Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практического занятия № 13 «Определение затрат системы транспортировки. Расчет рентабельности системы транспортировки»




Транспортный комплекс осуществляет доставку продукции потребителям в среднем количестве 5000 тыс.т, в том числе:

v Железнодорожным транспортом - 2800 тыс.т;

v Автомобильным транспортом - 2000 тыс.т;

v Воздушным транспортом - 200 тыс.т.

Требуется определить изменение основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений, рассчитав:

1. Грузооборот;

2. Доходы;

3. Фондоотдачу;

4. Рентабельность;

5. Прибыль;

6. Производительность труда;

7. Численность работников;

8. Себестоимость перевозок.

Период до инвестирования принимаем за базовый, а после инвестирования - за плановый

Исходные данные показателей предприятия по основным видам транспорта представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Исходные данные

 
Показатель ж/д Авт/т Возд/т ТК
1 Средняя дальность перевозок, км. 450 580 540 515
2 Основные производственные фонды, млн.сом. 1480 1800 1750 5030
3 Оборотные фонды, млн.сом. 180 150 170 500
4 Численность работников, чел. 2300 740 850 3890
5 Эксплуатационные расходы, в том числе накладные, тыс. сом. 14000 3700 25000 9800 6900 2200 45900 15700
6 Удельные вес всех условно-постоянных расходов, % от общей суммы эксплуатационных расходов 40 30 20 35
7 Доля работников, зависящих от объема работ ,% 60 70 80 75
8 Доходная ставка, тыйын на 1 т/км 15 20 38 16
9 Финансовые инвестиции, млн.сом., в основные производственные фонды В оборотные средства 290 73      
10 Прирост объема перевозок за счет дополнительных инвестиций, тыс.т. 410 250 700  

Решение задачи:

1. Расчет грузооборота

Грузооборот - это произведение перевозимых грузо-тонн на среднюю дальность пути следования и выражается в тонно-километрах, исходя из которого в дальнейшем определяется общий доход от перевозок, т.к. доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов, иначе говоря предприятие, получает допустимый во временных рамках доход от каждой рабочей единицы времени, а если взять по перевозкам в частности, то от каждого километра.

Грузооборот Гр,т/км,определяется по формуле:

(3.1)

Определим, какой грузооборот имеет место в транспортном комплексе:

По ж/д до инвестирования=2,8450=1260 млн.т/км

После инвестирования=3,21450=1444.5 млн.т/км

По авто до инвестирования=2,0580=1160 млн.т/км

После инвестирования=2,25580=1305 млн.т/км

По возд. До инвестирования=0,2540=108 млн.т/км

После инвестирования=0,9540=486 млн.т/км

По всему ТК до инвестирования=5515=2575 млн.т/км

После инвестирования в ж/д=5,41515=2786,15 млн.т/км

после инвестирования в авто=5,25515=2683,15 млн.т/км

после инвестирования в возд=5,7515=2935,5 млн.т/км

2. Расчет доходов

Определим, какой доход ( Д, млн.сом ) приносит каждый километр по пути транспортирования грузов, применив ранее рассчитанный показатель грузооборота, по формуле:

(3.2)

где Дхст - доходная ставка, установленная предприятием в денежных единицах на каждую т/км

Гр - грузооборот

Определим, какой доход наблюдается в ТК по всему транспортному пути перевозки грузов исходя из доходной ставки каждого километра пути и общего грузооборота по:

Ж/д до инвестирования=0,15=189 млн.сом

После инвестирования=0,11444.5=216,675 млн.сом

Авто до инвестирования=0,2=232 млн.сом

После инвестирования=0,2=261 млн.сом

Возд. До инвестирования=0,38=41,04 млн.сом

После инвестирования=0,38486=184,68 млн.сом

По всему тк до инвестирования=0,162575=412 млн.сом

После инвестирования в ж/д=0,162786,15=445,784 млн.сом

После инвестирования в авто=0,162683,15=429,304 млн.сом

После инвестирования в возд=0,162935,3=469,648 млн.сом

3. Фондоотдача - это обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Чем он выше, тем более эффективно они используются, низкий свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений. Его величина в значительной мере зависит от отраслевых особенностей, способов начисления амортизации, оценки активов и других факторов. Фондоотдача () - это отношение дохода к стоимости основных фондов или средств:

(3.3)

Фондоотдача, исходя из работы:

Ж/д до инвестирования=189/1480=0,127 тыйын

После инвестирования=216,675/1770=0,122 тыйын

Авто до инвестирования=232/1800=0,128 тыйын

После инвестирования=261/2090=0,124 тыйын

Возд. До инвестирования=41,04/1750=0,023 тыйын

После инвестирования=184,68/2040=0,09 тыйын

По всему тк до инвестирования=412/5030=0,08 тыйын

После инвестирования в ж/д=445,784/5320=0.083 тыйын

После инвестирования в авто=429,304/5320=0,080тыйын

После инвестирования в возд=469,648/5320=0,088 тыйын

4. Расчет прибыли

Прибыль (П, млн.сом) - это тот остаток средств, который получается разностью полученных доходов фирмы, предприятия или любой другой действующей хозяйственной структуры от общей суммы произведенных затрат. Базовая прибыль рассчитывается по формуле:

, (3.4)

где - доходы в базовом периоде

- эксплуатационные расходы в базовом периоде

Для расчета плановой прибыли необходимы следующие формулы:

v

v Коэффициент роста продукции в плановом периоде по отношению к базовому:

(3.5)

где - грузооборот в плановом периоде

- грузооборот в базовом периоде

Коэффициент роста по ж/д=1444,5/1260=1,14

По авто =1305/1160=1,125

По возд.=486/108=4,5

По всему ТК после инвестирования в ж/д= 2786,15/2575=1,082

в авто=2683,15/2575=1,042

в возд.=2935,5/2575=1,14

v Постоянные расходы:

(3.6)

где - коэффициент постоянных расходов от общей суммы расходов предприятия

Расходы постоянные по ж/д=0,414=5,6

по авто=0,325=7,5

по возд.=0,26,9=1,38

по всему ТК=0,3545,9=16,065

v Коэффициент постоянных расходов:

(3.7)

Коэффициент постоянных расходов по ж/д=40/100=0,4

по авто=30/100=0,3

по возд.=20/100=0,2

по всему ТК=35/100=0,35

v Плановые эксплуатационные расходы:

(3.8)

по ж/д=5,6+(14-5,6)1,14=15,176 млн.сом

по авто=7,5+(25-7,5)1,125=27,187 млн.сом

по возд.=1,38+(6,9-1,38)4,5=26,22 млн.сом

По всему ТК после инвестирования в ж/д=16,065+(45,9-16,065)1,082=48,35

в авто=17,325+(49,5-17,325)1,042=50,85 млн.сом

в возд.= 17,325+(49,5-17,325)1,14=54 млн.сом

Прибыль от работы:

По ж/д до инвестирования=189-14=175 млн.сом

после=216,675-15,176=201,5млн.сом

По авто до инвестирования=232-25=207 млн.сом

после=261-27,187=233,8млн.сом

По возд. до инвестирования=41,04-6,9=34,14 млн.сом

после=184,68-26,22=158,46млн.сом

По всему ТК до инвестирования=412-45,9=366,1млн.сом

После инвестирования в ж/д=445,784-48,35=397,434 млн.сом

в авто=429,304-50,85=378,454 млн.сом

в возд.= 469,648-54=415,648 млн.сом

5. Расчет рентабельности. Рентабельность - это относительная величина, выраженная в процентах и характеризующая эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или издержек производства. Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективном использовании вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной на одну денежную единицу производственных фондов, капитала, оборота реализованной продукции, инвестиций, текущих издержек производства. Рассчитаем рентабельность (r, в%) активов по следующей формуле:

(3.9)

где ОПФ-основные производственные фонды предприятия

ОФ-оборотные фонды предприятия

По ж/д до инвестирования=175/1660=0,105

после=201,5/2023=0,09

По авто до инвестирования=207/1950=0,106

после=233,8/2313=0,101

По возд.до инвестирования=34,14/1920=0,017

после=158,46/2283=0,069

По всему ТК до инвестирования=366,1/5530=0,066

После инвестирования в ж/д=397,434/5893=0,067

в авто=378,454/5893=0,064

в возд=415,648/5893=0,07

6. Расчет численности работников. В данном случае рассматривается численность работников (Ч, чел.) транспортного комплекса после инвестирования капитала в данный комплекс. Формула для расчета:

(3.10)

где - численность работников в базовом периоде

-доля работников, зависящих от объема работ

По ж/д=23000,61,14+23000,4=2493 чел.

По авто=7400,71,125+7400,3=805 чел

По возд=8500,84,5+8500,2=3230 чел

По ТК после инвестирования в ж/д=38900,751,082+38900,25=4129 чел

в авто=38900,751,042+38900,25=4013 чел

в возд=38900,751,14+38900,25=4299 чел

7. Расчет производительности труда. Производительность труда (А, ткм/чел ) - это показатель среднего объема продукта или реальной продукции на единицу затраченных ресурсов. В стоимостном выражении производительность труда рассчитывается по формуле:

(3.11)

По ж/д до инвестирования=189/2300=0,08 сом/чел

после=216,675/2300=0,09 сом/чел

По авто до инвестирования=232/740=0,31 сом/чел

после=261/740=0,35 сом/чел

По возд. до инвестирования=41,04/850=0,05 сом/чел

после=184,68/850=0,22 сом/чел

По всему ТК до инвестирования=412/3890=0,10 сом/чел

После инвестирования в ж/д=445,784/2300=0,19 сом/чел

в авто=429,304/740=0,58сом/чел

в возд=469,648/850=0,55 сом/чел

8. Расчет себестоимости. Себестоимость перевозок ( S, сом/чел), это те расходы, которые затрачивает транспортный комплекс на каждую тонну за километр. Рассчитывается по формуле:

(3.12)

Себестоимость перевозок в базовом периоде:

По ж/д=14/1260=0,01 сом/чел

По авто=25/1160=0,02 сом/чел

По возд=6,9/108=0,06 сом/чел

По всему ТК=45,9/2575=0,02 сом/чел

Себестоимость перевозок в плановом периоде:

По ТК после инвестирования в ж/д=48,35/2786,15=0,02 сом/чел

в авто=50,85/2683,15=0,02 сом/чел

в возд=54/2935,5=0,02 сом/чел

Все изменения основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений по каждому транспорту и по всему ТК рассчитаны и занесены в таблицу 3.2

Таблицы 3.2 Результаты расчетов

 
Наименование показателя Ж/Д баз Ж/Д план АВТ/ТР баз АВТ/ТР план ВОЗД/ТР баз ВОЗД/ТР план
1 Грузооборот, млн.т/км 1260 1444,5 1160 1305 108 486
2 Доходы,млн.сом 189 216,675 232 261 41,04 184,68
3 Расходы,млн.сом 14 15,176 25 27,187 6,9 26,22
4 Фондоотдача 0,127 0,122 0,128 0,124 0,023 0,09
5 Рентабельность 0,105 0,09 0,106 0,101 0,017 0,069
6 Прибыль, млн.сом 175 201,5 207 233,8 34,14 158,46
7 Производительность труда,сом/чел 0,08 0,09 0,31 0,35 0,05 0,22
8 Численность работников,чел 2300 2493 740 805 850 3230
9 Себестоимость, сом/чел 0,01 0,01 0,02 0,02 0,06 0,05
10 К роста,% 1,14 1,125 4,5      

Изменения показателей работы всего ТК в базовом и плановом периодах в различные направления транспорта занесены в таблицу 3.3

Таблица 3.3 Результаты расчетов (продолжение)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...