с условиями их работы и основ­ными направлениями деятельности.

Предметом анализа является организация таможенного дела в регионе. Методическую основу для определения уровня исполне­ния экономической, правоохранительной и управленческой деятель­ности таможенного органа составляет анализ внешнеэкономичес­кой деятельности в регионе, качественный и количественный со­став участников внешнеэкономической деятельности, направления и объемы товаропотоков, различие в способах перемещения това­ров по /идам транспорта.

Анализ внешнеэкономической деятельности основывается на данных таможенной статистики.

Анализ деятельности экономического блока таможенных ор­ганов (в том числе валютного контроля) базируется на материалах таможенной статистики, бухгалтерской отчетности, данных функ­циональных отделов таможенного органа (отделы таможенной стоимости, валютного контроля, таможенных платежей и др.) и проводится с применением статистических (статистическая свод­ка, группировка), графических (построение диаграмм, графиков) и сравнительных методов анализа с использованием данных по внешнеэкономической деятельности в регионе.

Анализ правоохранительной деятельности имеет целью обоб­щение результатов работы отделов правоохранительного блока, где определяющей является деятельность оперативных подраз­делений.

Анализ основных элементов управленческой деятельности дает представление о таких составляющих управленческого процесса, как эффективность принятия управленческого решения, контроль его исполнения и как следствие - эффективности управленческой структуры в целом. К управленческим составляющим могут быть отнесены кадровая работа, проводимые организационно-штатные мероприятия по оптимизации структуры и штатной численности таможенных органов, а также контрольно-инспекторская деятель­ность в регионе.

Все приведенные факторы условно разделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

- специфика промышленно-экономической инфраструктуры региона и отраслевой специализации, численность населения, потребляющего импортные товары;

- преобладание в торговом обороте товаров из стран дальнего зарубежья либо стран СНГ;

- наличие границ в Таможенном союзе;

- географическое расположение региона, включая данные по занимаемой территории, протяженности и характеру границ;

- характеристика субъектов ВЭД в аспекте соотношения юри­дических и физических лиц;

- системы путей сообщения, разделение по видам транспорта, наличие в регионе деятельности пунктов пропуска на границах, их оснащенность и пропускная способность.

К внутренним факторам относятся:

- структура и штатная численность, уровень профессиональ­ной подготовки кадров;

- инфраструктура таможенных органов региона;

- оснащенность таможенных органов средствами вычислитель­ной техники, связи, транспорта и оргтехникой.

ОПИСАНИЕ СЕГМЕНТОВ АНАЛИЗА.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАБОТЫ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

1. Для оценки работы таможенных органов по экономическим составляющим необходимы данные, характеризующие итоги внеш­ней торговли региона в отношении определения экспортной (им­портной) и номенклатурной ориентации зоны деятельности.

При этом должна прослеживаться динамика экспортно-импор­тных операций в виде графиков или диаграмм.

Это дает возможность прогнозировать динамику данных про­цессов в течение года, а с учетом цикличности - на будущий период.

Из графиков и таблиц устанавливаются и отслеживаются экс­портная или импортная ориентацию региона, а также перспек­тивы изменений в сальдо внешнеторгового баланса.

Данные выводы необходимы для определения специфики структуры и штатной численности, состава работников, должнос­тных категорий и особенностей системы управления. Соответствен­но это должно отражаться как на специфике инфраструктуры ре­гиона, так и на развитии функциональных подразделений, особен­ностях организации таможенного контроля и т.д.

Для экспортно-ориентированных регионов характерным яв­ляется преобладание машиностроительной продукции в импорте и значительные объемы товаров, помещаемых под таможенные режимы "переработки", "временного ввоза".

Рассмотрим некоторые показатели:

1. ДВС - динамика внешнеторгового сальдо региона. Показатель характеризует экспортную и импортную направ­ленность региона.

В дальнейшем выявляется УВР - удельный вес внешнеторго­вой деятельности региона в экспорте или импорте России.

2. Расчет условного уровня налогообложения товаров, переме­щаемых через границу РФ в режимах "экспорта" и "выпуска в свободное обращение" в отношении товаров из стран СНГ и дальнего зарубежья. При этом под условным уровнем налогообложения по­нимается совокупный таможенный платеж (пошлина + акциз + НДС), рассчитанный по видам налогов, и в сумме приведенный к единой налогооблагаемой базе (таможенной стоимости).

Расчет условного уровня налогообложения проводится с уче­том номенклатуры реально перемещаемых товаров и удельного веса стран-производителей (поставщиков).

3. Данные по выполнению таможенными органами плановых заданий по поступлениям платежей.

4. Предполагая, что размеры таможенных платежей прямо про­порционально зависят от объемов товаров, поступающих в регион из стран дальнего зарубежья, и зная удельный вес региона (УВР), получают исходные данные для планирования платежей на после­дующий период. При этом под понятием регион может понимать­ся район деятельности поста или таможни, в особенности если данный район не является типичным для всего РТУ. В этом случае необходимо определиться в соответствии с условной типизацией таможенных органов, приведенной ранее. Примером нетипичнос­ти структуры внешней торговли могут являться градообразующие заводы экспортной направленности или приграничные города, рас­положенные на крупных трассах международного сообщения.

5. Анализ выполнения плановых заданий производится в со­ответствии с разделением таможенных платежей по видам. Вместе с тем преобладание или полное отсутствие какого-либо вида плате­жей (например, акциза на экспорт нефти или НДС для экспортно-ориентированного производства) в одном или нескольких рассмат­риваемых регионах должны являться основанием для принятия сле­дующих перечисленных показателей в качестве условных, а имен­но показатели выполнения плановых заданий по наполнению фе­дерального бюджета(ПВПЗ), в процентах в том числе:

ПВПЗ/П - по ввозной пошлине; ПВПЗ/А1 - по акцизу при ввозе; ПВПЗ/А2 - по акцизу при вывозе; ПВПЗ/НДС - по НДС.

Эти показатели определяются как отношение фактически по­ступивших платежей к плановым. При импорте товаров представ­ляется целесообразным ввести дополнительный показатель, опре­деляемый путем сравнения суммы фактически поступивших пла­тежей и суммы начисленных платежей. В общий показатель вклю­чаются рассчитанные в процентах не поступившие на счета ФТС России денежные средства от таможенных платежей и не взыскан­ные по отсрочкам (рассрочкам) суммы.

6. Показателем деятельности таможенных органов является также эффективность работы с конфискованными товарами и то­варами, обращенными в федеральную собственность. Этот пока­затель включает такие компоненты, как:

- стоимость обращенных в федеральную собственность то­варов;

- установленное задание по перечислению средств от реали­зации товаров, обращенных в федеральную собственность;

- фактические поступления на счет ФТС России средств от ре­ализации товаров, обращенных в федеральную собственность;

- процентное отношение поступивших на счет ФТС России средств от реализации товаров, обращенных в федеральную соб­ственность, к сумме средств, установленных заданием;

- коэффициент, характеризующий количество реализованных товаров в процентах.

Эффективность деятельности таможенного органа по рассмат­риваемому направлению определяется: коэффициентом реализа­ции товаров (то есть отношением количества реализованных това­ров к общему количеству товаров, обращенных в федеральную собственность, за отчетный период). При сравнении результатов работы таможенных органов в этом направлении необходимо учи­тывать такие факторы, как особенности рынка сбыта товаров дан­ного региона, ликвидность, номенклатуру, стоимость товаров, об­ращенных в федеральную собственность, безвозмездную переда­чу товаров органам социальной сферы и в Роскомдрагмет, уничто­жение товаров.

7. Для характеристики формирования и использования Фонда развития таможенной службы (ФРТС) применяются следующие показатели:

КДВР 1 - коэффициент доходности каждого вложенного от реализации конфиската рубля по перечислению в ФРТС на депо­зит ФТС России;

КДВР 2 - коэффициент доходности каждого вложенного по платежам в бюджет рубля.

8. Показатели формирования и целевого использования фонда развития таможенной системы.

С учетом того, что наполнение фонда в основном осуществля­ется за счет поступлений от сборов за таможенное оформление и платежей с физических лиц, необходимо обратить внимание на работу таможенных органов по начислению и взиманию именно этих двух видов платежей.

Остальные сборы составляют несущественную часть в струк­туре фонда.

Суммы сборов за таможенное оформление напрямую зависят от общего оборота внешнеторговой деятельности региона и состав­ляют 0,15% от оборота.

Если совпадения показателей по данному региону не получа­ется, то анализируются данные о номенклатуре товаров региона для того, чтобы установить наличие в импорте товаров, освобож­даемых от уплаты сборов (например, гуманитарная помощь). Эти данные сопоставляются с объемом пропуска товаров, перемещае­мых физическими лицами.

9. При анализе работы таможенных органов по осуществле­нию валютного контроля важно не только выявление фактов нару­шений валютного законодательства, но и масштабы мер, принима­емых для пресечения таких нарушений, а также наложения взыс­каний по подобным фактам, что сопряжено со значительными про­цессуальными проблемами.

Экономическая эффективность таможенного дела измеряет­ся следующими показателями:

Производительность труда:

- количество или стоимость товаров, перемещенных через таможенную границу, в расчете на одного работника за год;

- количество оформленных грузовых таможенных деклараций в расчете на одного работника за год;

- таможенные платежи в расчете на одного работника за год;

- таможенные сборы в расчете на одного работника за год. Фондоотдача:

- количество или стоимость товаров, перемещенных через та­моженную границу, за год в расчете на один рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов;

- сумма таможенных платежей за год в расчете на один рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Еще одним показателем эффективности, родственным показа­телю производительности труда, является время оформления од­ной грузовой таможенной декларации:

, где:  - количество грузовых таможенных деклараций, штук;  - годовой фонд рабочего времени работающих, часов.

Одним из важнейших показателей эффективности текущих затрат является производительность труда. Повышение произво­дительности труда свидетельствует об улучшении влияния интен­сивных факторов роста производства таможенных услуг, о сниже­нии издержек производства благодаря экономии на оплате труда.

Иногда в практике используется показатель трудоемкости, представляющий собой величину, обратную производительнос­ти труда. Им определяется количество работающих, приходяще­еся на единицу эффекта - на единицу товара или таможенных платежей.

Для характеристики эффективности использования основных производственных фондов применяются показатели фондоотдачи.

Во всех отраслях, кроме таможенного дела, увеличение во времени производительности труда и фондоотдача являются призна­ком улучшения их работы. В таможенном деле положение иное. Если бы таможенные наука и практика умели рассчитывать эконо­мический вклад отрасли в общеэкономический народнохозяйствен­ный эффект, тогда увеличение этого вклада в расчете на единицу ресурсов было бы явлением положительным. Однако наука пока не предложила методов таких расчетов. Поэтому показатели про­изводительности труда и фондоотдачи могут применяться лишь для сравнения эффективности деятельности разных таможенных орга­низаций, работающих в одно время и в одинаковых условиях. Срав­нивать же работу одних и тех же организаций в разные годы по этим показателям нельзя, так как их величина может существенно изменяться по причинам, не связанным с эффективностью работы таможенных организаций, например, по причине ежегодного из­менения ставок таможенных пошлин и налогов.

С некоторой натяжкой показатели производительности труда и фондоотдачи могут применяться для "временного" анализа, если в числителе их формул используются такие натуральные показате­ли, как:

- количество товаров, перемещенных через таможенную гра­ницу;

- количество оформленных грузовых таможенных деклараций, штук.

Однако и в этом случае необходимо учитывать влияние на ука­занные показатели внешних по отношению к таможенному делу факторов, таких, например, как ограничения или поощрения в тор­говле с какими-либо странами и соответствующие изменения в количестве товаров и ГТД.

При планировании внедрения новой техники, при выборе ва­риантов реконструкции действующих или строительстве новых таможен, при размещении таможенных организаций необходимо рассчитывать показатели эффективности капитальных вложений (напоминаем, что в таможенном деле в расчетах эффективности используются показатели условного экономического эффекта).

Эффективность капитальных вложений определяется как частное от деления прироста эффекта, вызванного этими капиталь­ными вложениями, на их объем:

Эк = АП / К, где: АП - прирост эффекта, единиц в год; К - объем капитальных вложений, млн. руб. в год.

Обобщающим показателем эффективности таможенного дела является эффективность полных затрат:

Эп = П / З, где: П - эффект, единиц в год; 3 - полные затраты (включая капитальные), млн. руб. в год.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 630.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...