Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 5. Президент Российской Федерации




 

Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Компетенция Президента Российской Федерации.

 

В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента РФ регулируются гл. 4 Конституции РФ 1993 г.

 

В Конституции РФ Президент характеризуется как глава государства (ч. 1 ст. 80) – определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Предсе-дателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом.

 

В России глава государства не является одновременно главой Правитель-

 

ства,но имеет право председательствовать на его заседаниях.


 

18


См. ст. 80 К РФ - роль Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна.

 

Он вправе обратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании недействительными актов Совета Федерации, Государственной Думы, предста-вительных органов власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции), если счита-ет эти акты неконституционными.

 

Президент может отменить акты Правительства либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом. Все это свидетельству-ет о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля над со-блюдением Конституции.

 

Выступая в роли гаранта, Президент вправе оценивать содержание деятель-ностиподотчетных ему органов(Правительства,Совета Безопасности),а такжеруководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.

 

Полномочия:

 

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властьюСм. ст. 83 Конституции РФ. Ключевым полномочием является право принять решение об отставке Правительства.



Полномочия по взаимодействию с федеральной законодательной и су-дебной властью.

ч. 3 ст. 111, ч. 3 ст. 117, ч. 4 ст. 117, ч. 3 ст. 92, ч. 3, 4,5 ст. 109 Конституции РФ.

Президент имеет право вето- отклонить закон, принятый Федеральным Со-бранием РФ. Конституция не указывает мотивы, которыми руководствуется глава государства.

См. п. «е» ст. 83 Конституции РФ.

3. Полномочия в области безопасности и обороны.См.п. «ж,з»ст. 83,ст. 87,

ст. 88 Конституции. Режим военного положения должен быть определен феде-ральным конституционным законом.

Полномочия в области внешней политики и международных отношений.

См. ст. 86 Конституции РФ.

Иные полномочия Президента РФ.

 

Лекция 6. Федеральное Собрание Российской Федерации

 

Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в си-стеме органов государства. Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация. Компетенция Федерального Собрания

 

и его палат. Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата) (ст. 95 Конститу-ции РФ). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство государ-ства.

Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенацио-нальных выборов.


 

19


Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и вы-ступает как представительство субъектов Федерации (в состав Совета Федера-ции входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от пред-ставительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Таким образом, максимально возможное число мандатов Со-вета Федерации —178. Численность Государственной Думы составляет 450де-путатов(ч. 3ст. 95).

 

См. ст. 97 Конституции РФ.

 

Конституция определяет полномочия Совета Федерации, закрепленные в РФ ст. 102.

 

К полномочиям Государственной ДумыКонституция относитст. 103.

 



Лекция 7. Органы исполнительной власти Российской Федерации

 

Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия.

 

Правительство РФ—федеральный орган исполнительной власти общейкомпетенции, обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. Источники: Конституция РФ (глава 6), ФКЗ «О Правительстве РФ», Регламент заседаний Совета Министров.

 

См. статьи110, 115, 117Конституции РФ.

 

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4года)

 

и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

 

Состав Правительства РФ.

1. Председатель правительства – см. статьи 111, 112, 113 Конституции РФ.

2. Заместители – 6 человек, в т.ч. 2 первых (ст. 112 п. 1 Конституции РФ).

 

3.Федеральные министры – лица, занимающие эту должность в Министерствах, а также руководители др. ОИВ, статус которых приравнен к статусу федераль-ного министра.

 

См. статьи 111, 116, 117 Конституции РФ.

 

Компетенция Правительства РФ.

 

Полномочия Правительства РФ охватывают, по существу, все сферы жизни и деятельности общества:

 

– сферу экономики;

– сферу социальной политики;

– сферу обеспечения законности, прав и свобод граждан;

– сферу обороны и государственной безопасности;

– сферу внешней политики.

 

Правительство направляет работу министерств и иных федеральных ОИВ, обеспечивает соблюдение ими прав ОИВ субъектов РФ и способствует их взаи-модействию.

 

Председатель Правительстваставит перед Государственной Думой вопрос одоверии Правительству, Президент принимает решение об отставке Правитель-ства.


 

20




Лекция 8. Конституционные основы судебной системы. Правоохранитель-

Ные органы

 

Понятие и основные признаки судебной власти. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Судебная система, её структура: Конститу-ционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и общие суды, военные суды; Высший Ар-битражный Суд РФ и иные арбитражные суды. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции. Прокурорский надзор и органы проку-ратуры. Адвокатура. Нотариат. Министерство внутренних дел России и его органы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...