Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кривые издержек в краткосрочном периоде




 

На верхнем графике (рис. 4.8) изображены кривые . На графике внизу изображены кривые . Касательная луча  кривой  при  соответствует  при  (точка « »). Касательная луча к кривой  при  соответствует  (т. « »). Точка перегиба (т. « ») кривой  при  соответствует . Кривая пересекает кривые  строго в точках минимума. До тех пор, пока , средние издержки будут снижаться, а когда  превысит , средние издержки станут возрастать.

 

 

4.4 ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ В КОРОТКОМ ПЕРИОДЕ

 

На конкурентном рынке фирма руководствуется ценой, которая для нее является внешней, заданной. Поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную прямую, установленную на уровне рыночной цены .

Цель фирмы – максимизация прибыли , которая представляет собой разницу между валовым доходом  и общими издержками  за период продаж

,

где TR = P Q, TC = AC Q.

На свой доход фирма может влиять посредством изменения объема продаж. Следовательно, главная проблема фирмы – поиск объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы.

Назовем предельной прибылью (MPR) – прибыль от реализации дополнительной единицы продукции. Тогда

MPR = MRMC,

где MR – предельный доход (изменение в общем доходе, полученное от продажи дополнительной единицы продукции); MC – предельные издержки.

С увеличением объема производства величина MPR будет снижаться (в связи с действием закона убывающей отдачи). Но до тех пор, пока MPR > 0, фирма, максимизирующая прибыль, должна увеличивать объем производства, т.к. общая прибыль (PR) увеличивается. Следовательно, условием получения максимальной прибыли является равенство MPR=0 или MR – MC=0, т.е. 

                                                          MR = MC                                                    (4.6)

Данное условие является условием оптимизации (максимизации прибыли) для любой фирмы.

Для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции MR = P, т.к. Р –const и не зависит от объема продажи фирмы. Таким образом, для конкурентной фирмы условие оптимизации приобретает вид

                                                               P = MC                                                        (4.7)

Определив оптимальный объем выпуска из равенства , обеспечивающей ей максимальную прибыль, фирма должна сравнить рыночную цену со своими средними издержками (рис. 3.9).

Рассмотрим возможные ситуации для конкурентной фирмы (рис. 4.10).

а) ; б) ; в) ; г) ; д) .

Для каждой конкурентной фирмы: .

1) . Тогда . Так как , то , при этом должно выполняться условие оптимизации .

Получаем . Это выполняется на участке выше т. . То есть при  фирма получает экономическую прибыль.

2) . :

Это достигается в т. , где . В этой точке фирма получает нулевую экономическую прибыль. Отрасль находится в состоянии равновесия.

3) . Назовем убытками  величину .

Тогда .

Проведем преобразование:

а) Если , то , то есть величина постоянных издержек.

б) Но: пока , фирма, продолжая производство, может сократить издержки (убытки). То есть ;

Следовательно, продолжая производство на участке  кривой  фирма сокращает убытки краткосрочного периода.

в)

Это условие соответствует точке . Здесь , как и при . Однако, фирма должна продолжать производство, так как она окупает переменные издержки (оправдывает заработную плату), что позволяет ей сохранить трудовые ресурсы:

.

4) P < AVC.

В этом случае продолжение производства ведет к увеличению убытков. Фирма должна прекратить производство, чтобы минимизировать убытки на уровне .

Вывод: таким образом, мы установили, что кривая предельных затрат устанавливает зависимость объема выпуска (предложения) фирмы от цены, т.е. является одновременно и индивидуальной кривой предложенияфирмы, которая начинается с точки минимума  и продолжается до максимального возможного объема выпуска продукции.

 

4.5 РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ И ОТРАСЛИ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

 

В условиях долгосрочного периода фирма может изменить условия производства или уйти с рынка. Одно из условий совершенной конкуренции – отсутствие препятствий для входа и выхода из отрасли.

Наличие экономической прибыли (при РРА ) свидетельствует, что на данном рынке альтернативная стоимость ресурсов является низкой, следовательно, доходы – максимальными (рис. 4.10). Это привлекает в данную отрасль свободные капиталы. Расширение предложения приводит к снижению цены, что побуждает ряд фирм покидать отрасль. Если рыночная цена окажется ниже РА, то фирмы находящиеся на участке АВ краткосрочной кривой предложения, в долгосрочном периоде начнут модернизировать производство, сокращая издержки или покидать отрасль.В результате сокращения предложения цена повышается .

Вход и выход на данном рынке будет происходить до тех пор, пока P = ACminи PR = 0, что достигается при РР  = РА. Следовательно, фирма и отрасль в целом находятся в состоянии долгосрочного равновесия в этой точке. В этих условиях новые фирмы не проникают в отрасль, так как альтернативная прибыль равна нулю, а старые фирмы не покидают отрасль, так как получают свою экономическую прибыль = 0 при .

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде состояние равновесия, соответствующее условиям оптимизации, достигается тогда, когда выполняется равенство:

                                                                                     .                                                  (4.8)

                                   

В долгосрочном периоде, учитывая, что все факторы производства рассматриваются как переменные, фирма решает стратегические задачи, оптимизируя масштабы производства в соответствии с эффектом масштаба и минимизируя долгосрочные средние издержки. Важнейшей задачей фирмы является оптимизация факторов производства. Основными методами оптимизации факторов производства, используемых фирмой, выступает метод «изокост-изоквант», рассмотренный выше и правило «предельной производительности факторов производства», рассмотренное в разделе «Экономические ресурсы и их движение».

 

4.6 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК

Риск и отношение к риску

В рыночной экономике проблемы выбора, с которыми сталкиваются потребители и производители, отличаются значительной неопределенностью. Поэтому, при принятии важных потребительских или инвестиционных решений необходимо учитывать эту неопределенность, т.е. принимать решение о том, какую степень риска (риск– неопределенность в отношении возможных потерь) взять на себя. Для этого изучаются способы сравнения альтернативных вариантов и выбора из сопряженных с риском альтернатив.

Для оценки риска необходимо составить список всех возможных последствий заданного действия, а также вероятность наступления каждого из них. Введем основные понятия:

Вероятность – возможность получения определенного результата.

Объективная (математическая) вероятность – это вероятность, базирующаяся на расчете чистоты, с которой происходит данный процесс или явление.

Субъективная (статистическая) вероятность – это вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата.

Предположим, что мы рассматриваем возможность вложения средств в компанию. Если усилия окажутся успешными, акции компании вырастут с 30 до 40 долл. за акцию; если нет, то цена упадет до 20 долл. Таким образом, существует два возможных исхода: цена 40 долл. за акцию и цена 20 долл. за акцию. Если нам известно, что разработки аналогичных фирм в 25% случаев были успешными, то в нашем примере вероятность успешного исхода = ¼, а вероятность неудачного – ¾. (Вероятности всех возможных событий в сумме равны 1). Это объективная вероятность.

Если же оценка возможной успешности фирмы строится на субъективной оценке (например: если фирма более профессиональна, имеет доступ к конфиденциальной информации и т.д.), то это может послужить причиной различной оценки субъективной вероятности разными людьми.

Ожидаемое значение (математическое ожидание) связано с ситуацией неопределенности, - это средневзвешенная величина выигрыша или стоимость для всех возможных исходов. Таким образом, ожидаемое значение выражаем основную тенденцию, т.е. выигрыш или стоимость на которые мы можем рассчитывать в среднем.

В нашем примере были два результата: выигрыш в 40 долл. за акцию в случае успеха и 20 – в случае неудачи. Если обозначить вероятность как Pr , то ожидаемое значение в данном случае составит:

В более общем виде, если существуют два возможных исхода, при которых выигрыш составят Х1  и Х2  и если вероятности исходов равняются Pr1  и Pr2, то ожидаемое значение равно:

                                                                                                 (4.9)

Когда существует n  возможных исходов, ожидаемое значение равно:

                                      

                            (4.10)

Изменчивость –это пределы, вкоторых варьируются возможные исходы неопределенной ситуации. Измеряется изменчивость при помощи расчета стандартного (среднее квадратичное) отклонения– квадратный корень из дисперсии.Другим показателем изменчивости является квадрат стандартного отклонения.

Если существуют два возможных исхода с выигрышами Х1 и Х2, появляющимися с вероятностью  Pr1 и   Pr2  и ожидаемым значением исходов Е(Х),  стандартное отклонение равняется , где .

Ожидаемая полезность – это сумма полезностей, связанных со всеми возможными исходами, взвешенных с учетом вероятностей того или иного исхода.

Не все люди готовы взять на себя риск. Некоторые из них противники риска, некоторые любят его, а некоторые относятся к нему нейтрально.

Противник риска– человек, который при данном ожидаемом доходе предпочитает гарантированный результат ряду рисковых результатов.

Нейтральный к риску – человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатом.

Склонный к риску - человек, который при данном ожидаемом доходе предпочитает рисковый результат гарантированному результату.

                                                    

а) неприятие риска                     б) склонность к риску    в) нейтральный к риску

Рис. 4.11 Отношение к риску.

 

На рис. 1 приведены кривые полезностей людей по-разному относящихся к риску. Кривая Е(u) является графиком функции полезности, вертикальная ось соответствует уровню полезности, горизонтальная – уровню дохода.

Премия за риск – это максимальная сумма денег, который не склонный к риску человек готов заплатить, чтобы избежать риска.

Рис. 4.12 Премия за риск.

Премия за риск, CF, отображает ту часть дохода, которой пожертвовал бы человек, чтобы остаться безразличным при выборе между вариантом, связанным с риском и гарантированным вариантом. В данном примере премия за риск составляет 4 тыс. долл., т.к. гарантированный доход 16 тыс. долл. (в точке С) дает ему ту же самую ожидаемую полезность (14), что и неопределенный доход (с вероятностью получения 0,5 в точке А и такой же вероятностью получения 0,5 в точке Е) с ожидаемым значением в 20 тыс. долл.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...