Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 10. УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВОЕННОЙ ХИТРОСТИ, МАСКИРОВКИ И ВНЕЗАПНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ




Военная хитрость, внезапность и маскировка — важнейшие составляющие воен­но-психологического искусства достижения победы над противником. Они «по­зволяют застигнуть противника врасплох, вынудить его неподготовленным всту­пить в бой (сражение, войну), т. е. парализовать его волю и лишить возможности оказывать организованное сопротивление. ... Всякий шаблон или старая схема, всякая оперативная "сухость" и отсутствие творческой изобретательности выхола­щивают военное искусство. Военная хитрость — антипод шаблонов, схем и штам­пов» [8, с. 30].

По своей сущности военная хитрость, маскировка, внезапность — это сугубо психологические феномены, достигаемые с помощью тактических и технических средств. Они входят в систему мероприятий, обозначаемых как «рефлексивное управление противником». Управлять противником рефлексивно — значит ак­тивно влиять на процессы восприятия им боевой обстановки, дезориентировать относительно ее пространственно-временных и событийных элементов, прида­вать нужную направленность его мышлению с целью принятия априори проиг­рышных решений.

Грань между понятиями «военная хитрость», «маскировка», «внезапность» весьма условна и проводится, прежде всего, в исследовательских целях. На са­мом деле военная хитрость — это скорее способ ведения боевых действий, мас­кировка — одно из главных ее средств, а внезапность — достигаемый результат. Однако с психологической точки зрения эти явления весьма специфичны. Ки­тайские психологи высказали эвристическую мысль о том, что введение про­тивника в заблуждение есть процесс и результат создания у него различных иллюзий. Используя эту идею, можно разделить рассматриваемые феномены следующим образом:

маскировка — процесс и результат создания у противника иллюзий воспри­ятия;

военная хитрость (введение противника в заблуждение) — процесс и резуль­тат создания у него мыслительных иллюзий;


Глава 10. Учет психологических факторов военной хитрости, маскировки,.,__________ 333

внезапность — результат создания у противника иллюзий антиципации (предвидения, предвосхищения).

В. Н. Лобов дает иную классификацию рассматриваемых феноменов. Интег­рирующим, основным понятием он выбирает «военную хитрость», в которую ди­алектически входят сокрытие (маскировка) и введение в заблуждение. Внезап­ность же — цель военной хитрости [8, с. 31-32].

Знание командирами, работниками штабов всех уровней, военными психоло­гами психологических механизмов обозначенных явлений и закономерностей их проявления в вооруженном противоборстве позволяет целенаправленно вести подчиненных к боевым успехам.


Психологическая характеристика маскировки

 

 Маскировка— комплекс мероприятий, направленных на скрытие своих войск от наблюде­ния противника. В маскировке реализуется важнейший закон войны: «Не обнаружил — не поразил».

Маскировать значит делать незаметными, невидимыми для противника военные объекты. Это достигается посредством воздействия на психическую деятельность противника с целью породить у него иллюзии восприятия. К числу таких иллю­зий относятся: зрительные, звуковые, кинестетические.

Под иллюзиями(от лат. illusio — ошибка, заблуждение) восприятияв психологии по­нимается неадекватное отражение воспринимаемого объекта и его свойств. Выделяют иллюзии: оптико-геометрические, автокинетического, стробоскопического и индуциро­ванного движения, осязания, времени, цвета, температуры, иллюзию Шарпантье, уста­новочные иллюзии и др.

Возникновение иллюзий восприятия связано с особенностями строения орга­нов чувств и физиологической деятельности человека, процессов кодирования и декодирования информации, эффектами контраста, иррадиации, зависимостью перцептивных процессов от установок, мотивации, эмоциональных состояний, личностных качеств человека (этнокультурные особенности, специфическая «кар­тина мира», характер, самооценка, прошлый опыт, уровень интеллектуального развития, внушаемость, патологические явления и др.), присутствия значимых людей и др.1

Искусственное создание иллюзий восприятия (маскировка) преимуществен­но и состоит в целенаправленном устранении различий между фигурой (воен-

Для понимания природы иллюзий восприятия важным является положение гештальт-психологии о фигуре и фоне. Фигурой называется та часть воспринимаемого объекта (объектов), которая как бы выступает вперед, воспринимается четко, ярко, а фоном — окружающие объекты (среда), которые, как кажется, непрерывно продолжаются за фи­гурой. Фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры. Это означает, что пред­мет может быть выделен органами зрения (увиден, услышан, почувствован), если он отличается от фона какими бы то ни было свойствами (цветом, формой, освещеннос­тью, силой и тембром звучания, частотой и интенсивностью тактильного, барического, температурного воздействия и др.). Если такого различия нет, то фигура полностью сливается с фоном и не обнаруживается.

v


334______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

нослужащие, боевая техника, оружие, полевые укрепления, военные строения и др.) и фоном (участки местности, акватории, воздушное пространство).

Кроме этого иллюзии создаются с помощью асимметричного расположения линий, нарушения закона перспективы, учета зависимости зрительного восприя­тия величины объекта от размеров окружающих предметов, учета влияния вза­имно пересекающихся линий, нарушения очертаний объекта, закрытия фигуры и фона с помощью различных средств и др.

Явные иллюзии, вплоть до полной утраты перцептивных способностей участ­ников боевых действий, возникают при применении средств временного ослеп­ления, оглушения, нарушения обоняния, прикрытия объектов маскировки спе­циальными, непроницаемыми для каждого вида наблюдения (непосредственного или с использованием технических средств) средствами и т. д.

Выделяются следующие виды маскировки: зрительная, световая, звуковая, обонятельная идр.

Основные методы маскировки следующие.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...