Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-экономическая эффективность таможенного дела
Эффективность таможенного дела рассматривается и оценивается по разным критериям, качественно или количественно. Наибольший интерес представляет такой эффект таможенного дела, как его воздействие на структурную экономическую политику. Речь идет об использовании таможенных пошлин и налогов для развития эффективных отраслей, стимулирования производства необходимой продукции, формирования системы рациональных потребностей населения и решения других задач. Исходной базой для определения суммы эффектов таможенного дела является влияние таможенных методов регулирования ВЭД на формирование системы рациональных потребностей населения.Сама категория "система рациональных потребностей населения" находится в стадии осмысления и формирования. Таможенные методы регулирования ВЭД нацеливаются на стимулирование развития отраслей, в которых создаются товары и услуги для удовлетворения рациональных потребностей людей. И наоборот, таможенные методы используются для сокращения или ликвидации производства в тех отраслях, где создаются товары и услуги для удовлетворения нерациональных потребностей населения. Имеется в виду потребление алкоголя, табака, нездоровой пищи и т.д. Таможенная служба имеет непосредственное отношение к удовлетворению системы рациональных потребностей государства. В соответствии с Положением о ФТС РФ, она "обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность и защиту экономических интересов Российской Федерации". Это проявляется в том, что ФТС РФ решает следующие задачи: - организует применение и совершенствует средства таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации; - принимает меры по защите прав и интересов граждан и организаций при осуществлении таможенного дела; - участвует в организации контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; При таком подходе народнохозяйственный эффект таможенного дела должен рассчитываться в виде показателей экономии общественного труда, увеличения чистого дохода, прибыли, доходов бюджета, полученных за счет совершенствования таможенного дела. Под социально-экономической эффективностью деятельности системы таможенных органов понимается соотношение между социально-экономическими результатами деятельности таможенных органов и затратами, направленными на достижение этих результатов. В 1998 году ФТС РФ Приказом от 09.01.1998 г. №8 введена в действие "Методика проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации". Далее приведены основные положения этого документа. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Целью проведения анализа деятельности таможенных органов является необходимость сравнительной оценки работы региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов по основным составляющим фискальных и правоохранительных функций, а также определения качества управленческой деятельности. Задача анализа состоит в сравнении эффективности деятельности таможенных органов, внешние условия функционирования которых в равной степени сопоставимы как в выявлении потенциальных возможностей, так и резервов в анализе собственной деятельности. С этой целью применяются такие методы анализа, как сравнение с контрольным заданием, с показателями деятельности за предшествующий период, использование относительных показателей. Для указанных целей вводится условная типизация таможенных органов в соответствии с условиями их работы и основными направлениями деятельности. Предметом анализа является организация таможенного дела в регионе. Методическую основу для определения уровня исполнения экономической, правоохранительной и управленческой деятельности таможенного органа составляет анализ внешнеэкономической деятельности в регионе, качественный и количественный состав участников внешнеэкономической деятельности, направления и объемы товаропотоков, различие в способах перемещения товаров по /идам транспорта. Анализ внешнеэкономической деятельности основывается на данных таможенной статистики. Анализ деятельности экономического блока таможенных органов (в том числе валютного контроля) базируется на материалах таможенной статистики, бухгалтерской отчетности, данных функциональных отделов таможенного органа (отделы таможенной стоимости, валютного контроля, таможенных платежей и др.) и проводится с применением статистических (статистическая сводка, группировка), графических (построение диаграмм, графиков) и сравнительных методов анализа с использованием данных по внешнеэкономической деятельности в регионе. Анализ правоохранительной деятельности имеет целью обобщение результатов работы отделов правоохранительного блока, где определяющей является деятельность оперативных подразделений. Анализ основных элементов управленческой деятельности дает представление о таких составляющих управленческого процесса, как эффективность принятия управленческого решения, контроль его исполнения и как следствие - эффективности управленческой структуры в целом. К управленческим составляющим могут быть отнесены кадровая работа, проводимые организационно-штатные мероприятия по оптимизации структуры и штатной численности таможенных органов, а также контрольно-инспекторская деятельность в регионе. Все приведенные факторы условно разделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: - специфика промышленно-экономической инфраструктуры региона и отраслевой специализации, численность населения, потребляющего импортные товары; - преобладание в торговом обороте товаров из стран дальнего зарубежья либо стран СНГ; - наличие границ в Таможенном союзе; - географическое расположение региона, включая данные по занимаемой территории, протяженности и характеру границ; - характеристика субъектов ВЭД в аспекте соотношения юридических и физических лиц; - системы путей сообщения, разделение по видам транспорта, наличие в регионе деятельности пунктов пропуска на границах, их оснащенность и пропускная способность. К внутренним факторам относятся: - структура и штатная численность, уровень профессиональной подготовки кадров; - инфраструктура таможенных органов региона; - оснащенность таможенных органов средствами вычислительной техники, связи, транспорта и оргтехникой. ОПИСАНИЕ СЕГМЕНТОВ АНАЛИЗА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 1. Для оценки работы таможенных органов по экономическим составляющим необходимы данные, характеризующие итоги внешней торговли региона в отношении определения экспортной (импортной) и номенклатурной ориентации зоны деятельности. При этом должна прослеживаться динамика экспортно-импортных операций в виде графиков или диаграмм. Это дает возможность прогнозировать динамику данных процессов в течение года, а с учетом цикличности - на будущий период. Из графиков и таблиц устанавливаются и отслеживаются экспортная или импортная ориентацию региона, а также перспективы изменений в сальдо внешнеторгового баланса. Данные выводы необходимы для определения специфики структуры и штатной численности, состава работников, должностных категорий и особенностей системы управления. Соответственно это должно отражаться как на специфике инфраструктуры региона, так и на развитии функциональных подразделений, особенностях организации таможенного контроля и т.д. Для экспортно-ориентированных регионов характерным является преобладание машиностроительной продукции в импорте и значительные объемы товаров, помещаемых под таможенные режимы "переработки", "временного ввоза". Рассмотрим некоторые показатели: 1. ДВС - динамика внешнеторгового сальдо региона. Показатель характеризует экспортную и импортную направленность региона. В дальнейшем выявляется УВР - удельный вес внешнеторговой деятельности региона в экспорте или импорте России. 2. Расчет условного уровня налогообложения товаров, перемещаемых через границу РФ в режимах "экспорта" и "выпуска в свободное обращение" в отношении товаров из стран СНГ и дальнего зарубежья. При этом под условным уровнем налогообложения понимается совокупный таможенный платеж (пошлина + акциз + НДС), рассчитанный по видам налогов, и в сумме приведенный к единой налогооблагаемой базе (таможенной стоимости). Расчет условного уровня налогообложения проводится с учетом номенклатуры реально перемещаемых товаров и удельного веса стран-производителей (поставщиков). 3. Данные по выполнению таможенными органами плановых заданий по поступлениям платежей. 4. Предполагая, что размеры таможенных платежей прямо пропорционально зависят от объемов товаров, поступающих в регион из стран дальнего зарубежья, и зная удельный вес региона (УВР), получают исходные данные для планирования платежей на последующий период. При этом под понятием регион может пониматься район деятельности поста или таможни, в особенности если данный район не является типичным для всего РТУ. В этом случае необходимо определиться в соответствии с условной типизацией таможенных органов, приведенной ранее. Примером нетипичности структуры внешней торговли могут являться градообразующие заводы экспортной направленности или приграничные города, расположенные на крупных трассах международного сообщения. 5. Анализ выполнения плановых заданий производится в соответствии с разделением таможенных платежей по видам. Вместе с тем преобладание или полное отсутствие какого-либо вида платежей (например, акциза на экспорт нефти или НДС для экспортно-ориентированного производства) в одном или нескольких рассматриваемых регионах должны являться основанием для принятия следующих перечисленных показателей в качестве условных, а именно показатели выполнения плановых заданий по наполнению федерального бюджета(ПВПЗ), в процентах в том числе: ПВПЗ/П - по ввозной пошлине; ПВПЗ/А1 - по акцизу при ввозе; ПВПЗ/А2 - по акцизу при вывозе; ПВПЗ/НДС - по НДС. Эти показатели определяются как отношение фактически поступивших платежей к плановым. При импорте товаров представляется целесообразным ввести дополнительный показатель, определяемый путем сравнения суммы фактически поступивших платежей и суммы начисленных платежей. В общий показатель включаются рассчитанные в процентах не поступившие на счета ФТС России денежные средства от таможенных платежей и не взысканные по отсрочкам (рассрочкам) суммы. 6. Показателем деятельности таможенных органов является также эффективность работы с конфискованными товарами и товарами, обращенными в федеральную собственность. Этот показатель включает такие компоненты, как: - стоимость обращенных в федеральную собственность товаров; - установленное задание по перечислению средств от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность; - фактические поступления на счет ФТС России средств от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность; - процентное отношение поступивших на счет ФТС России средств от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, к сумме средств, установленных заданием; - коэффициент, характеризующий количество реализованных товаров в процентах. Эффективность деятельности таможенного органа по рассматриваемому направлению определяется: коэффициентом реализации товаров (то есть отношением количества реализованных товаров к общему количеству товаров, обращенных в федеральную собственность, за отчетный период). При сравнении результатов работы таможенных органов в этом направлении необходимо учитывать такие факторы, как особенности рынка сбыта товаров данного региона, ликвидность, номенклатуру, стоимость товаров, обращенных в федеральную собственность, безвозмездную передачу товаров органам социальной сферы и в Роскомдрагмет, уничтожение товаров. 7. Для характеристики формирования и использования Фонда развития таможенной службы (ФРТС) применяются следующие показатели: КДВР 1 - коэффициент доходности каждого вложенного от реализации конфиската рубля по перечислению в ФРТС на депозит ФТС России; КДВР 2 - коэффициент доходности каждого вложенного по платежам в бюджет рубля. 8. Показатели формирования и целевого использования фонда развития таможенной системы. С учетом того, что наполнение фонда в основном осуществляется за счет поступлений от сборов за таможенное оформление и платежей с физических лиц, необходимо обратить внимание на работу таможенных органов по начислению и взиманию именно этих двух видов платежей. Остальные сборы составляют несущественную часть в структуре фонда. Суммы сборов за таможенное оформление напрямую зависят от общего оборота внешнеторговой деятельности региона и составляют 0,15% от оборота. Если совпадения показателей по данному региону не получается, то анализируются данные о номенклатуре товаров региона для того, чтобы установить наличие в импорте товаров, освобождаемых от уплаты сборов (например, гуманитарная помощь). Эти данные сопоставляются с объемом пропуска товаров, перемещаемых физическими лицами. 9. При анализе работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля важно не только выявление фактов нарушений валютного законодательства, но и масштабы мер, принимаемых для пресечения таких нарушений, а также наложения взысканий по подобным фактам, что сопряжено со значительными процессуальными проблемами. Экономическая эффективность таможенного дела измеряется следующими показателями: Производительность труда: - количество или стоимость товаров, перемещенных через таможенную границу, в расчете на одного работника за год; - количество оформленных грузовых таможенных деклараций в расчете на одного работника за год; - таможенные платежи в расчете на одного работника за год; - таможенные сборы в расчете на одного работника за год. Фондоотдача: - количество или стоимость товаров, перемещенных через таможенную границу, за год в расчете на один рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов; - сумма таможенных платежей за год в расчете на один рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Еще одним показателем эффективности, родственным показателю производительности труда, является время оформления одной грузовой таможенной декларации: , где: - количество грузовых таможенных деклараций, штук; - годовой фонд рабочего времени работающих, часов. Одним из важнейших показателей эффективности текущих затрат является производительность труда. Повышение производительности труда свидетельствует об улучшении влияния интенсивных факторов роста производства таможенных услуг, о снижении издержек производства благодаря экономии на оплате труда. Иногда в практике используется показатель трудоемкости, представляющий собой величину, обратную производительности труда. Им определяется количество работающих, приходящееся на единицу эффекта - на единицу товара или таможенных платежей. Для характеристики эффективности использования основных производственных фондов применяются показатели фондоотдачи. Во всех отраслях, кроме таможенного дела, увеличение во времени производительности труда и фондоотдача являются признаком улучшения их работы. В таможенном деле положение иное. Если бы таможенные наука и практика умели рассчитывать экономический вклад отрасли в общеэкономический народнохозяйственный эффект, тогда увеличение этого вклада в расчете на единицу ресурсов было бы явлением положительным. Однако наука пока не предложила методов таких расчетов. Поэтому показатели производительности труда и фондоотдачи могут применяться лишь для сравнения эффективности деятельности разных таможенных организаций, работающих в одно время и в одинаковых условиях. Сравнивать же работу одних и тех же организаций в разные годы по этим показателям нельзя, так как их величина может существенно изменяться по причинам, не связанным с эффективностью работы таможенных организаций, например, по причине ежегодного изменения ставок таможенных пошлин и налогов. С некоторой натяжкой показатели производительности труда и фондоотдачи могут применяться для "временного" анализа, если в числителе их формул используются такие натуральные показатели, как: - количество товаров, перемещенных через таможенную границу; - количество оформленных грузовых таможенных деклараций, штук. Однако и в этом случае необходимо учитывать влияние на указанные показатели внешних по отношению к таможенному делу факторов, таких, например, как ограничения или поощрения в торговле с какими-либо странами и соответствующие изменения в количестве товаров и ГТД. При планировании внедрения новой техники, при выборе вариантов реконструкции действующих или строительстве новых таможен, при размещении таможенных организаций необходимо рассчитывать показатели эффективности капитальных вложений (напоминаем, что в таможенном деле в расчетах эффективности используются показатели условного экономического эффекта). Эффективность капитальных вложений определяется как частное от деления прироста эффекта, вызванного этими капитальными вложениями, на их объем: Эк = АП / К, где: АП - прирост эффекта, единиц в год; К - объем капитальных вложений, млн. руб. в год. Обобщающим показателем эффективности таможенного дела является эффективность полных затрат: Эп = П / З, где: П - эффект, единиц в год; 3 - полные затраты (включая капитальные), млн. руб. в год. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 683. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |