Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая реабилитация в системе медицинских мероприятий




Согласно существующим представлениям, комплекс реабилитационных меропри­ятий, в т. ч. психологической реабилитации, осуществляется на госпитальном, са­наторном и гмбулаторно-поликлиническом этапах. Содержание этих этапов под­робно прописано в соответствующих документах, рекомендациях, наставлениях.

Опыт осуществления психологической реабилитации ветеранов войны с ПТСР позволил выделить своеобразную «траекторию» осуществления психореабили­тационных мероприятий. Соглашаясь с Нечипоренко В. В., Литвинцевым С. В., Снедковым Е. В., Маликовым Ю. К. и Саламатовым В. Е., мы считаем целесооб­разным обеспечивать следующую этапность проведения реабилитации с инвали­дами войны (табл. 2.8).

Логика такого подхода состоит в том, чтобы изначально подготовить ветеранов войны, инвалидов к активному психотерапевтическому сотрудничеству путем снятия неактуальных напряжения, агрессии, недоверия, для изучения их психо­логических особенностей и специфики психологических проблем. Такая работа состоит из ряда этапов.

На первом этапе осуществляется обучение инвалидов методам психиче­ской саморегуляции, проводятся психофизические тренировки по снятию мы­шечных зажимов, неактуального психического напряжения. Большое значение имеет трудотерапия, которая показана с момента иммобилизации поврежденных конечностей, расширяя и усложняя ее в дальнейшем, придавая трудовым процес­сам профессиональную направленность.

Подробнее см. главу «Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности части».


304______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

Таблица 2.8Этапность осуществления психологической реабилитации с инвалидами и ранеными

 

 

 

№ п/п Решаемые задачи Используемые методы
  Первый этап— подготовительный
1 Снятие неактуального психического напряжения 1. Аутотренинг 2. Мышечная релаксация 3. Голотропное дыхание 4. Телесноориентированная терапия
2 Создание благоприятной психологической атмосферы 1. Игротехнические средства 2. Трудо-, натуро-, эстетотерапия 3. Рациональная ПТ
 

Второй этап — коррекционно-развивающий

1 Гармонизация системы отношений личности

1. Личностно-реконструктивная ПТ

2. Поведенческая ПТ

3. Логотерапия

2 Коррекция поведения
  Третий этап — встраивание в сие тему социальных связей и отношений
1 Повышение социально-психологической компетентности

1.СПТ

2. Вовлечение в общественную
деятельность

3. Создание «реадаптирующей» среды

2 Повышение коммуникативной активности
3 Закрепление эффективных схем поведения  

Важно, чтобы выполняемая работа была осмысленной и полезной. Особую эффективность трудотерапия имеет при повреждениях верхних конечностей. Здесь хороший эффект может дать и арттерапия (рисование, лепка). Главное вни­мание следует уделить тому, чтобы процесс вовлечения поврежденных конечнос­тей в трудовой процесс происходил постепенно. Для инвалидов с повреждением нижних конечностей важным реабилитационным актом является дозированная лечебная ходьба (за каталкой, с костылями, с клюшкой и др.). Ходьба увеличива­ет возможности для расширения социальных контактов, снимает ощущение «при­кованности», «обездвиженности», беспомощности [50, с. 154].

На втором этапе осуществляется разрешение психологических проблем реабилитируемых.

Третий этап посвящается личностному росту, развитию коммуникативной компетентности и активности, формированию «вкуса» к социальным контактам.

Опыт психореабилитационной работы, накопленный в Центре медицинской реабилитации инвалидов войны в Афганистане, показывает, что практически весь комплекс психореабилитационных мероприятий с инвалидами войны может ус­пешно осуществляться на общем фоне социально-психологического тренинга, на­целенного на личностный рост и развитие коммуникативной компетентности.


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях_________________ 305

Такой тренинг ориентируется на решение широкого круга психореабилитацион­ных задач. Среди них наиболее важными являются следующие:

Познание участниками своих психологических и личностных особенностей, оценка эффективности предпочитаемых коммуникативных стратегий.

Создание у участников новой когнитивной модели жизнедеятельности, восста­новление ощущения ценности собственной личности и способности эффектив­ного существования в мире, укрепление уверенности в своих силах.

Снижение у ветеранов чувства изолированности и развитие чувства локтя, при­надлежности к группе и человеческому сообществу, психологического комфорта.

Формирование' у участников тренинга умений и навыков построения точного образа партнеров по общению, «калибровки» их коммуникативных стратегий; со­вершенствование тактики коммуникативного присоединения к партнеру по об­щению; развитие навыков управления процессом взаимодействия в обычных и конфликтных ситуациях и оценки эффективности коммуникации.

Научение участников приемам психической саморегуляции и расширения сво­их психологических возможностей в интересах обретения власти над эмоциональ­ными реакциями, снижения тревожности, восстановления чувства личностной целостности и контроля над событиями и эффективного общения.

Решение личностных проблем участников, проявляющихся в сфере их обще­ния с окружающими.

Таким образом, в процессе тренинга появляется место и для разблокирования системы психологической защиты инвалидов, и для создания эмоционально-под­держивающей атмосферы в группе, и для осуществления индивидуальной и груп­повой психокоррекции, и для обучения навыкам эффективного общения.

9.5. Оперативная психологическая помощь военнослужащим в различные периоды выполнения боевых задач

Ранее было отмечено, что психологическая помощь рассматривается нами как важнейшая составляющая психологического обеспечения боевых действий войск, как комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, на­правленных на обеспечение успешного преодоления военнослужащими психотрав -мирующих обстоятельств боевой обстановки, сохранение и восстановление их бое­способности и психического здоровья.

Очевидно, что существуют условия, при которых любое воздействие на чело­века, расширяющее его психологические возможности, может рассматриваться как психологическая помощь. Психологической помощью обозначаются техно­логические способы и средства дополнительной мобилизации, актуализации, кор­рекции и компенсации психологических возможностей военнослужащих, подверг­шихся воздействию боевых стресс-факторов.

Ясно, что военнослужащие, подвергшиеся различной степени психотравматиза-ции, нуждаются в качественно различной психологической помощи. В связи с этим нам представляется важным выделение в ее структуре двух взаимосвязанных эле­ментов:

1) психологической поддержки;

2) психологической реабилитации.


306


Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


1. Психологическая поддержканаправляется на актуализацию имеющихся и
создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные
действия военнослужащих на поле боя. Она оказывается в профилактическом
плане (в целях предупреждения развития отрицательных психологических явле­
ний) всем военнослужащим, а в целях психологической коррекции применяется
по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психо­
генных реакций.

В случаях, когда военнослужащие подвергаются психогенным расстройствам, характеризуемым по классификации Ю. А. Александровского как психогенные невротические состояния, требуется осуществление психореабилитационных ме­роприятий. Показаниями к этому служат симптомы неврастении, истерического и депрессивного неврозов, невроза навязчивых состояний (клаустрофобия, аго­рафобия, минобоязнь, снайперофобия, фатальная уверенность в своей близкой смерти и др.), сопровождающихся в ряде случаев утратой критического понима­ния происходящего и возможностей целенаправленной деятельности.

2. Психологическая реабилитация,как было показано выше, является частью
общего реабилитационного комплекса (наряду с медицинской, профессиональной,
социальной) и направляется на восстановление и коррекцию утраченных (нарушен­
ных) психических функций, личностных свойств и социального статуса воинов, пси­
хологического ресурса, необходимого для дальнейшей жизни и деятельности.

Существуют несколько принципиальных схем психологической помощи воен­нослужащим в боевой обстановке.

«Американская схема» заключается в том, что психологическая помощь воен­нослужащим оказывается должностными лицами штатных воинских и меди­цинских подразделений и частей (командирами, младшим медицинским пер­соналом, специалистами психологического профиля, состоящими в штате медицинских рот и частей, и т. д.).

«Российская схема» состоит в том, что в нее включена штатная система психо­логической службы, включающая «вертикаль» психологов (от батальона до высших эшелонов военного управления) и систему центров (пунктов) психо­логической помощи и реабилитации.

Такая схема представляется более перспективной, т. к. обладает мобильностью, позволяет быстро концентрировать силы и средства на участках с прогнозиру­емой высокой психотравматизацией личного состава.

Другой подход имеет место в армиях Великобритании, Израиля идр. Здесь, наряду с существующей штатной структурой психиатрической помощи, на вре­мя боевых действий создаются мобильные отряды, группы, пункты психологи­ческой помощи (реабилитации).

Эти подразделения воспринимаются военнослужащими в большей степени как «группа здоровья», а не как психиатрические. Следовательно, данная схема об­ладает меньшим эффектом «психиатрической стигматизации» людей и «пси-хиатризации» их самосознания.

Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу, накоплен­ный в нашей армии и армиях других государств, позволяет выделить основные


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях


307


способы и средства их психологической поддержки. Непосредственно в ходе бое­вых действий применяются коммуникативные и организационно-деятельност-ные способы.

Боевая обстановка предъявляет жесткие требования к средствам психологи­ческой поддержки.

Во-первых, они должны быть простыми и доступными для применения.

Во-вторых, результат их воздействия не может носить отсроченный харак­тер (не более 3-5 минут).

В-третьих, они не должны вызывать побочных явлений (например, сонли­вость). Этим требованиям соответствуют экспресс-методы психической саморе­гуляции и ряд фармакологических средств1, проверенных в процессе боевых дей­ствий войск2.

Боевой опыт подтверждает, что способы психологической реабилитации долж­ны соответствовать требованиям быстродействия, простоты применения, исклю­чения эффекта психиатрической стигматизации. Этим требованиям в наибольшей степени соответствуют методы индивидуальной и групповой рациональной психо­терапии, методика «Дебрифинг стресса критических инцидентов» (психологиче­ский дебрифинг), которые подробно рассматриваются в следующих главах.

9.6. Психологическая помощь в преодолении отсроченных реакций на травматический стресс методами индивидуальной психотерапии










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...