Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предварительное исследование окрашенных предметов




Исследование ЛКП конкретных предметов проводится при необ­ходимости решения комплекса вопросов о способе окраски, факте


162                  Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   163


 


подкраски или перекраски, при установлении первоначального цвета покрытия, ориентировочном времени эксплуатации окрашенного предмета. Эти вопросы, как правило, возникают при расследовании уголовных дел, связанных с кражей транспортных средств и их по­следующей продажей.

Установление способа окраски предмета начинается с осмотра его поверхности при хорошем освещении, желательно дневном. При этом оценивается фактура ЛКП (исследуется строение поверхности внеш­него слоя ЛКП, она характеризуется гладкостью, рельефом и блес­ком); насколько поверхность ЛКП плотная, блестящая, однородная по тону. Затем проводится отбор образцов ЛКП. Для обеспечения представительности образцов соскобы отбираются со всех окрашен­ных деталей предмета с нескольких (до пяти) участков одной детали (в случае необходимости решения вопроса о подкраске), стремясь от­делять наибольшие по толщине частицы ЛКП (сколы), включающие в себя все его слои. С одного места достаточно произвести отбор об­разца ЛКП с поверхности площадью до 10 мм\

При отборе образцов производится оценка свойств ЛКП:

• адгезии — степени сцепления покрытия с поверхностью подлож­
ки и слоев между собой, определяется по сколу покрытия и его
способности отслаиваться, расслаиваться;

• твердости — сопротивления, оказываемого покрытием проник­
новению в него другого, более твердого тела; определение се
основано на вдавливании или царапании ЛКП твердым телом;

• эластичности — способности ЛКП деформироваться без образо­
вания трещин, сколов, определяется по гибкости покрытия или
отдельных его слоев, деформируемых препаровальными инстру­
ментами;

• хрупкости — способности ЛКП крошиться, давать сколы при
малых деформациях.

В экспертной практике предложено дифференцировать эти свой­ства на три степени — высокую, среднюю и низкую (табл. 5).

Затем проводится исследование полученных образцов методом оптической микроскопии в отраженном свете с использованием мик­роскопов типа МБС-10 и подобных им при увеличении до 90х. Для решения вопросов, рассматриваемых в данном разделе, можно огра­ничиться исследованием сколов ЛКП, визуально осматривая их внешнюю и внутреннюю поверхность, а также анализируя их внут­реннюю морфологию. Для этого исследуемая частица фиксируется


Таблица 5

Характеристикаразличных проявлений некоторых внутреннихсвойств ЛКМ и ЛКП

 

 

Свойство

Степень проявления свойств

1-я (высокая) 2-я (средняя) 3-я (низкая)
Адгезия Очень прочное сцеп­ление с подложкой и Механическим способом покрытие Покрытие легко отслаивается от
  между слоями; по- отделяется в виде поверхности под-
  крытие отделяется мелких частиц от ложки, слои легко
  и виде стружки, по не откалывается ку­сочками, слои как бы поверхности под­ложки; способом соскоба один слой поддаются разде­лению
  внедрены друг отделяется от дру-  
  в друга гого  
Эластич­ность Покрытие мягкое, при надавливании При надавливании препаровальным Покрытие слегка деформируется
  инструментом силь­но деформируется; инструментом по­крытие деформи- с образованием поверхностных
  след постепенно ис­чезает, при изгибе не образует перелома руется, след сохра­няется; при изгибе покрытие лома- или сквозных тре­щин
    ется  
Хрупкость При незначительной деформации с по­мощью препароваль- На ЛКП образуют­ся сколы, местами крошение от меха- От сильного меха­нического воздей­ствия образуются
  ного инструмента ча- нического возден- незначительные
  стицы покрытия кро- ет имя сколы, крошение
  шатся, иногда образуют порошко­образную массу   отсутствует
Твердость При сильном царапа­нии поверхности по- Покрытие легко поддается царапа- На ЛКП образу­ются глубокие
  крытия острым инст- нию, нарушается следы с наруше-
  рументом или каран­дашом с графитовым целостность плен­ки в поверхност- нием пленки от слабого царапания
  стержнем разном тнсрдости образуют­ся поверхностные ном слое острым инстру­ментом или гра­фитовым каранда-
  линейные следы   шом

перпендикулярно к предметному столику срезом к объективу. Для фиксации рекомендуется использовать пинцет или раздвижной объ-ектодержатель из комплекта микроскопа МСК-1; применять для


164


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   165


 


этой цели пластилин не рекомендуется из-за опасности загрязнения частиц ЛКП, вносящего искажения в результаты исследования мето­дами молекулярной спектроскопии.

При микроскопическом исследовании уточняются результаты предварительной оценки фактуры ЛКП, адгезии, твердости, эластич­ности и хрупкости, определяется состояние внутренней поверхности,' с помощью окуляр-микрометра устанавливается общая и послойная толщина покрытия, наличие и характер распределения включений (пигментов, наполнителей), четкость или размытость границ между слоями, их извилистость или ее отсутствие, наличие загрязнений между слоями.

Выявляемые в ходе исследования морфологические признаки по­зволяют установить способ нанесения ЛКП; заводской, кустарный или в условиях авторемонтных мастерских.

Для ЛКП транспортных средств, нанесенных заводским спосо­бом, характерны следующие признаки:

а) наличие определенной для ТС данного вида системы ЛКП (сочетание последовательно нанесенных слоев грунтовки, шпат­левки, эмали, лака), учитывается число слоев, их цвет и чередо­вание.

Один слой эмали обычно характерен для покрытия деревянных бортов и платформы грузовых автомобилей, отдельных деталей лег­ковых и грузовых автомобилей.

Два слоя (слой грунта и слой эмали) характерны для автомобилей марки УАЗ и ЛуАЗ с использованием цветового ассортимента эма­лей, свойственного легковым автомобилям, а также отдельных дета­лей легковых автомобилей (дисков колес, днища, бампера). Кроме того, два слоя (грунт и эмаль) характерны для грузовых автомоби­лей, автобусов, прицепов. Причем особенность окраски грузовых ав­томобилей состоит в том, что. различные детали (кабина, оперение, бампер и облицовка радиатора) имеют разную систему покрытия, так как используется сочетание различных грунтов и эмалей. Два слоя (грунт и эмаль) характерны также для ЛКП основных деталей мотоциклов, мопедов, велосипедов (кроме спортивных) отечествен­ного производства.

Три слоя (два слоя грунта, разных по составу и цвету, и слой эма­ли) характерны для основных марок легковых автомобилей, микро­автобусов и малотоннажных грузовых автомобилей.

Четыре слоя (при проведении местного шпатлевания) характерны для любых деталей со стандартным 3-слонным покрытием.


При окраске спортивных велосипедов Харьковского велозавода наносится два слоя грунта и слой эмали. Затем наносятся цировоч-ные линии и орнамент белого или желтого цвета. ЛКП велоси­педов, как правило, лакируется (наносится слой прозрачного ла­ка МЛ);

б) гладкая, плотная, блестящая, однородная по тону поверхность
внешнего декоративного слоя, возможно наличие,тонкодисперсных
включений пигментов, распределенных равномерно;

в) матовая, однородная по тону поверхность грунта (грунтов),
возможны равномерно распределенные включения пигментов, на­
полнителей;

г) регламентированная толщина покрытия (общая толщина всех
слоев покрытия на различных типах автотранспорта, как правило,
составляет 50-110 мкм, резкого изменения толщины не наблюда­
ется);

д) определенная степень эластичности, хрупкости, (адгезии в за­
висимости от условий и времени эксплуатации).

Приведенные выше данные характеризуют ЛКП лишь транспорт­ных средств отечественного производства. В настоящее время в стра­не эксплуатируется значительное количество ТС зарубежного произ­водства, особенности криминалистического исследования ЛКП кото­рых в этой работе не рассматриваются.

Для кустарного ЛКП характерно:

а) нерегламентированное количество слоев;

б) наличие на поверхности слоев дефектов, обусловленных кус­
тарным способом нанесения: взбугрйвания, поры, пузыри, кратеры
(круглые с пологой образующей углубления в лакокрасочном по­
крытии, возникающие до окончания сушки), морщины, потеки
(утолщения лакокрасочного покрытия, образовавшиеся при отека­
нии лакокрасочного материала и сохранившиеся после сушки), не­
однородность по тону, нолосность (полосы различных оттенков, воз­
никающие при нанесении ЛКМ вследствие его расслаивания),
неполное отверждение, хрупкость, неравномерно распределенные вклю­
чения пигментов и наполнителей грубого помола (низкой дисперс­
ности) и т. д.;

в) наличие на нижней (внутренней) поверхности неровностей,
воспроизводящих микрорельеф листовой стали;

г) нерегламентированная толщина слоев;

д) наличие загрязнений между слоями;

е) неровные, извилистые границы между слоями.


166


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   167


 


При окраске транспортных средств в условиях авторемонтных мастерских наблюдаются следующие м орфологические признаки ЛКП:

а) различное количество слоев покрытия (один слой перекраски,
имитация системы стандартного покрытия и т. д.);

б) неравномерность толщины каждого слоя;

в) повышенная мягкость, свидетельствующая о неполном от­
верждении;

г) наличие слоев местной шпатлевки;

д) наличие па нижней поверхности грунта многочисленных хао­
тично расположенных трасс (признак дополнительной обработки по­
верхности перед нанесением грунта);

е) наличие материалов, не предусмотренных заводской техноло­
гией окраски (шпатлевки, грунтовки, декоративные эмали);

ж) адгезия 1-2-й степени между слоями покрытия.
Установление факта подкраски или перекраски также проводится

по результатам осмотра внешнего вида окрашенного предмета и микроскопического исследования образцов ЛКП. Для этого можно использовать вышеприведенные признаки получения ЛКП в неза­водских условиях, но с учетом того, что такие ЛКП без перекраски могут иметь детали кузова, замененные на новые, которые, как- пра­вило, изначально имеют однослойное защитное грунтовочное по­крытие черного цвета. При наличии ЛКП, содержащего свыше пя­ти слоев, независимо от типа автомобиля (легковые, грузовые, ав­тобусы) в случае, если автомобиль отечественного производства и на нем отсутствует красочная реклама, можно констатировать факт перекраски или частичной подкраски ТС (в зависимости от варьирования числа слоев ЛКП по поверхности ТС). Одним из признаков ремонтной окраски может рассматриваться также нали­чие у исследуемых ЛКП слоя розового цвета — шпатлевки МС-006, наносимой способом напыления, которая при получении стандарт­ных покрытий основных марок легковых автомобилей обычно не используется (допускается исправление с ее применением местных дефектов у автомобилей, производимых на заводах ГАЗ, ПО «Иж-маш», ЗАЗ, ЛуАЗ, УАЗ, а также мотоциклов «Днепр» и «Дненр-12»).

К признакам ремонтной окраски, выявляемым при наружном осмотре транспортного средства, следует отнести: появление сорно­сти па поверхности покрытия и заметных потеков; чрезмерно зер­кальную поверхность покрытия с ярким, насыщенным цветом (кото-


рые нивелируются через три-четыре месяца эксплуатации); наличие брызг эмали на балке передней подвески, резиновых уплотнителях оконных проемов, лобового и заднего стекол, протекторах шин; не заделанные шпатлевкой мелкие дефекты (мелкие канавки и риски), особенно возле фар.

В случае предполагаемой полной перекраски автомобиля произво­дится поиск остатков первоначального ЛКП на тех деталях, которые труднодоступны для удаления старого покрытия перед нанесением ремонтного. К ним относятся: центральная часть крыши кузова, внутренняя поверхность капота (внутри коробки воздухопритока и внутри отверстий усилителя капота) и крыльев, брызговик (крыло), резиновые уплотнения тормозных трубок, проходящих через брызго­вик передних колес, внутренняя часть поверхности багажника, само-иарезные винты арматуры задних фонарей, уплотнители передних крыльев, винты крепежа салазок переднего сидения, внутренняя часть поверхности дверей и дверных стоек под обшивкой, оконные проемы под уплотнителями, поверхность кузова под передней пане­лью (после демонтажа последней).

При обнаружении остатков первоначального заводского покрытия и по результатам микроскопического исследования внутренней мор­фологии ремонтного покрытия с неудалепным первоначальным ЛКП решается вопрос о его первоначальном цвете с использованием криминалистического атласа цветов.

Следует отметить, что, оценивая цвет эмали по ее цвету на сколе со стороны торца слоя (или в следе-наслоении эмали) с использова­нием микроскопа, нужно учитывать, что поперечный срез слоя либо измельченный материал покрытия воспринимается светлее, нежели он выглядит снаружи со стороны гладкой неразрушенной поверхно­сти покрытия при визуальном изучении.

Определение ориентировочного времени эксплуатации транспорт­ного средства связано с оценкой морфологических признаков ЛКП, возникновение которых вызвано процессами его естественного ста­рения: изменение цвета (обесцвечивание, потемнение), потеря блес­ка и глянца, меление, бронзирование (появление на ЛКП цветов по­бежалости в виде пятен металлического оттенка), появление пузы­рей, сетки трещин, растрескивание в разных направлениях, шелу­шение, отслаивание, снижение эластичности и адгезии, повышение хрупкости и пр. На протекание процесса старения оказывают значи­тельное влияние условия эксплуатации и хранения ТС, механиче­ские воздействия на него (абразивное действие частиц почвы, появ-


168


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   169


 


ленне дефектов при протирке, полировке ЛКП с образованием шеро­ховатостей, царапин, бороздок, углублений, кратеров, отслоений). Следует учитывать, что признаки старения ЛКП больше выражены на передней части автомобиля.

Предварительное исследование отдельных частиц ЛКП или на­слоений ЛКМ-ЛКП на элементах вещной обстановки места проис­шествия

При обнаружении частиц, похожих на фрагменты ЛКП, произво­дится их микроскопическое исследование в целях установления при­надлежности к ЛКП. В случае обнаружения многослойных частиц, представляющих собой систему последовательно нанесенных слоев различных ЛКМ или однослойных частиц пластинчатой формы этот вопрос решается на основе характерных для фрагментов ЛКП цвета, формы, микроструктуры (мелкозернистое строение) и механических свойств (адгезии, эластичности, хрупкости, твердости).

Опытный специалист, основываясь на результатах исследования цвета, микроструктуры (мелкозернистое строение), механических свойств (частицы ЛКП в поле зрения микроскопа при легком надав­ливании препаровальной иглой не рассыпаются на более мелкие час­тички, обладают определенной эластичностью, пластичностью (свой­ством остаточной деформации), может установить принадлежность к ЛКП и деформированных частиц без признаков морфологии повер­хности покрытия. Только в сложных случаях, при обнаружении мно­жества сходных по внешнему виду частиц либо при необходимости оценки времени нанесения покрытия (свеженанесенные покрытия на­бухают значительно быстрее, чем покрытия со значительным сроком нанесения), можно использовать рекомендации, по которым отдель­ные частицы обрабатываются органическими растворителями (ацето­ном, хлороформом, четыреххлористым углеродом или толуолом) в углублении предметного стекла. Набухание данных частиц свидетельствует о наличии в них связующего — одного из основных компонентов ЛКМ, а в совокупности с вышеуказанными признака­ми — и о принадлежности к ЛКП.

Обнаружение на представленном объекте частиц ЛКП влечет за собой необходимость решения задачи о механизме формирования следов ЛКП па объекте-носителе, которое основывается на результа­тах исследования характера расположения наслоений ЛКП на по­верхности объекта.


Наслоения на воспринимающем объекте, образующиеся в результа­те интенсивного механического воздействия окрашенного предмета, характеризуются терминами «протертость» и «внедрение». При таком воздействии на текстильном материале образуются и следы истира­ния волокон поверхностного слоя, а у термопластичных волокон возникают следы оплавления под действием тепла, выделяемого при ударе.

В зависимости от степени отверждения ЛКП наблюдается различ­ная картина наслоений. При попадании на одежду краски в жидком или полужидком состоянии она обволакивает волокна материала; при касательном взаимодействии на поверхности следовоспринимагощего объекта образуются сплошные или прерывистые мазки. В следе-при-тертости .неполностью отвержденного покрытия частицы остаются в виде эластичных, мягких пленок, иногда наблюдается наслоение в виде стружкообразных частиц или частиц с рифленой поверхностью. Покрытия же с большим сроком эксплуатации при контакте с прегра­дой легко отслаиваются и закрепляются на поверхности воспринима­ющего объекта в виде частичек, кусочков.

В условиях передвижения следообразующего объекта по отноше­нию к поверхности следовоспринимающего под прямым углом обра­зуются статические следы давления, соответствующие которым сле­ды-наслоения ЛКП носят точечный статический характер с одинако­вой плотностью вещества и в совокупности могут отображать форму и размеры воздействующего объекта. При взаимодействии же под углом, отличным от прямого, образуются следы скольжения — дина­мические следы наслоения ЛКП, имеющие, как правило, линейный характер, в которых плотность вещества наибольшая в начале или се­редине следа и уменьшается по мере выхода объектов из контактного взаимодействия.

Вывод о контактном происхождении обнаруживаемых на предме­тах-носителях микрочастиц ЛКП, а тем более при определенных условиях взаимодействия должен тщательно аргументироваться спе­циалистом как одно из доказательств происхождения этих частиц именно при обстоятельствах расследуемого события, а не иным пу­тем.

Признаками непосредственного контактного происхождения сле­дов-наслоений ЛКП являются:

• формирование «зеркального отражения» в следе наслоения, при котором верхний слой покрытия па объекте-носителе оказыва­ется нижним, а нижний — верхним;


170____________ Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации

• частичное или полное разрушение системы внутреннего строе­
ния ЛКП в следе (перемешивание слоев между собой и с мате­
риалом поверхностного слоя воспринимающего объекта, причем
смешанные частицы уносятся к концу следа).

Диагностика ОП посредством установления целевого назначения ЛКП проводится путем исследования морфологических признаков обнаруженных частиц ЛКП методами оптической микроскопии.

Микроскопическим исследованием ЛКП определяются:

• цвет и фактура ЛКП — строение поверхности внешнего слоя
ЛКП (наличие блеска, как правило, характерно для поверхности
внешнего слоя покрытия);

• состояние внутренней поверхности частиц ЛКП;

• наличие на их внешней и внутренней стороне загрязнений;

• число слоев;

• цвет, микроструктура (мелко-, средне- или крупнозернистость
пигментов и наполнителей, наличие, цвет и характер распреде­
ления включений, наличие и размеры пустот);

• механические свойства материалов слоев (твердость, эластич­
ность, хрупкость);

• общая и послойная толщина;

• характер границ между слоями (адгезия, границы четкие или
размытые, ровные или извилистые, наличие включений и пус­
тот между слоями).

Затем по полученным результатам определяют, являются данные частицы фрагментами строительного ЛКП или покрытия транс­портного средства. Отличительные признаки строительных ЛКП по сравнению с покрытиями ТС;

• отсутствие блеска поверхности внешнего слоя;

• пустоты и трещины на поверхности и во внутренних слоях по­
крытия;

• значительное варьирование слоев по толщине, что связано со
способом нанесения краски (например, при окраске кистью на­
блюдаются бороздки, направленные по движению кисти) и тек­
стурой окрашиваемой поверхности (строительные материа­
лы — древесина, бетон, известка, кирпич, как правило, имеют не­
ровную поверхность);

• наличие на внутренней поверхности частиц ЛКП соответству­
ющих материалов подложки.


Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   171

При установлении принадлежности исследуемых частиц к ЛКП ТС по вышеописанным методикам определяется способ нанесения покрытия (заводской, в условиях авторемонтных мастерских или ку­старный), факт подкраски или перекраски, первоначальный цвет по­крытия. При установлении принадлежности обнаруженных частиц ЛКП к транспортному средству с заводским покрытием по вышеука­занным признакам ориентировочно определяются тип и марка ТС.

Предварительное исследование частиц ЛКП и проверяемого окрашенного предмета

Предварительное исследование окрашенного предмета и частиц ЛКП, предположительно отделившихся от него (либо окрашенного предмета со следам и-отделения ми ЛКП и предмета со следами-на­слоениями ЛКП, например транспортного средства и одежды по­страдавшего в ДТП), как правило, имеет целью решение задачи о возможности принадлежности частиц ЛКП (наслоений ЛКП на од­ном предмете) покрытию конкретного окрашенного предмета и про­водится по делам о ДТП, преступлениях, связанных со взломами и пр.

Во всех случаях, если это только возможно, в распоряжение спе­циалиста следователем или оперативным сотрудником должны быть представлены данные об исследуемом окрашенном предмете п сто ЛКП: происхождении, условиях эксплуатации и храпения, особенно­сти предполагаемого участия в происшествии и т. д.

При наличии окрашенного предмета или его фрагмента произво­дится осмотр его поверхности, в ходе которого:

• изучается состояние ЛКП, характер его нарушений в местах
предполагаемого контакта, ставшего причиной отделения фраг­
ментов ЛКП, наличие посторонних наложений, индивидуализи­
рующих особенности следов нарушения ЛКП (границ скола
ЛКП, микронеровности па поверхности детали предмета, от ко­
торой отделены фрагменты ЛКП н т. д.);

• сравнивается цвет поверхности покрытия предмета с цветом ча­
стиц ЛКП визуальным осмотром при естественном освещении,
а также при помощи микроскопа при искусственном освещении
(необходимо одновременно наблюдать сравниваемые образцы
в поле зрения микроскопа, что позволит выявить различия в от­
тенке цвета). Если установлены существенные отличия между
ними по цвету внешнего слоя, делается предположительный вы-


172                  Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   173


 


вод об отсутствии тождества (о том, что частицы ЛКП судя по всему не являются частью покрытия данного предмета). При не­значительном отличии в цвете необходимо учитывать возмож­ность изменения первоначального цвета частиц ЛКП при отде­лении от покрытия вследствие их измельчения (измельченные частицы выглядят значительно светлее), воздействия после от­деления различных факторов (света, температуры), искажения цвета на фоне подложки и продолжать исследование.

У ЛКП предмета отмечается наличие следов-отделений, образо­ванных вследствие отделения и упоса части его материала под дей­ствием механических сил. Как уже отмечалось, различают следы-от­слоения, следы-сколы, царапины, задиры, потертости.

В том случае, если на ЛКП предмета (проверяемого объекта) от­сутствуют с л еды-от деления, признаки подкраски, перекраски и заме­ны отдельных окрашенных деталей, а частицы ЛКП, отделившиеся от предмета (искомого объекта), имеют площадь в несколько квад­ратных миллиметров, дается предположительный вывод о том, что указанные частицы ЛКП отделились не от представленного предмета.

Если данному исследованию предшествовало обнаружение частиц ЛКП на предмете-носителе, производится сопоставление локализа­ции и топографии следов-отделений на проверяемом объекте и сле­дов-наслоений на объекте-носителе, что позволяет уточнить участок поверхности проверяемого предмета, от которого могли отделиться частицы ЛКП.

При обнаружении следов-отделений производится трасологическое исследование в целях установления общей поверхности разделения между ЛКП и подложкой проверяемого объекта, с одной стороны, и частицами ЛКП — с другой. При положительном решении этой задачи нет необходимости в дальнейшем морфологическом исследовании. В случае же отрицательного результата производится отбор образцов ЛКП с участков, непосредственно прилегающих к следам-отделениям, а в случае, когда зона контакта не просматривается — с наиболее веро­ятных, мест контакта. Данные образцы наряду с представленными час­тицами ЛКП подвергаются последующему исследованию.

Частицы ЛКП изучаются в поле зрения светового микроскопа. В хо­де исследования выявляются и описываются следующие особенности:

• состояние внешней и внутренней поверхности (цвет, ровная, глянцевая, поры, взбугривания, морщины, царапины, полоса-гость, отпечаток рельефа подложки);


 

• признаки старения (меленис, растрескивание, шелушение, обра­
зование рисунков, коррозия, хрупкость и другие);

• наличие посторонних наслоений, загрязнений на внешней по­
верхности покрытия (внедрившиеся в толщу покрытия посто­
ронние частицы, соринки и т. д.), частиц материала подложки па
внутренней поверхности;

• количество слоев, их цвет и последовательность нанесения, тол­
щина послойная и общая, ее варьирование (определяется с по­
мощью окуляр-микрометра микроскопа);

• наличие, цвет, форма и размеры включений в материале покры­
тия (тонко-, средне- или грубодисперсные, единичные или мно­
жественные, равномерно или неравномерно распределенные);

• эластичность, твердость, хрупкость материалов слоев;

• характер границ между слоями (четкие или размытые, ровные
или извилистые, наличие включений и адгезия между слоями).

При наличии окрашенного идентифицируемого предмета исследо­вание проводится по обязательному рбщеметодическому правилу — от большего к меньшему. Исследованием сначала выделяются груп-поспецифнчные и индивидуализирующие особенности ЛКП окра­шенного предмета, и лишь затем прослеживается наличие (отсут­ствие) этих особенностей в микрочастицах ЛКП.

Если проведенным исследованием между сравниваемыми объекта­ми установлены существенные отличия по количеству, цвету слоев и порядку их чередования, то констатируется отсутствие тождества (принадлежность частиц ЛКП покрытию не проверяемого, а иного объекта). Существенность (несущественность) указанных выше от­личий оценивается прежде всего с учетом однородности свойств ЛКП идентифицируемого объекта — окрашенного предмета. Следует отметить, что различие между сравниваемыми объектами по толщи­не и числу слоев само по себе не может являться основанием для по­добного вывода. Толщина (как общая, так и послойная) стандартно­го заводского ЛКП, а тем более кустарного покрытия может значи­тельно варьироваться даже в пределах небольшого участка одной детали. Кроме того, установлено, что в некоторых точках выступа­ющих деталей легкового автомобиля (например, ребер жесткости) средний слой стандартного покрытия вообще отсутствует, причем по мере удаления от выступа он появляется и толщина его нарастает. Поэтому должна быть проверена устойчивость выявленных разли­чий тщательным исследованием варьирования толщины и числа сло­ев покрытия по поверхности исследуемого предмета.


174


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   175


 


При решении поставленной задачи специалисту приходится руко­водствоваться своим внутренним убеждением, сориентированным на использовании трех «инструментов»: профессиональных познаний, лич­ного опыта и обязательно учета специфики конкретной ситуации по делу.

Полагаем, что при выявлении у исследуемых частиц ЛКП и про­веряемого объекта незаводского способа окраски (подкраски или пе­рекраски) с совпадением вышеуказанных признаков может быть дан предположительный вывод о том, что частицы ЛКП являются ча­стью покрытия данного проверяемого предмета. Если же установле­но, что сравниваемые объекты являются частицами стандартного за­водского покрытия либо незаводского с числом слоев равным четы­рем и меньше (при незнании «истории» объекта), специалисту следует констатировать невозможность решения поставленной зада­чи в рамках предварительного исследования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...