Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К РАСЧЕТУ САНИТАРНЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПСИХОГЕННЫХ ПОТЕРЬ СРЕДИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЛКА
Опыт боевых событий, происшедших после Второй мировой войны, свидетельствует о том, что повышение боевой мощи средств уничтожения людей, совершенствование методов психологической борьбы неизменно ведут к росту психологических расстройств военнослужащих, оказывающих заметное отрицательное влияние на их боеспособность, ход и исход сражений. По американским оценкам, психологические потери в современных войнах могут составлять: в условиях применения ядерного оружия — 25-33%, а без применения О МП — 20% от физических потерь [65]. Изучение показывает, что соотношение психогенных и физических потерь в войсках XX века постоянно «пульсировало», обнаруживая общую тенденцию к росту. На рис. 2.3 можно наблюдать динамику такого соотношения в армиях разных стран в военных событиях прошедшего столетия. 256______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий Не учитывать реальность психогенных потерь сегодня уже не просто ошибочно, но и в какой-то мере преступно. Тем более, что психологические потери порой способны оказать более сильное психологическое влияние на ход боевых действий, чем потери физические. На это обстоятельств почти два столетия назад указывал Г. Е. Шумков: «Поражение психики бойца является для горячей боевой работы более ощутимой потерей, нежели одиночная смерть бойца, не считая того, что нарушение психики немногих участников боя может расстроить и понизить психику многих других их сотоварищей, вызывая панику» [196, с. 116]. Однако, как показывает участие в учениях, некоторые наши командиры, штабы, заместители командиров по воспитательной работе, военные психологи не умеют, а зачастую и не хотят учитывать фактор психологических потерь в бою. Они способны на картах «разгромить» столько частей противника, сколько предлагает руководитель учения, не осознавая того, что в результате понесенных физических и психогенных потерь воевать им просто некем. Современная война не просто предъявляет суровые требования к физическим и духовным силам людей, но и является процессом перманентной психотравматиза-ции военнослужащих. В ней выигрывает та из противоборствующих сторон, которая не только лучше подготовит личный состав в боевом и психологическом плане, но и правильно рассчитает динамические изменения духовных сил, определит потребные силы и средства для быстрого восстановления утраченных психологических возможностей, восполнит нанесенный противником психологический ущерб. Не случайно, важнейшей задачей психологического обеспечения боевых действий войск является задача прогнозирования и оценки психогенных потерь. Вовремя и правильно проведенный расчет масштабов и степени утраты боеспособности военнослужащих вследствие воздействия отрицательных психогенных факторов позволяет следующее. 1. Своевременно принять боевые решения на компенсацию тактическими действиями психогенно утраченной или сниженной боеспособности. 2. Спрогнозировать объемы и виды необходимой психологической помощи военнослужащим. 3. Организовать эффективную систему восстановления боеспособности личного состава, получившего боевую психическую травму, быстрого возвращения его в строй. 4. Высвободить этапы медицинской эвакуации от лиц с не психотическими психическими расстройствам, во многом предупредить дальнейшее развитие психических расстройств и их «хронизации». 4. В этой связи знание сущности, видов и характеристик психологических потерь является важнейшим требованием к квалификации военного психолога. Сущность и классификация психогенных потерь Что же такое психологические потери? Какой круг феноменов включает в себя это явление? Каковы глубина и степень влияния психологических потерь на боеспо- Глава 7 Характеристика основных подходов к расчету санитарных... 257 собность частей и подразделений? Прежде, чем перейти к анализу сущности и градации психогенных потерь, следует рассмотреть более широкую реальность — человеческие потери на войне вообще и определить место психогенных потерь в их структуре. В соответствии с этиогенетической классификацией общих потерь на войне, все потери в личном составе, понесенные войсками во время войны, принято называть общими потерями. Общие потери подразделяются на безвозвратные и санитарные. Безвозвратные потери— это потери убитыми, попавшими в плен, пропавшими без вести и, по нашему мнению, сюда следует включить дезертиров, предателей и суициден-то£. К санитарным потерямотносят лиц, утративших боеспособность (трудоспособность) не менее чем на сутки и поступивших на медицинские пункты или в лечебные учреждения. В зависимости от причин, приведших к утрате боеспособности, санитарные потери условно подразделяют на боевые и небоевые. 1. Боевые санитарные потери — это потери, возникшие в результате воздей По этиопатогенетическому признаку боевые санитарные потери делятся на 6 классов: 1) механические повреждения; 2) термические поражения; 3) радиационные поражения; 4) поражения ОВ; 5) поражения БО; 6) реактивные состояния (кратковременные и затяжные) от применения ОМ П. 2. К небоевым санитарным потерям относят военнослужащих, заболевших от Кроме рассмотренной классификации санитарных потерь, существует так называемая оперативная классификация, которая используется в практической деятельности медицинской службы. В официальных документах боевые потери обычно обозначают термином «раненые», а небоевые — термином «больные». В период Великой Отечественной войны пехотный полк пашей армии за день боевых действий терял ранеными от 2-3% до 20-25% личного состава, а иногда значительно больше. Санитарные потери были неравномерными также и в течение дня. Потери больными изменялись в сравнительно небольших пределах и составляли в среднем 0,08-0,1 от числа личного состава в сутки. Соотношение различных категорий санитарных потерь складывалось следующим образом: раненые составляли 95-97%, контуженные — 2-4%, обмороженные 0,5-1%. Эта структура была более или менее постоянной, удельный вес отдельных категорий санитарных потерь изменялся незначительно. 258______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий Где же место в данной схеме для психогенных потерь?1 Сегодня сложилось несколько подходов к пониманию их сущности. В соответствии спервым подходом психогенные потери — это личный состав, оставшийся в строю, но потерявший боеспособность в результате воздействия сильных психотравмирующих факторов. В соответствии со в т о р ы м п о д х о д о м психогенные потери составляют люди, утратившие на определенное время целесообразную активность в силу нарушения регулирующей, управляющей функции психики, возникшую в результате воздействия стресс-факторов боевой обстановки. Они включают два компонента: а) санитарные психогенные потери; б) собственно психогенные потери. От первого подхода эта позиция отличается признанием санитарных психогенных потерь, предполагающих временный или окончательный выход военнослужащих из боевого строя [80]. В разряд психогенных потерь попадают и те военнослужащие, которые нормально ведут себя в обычной ситуации, но теряют контроль над собой в бою, ведут себя неадекватно требованиям боевой обстановки. По данным иностранных специалистов, таких военнослужащих около 75%. Сюда относятся все те, кто не может целесообразно регулировать свое поведение, осмысленно, эффективно выполнять свои обязанности. То есть в рассматриваемую категорию попадают самые разные случаи потери боеспособности, боевой активности и эффективности. Испуг, страх, неуверенность, потеря способности адекватно оценивать обстановку, фрустрация и т. д. — эти и другие психические состояния составляют так называемые «кратковременные психологические потери». В рамках третьего подхода под психогенными потерями понимаются военнослужащие, существенно снизившие, утратившие или прекратившие боевую активность вследствие действия неблагоприятных психогенных факторов. То есть они являются составными элементами как безвозвратных, санитарных (боевых и небоевых) потерь, так и имеют собственное содержание. Последний подход представляется нам наиболее полным. Он близок к подходу специалистов Военно-медицинской академии, разрабатывающих данную проблематику. Психогенные потери— это люди, утратившие на короткое или длительное время боеспособность вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов. Психологические потери имели место всегда, не являясь чем-то новым и необычным. Систематически они стали изучаться в ходе Первой и особенно Второй мировых войн, в первую очередь — в армиях тех стран, в которых были в той или иной форме созданы психологические службы (США, Англия, Франция, Германия, СССР). Термин «психологические потери» появился в зарубежной военной печати в Первую мировую войну. Тогда у военнослужащих в большом объеме наблюда- «Психогенные потери», «Психологические потери», «Потери психиатрического профиля» — термины, определяющие одно и то же явление с разных позиций. Мы их рассмотрим как синонимы. Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных..,________________ 259 лись полуобморочные состояния, мнимый паралич, нервная дрожь, слепота, глухота. В разгар войны специалисты были вынуждены признать, что эти явления носят психологический характер. Данный, весьма широкий спектр расстройств стали называть «военным неврозом», а затем просто «психоневрозом». Зигмунд Фрейд считал, что немецкая армия в Первую мировую войну потерпела поражение из-за распространения психоневрозов, вызванных в т. ч. и формой общения, стилем руководства военнослужащими со стороны офицеров. Сегодня во всех развитых армиях мира уделяется большое внимание вопросам предупреждения, прогнозирования, оценки, преодоления последствий психологических потерь. Понятие «психологические потери» (ППт) — собирательное. Оно включает результат разнообразных типов психических реакций, уровней потрясений, различных отрицательных последствий, вызванных боевыми раздражителями. Предлагаем следующую классификацию психогенных потерь (рис. 2.4). Безвозвратные психогенные потери составляют лица, сознательно принявшие решение прекратить участие в боевых действиях и покинувшие боевой строй (дезертиры, сдавшиеся в плен, покончившие жизнь самоубийством). Какие-либо устойчивые тенденции и закономерности в проявлении данного вида потерь здесь не проявляются, поэтому прогнозированию и расчетам такие потери не подвергаются. Однако известно, что отсутствие системы психологической помощи в боевой обстановке сопровождается ростом количества дезертиров и убийств командиров. Это отчетливо проявилось в ходе войны во Вьетнаме, где игнорирование вопросов прогнозирования и профилактик психогенных потерь привело к росту числа американцев, дезертировавших с поля боя, и командиров подразделений, убитых своими подчиненными.
К санитарным психогенным потерям относятся военнослужащие, вышедшие из строя по причине получения .боевой психической травмы (БПТ) или нервно-психического заболевания на срок более одних суток и попавшие в медицинские подразделения или пункты психологической помощи и реабилитации. 260 Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий мнению, к БПТ необходимо относить и манифестирующие в боевой обстановке эндогенные психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз) [112]. Число заболевших нервно-психическими заболеваниями также невозможно предсказать. Следовательно, оно также не поддается расчетам, а лишь учету. В локальных военных конфликтах истекших лет значительно увеличилось число пострадавших с психогенными расстройствами субклинического уровня. В эту категорию включаются нарушения, обозначаемые как психические стрессовые реакции (ПСР) (акцентуированные психологические реакции, «боевое утомление», «боевое истощение» и др.) Они характеризуются быстротечностью (до 1 суток) и сопровождаются выраженным снижением бое- и работоспособности (вплоть до отказа от деятельности) военнослужащих. Их относят к лицам «кратковременно вышедшим из строя». Собственно назвать это «потерями» весьма сложно, т. к. зафиксировать их большую часть просто не удается. Опыт двух мировых войн и многих локальных военных конфликтов показывает, что в организации психологической работы по прогнозированию, оценке и купированию ППт более безопасным является недооценка, чем переоценка. Неоправданное расширение показаний для включения в разряд ППт и эвакуации пострадавших за пределы района боевых действий способствует снижению боеспособности войск, зачастую приводит к устойчивой фиксации дистрессовои симптоматики, препятствующей выздоровлению (так называемый «синдром эвакуации»). В ходе Второй мировой войны американские психологи сделали однозначный вывод о том, что не только нет никакой необходимости, но и вредно раздувать категорию психологических потерь, госпитализировать значительное число людей и содержать их в столь благоприятных условиях, которые лишат человека желания быть солдатом. Это сопровождается тем, что оставшиеся в строю воины, видя госпитализированных по причине психических расстройств симулянтов и узнав о начале госпитализации подобных пораженных, станут (как это было в Первую и Вторую мировые войны) умышленно демонстрировать причудливые психологические реакции: состояние ужаса, дрожь, оцепенение, апатию, паралич и др. При этом тип реакций будет зависеть от того, при каком поведении военнослужащих госпитализируют в данной части. То есть наряду с явными психологическими потерями будут и явные симулянты, грань между которыми крайне трудно обнаружить. Таким образом, прогнозу и расчету подлежат две составляющих структуру ППт: 1) лица, получившие боевую психическую травму; 2) «кратковременно вышедшие из строя», т. е. лица, подвергнувшиеся боевому дистрессу. Среди многообразия феноменологических проявлений психопатологии БПТ можно выделить два основных кластера признаков: а) бегство от реальности (невротические, соматоформные, диссоциативные б) агрессивность. Глава 7, Характеристика основных подходов к расчету санитарных,.. 261 Возникающие расстройства выполняют в определенном смысле адаптивную функцию ухода пострадавших из стрессовой ситуации, временного освобождения от эмоционально болезненных переживаний или отреагирования на внешнее окружение. Перечисленные механизмы психологической защиты могут быть как осознанными, так и неосознаваемыми. Кроме того, при наличии специфической энодогенной предрасположенности БПТ может спровоцировать запуск механизмов психопатологического синдромообразования, защищающего мозг от дальнейшего поступления негативной информации, при этом искаженный процесс адаптации реализуется в конкретной нозологической форме. Расстройства, относящие к первому кластеру, с наибольшей частотой проявляются в первые месяцы пребывания в боевой обстановке. Частота агрессивных форм проявления, напротив, нарастает по мере пребывания в этих условиях (7-8 месяцев). Объемы психологических потерь зависят от факторов, определяющих риск психотравмирования личного состава. Так, израильтяне исследовали зависимость развития боевых психических травм (санитарных психологических потерь) от индивидуальных характеристик военнослужащих. Израильскими психологами установлено, что лица, перенесшие ранее БПТ, более уязвимы с точки зрения их психологической устойчивости, надежности в будущем. У таких лиц как бы накапливаются в психике негативные изменения, которые блокируются в бессознательном, эмоциональной памяти, активизируясь в стрессовой ситуации. Сильную склонность к психологическим потерям имеют и лица без боевого опыта, без опыта адаптации к гиперстрессорам боя. Наибольшую эмоционально-волевую устойчивость показывают опытные воины, не перенесшие БПТ [158, с. 15-16]. Израильские специалисты исследовали также зависимость БПТ от степени интенсивности боя. Полученные данные говорят о том, что число лиц, относимых к разряду психологических потерь, растет по мере роста интенсивности боевых условий. Здесь проявляется так называемый в психологии эффект кумулятивных причин, когда предыдущее психологическое напряжение постепенно как бы скапливается в индивиде и в какой-то момент приводит к перенапряжению. Но тот, кто с самого начала имел высокую сопротивляемость организма к гиперстрессовым воздействиям, оставался более стойким к ним и в дальнейшем. В бою с низкой интенсивностью наиболее устойчивыми в психическом отношении оставались ветераны, наименее устойчивыми те, кто ранее перенес БПТ. А те, кто участвовал в войне впервые, показал промежуточные результаты. В боях с высокой интенсивностью резко возрастает процент лиц, относящихся к разряду психологических потерь как среди новобранцев, так и среди лиц, показавших ранее невысокую психологическую устойчивость к факторам боя. Известна связь между ростом ППт и продолжительностью пребывания на фронте. По данным исследований, количество психических больных (санитарные психологические потери) в годы Первой мировой войны в германской армии увеличивалось по мере продолжительности ведения боевых действий и в связи с тем, 262______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий что росло число поражений, неудач на фронтах. Так, в августе 1914 г. в германской армии на 360 раненых приходился только 1 человек с психическим расстройством, а уже в ноябре — 1 на 30 раненых, в декабре 1 на 20, в 1915-16 гг. — 1 на 10, а в 1916-1917 гг. 1 на 9 раненых. Аналогичная тенденция была характерна и для английской армии. В ней в 1914 году 1 психотравмированный приходился на 30 раненных, в 1915 — 1 на 11 раненных. Исключительно высокий процент психологических потерь, особенно кратковременных, наблюдался во Второй мировой войне в авиации. По данным английских военных психологов, 80% всех офицеров и солдат, уволенных из летных частей, было отчислено по болезни, возникшей в результате страха, перенесенного в боевых условиях. В целом с 1939 по 1945 гг. из английской авиации ежегодно демо-билизовывалось по причине неустойчивости к страху около 3 тыс. человек [112, с. 61]. Таким образом, психогенные потери — это люди, утратившие на короткое или длительное время боеспособность вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов. В состав психогенных потерь входят лица, получившие боевую психическую травму и кратковременно вышедшие из строя вследствие боевого стресса. 7.2. Методы расчета психогенных потерь полка Непосредственной диагностикой психологических потерь будут заниматься психологи, медицинский персонал подразделений. Командный состав частей и соединений будет иметь дело с обобщенными данными о психологических потерях. Эти данные нужны как для принятия обоснованного решения о путях и способах продолжения боевых действий, так и о мерах по борьбе с последствиями боевого стресса у лиц, отнесенных к разряду психологических потерь. Прогноз и расчет психологических потерь необходимы потому, что они будут оказывать существенное влияние на ход и исход боевых действий, на принятие тех или иных управленческих решений. Вместе с тем они возможны потому, что: 1) опыт прошлых войн позволяет выявить те или иные статистические тенденции, относительно устойчивую динамику потерь во времени; 2) все расчеты в военном деле носят относительный характер, однако они активно используются при планировании боевых операций; 3)за имеющимися методиками стоят не просто теоретические рассуждения, а изучение результатов применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, поведения людей в условиях стихийных бедствий, катастроф, аварий, в т. ч. на Чернобыльской АЭС; экспериментальные психологические и психофизиологические исследования в экстремальных условиях, различных гиперстрессоров, теоретические расчеты и опыт применения ОМП в период его испытания. Расчеты психогенных потерь носят ориентировочный, вероятностный характер. Главными, определяющими показателями психогенных потерь являются их величина и структура. Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных... 263 Под величинойпонимают размеры потерь в абсолютных цифрах (в количестве людей). Структура психогенных потерь — это процентное отношение различных их видов к общему числу психогенных потерь. Ниже приведены данные для расчета ППт в условиях обычной войны. Расчеты С. В. Чермянина показывают, что те или иные проявления психической дезадаптации в виде острых психологических стрессовых реакций выявятся уже в течение первых суток боя не менее чем у 5-7% военнослужащих, причем у 80% из них они будут скоротечными (минуты—десятки минут) и редуцироваться при изменениях боевой обстановки. В ППП и Р, а тем более, на этапы медицинской реабилитации эти лица, как правило, не попадают. У 20% пострадавших (контингент пораженных с БПТ) длительность расстройств превысит 1-2 часа, и они могут поступать в отдельную медицинскую роту (омедр) бригады, МПП или ОМЕБ, в ППП и Р полка. Из них 65% как кратковременно вышедшие из строя (КВС) в течение суток вернутся в часть. Критерием возвращения в строй считается не полное отсутствие у них патопсихологической симптоматики, а способность к выполнению своих обязанностей. 7-10% останутся в омедр (МПП, ППП и Р), 25-28% будут направлены на следующий этап медицинской эвакуации. Последние две категории пострадавших составят санитарные психологические потери. Всего в общей структуре санитарных потерь психологические санитарные потери могут равняться 10-14%, или 0,3-0,5% от численности личного состава, принимающего активное участие в боевых действиях. При невозможности медицинской сортировки с участием специалистов, не менее 50% лиц с ПСР будут эвакуированы на следующий этап медицинской эвакуации, что может привести у них к фиксации болезненной симптоматики и ухудшению прогноза возвращения в строй. В связи со сказанным удельный вес санитарных психологических потерь в общей структуре СП может возрасти до 24% и достичь 1% от личного состава войск, принимающих участие в боевых действиях [113]. Собственно перечисленная выше тенденция уже сама по себе может использоваться в качестве методик расчета психогенных потерь на день боя. Однако для удобства пользования мы предлагаем оформить ее в более технологичном виде — в виде методики «Линейка» (рис. 2.5). Методика предполагает выполнение четырех процедур: 1) определение интенсивности боевых действий; 2) определение количества личного состава, принимающего непосредственное участие в боевых действиях; 3) вычисление психогенных потерь и их классификация; 4) определение объемов необходимой психологической помощи. Рассмотрим содержание этих процедур. 1. Чтобы развести уровни психотравматизации в боевых действиях различной интенсивности, мы чисто формально предложили считать общий уровень всех 264______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий расстройств для боевых действий низкой интенсивности (бой в обычных условиях с применением обычных средств военного противоборства) — 5%; для боевых действий средней интенсивности (бой с применением обычных средств, но ведущийся в условиях окружения, отрыва от главных сил, на сложной местности, с формированием водной преграды, ночью) — 6%; для боевых действий высокой интенсивности (бой с применением авиации, крылатых ракет, крупнокалиберной артиллерии, высокоточного оружия, дистанционного минирования) — 7%. 2. Психотравматизации будут подвергаться преимущественно те военнослужащие, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях. В боевых действиях высокой и средней интенсивности в число непосредственных участников включаются все (100%) военнослужащие части, подразделения. В боевых действиях низкой интенсивности — военнослужащие мотострелковых, танковых, артиллерийских, минометных, противотанковых, разведывательных подразделений. 3. Расчет потерь производится по вышеописанной схеме. Это удобно делать с рисунком «Линейки». Приведем пример: мотострелковый полк ведет боевые действия низкой интенсивности. Рассчитайте возможные объемы психогенных потерь за день боя. Решение. По «Линейке» определяем, что для боя средней интенсивности психогенные потери могут составить порядка 5% от числа непосредственных участников. Подсчитываем количество личного состава в боевых подразделениях. Примерно скажем, что это число равно 1000 человек. Тогда 5% от этого числа составит 50 военнослужащих. То есть у 50 военнослужащих, участвующих в бою, могут наблюдаться психические расстройства различной тяжести. У 80% из них (40 человек) они будут скоротечны и могут остаться незамеченными для командиров, психологов и медицинских работников. У 20% (10 человек) психические расстройства продлятся более 1-2 часов. Эти военнослужащие могут попасть в МПП или ППП и Р полка. 65% из них (6-7 человек) пробудут здесь менее суток, и после психологического вспомоществования отправятся в свои подразделения. Оставшиеся на срок более суток психотрав-мированные военнослужащие (3-4 человека) составят санитарные психогенные потери. 1-2 из них получат психологическую помощь здесь же, а 2-3 — будут направлены в медсанбат или ЦПП и Р дивизии. 4. Определение объемов необходимой психологической помощи вытекает из Глубина психических изменений у военнослужащих будет находиться (при условии, что они физически не пострадали) в прямом соотношении с наблюдаемыми признаками негативных психологических изменений. Психогенные потери будут иметь место преимущественно в зонах психологического поражения. Зона психологического поражения— площадь между двумя радиусами от эпицентра | ядерного взрыва: внутренним и внешним, в которой наблюдаются его последствия.
Внутренний радиус (P1) — радиус окружности, на границе которой вероятность комбинированных поражений средней тяжести от ядерного взрыва составляет не менее 60%. Подразделения, попавшие в эту зону, уже не смогут выполнять поставленные боевые задачи, и расчет психогенных потерь не имеет здесь смысла. Оставшихся в живых целесообразно использовать для оказания помощи физически пострадавшим. Внешний радиус (Р2) расположен за пределами визуального контакта личного состава с последствиями ядерного взрыва. При мощности ядерного взрыва более 50 КТ наблюдаемый фронт разрушений столь велик, что у военнослужащих может создаваться иллюзия всеобщего разрушения. При мощности более 100 КТ для определения Р2 необходимо радиусы зон поражения увеличивать на 1/3. В зоне психологического поражения психогенные потери будут носить ярко выраженный характер и развиваться в соответствии со специфической динамикой. Их определение можно осуществлять с помощью двух методик. 1. Методика № 1— «Статика».Сразу после ядерного взрыва в зоне психологического поражения 15-20% личного состава сможет выполнять боевую задачу, 15-20% надолго утратят способность к деятельности, 60-70% частично сохранят боеспособность, большая часть из них попадет в число психогенных потерь. 2. Методика № 2— «Динамика».В первые 10 минут после ЯВ психическая устойчивость сохранится у 15-20% военнослужащих. Через 30-60 минут этот процент может подняться до 75-80%, а затем начнет падать на протяжении не 266______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий менее 2 часов до 20-30%. Через несколько дней до 10% военнослужащих, попавших в зону психологических потерь, еще не придет в себя. Динамика изменения психологических потерь во времени совпадает с динамикой адаптации человека к стрессору. После воздействия мощного стрессора этап дезорганизации, испуга, длится 1-10 минут, чаще — 3-6 минут, этап гипермобилизации организма длится чаще до 1 часа. А вот, что касается последующего спада психической активности человека — этапа истощения психических и физиологических резервов организма — то его оценка весьма приблизительна, как и подвижна дееспособность людей на этом этапе в различных условиях. Бесспорно одно, что боеспособность личного состава сразу после гипермобилизации падает не менее чем на 2 часа, а нередко и до момента полного отдыха со сном. На этом этапе средствами психологического воздействия можно активно влиять на людей, временно повышая боеспособность. По-видимому, для ликвидации последствий применения ЯО и организации отдыха личного состава потребуется около суток, весьма важно при этом обеспечить полноценный сон. Для этого потребуется вывод войск во второй эшелон или тыл. Минимальный же срок, после которого следует рассчитывать на повышение морально-психологического состояния войск, по-видимому, будет не менее 20 часов. Третий и четвертый этапы адаптации к сильному стрессору наиболее труден для точной количественной оценки динамики морально-психологического состояния войск, т. к. здесь могут резко активизироваться те или иные факторы объективного и субъективного порядка, в том числе убеждения людей; их психическая активность. Следует иметь в виду, что этап психологического и физиологического истощения может быть и будет различным в зависимости от степени предварительной усталости войск.
С учетом вышесказанного, график изменения морально-психологического состояния личного состава после ядерного взрыва или другого гиперстрессора, будет выглядеть следующим образом (рис. 2.6) Глава 7, Характеристика основных подходов к расчету санитарных,,.________________ 267 Таким образом, психологические потери — реальный факт войны и мощный фактор, влияющий на боеспособность личного состава. Они представляют собой разные по происхождению, по уровню патологичности, динамике проявления, по наступающим последствиям психические расстройства, заболевания и трансформации, обусловливающие дезорганизацию боевой активности воинов. Умение грамотно прогнозировать и оценивать ППт позволяет своевременно и обоснованно принимать боевые решения, осуществлять мероприятия по психологической помощи и восстановлению боеспособности личного состава. Существующие методики расчета ППт позволяют с определенной степенью вероятности прогнозировать общие объемы и динамику снижения боевых возможностей частей и соединений в боевой обстановке. Вопросы для самоконтроля 1. Какова классификация общих потерь военнослужащих? 2. Что такое боевые санитарные потери? 3. На какие классы делятся боевые санитарные потери по этиопатогенетиче-скому признаку? 4. Что включают в себя психогенные потери? 5. Охарактеризуйте методы расчета психогенных потерь. Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий. В кн.: Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. — М., 1994. 2. Конюхов Н. И., Федеико Н. Ф. Психологические потери и их профилактика. — М., 1990. 3. Нечипоренко В. В., Литвиицев С. В., Снедков Е. В. Современный взгляд на проблему боевой психической травмы // Военно-медицинский журнал. 1997. № 4. С. 22-26. 4. Новиков В. С, Боченков А. А., Черемяпин С. В. Психофизиологическое обоснование проблемы коррекции и реабилитации участвовавших в боевых действиях военнослужащих // Военно-медицинский журнал. 1997. № 3. С. 53-56. 5. Снедков Е. В. Боевая психическая травма: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — СПб., 1997. 6. Феденко Н. Ф., Железняк Л. Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях. — М. 1986. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 448. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |