Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разрешение споров хозяйственным судом. Исковое заявление
Применению
мер
государственного
принуждения
предшествуют хозяйственные споры. Под хозяйственными спорами понимаются разногласия, возникающие между участниками хозяйственных (экономических) отношений. Рассмотрение споров в хозяйственном суде регламентируется Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. (с изм. и доп.). По своему содержанию хозяйственные споры подразделяются на: · споры, возникающие в связи с заключением, изменением и расторжением хозяйственных договоров; · споры, связанные с исполнением договоров и по другим основаниям. Преддоговорные споры возможны и подлежат рассмотрению в хозяйственном суде лишь в случаях, когда имеется соглашение сторон об этом (о передаче спора на разрешение хозяйственного суда), либо если это предусмотрено законодательными актами. В большинстве своем вытекающие из хозяйственных правоотношений обязанности выполняются сторонами добровольно, а споры разрешаются путем переговоров. Однако если разногласия не урегулированы, заинтересованная сторона может воспользоваться предоставленными 113
законом возможностями для защиты своих хозяйственных прав только в пределах установленных законом сроков. Споры экономических субъектов, как юридических лиц, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, разрешаются, как правило, хозяйственными судами. Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются: · обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами; · справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом. Задачи судопроизводства в хозяйственных судах: · правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел; · защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов как участников хозяйственно-правовых отношений, так и иных лиц; · содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности и др. Споры в области экономических отношений рассматривают: · Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, · хозяйственные суды областей и г. Минска, · специализированные хозяйственные суды. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности может осуществляться также третейскими судами и в международном коммерческом арбитраже. Международный арбитражный суд при Белорусской Торгово-промышленной палате рассматривает и разрешает международные хозяйственные споры. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде» международному арбитражному суду подведомственны споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных международных экономических связей. Принципы хозяйственного судопроизводства: · осуществление правосудия только хозяйственным судом; · коллегиальное и единоличное рассмотрение дел; · независимость судей; · процессуальная экономия; · законность; · равенство перед законом и хозяйственным судом; · разъяснение процессуальных прав и обязанностей; · уважение достоинства личности; · равноправие и добросовестность сторон; · состязательность; 114
· гласность разбирательства дела (может присутствовать гражданин, достигший совершеннолетия); · принципы доступности процесса, осуществление судопроизводства в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 января 1990 г. «О языках в Республике Беларусь»; · право на юридическую помощь; · диспозитивность; · обязательность судебных постановлений и судебных обращений; · непосредственность судебного разбирательства. Разбирательство споров в хозяйственном суде открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны, либо когда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании. Правосудие по хозяйственным спорам осуществляется на началах равенства участников процесса перед законом и судом независимо от форм собственности, места нахождения сторон, подчиненности и других обстоятельств. Вмешательство любых органов, организаций и должностных лиц в деятельности судей по разрешению споров не допускается. Каждая сторона по хозяйственному спору должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Состязательность проявляется также в равной возможности сторон отстаивать свою позицию по делу и в поочередном высказывании доводов и возражений (движение процесса осуществляется в форме спора). Стороны имеют право: · знакомиться с материалами, делать выписки из них, снимать копии; · представлять доказательства; · заявлять отводы; · принимать участие в осмотре и исследовании доказательств; · заявлять ходатайства, давать пояснения, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе разрешения споров вопросам; · возражать против ходатайств и доводов других участников процесса; · обжаловать решения, постановления и определения хозяйственного суда; · совершать другие процессуальные действия, предусмотренные ХПК РБ. За защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном ХПК РБ, вправе обратиться: · юридические лица и индивидуальные предприниматели; · в случаях, предусмотренных законодательными актами, организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе коллективы работников); · граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; · прокурор, государственные или иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами. Если конкретное лицо имеет право на предъявление иска, то его первым шагом в этом направлении является составление и надлежащее оформление 115
искового заявления. Форма и содержание искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему определены в стст. 159, 160 ХПК РБ. Исковое заявление подается в письменной форме. Оно подписывается истцом или его представителем и с копиями по числу ответчиков направляется в хозяйственный суд. В исковом заявлении должны быть указаны: · наименование хозяйственного суда, в который подается заявление; · имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты; · цена иска, если иск подлежит оценке; · обстоятельства, на которых основаны исковые требования; · доказательства, подтверждающие основания исковых требований; · расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы; · требования истца со ссылкой на акты законодательства Республики Беларусь, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них; · сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором; · иные данные, вытекающие из требований актов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления; · перечень прилагаемых к исковому заявлению документов. Форма и содержание искового заявления строго обязательны для всех лиц, обращающихся в суд за защитой как своего, так и чужого права или охраняемого законом интереса. Право на подписание искового заявления имеют только руководитель организации и его заместители, уполномоченные на это законом или учредительными документами. Все остальные при подписании искового заявления должны приложить к иску доверенность или иной документ, удостоверяющий их полномочия на предъявление иска. Подсудность, то есть определение конкретного хозяйственного суда, который должен рассмотреть данный спор, производится в соответствии со стст. 48-52 ХПК РБ. По общему правилу иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика, и при любом отклонении от этого правила (договорная подсудность, подсудность по выбору истца и т.д.) необходима ссылка на закон. В ы с ш и й Х о з я й с т в е н н ы й С у д Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции: · хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь; · споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного
116
управления или иного государственного органа, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; · дела, связанные с государственными секретами; · дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда. Кроме того, Высший Хозяйственный Суд имеет право в пределах подведомственности дел хозяйственным судам дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело. Все остальные споры, подведомственные хозяйственным судам, рассматриваются хозяйственными судами областей Республики Беларусь и города Минска. П о д в е д о м с т в е н н о с т ь – это разграничение компетенции по решению споров и рассмотрению дел между Конституционным Судом Республики Беларусь, общими судами, международными арбитражными (третейскими) судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел иными органами и организациями. Хозяйственным судам подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым хозяйственным судом, относятся споры о (об): · разногласиях, возникающих при заключении договора, обязательность которого предусмотрена законодательством или соглашением сторон; · изменении и расторжении договора; · невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств; · признании права, в том числе и права собственности; · истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения; · возмещении убытков; · признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности; · по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении и др. Стадиями судебного разбирательства дела являются: 1) принятие и подготовка дела к судебному разбирательству (подготовительное судебное заседание) (стст. 168-173 ХПК РБ); 2) судебное разбирательство (рассмотрение дела по существу, исследование представленных доказательств) (стст. 175-189 ХПК РБ); 3) принятие решения хозяйственным судом (стст. 190-192 ХПК РБ); 4) пересмотр судебных постановлений (стст. 267-318 ХПК РБ); 5) исполнение судебных постановлений (ст. 208, раздел IV ХПК РБ).
117
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |