Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 10. УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВОЕННОЙ ХИТРОСТИ, МАСКИРОВКИ И ВНЕЗАПНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Военная хитрость, внезапность и маскировка — важнейшие составляющие военно-психологического искусства достижения победы над противником. Они «позволяют застигнуть противника врасплох, вынудить его неподготовленным вступить в бой (сражение, войну), т. е. парализовать его волю и лишить возможности оказывать организованное сопротивление. ... Всякий шаблон или старая схема, всякая оперативная "сухость" и отсутствие творческой изобретательности выхолащивают военное искусство. Военная хитрость — антипод шаблонов, схем и штампов» [8, с. 30]. По своей сущности военная хитрость, маскировка, внезапность — это сугубо психологические феномены, достигаемые с помощью тактических и технических средств. Они входят в систему мероприятий, обозначаемых как «рефлексивное управление противником». Управлять противником рефлексивно — значит активно влиять на процессы восприятия им боевой обстановки, дезориентировать относительно ее пространственно-временных и событийных элементов, придавать нужную направленность его мышлению с целью принятия априори проигрышных решений. Грань между понятиями «военная хитрость», «маскировка», «внезапность» весьма условна и проводится, прежде всего, в исследовательских целях. На самом деле военная хитрость — это скорее способ ведения боевых действий, маскировка — одно из главных ее средств, а внезапность — достигаемый результат. Однако с психологической точки зрения эти явления весьма специфичны. Китайские психологи высказали эвристическую мысль о том, что введение противника в заблуждение есть процесс и результат создания у него различных иллюзий. Используя эту идею, можно разделить рассматриваемые феномены следующим образом: • маскировка — процесс и результат создания у противника иллюзий восприятия; • военная хитрость (введение противника в заблуждение) — процесс и результат создания у него мыслительных иллюзий; Глава 10. Учет психологических факторов военной хитрости, маскировки,.,__________ 333 • внезапность — результат создания у противника иллюзий антиципации (предвидения, предвосхищения). В. Н. Лобов дает иную классификацию рассматриваемых феноменов. Интегрирующим, основным понятием он выбирает «военную хитрость», в которую диалектически входят сокрытие (маскировка) и введение в заблуждение. Внезапность же — цель военной хитрости [8, с. 31-32]. Знание командирами, работниками штабов всех уровней, военными психологами психологических механизмов обозначенных явлений и закономерностей их проявления в вооруженном противоборстве позволяет целенаправленно вести подчиненных к боевым успехам. Психологическая характеристика маскировки
Маскировка— комплекс мероприятий, направленных на скрытие своих войск от наблюдения противника. В маскировке реализуется важнейший закон войны: «Не обнаружил — не поразил». Маскировать значит делать незаметными, невидимыми для противника военные объекты. Это достигается посредством воздействия на психическую деятельность противника с целью породить у него иллюзии восприятия. К числу таких иллюзий относятся: зрительные, звуковые, кинестетические. Под иллюзиями(от лат. illusio — ошибка, заблуждение) восприятияв психологии понимается неадекватное отражение воспринимаемого объекта и его свойств. Выделяют иллюзии: оптико-геометрические, автокинетического, стробоскопического и индуцированного движения, осязания, времени, цвета, температуры, иллюзию Шарпантье, установочные иллюзии и др. Возникновение иллюзий восприятия связано с особенностями строения органов чувств и физиологической деятельности человека, процессов кодирования и декодирования информации, эффектами контраста, иррадиации, зависимостью перцептивных процессов от установок, мотивации, эмоциональных состояний, личностных качеств человека (этнокультурные особенности, специфическая «картина мира», характер, самооценка, прошлый опыт, уровень интеллектуального развития, внушаемость, патологические явления и др.), присутствия значимых людей и др.1 Искусственное создание иллюзий восприятия (маскировка) преимущественно и состоит в целенаправленном устранении различий между фигурой (воен- Для понимания природы иллюзий восприятия важным является положение гештальт-психологии о фигуре и фоне. Фигурой называется та часть воспринимаемого объекта (объектов), которая как бы выступает вперед, воспринимается четко, ярко, а фоном — окружающие объекты (среда), которые, как кажется, непрерывно продолжаются за фигурой. Фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры. Это означает, что предмет может быть выделен органами зрения (увиден, услышан, почувствован), если он отличается от фона какими бы то ни было свойствами (цветом, формой, освещенностью, силой и тембром звучания, частотой и интенсивностью тактильного, барического, температурного воздействия и др.). Если такого различия нет, то фигура полностью сливается с фоном и не обнаруживается. v 334______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий нослужащие, боевая техника, оружие, полевые укрепления, военные строения и др.) и фоном (участки местности, акватории, воздушное пространство). Кроме этого иллюзии создаются с помощью асимметричного расположения линий, нарушения закона перспективы, учета зависимости зрительного восприятия величины объекта от размеров окружающих предметов, учета влияния взаимно пересекающихся линий, нарушения очертаний объекта, закрытия фигуры и фона с помощью различных средств и др. Явные иллюзии, вплоть до полной утраты перцептивных способностей участников боевых действий, возникают при применении средств временного ослепления, оглушения, нарушения обоняния, прикрытия объектов маскировки специальными, непроницаемыми для каждого вида наблюдения (непосредственного или с использованием технических средств) средствами и т. д. Выделяются следующие виды маскировки: зрительная, световая, звуковая, обонятельная идр. Основные методы маскировки следующие. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |