Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 13 . Велосипедные путешествия.




Цель:Изучить организационные вопросы проведения лыжных походов и путешествий, охарактеризовать одежду и обувь для лыжных путешествий, ознакомиться с основными требованиями к лыжному снаряжению

План:

13.1. Особенности велосипедных путешествий.

13.2.Подготовка велосипеда к походу.

13.3. Уход и ремонт велосипеда.

13.4. Организация движения.

13.5. Организация ночлегов и меры безопасности.

Основные понятия: велосипед, велоаптечка, регулировка колес

Особенности велосипедных путешествий.

Велосипедный туризм имеет свои преимущества и особенности. У велотуристов более широкие возможности в выборе маршрута, а утомляемость значительно ниже. Скорость передвижения пре­вышает скорость пеших туристов в несколько раз.

Снаряжение.Проще использовать велосипеды типа «Дорожный» (В-110, В-126, В-130, В-134). Они располагают большей базой (расстоя­ние между центрами колес) и имеют более прочные и широкие шины. Кроме этого, руль дорожного велосипеда можно установить в любое положение. Седло дорожных велосипедов мягкое, а это немаловажно при длительной езде. Детали дорожных велосипе­дов изготавливаются с большим запасом прочности.

Наиболее удобными для путешествия являются спортивно-до­рожные велосипеды, главным преимуществом которых считается универсальность. Они обладают хорошей проходимостью на трудных дорогах и в горах, а к тому же качествами гоночной машины, что позволяет быстро преодолевать расстояния. Спортивно-дорож­ный велосипед легче дорожного. Благодаря набору передач у не­го более легкий ход, большая маневренность (благодаря укоро­ченной по сравнению с дорожным велосипедом базой). Но, несмот­ря на преимущества перед дорожным велосипедом, у спортивно-дорожного есть ряд недостатков: затруднена смена спиц заднего колеса со стороны переключателя, на трудных дорогах можно по­вредить переключатель, коробчатые обода из алюминиевого сплава.

Подготовка велосипеда к походу.

Общие требования. Многодневные велосипедные походы требуют тщательной подготовки велосипеда. Седло не­обходимо подобрать таким образом, чтобы основная нагрузка приходилась на седалищные бугры. Багажник должен быть до­статочно широким, с прочными стойками. На спортивно-турист­ский велосипед можно поставить багажник дорожного велосипе­да, закрепив его скобы впереди подседельных стоек рамы. При таком креплении не придется пробивать отверстие для троса зад­него тормоза. В зависимости от рельефа местности, по которой будет проходить маршрут велопохода, и веса рюкзаков может по­явиться необходимость усиления стоек багажника. Для этого лучше использовать дюралевые трубки лыжных палок, вставив в их нижние концы, специально выточенные ушки с отверстиями.

Оснащение велопохода. Перечень снаряжения для велопоходов представлен в таблицах 3, 4, 5. Ниже остановимся только на осо­бенностях подготовки снаряжения для велопоходов.

Содержимое велоаптечки: цепь, по три оси для передних и задних колес, три-четыре педальные оси (оси с конусами и гай­ками), комплект чашек для передней вилки, пятьдесят спиц, три-четыре замочка для цепи, две-три камеры и покрышка.

Общий ремнабор содержит: большой молоток, пассатижи, руч­ные тисочки, большую отвертку, набор гаечных ключей, две мас­ленки, мотоциклетный насос, шарики для подшипников 3, 4, 5 и 6 мм, резиновый клей, резину для заплат, нитки «моккей» (или суровые), две-три штопальные иглы, шило, тонкий и прочный шпа­гат, а на случай поломки рам или вилок мягкую проволоку, сы­ромятные ремни, тонкую, прочную веревку, густую (тавот) и жид­кую (машинное масло) смазки, хотя бы один (резиновый или брезентовый) складной тазик, который используется для отыска­ния проколов камер.

Одежда и обувь. Ехать лучше всего в велосипедных трусах (можно в шортах), в футболке и мягкой панаме или шапочке из хлопчатобумажной ткани с большим пластиковым козырьком. Надевать костюм из хлопчатобумажной фланели или байки не следует, так как в такую одежду набивается пыль, а намокнув, она долго сохнет.

Необходима непромокаемая куртка или кусок пластиковой ткани, которую на привалах используют как скатерть.

В зависимости от погодных условий, времени и места путешествия для велопоходов используют штормовые костюмы, ветронепроницаемые куртки. Нижнюю часть одежды велотуриста желательно делать из ткани темных тонов, так как не исключена возможность испачкать ее смазкой цепи.

Для ночлегов понадобится палатка, которую можно устроить из плащ-палаток. Такие плащ-палатки в ненастную погоду используются каждым туристом, а вечером из четырех таких плащей можно собрать палатку на четырех человек (рис. 66).

У группы велотуристов должны быть два-три фотоаппарата или кинокамеры, ленты для перезарядки кассет, топорик, свисток, компас, часы, две тетради в прочных переплетах для дневников, простые карандаши или шариковые ручки с запасными стержнями. Остальное личное снаряжение велотуриста то же, что и у туриста-пешеходника.

Уход и ремонт велосипеда.

Уход за велосипедом в пути. В пути велосипед необходимо регулярно смазывать. Растительное масло для этой цели непригодно, так как оно быстро сохнет и склеивает детали. Все трущиеся детали, и особенно шариковые подшипники, надо смазывать густой смазкой - солидолом или техническим вазелином. Втулки, детали, каретку в случае сильного загрязнения можно, не разбирая, промыть жидким маслом. Для этого велосипед наклоняют в нужную сторону, а жидкое масло вливают в загрязненный узел, вращая" его. Промывать надо до возникновения легкого хода. Цепь промывают через каждые 500 км. Для этого ее снимают, промывают в керосине или бензине, насухо протирают чистой тряпкой и погружают на несколько минут в банку с автолом или техническим вазелином, подогретым до состояния, близкого к ки­пению, затем вытирают цепь чистой тряпкой.

На маршруте возможен прокол камеры. Если он маленький, то утечка воздуха будет медленной, но даже в этом случае требуется ремонт. Снимают колесо, вынимают камеру при помощи лопаточки конусного ключа и ищут прокол, опустив камеру в тазик с водой. Место прокола зачищают наждачной бумагой, дважды смазывают зачищенное место тонким слоем резинового клея, просушивая каждый раз в течение 5 — 8 мин. Зачищают и таким же образом дважды намазывают заплату, которую затем накладывают на прокол и прижимают ла­донями или" грузом. После ремонта камеру накачивают, опускают в воду и проверяют герметичность. Потом насухо вытирают, припудривают тальком и, выпустив воздух, укладывают в покрышку, предварительно убедившись, что в ней нет острых предметов, вызвавших прокол и что положение бандажной ленты (флипера) на ободе правильное.

Ремонт ходовой части. На маршруте могут возникнуть самые разнообразные неисправности, чаще всего - тяжелый ход передней втулки. В этом случае необходимо отпустить гайку со стороны нарушившего нормальное положение конуса, правильно установить его, зафиксировав гайкой колеса и сохранив равные зазоры между ободом и перьями вилки.

Потрескивание во втулках, педалях или каретке свидетельствует о неисправности шарикоподшипников. В этом случае разбирают узел, в котором обнаружено потрескивание, и промывают его.

Пробуксовка при рабочем ходе- довольно часто возникающая неисправность, причиной которой может быть загрязнение или износ тормозного барабана. В этом случае разбирают заднюю втул­ку и заменяют ведущий конус. Собрав и отрегулировав втулку, проверяют контргайку ведомой шестерни.

У велосипеда может соскакивать цепь. Чтобы устранить эту неисправность, необходимо проверить надежность крепления ведущей шестерни к шатуну и боковое ее биение, убедиться в правильности установки заднего колеса, параллельности оси колеса и каретки. Для этого можно использовать заранее приготовленную деревянную коробку. Ее вставляют между ободом и перьями вилки, что сэкономит время и обеспечит правильную установку колес.

При хорошей регулировке колес, боковая качка и свободное вращение колеса вокруг оси полностью отсутствуют.

Степень износа цепи проверяется следующим образом. Захватывают посередине ее верхнюю и нижнюю части, другой рукой оттягивают звенья цепи от ведущей шестерни. Провисание ее в середине не должно превышать 15 мм.

Может появиться радиальное или боковое биение колес. Это происходит из-за недостачи спиц в колесе или в результате деформации обода в месте его биения. Необходимо срочно сделать остановку, установить велосипед на седло и руль колесами вверх и снять колесо, а с него - шину, заменить лопнувшие спицы, установить колесо в вилку и подтянуть спицы до нормы при помощи ниппельного ключа.

Для устранения деформации обода в месте его биения следует подтянуть на один-два оборота ниппеля спиц. Если обод бьет в левую сторону, следует подтянуть спицы правой стороны, и наоборот.

На маршруте возможны падения, в результате чего можно погнуть ведущую шестерню. Для устранения этой неисправности следует просунуть палку со стороны прогиба шестерни и, пользу­ясь ею как рычагом, отогнуть шестерню в обратную сторону. В случае невозможности выправить шестерню таким образом, ее снимают с каретки, кладут на ровную плиту или плоский камень и выпрямляют ударами деревянного молотка.

Организация движения.

При разработке маршрута предусматривают ограничение движения по асфальтированным и бетонированным дорогам ввиду интенсивного автомобильного движения. На таких дорогах группы туристов двигается колонной по одному, держась ближе к обочине. К рулю направляющего и к багажнику замыкающего крепится в развернутом виде красный флажок.

Порядок движения группы. По полевым дорогам группа может двигаться колонной по два человека. Обгон и выезд из строя не допускаются. На марше соблюдается дистанция 2-3 м на асфальтированных дорогах, 5-6 м на полевых и лесных и 10-12 м на мокрых дорогах и особо сложных участках. Первым идет самый опытный и сильный участник, знающий дорогу «ли хорошо изучивший маршрут. За ним идут самые слабые, затем те, кто посильнее. Замыкает колонну сильный и достаточно опытный участник. Руководитель идет впереди, но время от времени он может отойти в сторону и ехать параллельно колонне, уходя впе­ред или оставаясь рядом с замыкающим, следя за состоянием участников похода и их снаряжением. Это особенно необходимо, когда группа имеет много новичков и когда рюкзаки увязываются на багажниках.

Двигаться лучше по грейдерным дорогам, покрытым гравием или щебенкой. Но на них встречается выбитая автомобилями «гребенка», напоминающая мелкие волны. По такой «гребенке» ехать трудно, так как велосипед прыгает, ноги соскакивают с педалей, скорость приходится снижать до минимума.

Большого внимания требуют от туриста подъемы и спуски. Короткие и некрутые подъемы можно брать с ходу, длинные и затяжные лучше пройти пешком. На спусках притормаживают с самого начала спуска, выдерживая интервал 10-12 м. Учитывая, что в низинах грейдерных и грунтовых дорог может скапливаться песок, следует притормаживать, подъезжая к ним.

Крутые повороты на спусках проезжают на малой скорости, так как па большой скорости велосипед может занести и ударить о дорожные заграждения. При этом не исключены наезды и столкновения.

Учитывая, что подсыпка у кромки дороги бывает очень рыхлой, съезжать на обочину дороги следует осторожно, так как колеса сразу же вязнут и велосипедист может упасть.

Технический привал во время велопохода делается через 20- 25 мин после начала пути. При движении в хорошую погоду и по нормальной дороге придерживаются такого режима: 27 мин ез­ды- 3 мин пешком, 23 мин езды - 2 мин пешком, привал - 5 мин. При сильном ветре время передвижения пешком увели­чивается за счет сокращения времени на остановки.В конце дневного перегона пешеходные паузы увеличивают.

Движение по времени. Дневная норма-6-7 ездовых часов, при этом покрывается расстояние от 60-70 до 100 км. В первую половину дня нужно проходить две трети дневного пути.

Скорость движения можно доводить до 10-12,5 км. Увлекаться большими скоростями не следует, так как это требует больших затрат физической энергии и невольно сосредоточивает внимание на дороге перед колесом. В таких случаях велотурист упускает много интересного, встречающегося ему на пути.

Распорядок дня велотуриста. В велопоходах распорядок дня зависит от времени и района путешествия. Так, для путешествий н нейтральных и южных районах придерживаются такого распорядка, подъем в 5.30-6,00 ч. 10-15 мин - утренняя зарядка, 10-15 мин - туалет. Начало движения - через 30 мин - 1 ч после принятия пищи. С 11 -12 ч до 16-17 ч - большой привал (приготовление обеда, обед, отдых, купание, занятия).

Заканчивают дневной переход за 1,5-2 ч до наступления темноты, чтобы иметь возможность засветло разбить бивак, приготовить ужин и поужинать.

В северных районах делать ранний подъем не следует из-за погодных условий, а дневной привал следует укоротить.

Дневки устраиваются через четыре-пять ходовых дней для детей с хорошей физической подготовкой, через три дня - для слабо подготовленных туристов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...