Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предварительное исследование окрашенных предметов
Исследование ЛКП конкретных предметов проводится при необходимости решения комплекса вопросов о способе окраски, факте 162 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов 163
подкраски или перекраски, при установлении первоначального цвета покрытия, ориентировочном времени эксплуатации окрашенного предмета. Эти вопросы, как правило, возникают при расследовании уголовных дел, связанных с кражей транспортных средств и их последующей продажей. Установление способа окраски предмета начинается с осмотра его поверхности при хорошем освещении, желательно дневном. При этом оценивается фактура ЛКП (исследуется строение поверхности внешнего слоя ЛКП, она характеризуется гладкостью, рельефом и блеском); насколько поверхность ЛКП плотная, блестящая, однородная по тону. Затем проводится отбор образцов ЛКП. Для обеспечения представительности образцов соскобы отбираются со всех окрашенных деталей предмета с нескольких (до пяти) участков одной детали (в случае необходимости решения вопроса о подкраске), стремясь отделять наибольшие по толщине частицы ЛКП (сколы), включающие в себя все его слои. С одного места достаточно произвести отбор образца ЛКП с поверхности площадью до 10 мм\ При отборе образцов производится оценка свойств ЛКП: • адгезии — степени сцепления покрытия с поверхностью подлож • твердости — сопротивления, оказываемого покрытием проник • эластичности — способности ЛКП деформироваться без образо • хрупкости — способности ЛКП крошиться, давать сколы при В экспертной практике предложено дифференцировать эти свойства на три степени — высокую, среднюю и низкую (табл. 5). Затем проводится исследование полученных образцов методом оптической микроскопии в отраженном свете с использованием микроскопов типа МБС-10 и подобных им при увеличении до 90х. Для решения вопросов, рассматриваемых в данном разделе, можно ограничиться исследованием сколов ЛКП, визуально осматривая их внешнюю и внутреннюю поверхность, а также анализируя их внутреннюю морфологию. Для этого исследуемая частица фиксируется Таблица 5 Характеристикаразличных проявлений некоторых внутреннихсвойств ЛКМ и ЛКП
перпендикулярно к предметному столику срезом к объективу. Для фиксации рекомендуется использовать пинцет или раздвижной объ-ектодержатель из комплекта микроскопа МСК-1; применять для 164 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов 165
этой цели пластилин не рекомендуется из-за опасности загрязнения частиц ЛКП, вносящего искажения в результаты исследования методами молекулярной спектроскопии. При микроскопическом исследовании уточняются результаты предварительной оценки фактуры ЛКП, адгезии, твердости, эластичности и хрупкости, определяется состояние внутренней поверхности,' с помощью окуляр-микрометра устанавливается общая и послойная толщина покрытия, наличие и характер распределения включений (пигментов, наполнителей), четкость или размытость границ между слоями, их извилистость или ее отсутствие, наличие загрязнений между слоями. Выявляемые в ходе исследования морфологические признаки позволяют установить способ нанесения ЛКП; заводской, кустарный или в условиях авторемонтных мастерских. Для ЛКП транспортных средств, нанесенных заводским способом, характерны следующие признаки: а) наличие определенной для ТС данного вида системы ЛКП (сочетание последовательно нанесенных слоев грунтовки, шпатлевки, эмали, лака), учитывается число слоев, их цвет и чередование. Один слой эмали обычно характерен для покрытия деревянных бортов и платформы грузовых автомобилей, отдельных деталей легковых и грузовых автомобилей. Два слоя (слой грунта и слой эмали) характерны для автомобилей марки УАЗ и ЛуАЗ с использованием цветового ассортимента эмалей, свойственного легковым автомобилям, а также отдельных деталей легковых автомобилей (дисков колес, днища, бампера). Кроме того, два слоя (грунт и эмаль) характерны для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов. Причем особенность окраски грузовых автомобилей состоит в том, что. различные детали (кабина, оперение, бампер и облицовка радиатора) имеют разную систему покрытия, так как используется сочетание различных грунтов и эмалей. Два слоя (грунт и эмаль) характерны также для ЛКП основных деталей мотоциклов, мопедов, велосипедов (кроме спортивных) отечественного производства. Три слоя (два слоя грунта, разных по составу и цвету, и слой эмали) характерны для основных марок легковых автомобилей, микроавтобусов и малотоннажных грузовых автомобилей. Четыре слоя (при проведении местного шпатлевания) характерны для любых деталей со стандартным 3-слонным покрытием. При окраске спортивных велосипедов Харьковского велозавода наносится два слоя грунта и слой эмали. Затем наносятся цировоч-ные линии и орнамент белого или желтого цвета. ЛКП велосипедов, как правило, лакируется (наносится слой прозрачного лака МЛ); б) гладкая, плотная, блестящая, однородная по тону поверхность в) матовая, однородная по тону поверхность грунта (грунтов), г) регламентированная толщина покрытия (общая толщина всех д) определенная степень эластичности, хрупкости, (адгезии в за Приведенные выше данные характеризуют ЛКП лишь транспортных средств отечественного производства. В настоящее время в стране эксплуатируется значительное количество ТС зарубежного производства, особенности криминалистического исследования ЛКП которых в этой работе не рассматриваются. Для кустарного ЛКП характерно: а) нерегламентированное количество слоев; б) наличие на поверхности слоев дефектов, обусловленных кус в) наличие на нижней (внутренней) поверхности неровностей, г) нерегламентированная толщина слоев; д) наличие загрязнений между слоями; е) неровные, извилистые границы между слоями. 166 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов 167
При окраске транспортных средств в условиях авторемонтных мастерских наблюдаются следующие м орфологические признаки ЛКП: а) различное количество слоев покрытия (один слой перекраски, б) неравномерность толщины каждого слоя; в) повышенная мягкость, свидетельствующая о неполном от г) наличие слоев местной шпатлевки; д) наличие па нижней поверхности грунта многочисленных хао е) наличие материалов, не предусмотренных заводской техноло ж) адгезия 1-2-й степени между слоями покрытия. по результатам осмотра внешнего вида окрашенного предмета и микроскопического исследования образцов ЛКП. Для этого можно использовать вышеприведенные признаки получения ЛКП в незаводских условиях, но с учетом того, что такие ЛКП без перекраски могут иметь детали кузова, замененные на новые, которые, как- правило, изначально имеют однослойное защитное грунтовочное покрытие черного цвета. При наличии ЛКП, содержащего свыше пяти слоев, независимо от типа автомобиля (легковые, грузовые, автобусы) в случае, если автомобиль отечественного производства и на нем отсутствует красочная реклама, можно констатировать факт перекраски или частичной подкраски ТС (в зависимости от варьирования числа слоев ЛКП по поверхности ТС). Одним из признаков ремонтной окраски может рассматриваться также наличие у исследуемых ЛКП слоя розового цвета — шпатлевки МС-006, наносимой способом напыления, которая при получении стандартных покрытий основных марок легковых автомобилей обычно не используется (допускается исправление с ее применением местных дефектов у автомобилей, производимых на заводах ГАЗ, ПО «Иж-маш», ЗАЗ, ЛуАЗ, УАЗ, а также мотоциклов «Днепр» и «Дненр-12»). К признакам ремонтной окраски, выявляемым при наружном осмотре транспортного средства, следует отнести: появление сорности па поверхности покрытия и заметных потеков; чрезмерно зеркальную поверхность покрытия с ярким, насыщенным цветом (кото- рые нивелируются через три-четыре месяца эксплуатации); наличие брызг эмали на балке передней подвески, резиновых уплотнителях оконных проемов, лобового и заднего стекол, протекторах шин; не заделанные шпатлевкой мелкие дефекты (мелкие канавки и риски), особенно возле фар. В случае предполагаемой полной перекраски автомобиля производится поиск остатков первоначального ЛКП на тех деталях, которые труднодоступны для удаления старого покрытия перед нанесением ремонтного. К ним относятся: центральная часть крыши кузова, внутренняя поверхность капота (внутри коробки воздухопритока и внутри отверстий усилителя капота) и крыльев, брызговик (крыло), резиновые уплотнения тормозных трубок, проходящих через брызговик передних колес, внутренняя часть поверхности багажника, само-иарезные винты арматуры задних фонарей, уплотнители передних крыльев, винты крепежа салазок переднего сидения, внутренняя часть поверхности дверей и дверных стоек под обшивкой, оконные проемы под уплотнителями, поверхность кузова под передней панелью (после демонтажа последней). При обнаружении остатков первоначального заводского покрытия и по результатам микроскопического исследования внутренней морфологии ремонтного покрытия с неудалепным первоначальным ЛКП решается вопрос о его первоначальном цвете с использованием криминалистического атласа цветов. Следует отметить, что, оценивая цвет эмали по ее цвету на сколе со стороны торца слоя (или в следе-наслоении эмали) с использованием микроскопа, нужно учитывать, что поперечный срез слоя либо измельченный материал покрытия воспринимается светлее, нежели он выглядит снаружи со стороны гладкой неразрушенной поверхности покрытия при визуальном изучении. Определение ориентировочного времени эксплуатации транспортного средства связано с оценкой морфологических признаков ЛКП, возникновение которых вызвано процессами его естественного старения: изменение цвета (обесцвечивание, потемнение), потеря блеска и глянца, меление, бронзирование (появление на ЛКП цветов побежалости в виде пятен металлического оттенка), появление пузырей, сетки трещин, растрескивание в разных направлениях, шелушение, отслаивание, снижение эластичности и адгезии, повышение хрупкости и пр. На протекание процесса старения оказывают значительное влияние условия эксплуатации и хранения ТС, механические воздействия на него (абразивное действие частиц почвы, появ- 168 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов 169
ленне дефектов при протирке, полировке ЛКП с образованием шероховатостей, царапин, бороздок, углублений, кратеров, отслоений). Следует учитывать, что признаки старения ЛКП больше выражены на передней части автомобиля. Предварительное исследование отдельных частиц ЛКП или наслоений ЛКМ-ЛКП на элементах вещной обстановки места происшествия При обнаружении частиц, похожих на фрагменты ЛКП, производится их микроскопическое исследование в целях установления принадлежности к ЛКП. В случае обнаружения многослойных частиц, представляющих собой систему последовательно нанесенных слоев различных ЛКМ или однослойных частиц пластинчатой формы этот вопрос решается на основе характерных для фрагментов ЛКП цвета, формы, микроструктуры (мелкозернистое строение) и механических свойств (адгезии, эластичности, хрупкости, твердости). Опытный специалист, основываясь на результатах исследования цвета, микроструктуры (мелкозернистое строение), механических свойств (частицы ЛКП в поле зрения микроскопа при легком надавливании препаровальной иглой не рассыпаются на более мелкие частички, обладают определенной эластичностью, пластичностью (свойством остаточной деформации), может установить принадлежность к ЛКП и деформированных частиц без признаков морфологии поверхности покрытия. Только в сложных случаях, при обнаружении множества сходных по внешнему виду частиц либо при необходимости оценки времени нанесения покрытия (свеженанесенные покрытия набухают значительно быстрее, чем покрытия со значительным сроком нанесения), можно использовать рекомендации, по которым отдельные частицы обрабатываются органическими растворителями (ацетоном, хлороформом, четыреххлористым углеродом или толуолом) в углублении предметного стекла. Набухание данных частиц свидетельствует о наличии в них связующего — одного из основных компонентов ЛКМ, а в совокупности с вышеуказанными признаками — и о принадлежности к ЛКП. Обнаружение на представленном объекте частиц ЛКП влечет за собой необходимость решения задачи о механизме формирования следов ЛКП па объекте-носителе, которое основывается на результатах исследования характера расположения наслоений ЛКП на поверхности объекта. Наслоения на воспринимающем объекте, образующиеся в результате интенсивного механического воздействия окрашенного предмета, характеризуются терминами «протертость» и «внедрение». При таком воздействии на текстильном материале образуются и следы истирания волокон поверхностного слоя, а у термопластичных волокон возникают следы оплавления под действием тепла, выделяемого при ударе. В зависимости от степени отверждения ЛКП наблюдается различная картина наслоений. При попадании на одежду краски в жидком или полужидком состоянии она обволакивает волокна материала; при касательном взаимодействии на поверхности следовоспринимагощего объекта образуются сплошные или прерывистые мазки. В следе-при-тертости .неполностью отвержденного покрытия частицы остаются в виде эластичных, мягких пленок, иногда наблюдается наслоение в виде стружкообразных частиц или частиц с рифленой поверхностью. Покрытия же с большим сроком эксплуатации при контакте с преградой легко отслаиваются и закрепляются на поверхности воспринимающего объекта в виде частичек, кусочков. В условиях передвижения следообразующего объекта по отношению к поверхности следовоспринимающего под прямым углом образуются статические следы давления, соответствующие которым следы-наслоения ЛКП носят точечный статический характер с одинаковой плотностью вещества и в совокупности могут отображать форму и размеры воздействующего объекта. При взаимодействии же под углом, отличным от прямого, образуются следы скольжения — динамические следы наслоения ЛКП, имеющие, как правило, линейный характер, в которых плотность вещества наибольшая в начале или середине следа и уменьшается по мере выхода объектов из контактного взаимодействия. Вывод о контактном происхождении обнаруживаемых на предметах-носителях микрочастиц ЛКП, а тем более при определенных условиях взаимодействия должен тщательно аргументироваться специалистом как одно из доказательств происхождения этих частиц именно при обстоятельствах расследуемого события, а не иным путем. Признаками непосредственного контактного происхождения следов-наслоений ЛКП являются: • формирование «зеркального отражения» в следе наслоения, при котором верхний слой покрытия па объекте-носителе оказывается нижним, а нижний — верхним; 170____________ Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации • частичное или полное разрушение системы внутреннего строе Диагностика ОП посредством установления целевого назначения ЛКП проводится путем исследования морфологических признаков обнаруженных частиц ЛКП методами оптической микроскопии. Микроскопическим исследованием ЛКП определяются: • цвет и фактура ЛКП — строение поверхности внешнего слоя • состояние внутренней поверхности частиц ЛКП; • наличие на их внешней и внутренней стороне загрязнений; • число слоев; • цвет, микроструктура (мелко-, средне- или крупнозернистость • механические свойства материалов слоев (твердость, эластич • общая и послойная толщина; • характер границ между слоями (адгезия, границы четкие или Затем по полученным результатам определяют, являются данные частицы фрагментами строительного ЛКП или покрытия транспортного средства. Отличительные признаки строительных ЛКП по сравнению с покрытиями ТС; • отсутствие блеска поверхности внешнего слоя; • пустоты и трещины на поверхности и во внутренних слоях по • значительное варьирование слоев по толщине, что связано со • наличие на внутренней поверхности частиц ЛКП соответству Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов 171 При установлении принадлежности исследуемых частиц к ЛКП ТС по вышеописанным методикам определяется способ нанесения покрытия (заводской, в условиях авторемонтных мастерских или кустарный), факт подкраски или перекраски, первоначальный цвет покрытия. При установлении принадлежности обнаруженных частиц ЛКП к транспортному средству с заводским покрытием по вышеуказанным признакам ориентировочно определяются тип и марка ТС. Предварительное исследование частиц ЛКП и проверяемого окрашенного предмета Предварительное исследование окрашенного предмета и частиц ЛКП, предположительно отделившихся от него (либо окрашенного предмета со следам и-отделения ми ЛКП и предмета со следами-наслоениями ЛКП, например транспортного средства и одежды пострадавшего в ДТП), как правило, имеет целью решение задачи о возможности принадлежности частиц ЛКП (наслоений ЛКП на одном предмете) покрытию конкретного окрашенного предмета и проводится по делам о ДТП, преступлениях, связанных со взломами и пр. Во всех случаях, если это только возможно, в распоряжение специалиста следователем или оперативным сотрудником должны быть представлены данные об исследуемом окрашенном предмете п сто ЛКП: происхождении, условиях эксплуатации и храпения, особенности предполагаемого участия в происшествии и т. д. При наличии окрашенного предмета или его фрагмента производится осмотр его поверхности, в ходе которого: • изучается состояние ЛКП, характер его нарушений в местах • сравнивается цвет поверхности покрытия предмета с цветом ча 172 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов 173
вод об отсутствии тождества (о том, что частицы ЛКП судя по всему не являются частью покрытия данного предмета). При незначительном отличии в цвете необходимо учитывать возможность изменения первоначального цвета частиц ЛКП при отделении от покрытия вследствие их измельчения (измельченные частицы выглядят значительно светлее), воздействия после отделения различных факторов (света, температуры), искажения цвета на фоне подложки и продолжать исследование. У ЛКП предмета отмечается наличие следов-отделений, образованных вследствие отделения и упоса части его материала под действием механических сил. Как уже отмечалось, различают следы-отслоения, следы-сколы, царапины, задиры, потертости. В том случае, если на ЛКП предмета (проверяемого объекта) отсутствуют с л еды-от деления, признаки подкраски, перекраски и замены отдельных окрашенных деталей, а частицы ЛКП, отделившиеся от предмета (искомого объекта), имеют площадь в несколько квадратных миллиметров, дается предположительный вывод о том, что указанные частицы ЛКП отделились не от представленного предмета. Если данному исследованию предшествовало обнаружение частиц ЛКП на предмете-носителе, производится сопоставление локализации и топографии следов-отделений на проверяемом объекте и следов-наслоений на объекте-носителе, что позволяет уточнить участок поверхности проверяемого предмета, от которого могли отделиться частицы ЛКП. При обнаружении следов-отделений производится трасологическое исследование в целях установления общей поверхности разделения между ЛКП и подложкой проверяемого объекта, с одной стороны, и частицами ЛКП — с другой. При положительном решении этой задачи нет необходимости в дальнейшем морфологическом исследовании. В случае же отрицательного результата производится отбор образцов ЛКП с участков, непосредственно прилегающих к следам-отделениям, а в случае, когда зона контакта не просматривается — с наиболее вероятных, мест контакта. Данные образцы наряду с представленными частицами ЛКП подвергаются последующему исследованию. Частицы ЛКП изучаются в поле зрения светового микроскопа. В ходе исследования выявляются и описываются следующие особенности: • состояние внешней и внутренней поверхности (цвет, ровная, глянцевая, поры, взбугривания, морщины, царапины, полоса-гость, отпечаток рельефа подложки);
• признаки старения (меленис, растрескивание, шелушение, обра • наличие посторонних наслоений, загрязнений на внешней по • количество слоев, их цвет и последовательность нанесения, тол • наличие, цвет, форма и размеры включений в материале покры • эластичность, твердость, хрупкость материалов слоев; • характер границ между слоями (четкие или размытые, ровные При наличии окрашенного идентифицируемого предмета исследование проводится по обязательному рбщеметодическому правилу — от большего к меньшему. Исследованием сначала выделяются груп-поспецифнчные и индивидуализирующие особенности ЛКП окрашенного предмета, и лишь затем прослеживается наличие (отсутствие) этих особенностей в микрочастицах ЛКП. Если проведенным исследованием между сравниваемыми объектами установлены существенные отличия по количеству, цвету слоев и порядку их чередования, то констатируется отсутствие тождества (принадлежность частиц ЛКП покрытию не проверяемого, а иного объекта). Существенность (несущественность) указанных выше отличий оценивается прежде всего с учетом однородности свойств ЛКП идентифицируемого объекта — окрашенного предмета. Следует отметить, что различие между сравниваемыми объектами по толщине и числу слоев само по себе не может являться основанием для подобного вывода. Толщина (как общая, так и послойная) стандартного заводского ЛКП, а тем более кустарного покрытия может значительно варьироваться даже в пределах небольшого участка одной детали. Кроме того, установлено, что в некоторых точках выступающих деталей легкового автомобиля (например, ребер жесткости) средний слой стандартного покрытия вообще отсутствует, причем по мере удаления от выступа он появляется и толщина его нарастает. Поэтому должна быть проверена устойчивость выявленных различий тщательным исследованием варьирования толщины и числа слоев покрытия по поверхности исследуемого предмета. 174 Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов 175
При решении поставленной задачи специалисту приходится руководствоваться своим внутренним убеждением, сориентированным на использовании трех «инструментов»: профессиональных познаний, личного опыта и обязательно учета специфики конкретной ситуации по делу. Полагаем, что при выявлении у исследуемых частиц ЛКП и проверяемого объекта незаводского способа окраски (подкраски или перекраски) с совпадением вышеуказанных признаков может быть дан предположительный вывод о том, что частицы ЛКП являются частью покрытия данного проверяемого предмета. Если же установлено, что сравниваемые объекты являются частицами стандартного заводского покрытия либо незаводского с числом слоев равным четырем и меньше (при незнании «истории» объекта), специалисту следует констатировать невозможность решения поставленной задачи в рамках предварительного исследования. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |