Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 8. РОЛЬ И МЕСТО ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА НА ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ, ВЕДЕНИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
8.1. Функции, обязанности и порядок работы психолога полка на различных этапах боевых действий Роль и место психолога в боевой обстановке определяется выполняемыми им функциями, системой взаимодействия с должностными лицами, этапами и последовательностью реализации своих обязанностей. Система работы психолога строится на основе четкого осознания им того, что комплекс мероприятий психологического обеспечения боевых действий полка не сводится к решению эпизодически возникающих задач, а есть постоянная, многоплановая и жестко связанная внутренней логикой деятельность, последовательная как во времени, так и по объему тех аспектов боевой жизнедеятельности войск, которые составляют сам предмет этой деятельности. В процесс психологического обеспечения боевых действий войск в военном конфликте вовлекается широкий круг субъектов (командиры, штабы, органы военного управления, медицинские работники, военные ученые, сами военнослужащие и др.). Однако при его осуществлении в звеньях воинской части и соединения важнейшая роль принадлежит практическому психологу. В рамках его должностных обязанностей соединяются элементы теоретической, прикладной и практической работы, реализующиеся в исследовательской, нормотворческой, консультативной и коррекционной функциях. 1. Исследовательская функция проявляется в постоянном прогнозировании, изучении и оценке психологических условий предстоящей и осуществляемой личным составом боевой деятельности, построении ее психологической модели (т. е. описании деятельности в психологических терминах). Эта модель должна включать описание того, какие побудители могут определять боевую активность воинов, какие из их психологических качеств, умений и навыков и как повлияют на успех выполнения боевой задачи, каким образом на боевой деятельности личного состава скажутся конкретные боевые, социально-психологические, психологические, психоэргономические обстоятельства боевой деятельности. 2. Нормативная функция состоит в выработке ориентировочной нормы состояния целевого психологического ресурса, обеспечивающей активные и самоотверженные действия военнослужащих. Другими словами, именно психолог дол- Глава 8. Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения...__________ 269 жен просчитать то, какие мотивы и установки должны быть задействованы, какой психологический настрой создан, что должны знать и уметь воины, как они должны взаимодействовать в системе межличностных и боевых отношений, как поддержать боевую активность в ходе боя, чтобы успешно выполнить боевую задачу. 3. Диагностическая функциясостоит в изучении и оценке текущего состояния психологических возможностей воинов по отношению к норме, определяющей успешные боевые действия. 4. Консультативная функциянацеливается на расширение психологических возможностей воинов и командиров в выполнении ими своих функциональных обязанностей за счет обогащения их представлений о психологических аспектах боевых действий и психологических механизмах поведения людей в жизнеопас-ных обстоятельствах, разъяснения нормы состояния ЦПР, способов его поддержания в заданных пределах. Командиры воинских подразделений и частей консультируются о том, как управлять психологическими возможностями и активностью подчиненных, а личный состав — о способах психологической поддержки сослуживцев и приемах психической саморегуляции, немедикаментозного обезболивания, сохранения психического здоровья и активности в плену и др. 5. Коррекционно-развивающая функциязаключается в осуществлении практических мер по формированию и поддержанию ЦПР воинов в пределах нормы, восстановлению его утраченных или нарушенных элементов. Формами реализации этой функции являются: психологическое обеспечение боевой подготовки, участие в психологической подготовке, психологическое просвещение, психогигиена и психопрофилактика, психологическая поддержка, психологическая реабилитация и др. 6. Управленческая функциявозникла в связи с введением в ВС РФ должностей психологов батальонов (дивизионов). Она заключается в том, что психолог полка участвует в подборе, расстановке, обучении психологов батальонов, в постановке им задач, оказании им практической помощи в организации и осуществлении психологических мероприятий, в контроле над эффективностью работы низовых психологов и оценке их деятельности. Важно отметить, что полковой психолог не является прямым начальником батальонных психологов, поэтому его управление носит во многом рекомендательный, методический характер. Аналогично он реализует управленческую функции по отношению к должностным лицам пункта психологической помощи и реабилитации. 7. Функция взаимодействиясостоит в осуществлении тесного и продуктивного взаимодействия со всеми должностными лицами, от которых в той или иной мере зависит эффективность психологической работы в боевой обстановке. Функции реализуются в обязанностях психолога. По сложившейся практике психолог отвечает: • за организацию и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности; • участвует в работе по профессиональному психологическому отбору личного состава, расстановке его по отделениям, расчетам и экипажам; 270___________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий • обучает офицерский состав методам обеспечения устойчивости навыков военнослужащих в овладении оружием, боевой техникой, привычкам боевого поведения; • проводит работу по вооружению военнослужащих методами преодоления чрезмерной психической напряженности, страха, волевой самомобилизации, оказания экстренной психологической помощи сослуживцам; • участвует в формировании и развитии у военнослужащих боевых установок и настроя на активные действия; • прогнозирует возможные психогенные потери личного состава на различных этапах боя, изменения в морально-психологическом состоянии подразделений; • принимает участие в восстановлении психической устойчивости и боеспособности военнослужащих, подвергшихся панике, оказании помощи военнослужащим с психическими травмами; • участвует в мероприятиях по противодействию психологическим операциям противника; • вырабатывает предложения командиру по повышению психической устойчивости военнослужащих; • участвует в развитии материально-технической базы психологической работы т. д. Анализ перечисленных функций позволяет сформулировать основные задачи психолога на различных этапах боевых действий. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |