Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и принципы федеративного устройства России




 

См. главу3 Конституции РФ. Статус субъекта РФ включает не только сово-купность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов.

 

Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. Они обладают учредительной властью, принимая свои Конституции, Уставы, собственным законодатель-ством, территориальным верховенством.

 

Субъекты Федерации не являются суверенными от России — они ее состав-ные части. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. Они не являются субъ-ектами международного публичного права и осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах, установленных федеральным законом.

 

Можно выделить три разновидности субъектов РФ:

– республики, имеющие статус государства (их 21);

 

– политико-территориальные образования: края (их 7), области (их 48), города – федерального значения (их два — Москва и Санкт-Петербург);


 

16


– национально-территориальные образования: автономная область (одна) и ав-тономные округа (их 9). Всего субъектов РФ—88.

 

1. Республикив составе РФ образованы на национально-территориальнойоснове. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она является государством. Особенности конституционно-правового положения республики отражены в тексте федеральной Конституции и конституции республики и за-ключаются в следующем. Как государство она имеет свою конституцию, госу-дарственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства и т. п.). Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции РФ устанавливать свои государ-ственные языки. В органах государственной власти, органах местного само-управления, государственных учреждениях республик они употребляются наря-ду с государственным языком РФ.

2. Края, области, города федерального значенияявляются государственно-

 

территориальными образованиями в составе РФ. Правовое положение этих субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставами, принимае-мыми законодательными органами. Устав края, области, города федерального значения закрепляет организацию государственной власти, порядок нормотвор-ческой деятельности, организацию местного самоуправления, а также другие вопросы.

 

3. Автономная область и автономные округа  —национально-

 

территориальные образования, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможности их сохранения и развития в виде государственного образования. Автономные образования, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, но имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Конституцией предусматривается при определенных услови-ях возможность принятия федеральных законов об автономных образованиях, что не исключает реализации ими права иметь свой устав, в котором закрепля-ется их статус, организация органов государственной власти и т. п.

 

Статус субъекта РФ может быть изменен в соответствии с федеральным кон-ституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией.

 



Лекция 4. Система государственных органов в России

 

Принцип разделения власти на три «ветви» законодательную, исполнитель-ную и судебную. Понятие и виды государственных органов.

 

Принцип разделения власти на три «ветви»законодательную, испол-нительную и судебную

 

Государственная власть,с одной стороны,являетсясредством социально-го управления,представляет собою отношение между людьми,их организаци-ями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив).

 

Государственный орган–это коллектив граждан или гражданин определен-ного государства, наделенный государственно-властными полномочиями, упол-


 

 

17


номоченный данным государством на осуществление его задач и функций и действующий в установленном государством порядке.

 

Система органов государствапредставляет собой организационное един-ство, так как одни органы избираются или образуются другими; одни руководят деятельностью других; одни подотчетны и ответственны, подконтрольны или подчинены другим.

 

В системугосударственных органов субъектов РФ входят:законодательныеорганы государственной власти (законодательные собрания, народные собра-ния, государственные собрания, верховные советы республик в составе РФ; за-конодательные собрания краев, областей, городов федерального значения, авто-номной области и автономных округов, дополнительные органы государствен-ной власти (правительства республик в составе РФ; администрации и прави-тельства краев, областей, городов федерального значения, автономной области

 

и автономных округов); Конституционные Суды республик в составе РФ; пре-зиденты республик — главы государств в составе РФ; главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области и авто-номных округов в составе РФ.

 

Государственная власть в России осуществляется на основе конституцион-ного принципа разделения властей.В соответствии с этим и система органовгосударственной власти РФ состоит из органов законодательных, исполнитель-ных и судебных (ст. 10). Каждый из этих видов органов представляет собой подсистемуединой системы государственных органов РФ,которая,в свою оче-редь, может подразделяться на ряд входящих в нее структур. Такая классифика-ция государственных органов проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов РФ.

 

Виды государственных органов РФ:

 

Президент РФ

Органы законодательной власти

Органы исполнительной власти

Органы судебной власти

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...