Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 14 . Водные туристские путешествия




Цель:Ознакомиться с основными понятиями о водных туристских путешествиях, снаряжением и дать характеристику подготовке судна к путешествию

План:

14.1. Снаряжение для туристских путешествий.

14.2.Подготовка судна к путешествию.

14.3.Загрузка судов и маневры.

14.4. Туристский сплав на плотах.

14.5. Режим туристов и движение судов.

14.6. Аварий и их ликвидация.

14.7.Основные естественные препятствия.

Основные понятия: шлюпки, вельбот, байдарка, плоскодонка, ялик, ремнабор, судно, маневр, плот, плотовое снаряжение, фофан

Снаряжение для туристских путешествий.

Водный туризм является одним из наиболее технически сложных видов туризма, поэтому подготовка водных путешествий имеет свои особенности. Для маршрутов не категорийных походов, а также маршрутов I категории сложности приемлем любой вид плавучих средств. Он должен обладать следующими мореходными качествами, общими для всех судов: плавучестью, ходкостью, устойчивостью на курсе, остойчивостью, маневренностью, прочностью и достаточ­ной грузоподъемностью.

Для водного туризма можно использовать следующие разно­видности легких гребных судов.

Военно-морская шестивесельная шлюпка ЯЛ-6. Она рассчитана на 13 человек (рулевой, шесть гребцов и пассажиры). Имеет одномачтовое парусное вооружение с площадью паруса 18,2 м2. Расчетная максимальная грузоподъемность при запасе плаву­чести 25 см — около 2,5 тонн, осадка с полным грузом - 53 см. Вес корпуса — 500 кг.

Военно-морская четырехвесельная шлюпка ЯЛ-4. Рассчитана на девять человек. Ее максимальная грузоподъемность при запасе плавучести 25 см - 1700 кг. Осадка с полным грузом - 36 см. Вес корпуса -310 кг. Площадь паруса -11 м2.

Ялы можно использовать на судоходных магистралях, перемежаемых обширными водохранилищами, а также в прибрежных акваториях морей и больших озер.

Следует помнить, что выход на ялах при силе ветра свыше 4 баллов считается опасным. Вести судно рекомендуется с пол­ным комплектом гребцов. При этом гребцы сидят попарно и работают одним веслом. Можно оснащать ялы подвесным или ста­ционарным мотором.

Вельбот. Это четырех- или шестивесельная шлюпка с острой кормой. На ходу она значительно легче ялов, но обладает мень­шей грузоподъемностью.

Ялик ленинградский («фофан»). Это широкая двухпарная лодка с осадкой около 30 см. Запас плавучести невелик, но возмещается большой остойчивостью. В этой лодке можно разместить четыре-пять человек с грузом.

Плоскодонка. Это судно с плоским днищем, тяжелое на ходу, но удобное для мелководья. Для больших водных пространств плоскодонка не годится, так как на волне шлепает днищем, а на­брав воды, резко теряет остойчивость.

Байдарка. Это самое легкое из всех судов, которые применяются в туризме. Оно имеет корпус сигарообразной формы с острым носом и кормой. Палуба-дека в средней части имеет отверстие для гребцов (кокпит). В носовой и кормовой частях имеются емкие полости (форпик спереди и ахтерпик сзади). Их можно использовать для укладки походного имущества.

Байдарки типа «Салют», «Таймень» выпускаются с рулями. Ими управляют при помощи ножных педалей.

По конструкции байдарки бывают жесткие, полужесткие, раз­борные и надувные. В туризме сейчас используют преимущественно разборные байдарки. Они обладают прекрасной остойчиво­стью, но прочность и жесткость корпуса довольно невелика.

Кроме байдарок, туристы используют более тяжелые разбор­ные суда, предназначенные для плавания под парусом и мото­ром («Дельфин-110», производство Германия),

Подготовка судна к путешествию.

Ремнабор для обыкновенных лодок. Если для водного путешествия используют деревянную лодку местной постройки, то группа должна взять с собой все, что может потребоваться для ремонта: смолу для зашивки швов, паклю, тряпки, мочало, мох, вату для конопатки, гвозди, шурупы, куски листового металла, наждачную бумагу, топор, точильный брусок, ножовку по дереву, отвертку, долото, стамеску, клещи, пассатижи, деревянный молоток, рубанок.

Ремнабор для Ялов. Если группа уходит в путешествие на ялах, то необходимо взять с собой масляную краску, мел, олифу, масляный лак, кисть.

Ремнабор для байдарок. Используя для путешествий разборные байдарки, их, если они новые, перед спуском на воду собирают, маркируют детали, дооборудуют.

Если для похода используют бывшие в употреблении байдарки, то сначала необходимо осмотреть все детали каркасов, креплений, отложить в сторону те, которые требуют починки и заме­ны. В походный инвентарь каждой байдарки необходимо включить запасное весло, стрингеры, резиновые колечки для весел, 25 м бечевы, опорный крюк, спринцовку для отсоса воды с наращенным на ее сосок концом резинового шланга, обтирочные концы и ремнабор. Состав ремнабора: пассатижи, отвертка, кусачки, пилка по металлу, ножницы, два-три буравчика, точильный брусок, парусные иглы, нитка капроновая, мотки мягкой проволоки и киперной ленты, коробка с гвоздями, винтами и шурупами, алюминиевые трубки, изолента на матерчатой основе. Ремнабор лучше хранить в специальном раскладном несессере. Кроме указанных инструментов на группу необходимо иметь ручную дрель с комплектом сверл и молоток.

Набор для починки оболочки включает: металлические фляжки с клеями, очищенным бензином, эфиром, тальком, резину для заплат, куски наждачного полотна, а для байдарок с пластиковой оболочкой - паяльник, моток суровой или капроновой нитки, полиэтиленовая изолента.

Загрузка судов и маневры.

На лодках и ялах под основную массу вещей отводится полу­бак до передней банки. Команда размещается в задней полови­не. Продукты рекомендуется держать в ящиках или чемоданах. Личную посуду после обработки лучше собрать в ведро и укре­пить, где удобнее. Костровые и спальные принадлежности, палат­ки, удочки необходимо укрепить вдоль бортов изнутри. На каждом судне должны быть спальные принадлежности, личные вещи, часть посуды, хлеб, продукты на случай, если лодка отделится от группы для исследовательской работы или по другой причине.

Опорный крюк должен лежать под рукой, надутые спасатель­ные круги - на полубаке поверх вещей, там же фалинь и бук­сирный конец, свернутые в бухточки.

При остановке на ночлег на спокойной несудоходной и нелесосплавной реке лодку можно оставлять на ночь в воде, надежно закрепив фалинь за дерево или клин. Весла следует убрать на берег. На открытых водных просторах предпочтительно па ночь вытащить лодки на прибрежную отмель, а рано утром снова по­ставить на воду, чтобы не обсыхали.

Вытаскивая лодку, нельзя волочить ее по грунту. Погрузку ве­щей надо производить, когда лодка уже на воде. При посадке нельзя допускать, чтобы люди впрыгивали в лодку: они должны входить на судно по очереди с кормы и сразу занимать свои ме­ста на банках. Гребцы вставляют в подключники уключины, уключины - весла и кладут их по бортам, рулевой с берега отда­ет фалинь, укладывает его в бухточку на полубаке и, оттолкнув лодку на свободную воду, занимает свое место.

Маневры на ялах.

Подходя к берегу, рулевой должен развернуть лодку против течения и, направив ее под очень малым углом к берегу, скоман­довать: «Шабаш!» Гребцы должны положить весла по бортам, а рулевой, используя набранную скорость, подводит лодку бортом вплотную к берегу. Сидящий на передней банке выскакивает с колом и топором и, доведя за фалинь судно до места, забивает кол и швартует за него судно. Люди встают, забирают весла и по очереди покидают судно.

Если группа идет на байдарках, то, учитывая их малую ос­тойчивость, все операции должны проводиться в несколько ином порядке.

В теплую летнюю погоду грузить багаж лучше не с берега, а выведя байдарки на прибрежное мелководье. Вещи грузить луч­ше двоим: один носит, другой, стоя в воде, укладывает. Костро­вые принадлежности, запасное весло, удочки лучше крепить на деке под лиром, опорный крюк - под рукой, спасательные круги, фалинь и буксирный коней, уложенные в бухточки, - на доке фор­пика.

Узкое пространство между штевнями и передним и задним шпангоутом необходимо заполнить надутыми камерами баскет­больных мячей, чтобы обеспечить плавучесть в аварийном поло­жении.

Там же на кильсон следует сложить консервы в банках и не­ходовую обувь, а ближе к конепиту, где пространство под декой шире и выше, можно разместить емкости с продуктами и, где останется место, бидон с питьем и ведро с посудой. Одежду, бе­лье и другие легкие вещи лучше разместить по бортам в камере хранения»-в специальных непромокаемых мешках цилинд­рической формы. А из надувных или спальных мешков в непромокаемых чехлах можно устроить сиденья для гребцов. Под ноги необходимо положить тряпку, а сиденье переднего гребца при­крыть чем-нибудь сзади, чтобы задний не замочил его ногами. Спринцовку лучше положить сбоку, привязав ее длинной бечев­кой. Очки, часы, носовой платок удобнее держать в нагрудных и байдарочных бортовых карманах.

Маневры на байдарках.

Посадку в байдарки следует производить следующим обра­зом: задний гребец держит судно обеими руками за комингс у мидельшпангоута, передний, встав у борта липом к форштевню немного впереди своего сиденья, ставит ближнюю ногу на киль­сон, затем, согнув корпус, опирается руками о комингсы, перено­сит в этом положении на кильсон другую ногу и плавно садится на заранее приготовленное сиденье. Задний гребец передает ему весла, садится таким же образом и берет свое весло.

Выходить из байдарки следует также лицом к форштевню. При этом гребец кладет весло вдоль борта или поперек, опирается руками о компингсы, в согнутом положении выносит одну ногу, потом вторую.

Нужно помнить, что посадку и высадку «с воды» нельзя про­изводить, если глубина больше, чем по колено. В аварийном по­ложении первым должен покинуть байдарку первый гребец.

На стоянках байдарки необходимо разгрузить и, вынеся ихна берег, положить на ровной площадке днищами вверх, в одно место, видное из палаток, но подальше от костра. К берегу байдарки нужно подводить бортом против течения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...