Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 5. Президент Российской Федерации
Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Компетенция Президента Российской Федерации.
В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента РФ регулируются гл. 4 Конституции РФ 1993 г.
В Конституции РФ Президент характеризуется как глава государства (ч. 1 ст. 80) – определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Предсе-дателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом.
В России глава государства не является одновременно главой Правитель-
ства,но имеет право председательствовать на его заседаниях.
18 См. ст. 80 К РФ - роль Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна.
Он вправе обратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании недействительными актов Совета Федерации, Государственной Думы, предста-вительных органов власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции), если счита-ет эти акты неконституционными.
Президент может отменить акты Правительства либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом. Все это свидетельству-ет о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля над со-блюдением Конституции.
Выступая в роли гаранта, Президент вправе оценивать содержание деятель-ностиподотчетных ему органов(Правительства,Совета Безопасности),а такжеруководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.
Полномочия:
1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властьюСм. ст. 83 Конституции РФ. Ключевым полномочием является право принять решение об отставке Правительства. Полномочия по взаимодействию с федеральной законодательной и су-дебной властью. ч. 3 ст. 111, ч. 3 ст. 117, ч. 4 ст. 117, ч. 3 ст. 92, ч. 3, 4,5 ст. 109 Конституции РФ. Президент имеет право вето- отклонить закон, принятый Федеральным Со-бранием РФ. Конституция не указывает мотивы, которыми руководствуется глава государства. См. п. «е» ст. 83 Конституции РФ. 3. Полномочия в области безопасности и обороны.См.п. «ж,з»ст. 83,ст. 87, ст. 88 Конституции. Режим военного положения должен быть определен феде-ральным конституционным законом. Полномочия в области внешней политики и международных отношений. См. ст. 86 Конституции РФ. Иные полномочия Президента РФ.
Лекция 6. Федеральное Собрание Российской Федерации
Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в си-стеме органов государства. Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация. Компетенция Федерального Собрания
и его палат. Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата) (ст. 95 Конститу-ции РФ). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство государ-ства. Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенацио-нальных выборов.
19 Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и вы-ступает как представительство субъектов Федерации (в состав Совета Федера-ции входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от пред-ставительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Таким образом, максимально возможное число мандатов Со-вета Федерации —178. Численность Государственной Думы составляет 450де-путатов(ч. 3ст. 95).
См. ст. 97 Конституции РФ.
Конституция определяет полномочия Совета Федерации, закрепленные в РФ ст. 102.
К полномочиям Государственной ДумыКонституция относитст. 103.
Лекция 7. Органы исполнительной власти Российской Федерации
Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия.
Правительство РФ—федеральный орган исполнительной власти общейкомпетенции, обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. Источники: Конституция РФ (глава 6), ФКЗ «О Правительстве РФ», Регламент заседаний Совета Министров.
См. статьи110, 115, 117Конституции РФ.
Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4года)
и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Состав Правительства РФ. 1. Председатель правительства – см. статьи 111, 112, 113 Конституции РФ. 2. Заместители – 6 человек, в т.ч. 2 первых (ст. 112 п. 1 Конституции РФ).
3.Федеральные министры – лица, занимающие эту должность в Министерствах, а также руководители др. ОИВ, статус которых приравнен к статусу федераль-ного министра.
См. статьи 111, 116, 117 Конституции РФ.
Компетенция Правительства РФ.
Полномочия Правительства РФ охватывают, по существу, все сферы жизни и деятельности общества:
– сферу экономики; – сферу социальной политики; – сферу обеспечения законности, прав и свобод граждан; – сферу обороны и государственной безопасности; – сферу внешней политики.
Правительство направляет работу министерств и иных федеральных ОИВ, обеспечивает соблюдение ими прав ОИВ субъектов РФ и способствует их взаи-модействию.
Председатель Правительстваставит перед Государственной Думой вопрос одоверии Правительству, Президент принимает решение об отставке Правитель-ства.
20 Лекция 8. Конституционные основы судебной системы. Правоохранитель- Ные органы
Понятие и основные признаки судебной власти. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Судебная система, её структура: Конститу-ционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и общие суды, военные суды; Высший Ар-битражный Суд РФ и иные арбитражные суды. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции. Прокурорский надзор и органы проку-ратуры. Адвокатура. Нотариат. Министерство внутренних дел России и его органы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |