Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Оптимальная комбинация ресурсов (метод изоквант-изокост)
Возможность замены ресурсов позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант их сочетания. Предприятие покупает ресурсы на определенных рынках по ценам факторов производства. Расходы фирмы на приобретение ресурсов можно записать в виде уравнения: (4.5) где ТC – общие затраты фирмы на приобретение ресурсов; PK, PL – цены капитала и труда; K, L – количество единиц капитала и труда. В теории фирмы, прямую, которую можно построить на основе этого выражения назвали изокостой (cost – затраты), ее наклон определяется соотношением цен факторов производства: . Рис. 4.6 Равновесие (оптимум) производителя В точке (рис. 3.6) наблюдается экономически эффективный вариант производства – это такой вариант, когда фирма не может увеличить выпуск без увеличения расходов на ресурсы и не может снизить расходы без сокращения выпуска. Варианты A и B являются неэффективными, поскольку вариант A дороже, чем E при том же выпуске продукта (Q2); варианту соответствуют те же затраты, что и при варианте E, но выход продукта меньше (Q1). Таким образом, оптимальным считается вариант (т. E), при котором выполняется равенство: . Эффект масштаба Если фирма выбрала технически эффективный способ производства, то увеличение выпуска возможно за счет пропорционального использования всех ресурсов. Предположим, что фирма увеличивает использование всех факторов в одинаковой пропорции, например в раз. Это означает, что изменился масштаб производства. Такое изменение приведет к росту выпуска продукции. Возможны три следующие ситуации, когда выпуск товара возрастает: 1) ровно в раз ; 2) меньше, чем в раз ; 3) больше, чем в раз . Первая ситуация характеризует неизменную, вторая – убывающую, третья – возрастающую отдачу от масштаба. Отдача от масштаба выражает реакцию объема производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства.
Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора В рамках короткого периода некоторые факторы производства являются постоянными и их использование не может быть изменено. Совокупный продукт переменного фактора, – это количество продукции, производимой при определенном количестве этого фактора и при прочих неизменных факторах производства (рис. 3.7). Кривая совокупного продукта отражает, как изменяется выпуск продукции при изменении одного из факторов, когда другие остаются постоянными. Кривая показывает, что максимально возможный выпуск продукции может быть достигнут в точке при затратах труда, равных . Используя кривые можно построить кривые среднего и предельного продукта (рис. 3.7, б).
Рис. 4.7 Совокупный, средний и предельный продукт переменного фактора (стадии производства) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |