Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика факторов производства и особенности функционирования рынка факторов производства.
В современной рыночной экономике основными факторами производства являются труд, земля, капитал, предприимчивость. В условиях свободы частного предпринимательства данные факторы, являясь собственностью домашних хозяйств, выступают на рынке факторов производства в качестве специфических товаров, покупаемых бизнесом. Организационно рынок факторов производства представляет собой рассредоточенный рынок, определяемый правовой и информационной структурой экономики. В сущности, факторный рынок представлен тремя взаимосвязанными рынками: труда, капитала и землепользования. Взаимосвязь обусловлена зависимостью спроса и предложения на одном рынке от ситуации на другом. Это связано с известной замещаемостью факторов производства для бизнеса. Отличительной чертой рынка факторов производства является то, что товар-фактор в результате купли-продажи не переходит в собственность покупателя, а остается собственностью продавцов (домашних хозяйств). Характер вовлечения в производство факторов носит черты аренды факторов во временное использование их бизнесом за определенную плату. Еще одна особенность факторных рынков заключается в том, что цена фактора производства играет второстепенный характер (т.к. в конечном счете эти затраты оплатит потребитель). Решающим является ожидаемая прибыль, которую может получить бизнес при производительном использовании данных ресурсов. Характер вовлечения различных факторов в хозяйственный оборот в известной мере зависит от вида фактора. Труд – как фактор производства подразумевает такие затраты человеческой энергии, когда характер работы заранее определен, порядок выполнения структурирован, а результаты труда нормированы. То есть, под фактором труд понимается такая ситуация (такое участие в процессе производства или управления), когда работник заранее знает что и как он должен делать и что за это получит. Цена фактора – зарплата. Предприимчивость – особая форма творческой активности человека в сфере бизнеса, связанная со способностью к научно-техническим, организационным и т.д. нововведениям, приносящим коммерческий успех. Как и труд предприимчивость связана с затратами человеческой энергии и по форме может вообще не отличаться от труда. Однако принципиальное различие между этими факторами в том, что предприимчивость оценивается по конечному результату – коммерческому успеху, т.е. работу надо сначала сделать и только потом она будет оценена рынком. Следовательно, предприимчивость всегда связана с риском. Цена фактора – прибыль. Капитал – как фактор производства представляет сбой средства производства, являющиеся собственностью домашних хозяйств и привлекаемые бизнесом для производства всей массы конечных и промежуточных товаров и услуг. Капитал – это используемые в сфере бизнеса здания, сооружения, машины, оборудование, запасы материальных ценностей в их стоимостном измерении. Физически, как набор средств производства, капитал находится в рамках структуры фирмы, экономически в форме стоимости вложенных в бизнес средств он является собственностью домашних хозяйств (Это возможно в результате существования института долевой собственности). Цена капитала – процент. Земля – как фактор производства в широком смысле включает не только земельные участки, но и находящиеся в недрах полезные ископаемые, сырьевые ресурсы, а также произрастающие на поверхности леса, луга и пр. Цена фактора земли – рента.
Схема кругооборота товарно-денежных потоков субъектов рыночной экономики
Всю систему взаимодействия субъектов рыночной экономики можно представить схемой (рис. 1.4). Со стороны бизнеса на рынок конечных продуктов и услуг поступает поток товаров, обозначенный q, предназначенный домашним хозяйствам и правительству. Расходы правительства G включают оплату труда работников государственных учреждений и финансирование государственных заказов бизнесу. В то же время непосредственные выплаты нуждающимся слоям населения в рамках государственных социальных программ, а также погашения внутренних займов у населения и выплата по ним процентов не включена в поток расходов G, а учтены, соответственно в потоках налогов Т и сбережений S; In – обеспечивает общий инвестиционный спрос; Ir - прирост капитала. А - возмещение капитала (амортизация), которое входит в стоимость реализованных товаров, но она не подлежит распределению, так как остается в сфере бизнеса и предназначена для восстановления потребленных элементов капитала. Экономически А не создана в течение текущего года (осталась с прошлого), она предназначена для обеспечения воспроизводственного процесса Ir – превращаются в фактор капитал и доход по нему идет к домашним хозяйствам как цена фактора (растет поток W). Рис. 1.4 Схема кругооборота товарно-денежных потоков
Совместно с потоком инвестиций In, потоки С и G образуют главную часть доходов бизнеса. Другой составляющей доходов является экспорт (Е) за вычетом импорта (М), т.е. результирующее сальдо внешне экономической деятельности: (чистый экспорт). Суммарный поток доходов бизнеса представляет собой следующую сумму: , что отражает продуктовую структуру валового национального продукта (ВНП). Поскольку бизнес есть всего лишь сфера экономической активности населения, то, в конечном счете, доходы бизнеса трансформируются в сфере его внутреннего оборота и формируют совокупный доход населения – валовой национальный доход (ВНД). ВНД включает в себя амортизацию и численно равен ВНП. представляет собой доходы домашних хозяйств от продажи принадлежащих им факторов.
1.6 ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Термин «инфраструктура» произошел от латинского «infra» — ниже, под; struktura — строение, расположение. Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом. Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса воспроизводства, ее можно рассматривать на трех уровнях: микро-, мезо- и макро. На микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность материально-вещественных условий или инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования отдельного предприятия или отрасли. В этом случае речь идет об инфраструктуре сельского хозяйства, транспорта, связи, науки и т.д. На транспорте, например, к инфраструктуре относятся сооружения, обслуживающие движение транс портных средств: насыпи, траншеи, подземные туннели, дорожные станции, портовые сооружения, системы сигнализации и т. п. Инфраструктура науки и образования - это разного рода сооружения, необходимые для осуществления научной и общеобразовательной деятельности, накопленные фонды научной информации, а также средства, служащие для ее передачи, и т. д. Так как инфраструктура может быть представлена как самостоятельная сфера хозяйственной деятельности, определенный сектор экономики, то ее исследование в этом аспекте может быть отнесено к мезоэкономике. Некоторые авторы на мезоуровне рассматривают инфраструктуру применительно к определенному району или региону, что также вполне правомерно. В этом случае инфраструктура представляет собой системы сооружений, материально-вещественных элементов, обеспечивающих непрерывную и эффективную связь предприятий основного производства в пределах данной территории и нормальную жизнедеятельность населения данного региона. Региональная инфраструктура призвана способствовать формированию и развитию крупных территориально-производственных комплексов. На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие материального производства страны в целом и удовлетворяющих коллективные потребности всех членов общества. Эти общие условия создаются за счет функционирования отраслей общего назначения, специфическая особенность которых состоит в том, что они нужны всем без исключения видам производств и человеку. Сегодня выделяют: 1) производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, электроэнергетику, науку, информацию, оптовую торговлю и т.д.), 2) социальную инфраструктуру - совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также 3) инфраструктуру рынка. Подобное разграничение инфраструктуры имеет существенное значение для практики развития всего народного хозяйства и отдельных его регионов. Чтобы экономическое развитие происходило согласованно во всех звеньях, нельзя допускать отставания ни одного из них. Если такое происходит, образуется диспропорция в развитии экономики, что приводит к потерям в народном хозяйстве. Например, если активно развивается автомобильная промышленность, но недостаточно шоссейных дорог с твердым покрытием, это означает, что отсутствуют оптимальные условия для использования автомобилей. Или: построены промышленные предприятия, но мало жилья, школ, детских садов. Отсюда возникают трудности с привлечением рабочей силы как важнейшего условия процесса производства. Как видим, формирование производственной и социальной инфраструктуры имеет важное значение в повышении эффективности общественного производства, его интенсификации, в создании всех предпосылок для обеспечения высокого жизненного уровня населения страны. Новым видом инфраструктуры для нашей страны является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системой, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование. Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи. С другой стороны – инфраструктуру рынка можно определить, как совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функциипообеспечению нормального режима его функционирования. Основные элементы инфраструктуры современного рынка представлены на рис. 1.5. Инфраструктура рынка призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры порождаются самими рыночными отношениями. Функции инфраструктуры рынка следующие: · организационное оформление рыночных отношений; · облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики; · облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов; · повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; · подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка. Формирование эффективной рыночной инфраструктуры является важнейшим условием успеха рыночных преобразований в России и обеспечения ускорения ее социально- экономического развития.
1.7 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Задача 1.1 Производственные возможности экономики представлены следующей таблицей:
а) Постройте кривую производственных возможностей. б) Заполните таблицу.
Задача 1.2 Гражданин N собирается открыть собственную мастерскую. Издержки составляют: покупка оборудования (изнашивается за 5 лет) 1 млн. руб.; зарплата персоналу 200 тыс. руб. в год; сырье – 700 тыс. руб. в год. В настоящее время годовое жалование N = 120 тыс. руб. На покупку оборудования N собирается использовать сбережения, которые приносят 9 % годовых. Выручку, которую собирается получить N = 1.4 млн. руб. Стоит ли открывать мастерскую?
Задача 1.3 Билет от Тамбова до Москвы поездом стоит 900 р. Время в пути 9 час. Билет на самолёт стоит 1800 р. Время в пути 1,5 час. Определить часовую заработную плату пассажира, которому безразлично, каким транспортом ехать в Москву. Тест 1.1 Из приведённых ниже вариантов дайте определение: 1 Производственные ресурсы – 2 Труд - 3 Капитал - 4 Земля - 5 Предпринимательский талант - 6 Экономическая эффективность - 7 Кривая производственных возможностей - 8 Альтернативные издержки - 9 Форма организации общественной жизни - 10 Командная экономика - 11 Традиционная экономика - 12 Смешанная экономика - а)… экономическая система, основная на государственной собственности и централизованных методах управления. б) … особая форма творческой активности в сфере бизнеса, связанная со способностью продвижения научно-технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех. в) … факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг. г) … затраты человеческой энергии, когда характер работы заранее определен, порядок выполнения структурирован, а результаты труда нормированы. д) … экономическая система, основанная на различных формах собственности, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизованными решениями. е) … издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать. ж) … соотношение объема производственных экономических благ (результатов) и количества ресурсов (затрат). з) ... экономическая система, в которой традиции, обычаи, опыт определяют практическое использование производственных ресурсов. и) … средства производства, являющиеся собственностью домашних хозяйств, привлекаемые бизнесом для производства всей массы товаров и услуг. к) … естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы). л) … кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании данного объема ресурсов и данной технологии. м) … специфическая форма организации экономики особым образом отвечающая на основные вопросы экономической системы (что? как? для кого?). 2 ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЭЛАСТИЧНОСТЬ Рассмотрим работу рыночного механизма в максимально общем виде. Поведение и взаимодействие массового потребителя и производителя на рынке благ описывает теория спроса и предложения. 2.1 ПОНЯТИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие спроса на определенный товар (или услугу) отражает поведение массового потребителя на изменение цены товара. При этом различают два взаимосвязанных, но вместе с тем качественно различных понятия – величина (или объем) спроса и спрос на некоторый товар. Величина спроса есть количество товара, которое потребитель желал бы купить в течение некоторого периода времени при определенной цене данного товара. Спрос есть зависимость между количеством товара, которое хотят купить потребители в течение определенного времени, и ценой данного товара. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: а) цена данного и других товаров; б) предпочтения и вкусы потребителей; в) размеры рынка; г) доход потребителя; д) инфляционные ожидания и т.д. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса: (2.1) Qdi - объем спроса на i – й товар; T - вкусы и предпочтения; I - доходы P1, … Pk – цены всех товаров, включая I-й товар. Если все факторы, кроме цены, представить неизменимыми, то от функции (2.1) можно перейти к функции спроса от цены (2.2). (2.2) Функция спроса от цены может быть представлена тремя способами. а) Табличным
б) Графическим: в) Аналитическим: . Кривая спроса показана на рис. 2.1, из которого видно, что чем выше цены i-го товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта обратная зависимость называется законом спроса. Он характеризует отрицательный наклон кривой спроса. Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки данной кривой спроса (снижение цены приводит к увеличению объема спроса). Действие неценовых факторов (например, увеличение дохода) приводит к изменению в спросе и выражается смещением кривой спроса вправо, если он растет, и влево, если он падает (см. рис. 2.1). Нередко некоторые явления действительности ошибочно рассматриваются как исключения из общего закона спроса. Например, цена – показатель качества. Потребитель зачастую судит о качестве товара по его цене, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара и наоборот. Производители часто используют практику повышения цен без реального улучшения качества товара, таким образом, манипулируя потребительскими предпочтениями. В этом случае кривая спроса сдвигается вверх и вправо, а не движется вдоль линии спроса. Эффект Веблена – связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Эту функцию выполняют товары, доступ к которым ограничен (например, высокая цена, или престижный район города). Эффект ожидаемой динамики цен. При снижении динамики цен, покупатели сопоставляют текущие цены с ожидаемыми (более низкими в будущем) и спрос в данный момент может сократиться. В случае ожидаемого повышения цен покупатель воспринимает текущую цену как относительно более низкую и соответственно увеличивает спрос. Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара в определенный период времени при различных ценах на данный товар. Величиной предложения называют количество товара, которое продавцы желают продать на рынке в единицу времени при определенной цене товара. К факторам, влияющим на предложение, относятся: а) характер применяемой технологии; б) цены на ресурсы; в) цены данного и других товаров; г) государственная политика в области налогообложения и субсидирования; д) структура рынка; е) природно-климатические условия (в добывающих отраслях) и др. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения: (2.3), где, Qsi – объем предложения i-го товара; Li-характер технологии, применяемый в производстве i-го товара; Ti-налоги и дотации, устанавливаемые по i-му товару; Ni - природные условия Если все факторы, кроме цены, представить неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены: . (2.4) Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения. Функция предложения может быть представлена тремя способами. а) Табличным:
б) Графическим (см. рис. 2.2): в) Аналитическим: . Изменение цены приводит к изменению величины предложения, передвигая его в другие точки данной кривой предложения (т. А и т. В) от одной комбинации "цена – предложение" к другой. Действие неценовых факторов (например, изменение технологии) приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо, если технология улучшается, и влево, если ухудшается (см. рис. 2.2). 2.2 РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену информацией. Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 2.3. В точке равновесия "а" выполняются условия: Qa = Qs = Qd; Pa = Ps = Pd, где, Qa, Pa – равновесный объем и равновесная цена; Qs, Ps – объем и цена предложения; Qd, Pd – объем и цена спроса. Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены – это процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса (максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара) и цен предложения (минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товара), объемов спроса и предложения. Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: модели Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене Р1 (рис. 2.4, а), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2 и объеме предложения Q2) конкуренция продавцов приводит к снижению цены и исчезновению избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р2 – Р1. Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (рис. 2.4, б). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный – моделью А. Маршалла. Если объем предложения реагирует на изменение цен с некоторым запаздыванием, анализ стабильности равновесия существенно усложняется. В такой ситуации график спроса и предложения приобретает «паутинообразный» вид. При этом стабильность равновесия будет зависеть от абсолютных наклонов линий спроса и предложения. При анализе спроса и предложения аналитическим способом применяют две основные формулы записи уравнений спроса и предложения: Qd = a – bP и Qs = m + nP, где а, b, m, n – сonst; Qd – величина спроса; Qs – величина предложения; P – цена. В другой форме записи, которая является наиболее удобной для исследований рыночных ситуаций, связанных с воздействием государства, изменением цен и т.д., используют обратные функции спроса и предложения: Pd = a – bQd и Ps = m + nQs, где a, b, m, n – const; Pd – цена спроса; Ps - цена предложения; Такая форма записи применяется более часто, поскольку графическое и аналитическое решение может быть достаточно четко интерпретировано экономически. Рис. 2.5 Издержки и излишек потребителя и производителя
На рис. 2.5 точка С на кривой предложения (CS0) характеризует ее начало при Q = 0. Экономически это соответствует постоянным издержкам, которые несет фирма при производстве данной продукции и равна определенной постоянной величине (const), отображенной в уравнении предложения: Ps= m +n Qs, где m – const; (m = 0C на рис. 2.5) В свою очередь параметр n геометрически характеризует тангенс угла наклона кривой предложения, а экономически – эластичность предложения. При объеме предложения, равному Q1, покупатель готов заплатить цену, равную Pk. На рынке данного товара сложилась цена, равная Ра, по которой и приобретается Qa количества товара. Следовательно (Рk – Ра), показанная как заштрихованная область, представляет собой выгоду или излишек потребителя. Излишек потребителей, равный площади треугольника ВаРа, характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара. Аналогичным образом рассматривают и излишек или выгоду производителя, которая равна площади треугольника аСРа. Рассмотренные понятия широко используются при анализе изменений рыночной конъюнктуры и оценке последствий государственной политики в области регулирования цен и рыночных отношений. 2.3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Эластичность спроса Функция спроса Qd = f(P) устанавливает зависимость объема спроса (Q), от цены (P). Главный вопрос, возникающий при анализе этой зависимости, - насколько резко изменится объем спроса при том или ином изменении цены. На этот вопрос отвечает понятие эластичности. Эластичность – мера реагирования одной величины на изменение другой. Коэффициент ценовой эластичности спроса(ed) показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении его цены на один процент: (2.5) или в дифференциальной форме (2.6) Поскольку, за исключением товаров Гиффена (товары, спрос на которые повышается по мере повышения цены), спрос и цена всегда меняются в различных направлениях, коэффициенты ценовой эластичности спроса всегда имеют отрицательное значение. Экономисты иногда опускают знак «минус» перед коэффициентом эластичности, берут его по абсолютной величине (по модулю). Чем выше этот коэффициент по абсолютной величине, тем выше чувствительность спроса на товар к изменением его цены. Выражение (DQ/DР) в формуле (2.5) или (¶Q/¶P) в формуле (2.6) характеризуют наклон кривой спроса. Чем выше этот показатель, тем более полога кривая и тем выше, при прочих равных условиях, ценовая эластичность спроса. Однако следует учитывать, что даже при одинаковом наклоне кривой спроса, которая характеризуется отношением (¶Q/¶P) величина (ed) в разных точках этой кривой будет различна, поскольку на эластичность оказывает влияние также и соотношение (P/Q), которое в разных точках кривой спроса всегда различна. Проиллюстрируем это положение на примере линейной функции спроса: Qd = a- bP (рис. 2.6.) Рис. 2.6 Ценовая эластичность в различных точках линейной кривой спроса
Параметр b линейной функции спроса характеризует крутизну кривой спроса: b = DQ/DР. Геометрически "b" есть котангенс угла наклона кривой спроса с горизонтальной осью. Для всех точек данной кривой спроса отношение DQ/(–DР) = 1, в то время как отношение P/Q для разных точек разное. В результате в т. «В» ed > 1, в т. «A» ed = 1, в т. «Е» ed < 1.И только для "вырожденных" кривых спроса значение ed одинаково во всех точках (рис. 2.6, б). Для вертикальной кривой спроса эластичность нулевая, т.е. спрос вообще не чувствителен к цене. Для горизонтальной кривой спроса эластичность спроса бесконечна, т.е. спрос чрезвычайно чувствителен к цене. Следовательно, ed в любой точке кривой спроса есть: ed = . (2.7) Помимо точечной эластичности различают и дуговую эластичность спроса по цене, которую рассчитывают при значительных изменениях цены. Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность на участке кривой спроса и рассчитывается по формуле , (2.8)
Следующим важным показателем являетсяэластичность спроса по доходу(eI). Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличивается объем спроса при увеличении дохода на 1 %, при прочих равных условиях: (2.9) Для подавляющего большинства товаров эластичность по доходу – величина положительная. При этом товары первой необходимости, как правило, имеют малую положительную эластичность по доходу (1>eI>0). Ряд товаров имеют высокую эластичность по доходу (eI>1), спрос на эти товары растет быстрее роста дохода. Такие товары называются высококачественными. Товары низкого качества имеют отрицательную эластичность по доходу, поскольку с ростом дохода они исключаются из потребления и заменяются другими, более качественными и более дорогими. На практике информация об эластичности спроса по доходу широко используется при выборе стратегических направлений деловой активности. В составе бизнес – плана фирмы обязательно присутствует раздел, содержащий анализ тенденции роста ВНП и национального дохода, демографический прогноз и данные об эластичности спроса по доходу. Эта информация используется для планирования роста объемов производства фирмы. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов увеличивается объем спроса на один товар при увеличении цены другого товара на 1% при прочих равных условиях. Он вычисляется по формуле: (2.10) Показатель перекрестной ценовой эластичности, или эластичности спроса на товар Х по цене товара Y используется в экономических исследованиях для определения того, имеется ли связь в потреблении между рассматриваемыми товарами, а при наличии таковой – для выяснения, какой она носит характер. Для товаров, которые замещают друг друга в потреблении (взаимозаменяемые), ex,y>0. Для товаров, которые дополняют друг друга в потреблении (взаимодополняемые) этот коэффициент отрицательный (ex,y < 0). Для нейтральных по отношению друг к другу товаров (ex,y = 0). В практике известны примеры использования коэффициента перекрестной эластичности при реализации антимонопольной политики. Понятие ценовой эластичности аналогично вводится для коэффициента эластичности предложения. Он определяется по формуле: (2.11) Для линейной функции предложения: Qs = m + n P; es в любой точке кривой предложения есть: . (2.12) Коэффициент эластичности предложения имеет важное значение для определения экономической политики фирмы и государства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит фиксированную сумму налога на единицу товара, это приведет к смещению кривой предложения S0 вверх до S1 (рис. 2.7).
Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя ("мертвый груз"), являющиеся омертвленными издержками и представляющими чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, т.к. позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую – потребители. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса – потребителем. Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично, то на производителей.
2.4. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задача 2.1 На конкурентном рынке этилового спирта спрос описывается уравнением , а предложение , где – цена одного литра (р.), а – количество спирта (млн. литров в мес.). Государство вводит дополнительный налог на продажу спирта в размере 20 р. за каждый проданный литр спирта. Определить: а) общую сумму поступлений в казну от добавочного налога; б) какую часть общих налоговых поступлений оплатят продавцы спирта, и какую часть – покупатели; в) величину избыточного налогового бремени (чистые потери общества, или "мертвый груз").
Задача 2.2 На конкурентном рынке товара сложилось соотношение спроса и предложения, характеризуемое таблицей:
Исходя из данных таблицы: 1) построить графики кривых спроса и предложения, определить равновесную цену и равновесный объем товара; 2) составить уравнения кривых спроса предложения и проверить графическое решение аналитически; 3) определить равновесную цену и равновесный объем, если предложение повысится на 10 %. Решение проиллюстрировать графически. Задача 2.3 Спрос на товар Х задан функцией: Qd =12 – 2Р. а) определите, при какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен – 0,5. б) определите ценовую эластичность спроса, если известно, что выручка продавцов составляет 18 денежных единиц. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 292. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |