Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Для закрепления изученного материала следует выполнить практическое задание №1.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1 Отделение изолированных корней уравнения «вручную» и с помощью компьютерной программы Варианты к практическому заданию Задание 1. Даны два уравнения с одним неизвестным. Для первого из них отделить корни графическим способом, для второго – аналитическим.
Задание 2.Отделить изолированные корни уравнения с помощью компьютерной программы. Написать программу, которая на заданном отрезке [A; B] отделяет интервалы, содержащие корни заданного уравнения. Программа должна печатать номер корня, левый конец интервала, содержащего корень, и правый конец интервала, содержащего корень. Если в условии значения А и В не указаны, можно брать любые числа из области определения функции.
ЛЕКЦИЯ 2 УТОЧНЕНИЕ КОРНЕЙ УРАВНЕНИЯ С ЗАДАННОЙ ТОЧНОСТЬЮ МЕТОДОМ ПОЛОВИННОГО ДЕЛЕНИЯ (МЕТОДОМ ДИХОТОМИИ) Прежде, чем перейти к описанию методов уточнения корней, дадим определение. Определение 5.Будем говорить, что корень x уравнения F(x) = 0 вычислен с заданной точностью e, если ½x - x1½£ e , где x1 - приближенное значение корня. Пусть уравнение (1) имеет на отрезке [a, b] единственный корень. Функция F(x) на этом отрезке пусть будет непрерывна. Разделим отрезок [a, b] пополам точкой с = (а + b)/2. Если F(c) ¹ 0 (что очень вероятно), то возможны два случая:
Рис.7. Функция меняет знак на отрезке [а, с]
Рис.8.Функция меняет знак на отрезке [с, b] а) F(x) меняет знак на отрезке [а, с] (рис. 7), б) F(x) меняет знак на отрезке [с, b] (рис. 8). Выбираем тот из отрезков, на котором функция меняет знак, а значит, на нем содержится корень функции. Этот отрезок снова делим пополам, снова проверяем знаки функции на концах полученных отрезков и так дойдем до сколь угодно малого отрезка, содержащего корень уравнения (1). Дихотомию можно использовать как метод решения уравнения с заданной точностью. Если на каком-то этапе получен отрезок [a, b], содержащий корень, то за значение корня можно принять х = (a+b)/2. Ошибка при этом не превысит Dх = (b - a)/2. Далее приведем алгоритм метода половинного деления. АЛГОРИТМ МЕТОДА ПОЛОВИННОГО ДЕЛЕНИЯ ШАГ 1. Вводим концы интервала, содержащего корень уравнения и требуемую точность вычислений, а - левый конец интервала, содержащего корень, b - правый конец интервала, содержащего корень, e - точность вычислений. ШАГ 2. Вычисляем координату середины отрезка, а именно с = (а + b)/2. ШАГ 3. Определяем интервал, на котором функция меняет знак. Для этого вычисляем значения функции в точках, например, а и с и выясняем знак их произведения. Если он отрицателен, значит, на этом отрезке функция сменила знак, тогда в качестве правого конца отрезка берем значение с (рис.7), в противном случае значение с берем в качестве левого конеца отрезка (рис.8). Другими словами, если F(a) · F(с) < 0 , то b = с, в противном случае а = с. ШАГ 4 . Если ½b-а½ > e, то переходим к шагу 2, в противном случае переходим на ШАГ 5. ШАГ 5. Вычисляем приближенное значение корня х = (а + b)/2 и погрешность вычислений Dх = (а - b)/2. ШАГ 6. Печатаем х и Dх. ШАГ 7. Конец задачи. Число шагов N @ log2 ((b–a)/e) при использовании дихотомии велико, поэтому сходимость медленная, но при любой длине отрезка она гарантирована. Однако простота реализации метода уменьшает число вспомогательных операций и частично компенсирует увеличение общего времени счета из-за медленной сходимости. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |