Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разрешение споров хозяйственным судом. Исковое заявление





 

Применению


 

мер


 

государственного


 

принуждения


 

предшествуют


хозяйственные


споры.


Под


хозяйственными


спорами


понимаются


разногласия,


возникающие


между


участниками


хозяйственных


(экономических) отношений. Рассмотрение споров в хозяйственном суде

регламентируется Хозяйственным процессуальным кодексом Республики

Беларусь от 15 декабря 1998 г. (с изм. и доп.).

По своему содержанию хозяйственные споры подразделяются на:

· споры, возникающие в связи с заключением, изменением и расторжением

хозяйственных договоров;

· споры, связанные с исполнением договоров и по другим основаниям.

Преддоговорные споры возможны и подлежат рассмотрению в

хозяйственном суде лишь в случаях, когда имеется соглашение сторон об

этом (о передаче спора на разрешение хозяйственного суда), либо если это

предусмотрено законодательными актами.

В большинстве своем вытекающие из хозяйственных правоотношений

обязанности выполняются сторонами добровольно, а споры разрешаются


путем


переговоров.


Однако


если


разногласия


не


урегулированы,


заинтересованная


сторона


может


воспользоваться


предоставленными


113


 

законом возможностями для защиты своих хозяйственных прав только в

пределах установленных законом сроков.

Споры экономических субъектов, как юридических лиц, так и граждан,


занимающихся


предпринимательской


деятельностью


без


образования


юридического лица, разрешаются, как правило, хозяйственными судами.

Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:


· обеспечение


законного


разрешения


споров,


возникающих


при


осуществлении


предпринимательской


и


иной


хозяйственной


(экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах,

установленных законодательными актами;

· справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и

беспристрастным судом.

Задачи судопроизводства в хозяйственных судах:

· правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов как

участников хозяйственно-правовых отношений, так и иных лиц;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в

сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической)

деятельности и др.

Споры в области экономических отношений рассматривают:

· Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь,

· хозяйственные суды областей и г. Минска,

· специализированные хозяйственные суды.

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности может


осуществляться


также


третейскими


судами


и


в


международном


коммерческом


арбитраже.


Международный


арбитражный


суд


при


Белорусской Торгово-промышленной палате рассматривает и разрешает

международные хозяйственные споры. В соответствии с Законом Республики

Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском)

суде» международному арбитражному суду подведомственны споры,

возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных международных

экономических связей.

Принципы хозяйственного судопроизводства:

· осуществление правосудия только хозяйственным судом;

· коллегиальное и единоличное рассмотрение дел;

· независимость судей;

· процессуальная экономия;

· законность;

· равенство перед законом и хозяйственным судом;

· разъяснение процессуальных прав и обязанностей;

· уважение достоинства личности;

· равноправие и добросовестность сторон;

· состязательность;

114


 

· гласность разбирательства дела (может присутствовать гражданин,

достигший совершеннолетия);

· принципы доступности процесса, осуществление судопроизводства в

соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 января 1990 г. «О

языках в Республике Беларусь»;

· право на юридическую помощь;

· диспозитивность;

· обязательность судебных постановлений и судебных обращений;

· непосредственность судебного разбирательства.


Разбирательство


споров


в


хозяйственном


суде


открытое,


за


исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и

коммерческой тайны, либо когда суд удовлетворит ходатайство одной из

сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании.

Правосудие по хозяйственным спорам осуществляется на началах

равенства участников процесса перед законом и судом независимо от форм


собственности,


места


нахождения


сторон,


подчиненности


и


других


обстоятельств. Вмешательство любых органов, организаций и должностных

лиц в деятельности судей по разрешению споров не допускается. Каждая

сторона по хозяйственному спору должна доказать те обстоятельства, на

которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.


Состязательность


проявляется


также


в


равной


возможности


сторон


отстаивать свою позицию по делу и в поочередном высказывании доводов и

возражений (движение процесса осуществляется в форме спора).

Стороны имеют право:

· знакомиться с материалами, делать выписки из них, снимать копии;

· представлять доказательства;

· заявлять отводы;

· принимать участие в осмотре и исследовании доказательств;

· заявлять ходатайства, давать пояснения, приводить свои доводы по всем

возникающим в ходе разрешения споров вопросам;

· возражать против ходатайств и доводов других участников процесса;

· обжаловать решения, постановления и определения хозяйственного суда;

· совершать другие процессуальные действия, предусмотренные ХПК РБ.

За защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных

интересов в порядке, установленном ХПК РБ, вправе обратиться:

· юридические лица и индивидуальные предприниматели;

· в случаях, предусмотренных законодательными актами, организации, не

являющиеся юридическими лицами (в том числе коллективы работников);

· граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

· прокурор, государственные или иные органы в случаях, предусмотренных

законодательными актами.

Если конкретное лицо имеет право на предъявление иска, то его первым

шагом в этом направлении является составление и надлежащее оформление

115


 

искового заявления. Форма и содержание искового заявления, перечень

документов, прилагаемых к нему определены в стст. 159, 160 ХПК РБ.

Исковое заявление подается в письменной форме. Оно подписывается

истцом или его представителем и с копиями по числу ответчиков

направляется в хозяйственный суд.

В исковом заявлении должны быть указаны:

· наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

· имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и

банковские реквизиты;

· цена иска, если иск подлежит оценке;

· обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

· доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

· расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

· требования истца со ссылкой на акты законодательства Республики

Беларусь, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования

к каждому из них;

· сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда

это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров

или договором;

· иные данные, вытекающие из требований актов законодательства,

необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;

· перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Форма и содержание искового заявления строго обязательны для всех

лиц, обращающихся в суд за защитой как своего, так и чужого права или

охраняемого законом интереса. Право на подписание искового заявления

имеют только руководитель организации и его заместители, уполномоченные

на это законом или учредительными документами. Все остальные при

подписании искового заявления должны приложить к иску доверенность или

иной документ, удостоверяющий их полномочия на предъявление иска.

Подсудность, то есть определение конкретного хозяйственного суда,

который должен рассмотреть данный спор, производится в соответствии со

стст. 48-52 ХПК РБ. По общему правилу иск предъявляется в хозяйственный

суд по месту нахождения или месту жительства ответчика, и при любом

отклонении от этого правила (договорная подсудность, подсудность по

выбору истца и т.д.) необходима ссылка на закон.

В ы с ш и й Х о з я й с т в е н н ы й С у д Республики Беларусь рассматривает в

качестве суда первой инстанции:

· хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и

административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а

также между административно-территориальными единицами Республики

Беларусь;

· споры о признании недействительным (полностью или частично)


ненормативного


акта


республиканского


органа


государственного


 

116


 

управления или иного государственного органа, который не соответствует

законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные

интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· дела, связанные с государственными секретами;

· дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего

Хозяйственного Суда.

Кроме того, Высший Хозяйственный Суд имеет право в пределах

подведомственности дел хозяйственным судам дополнительно определять

подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело.


Все


остальные


споры,


подведомственные


хозяйственным


судам,


рассматриваются хозяйственными судами областей Республики Беларусь и

города Минска.

П о д в е д о м с т в е н н о с т ь – это разграничение компетенции по решению

споров и рассмотрению дел между Конституционным Судом Республики

Беларусь, общими судами, международными арбитражными (третейскими)

судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел

иными органами и организациями. Хозяйственным судам подведомственны

дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с

осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.


К


хозяйственным


(экономическим)


спорам,


разрешаемым


хозяйственным судом, относятся споры о (об):

· разногласиях, возникающих при заключении договора, обязательность

которого предусмотрена законодательством или соглашением сторон;

· изменении и расторжении договора;

· невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств;

· признании права, в том числе и права собственности;

· истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения;

· возмещении убытков;

· признании недействительным ненормативного правового акта

государственного органа, органа местного управления и самоуправления,

иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и

законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной

хозяйственной деятельности;

· по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении и др.

Стадиями судебного разбирательства дела являются:


1) принятие


и


подготовка


дела


к


судебному


разбирательству


(подготовительное судебное заседание) (стст. 168-173 ХПК РБ);

2) судебное разбирательство (рассмотрение дела по существу, исследование

представленных доказательств) (стст. 175-189 ХПК РБ);

3) принятие решения хозяйственным судом (стст. 190-192 ХПК РБ);

4) пересмотр судебных постановлений (стст. 267-318 ХПК РБ);

5) исполнение судебных постановлений (ст. 208, раздел IV ХПК РБ).

 

 

117


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...