Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЕННОСТИ СОБИРАНИЯ СЛЕДОВ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ПОКРЫТИЙ




Основные системы лакокрасочных покрытий, применяемые на зарубежных автомобильных заводах

 

Система окраски Система ЛКП Толщина слоя, мкм Примечание
С грунтовкой, на- Грунт, наносимый оку- 12-18 Использовалась
носимой окуна­нием нанием Грунт, наносимый электрораспылением в два слоя способом 40-50 до внедрения ме­тода элсктроосаж-дения в 60-с гг. В настоящее вре-
  «мокрый по мокрому» Декоративный слои 45-55 мя имеет очень ограниченное
      применение
С двумя слоями Грунт, Наносимый 20-25 Наиболее широко
грунтовки элсктроосаждением Грунт, наносимый электрораспылением в два слоя способом 23-35 используется в массовом произ­водстве. Первый грунтовочный
  «мокрый по мокрому» Декоративный слой 45-55 слои может нано­ситься методом анафореза или ка­тафореза
С одним слоем грунтовки, нано­симой катафоре­зом Грунтовочный слой, наносимый катафоре­зом Декоративный слой 30-40 45-60 Метод перспекти­вен, экономичен, ускоряет процесс окраски

154


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   155


 


покрытия типа «м.еталлик>>, состоящие из основного (базисного)
слоя и слоя прозрачного лака —
в настоящее время получили
наибольшее распространение. Для основного слоя толщиной
10-15 мкм используют либо полиэфиры, либо акрилатный по­
лимер с добавлением меламииовых смол. Эффект «металлик»
создается за счет определенной ориентации металлических пиг­
ментов, в роли которых используются бронзовые чешуйки,
реже — медные, цинковые, железные и никелевые (размером
в несколько микрон). Для прозрачного слоя толщиной 35-50
мкм используют термореактивный акрилатиый полимер,
отверждаемый меламиновой смолой. Окончательное отверж­
дение покрытия происходит в течение 30 минут при темпера­
туре 130 °С;

покрытия с перламутровым эффектом — систему, включающую
основной (основные — до трех слоев) и лаковый слои с исполь­
зованием связующих тех же типов, что и для покрытий типа
«металлик». Перламутровый эффект создается за счет тонких
пластинок слюды или специально обработанного жемчуга, кото­
рые наносят на непоглащающий (светлый) слой или вносят в
саму эмаль базисного слоя;

полицретановые покрытия ~ полиуретановые или акрилурета-
новые системы с полиизоцианатными отвердителями отвержда-
ются при температурах 20-80 °С и используются для ремонт­
ных целей и при окраске грузовых и специальных автотранс­
портных средств. Получаемые покрытия отличаются высоким
блеском, твердостью, устойчивостью к воздействию УФ-лучей,
атмосферных осадков, кислот и щелрчей.

В процессе эксплуатации транспортного средства происходит ста­рение ЛКП, которое выражается в виде:

• изменения цвета и потери блеска;

• меления (поверхностного разрушения пигментированных по­
крытий), приводящего к образованию свободных частиц пиг­
мента;

• грязеудержания, проявляющегося в способности покрытия
удерживать на своей поверхности несмываемые водой механи­
ческие загрязнения (пыль, грязь);

• коррозии, проявляющейся в виде вспучивания и отслоения
ЛКП.


В первые 2-4 года эксплуатации владельцы автомобилей осущест­вляют его подкраску, а в дальнейшем (в среднем через 5-6 лет) про­водят крупногабаритный ремонт, заключающийся в полной перекра­ске кузова нередко со сменой крыльев, дверей и т. д.

Ремонтная окраска легковых автомобилей может производиться как кустарным способом, так и в авторемонтных мастерских. Полная технологическая схема покраски включает в себя:

• полное или частичное удаление старого покрытия с применени­
ем смывок, пастообразных составов или зачисткой шлифоваль­
ными машинками или ручным способом;

• выполнение рихтовочных работ;

• грунтование ручным распылителем;

• шпатлевание вручную шпателем или напылением;

• шлифование;

• нанесение выявительного слоя эмали (эмалью, которой будет
окрашен автомобиль, или эмалью другого цвета);

• исправление обнаруженных дефектов быстросохнущими шпат­
левками;

• нанесение декоративного слоя эмали ручным распылителем.

Как показывает практика, при перекраске в условиях авторемонт­ных мастерских сушка каждого нанесенного слоя осуществляется в сушильной камере, при этом отсутствует строгий контроль за вре­менем и температурой сушки. При перекраске кустарным способом покрытия получают широкий спектр свойств, носящих случайный характер. Произвольными могут быть и цвет отдельных слоев, и их число; толщина слоев неравномерная, а поверхность ЛКП неодно­родная по тону и неровная: наблюдаются взбугривания, поры, пузы­ри, растрескивание.

Большинство покрытий, образованных строительными ЛКМ, так­же являются многослойными, что обусловлено технологией окраски (грунтовка, нанесение нескольких слоев краски для выравнивания поверхности и придания покрытию нужной толщины) и необходи­мостью перекраски конструкций, изделий (по мере износа и старе­ния покрытия, в декоративных целях).


156                   Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации









































ОСОБЕННОСТИ СОБИРАНИЯ СЛЕДОВ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ПОКРЫТИЙ

На местах происшествий обнаружение частиц ЛКП чаще всего производится в местах возможного контакта окрашенных предметов с другими элементами вещной обстановки места происшествия: .

• по делам о ДТП — на поверхности транспортных средств, пред­
метов, с которыми они могли контактировать (на деревьях,
столбах, строительных конструкциях, одежде пострадавших
и т. д.), а также на дорожном покрытии;

• по делам, связанным со взломом преград, — в следах орудий
взлома, на поверхности предполагаемых орудий взлома, на полу
у взламываемых объектов и пр.

Поиск частиц ЛКП следует начинать с тех мест, которые могут прежде всего пострадать от действий членов следственно-оператив­ной группы в ходе осмотра места происшествия — на дорожном по­крытии и поверхности пола. Поиск производится при хорошем днев­ном или достаточно ярком искусственном освещении визуально и при помощи лупы до 8х. При необходимости обработки значитель­ных площадей целесообразно использовать небольшой пылесос (ав­томобильный) со встроенным сменным фильтром из капроновой ткани. Обнаруживаемые частицы ЛКП фиксируются в. протоколе осмотра места происшествия подробным описанием с указанием цве­та (цветов отдельных слоев многослойных частиц), количества обна­руженных частиц, локализации и конфигурации зон обнаружения на предмете-носителе. Последние две характеристики могут быть зари­сованы на схеме или сфотографированы. Обязательно фиксируют характеристику взаимодействия частиц ЛКП (ЛКМ) с материалом предмета-носителя (см. ниже). Данные частицы изымаются при по­мощи препаровальных игл, скальпелей, пинцетов таким образом, чтобы не нарушить сохранности краев частиц ЛКП для их возмож­ного последующего трасологического исследования и упаковывают­ся в бумажные или полиэтиленовые пакетики. Ни в коем случае для изъятия и упаковки частиц ЛКП нельзя использовать дактилоскопи­ческие пленки и липкие ленты, поскольку в этом случае происходит изменение их формы, набухание и изменение химического состава. Изъять частицы ЛКП из липкого слоя и в дальнейшем успешно ис­следовать практически невозможно.

При обнаружении наслоений ЛКП на различных предметах не следует отделять их от следовоспринимающеЙ поверхности: с места


раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   157

происшествия изымаются сами предметы или их выпиленные, выре­занные или отколотые фрагменты, которые упаковываются в бумагу или полиэтилен. Изъятие наслоении ЛКП отдельно от объекта или его части допускается лишь в двух случаях: при невозможности изъ­ятия объекта, либо при угрозе утраты микрочастиц при их транспор­тировке. Если частицы ЛКП слабо закреплены на подложке и могут быть утрачены при транспортировке, то следует зафиксировать внешний вид, форму, размеры и локализацию таких частиц на по­верхности объекта в протоколе следственного действия и фотогра­фированием, после чего отделить их при помощи препаровальных инструментов и соответствующим образом упаковать.

Поиск частиц постороннего ЛКП на поверхности транспортного средства проводится визуальным осмотром и при помощи лупы до 8х при хорошем, желательно дневном, освещении и выполняется од­новременно с фиксацией повреждений, имеющихся на ТС, предвари­тельной дифференциацией контактных следов на статические и ди­намические с фиксацией их формы, размеров, количества, направле­ния в пространстве, топографии, расстояния от них до дорожного покрытия. Существенную помощь специалисту при осмотре ТС мо­жет оказать знание обстоятельств происшествия, для чего требуется ознакомление с протоколами допросов (опросов), осмотров (обсле­дований) и иных действий, проводимых в ходе расследования или оперативно-розыскной деятельности. Направленность поиска, вос­приятия обнаруженных микрочастиц или следов обеспечивается вы­движением специалистом обоснованных версий об обстоятельствах данного события (столкновения, следообразования).

При необходимости установления в дальнейшем факта и механиз­ма контактного взаимодействия данного ТС с другим ТС или пре­градой участие в проведении осмотра специалиста с познаниями в области транспортной трасологии является крайне желательным. Только после выявления, фиксации, исследования и оценки призна­ков механизма образования следа производится изъятие вещества следа-наслоения в виде соскобов с мест повреждений, а при отсут­ствии последних — с наиболее вероятных мест взаимодействия1. На­ряду с этим отбираются образцы ЛКП с мест, непосредственно при-

1 При невозможности выявления, фиксации, исследования и оценки признаков механизма образования следов па ТС на месте происшествия на экспертное исследование направляется само транспортное средство, с кото­рого изъятие вещества следа-наслоения ЛКП производится уже в ходе про­изводства экспертизы.


158


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной инфорг


лации


Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   159


 


 


мыкающих к повреждениям, на которых наслоения посторонних ЛКП отсутствуют. Для последующего проведения идентификацион­ных исследований по ДТП, предположительный механизм которых не совсем ясен, изъятие и упаковку сравнительных образцов произ­водят отдельно с каждой съемной детали (правых и левых крыльев, всех дверец и т. д.). Сравнительные образцы следует изымать путем отслоения или вырезания кусочков ЛКП острым режущим инстру­ментом (скальпелем) на всю глубину покрытия до подложки для по­лучения сколов площадью 10-20 мм2 и более.

Поиск частиц постороннего ЛКП на предметах или их фрагментах со следами орудия взлома производится визуально и при помощи мик­роскопа при увеличении до 90\ При этом поиск наслоившихся частиц постороннего ЛКП производится одновременно с поиском наслоений иной природы. Совокупность наслоений может дать информацию о сфере применения и условиях хранения использованного при взло­ме орудия, а в сумме с его размерными характеристиками, полученны­ми при трасологическом исследовании следов, — информацию для выдвижения следственных версий и проведения оперативно-розыск­ных мероприятий. При этом отмечается наличие частиц постороннего ЛКП, их характеристика и локализация, состояние ЛКП самого пред­мета с окрашенной поверхностью, нарушение его целостности, следы отделения ЛКП и материала подложки и их локализация, и лишь по­сле фиксации исходного состояния производится отделение частиц постороннего ЛКП для их последующего исследования.

Осмотр одежды также производится визуально при помощи лупы и микроскопа при увеличении до 90х на покрытом белой бумагой столе с хорошим освещением. При этом обращается внимание на на­личие следов-наслоений ЛКП, их локализацию (строго определенное расположение следа на поверхности воспринимающего объекта) и топографию (расположение элементов следа), решается, не отобра­жают ли они конструктивные особенности детали следообразующего объекта, например деталей ТС (окрашенных бампера, ободка фары, решетки радиатора), определяются признаки механизма их образова­ния (см. раздел «Предварительное исследование ЛКМ-ЛКП-ОП»), а также их взаиморасположение с другими следами на одежде, в том числе с повреждениями ткани (разрывы, потертости, разволокнеп-ность ворса и пр.).

Следует отметить, что при отправлении потерпевшего в больницу или морг его одежда должна быть изъята в кратчайшие сроки, при невозможности — необходимо исключить контакт взаимодействия


одежды потерпевшего с посторонними предметами вещной обстанов­ки. Предметы одежды упаковываются каждый в отдельности, в чис­тую гладкую бумагу, наружной стороной внутрь. Упаковку необхо­димо производить без встряхиваний с наименьшим количеством операций, чтобы не потерять микрочастиц, находящихся па одежде.

При фиксации обнаруженных следов ЛКП в протоколе следствен­ного действия принципиально важно правильно их определить в со­ответствии с существующей классификацией. Формирование следов напрямую связано с присоединением либо отделением посторонних веществ к поверхности объекта. Поэтому все следы ЛКП можно подразделить на следы наслоения и отделения.

След-наслоение — определяет изменение свойств поверхности вос­принимающего объекта за счет привнесения и закрепления на ней частиц другого ЛКП или ЛКМ под действием механических сил. Разновидности следов-наслоений: притертостъ, внедрение.

След-притертостъ —образу ечся при закреплении твердых частиц на поверхности объекта. Частицы при этом имеют стружкообразную форму, либо рифленую поверхность. При касательном движении объектов по отношению друг к другу след имеет динамический ха­рактер. При этом возможно проникновение твердых частиц одного покрытия внутрь другого. При движении объектов по нормали друг к другу следы-наслоения могут иметь точечный, статический харак­тер; совокупность следов может отображать форму и размеры воз­действующего объекта (бампера, радиатора и т. д.).

Следы-внедрения — образуются при контактном взаимодействии следовоспринимающей поверхности с не до конца отвержденным ЛКМ. При этом происходит проникновение (диффузия) ЛКМ внутрь объекта. Например, при обволакивании краской волокон материала одежды констатируют факт попадания на одежду краски в жидком либо полузастывшем (полуотвержденном) состоянии. Свежая краска легко переносится на ткань и отделить частицы ЛКМ от волокон бы­вает очень сложно. На предмете, взаимодействующем с неотвержден-ным ЛКМ в условиях динамического касания, на поверхности образу­ются трассы в виде тянущихся или прерывистых мазков.

Следы-отделения — определяют изменение свойств ЛКП за счет отделения и уноса части его материала под действием механических сил. Разновидностями следов-отделений являются: отслоения, стер­тости, сколы, царапины, задиры, потертости.

Следы-отслоения — образуются при перемещении воспринима­ющего и образующего объектов под углом, близким к прямому, ино-


160


Часть 2. Вещества и материалы носители розыскной информации


Раздел 2. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов   161


 


гда имеющие четко выраженные пространственные границы и в ряде случаев отражающие форму (размеры) следообразующей части воз­действовавшего предмета.

Следы-сколы — образуются в результате действия острой кромки части следообразующего предмета, которая перемещается относи­тельно поверхности воспринимающего объекта под углом, отлича­ющимся от прямого. Следы-сколы носят смешанный характер — ста­тический и динамический, формируются зачастую за счет отделения не только фрагментов ЛКП, но и материала подложки.

Царапины — образуются при скользящем соударении твердой ост­рой детали воздействующего объекта с окрашенной поверхностью следовое принимающего предмета, относятся к линейным динамиче­ским следам. Царапины, возникшие на поверхности предмета вслед­ствие его эксплуатации, в отличие от царапин — следов исследуемого взаимодействия объектов — характеризуются различной направлен­ностью относительно друг друга, наличием включений веществ, не принадлежащих веществу исследуемого объекта.

Задиры — совокупность царапин, расположенных к соответствии с направлением скольжения острой детали воздействующего объекта.

Потертости — нарушения целостности поверхностного слоя по­крытия за счет частичного удаления его вещества при касательном соприкосновении с объектом, имеющим менее жесткую поверхность (например, с тканью одежды). Потертости являются разновидностью динамических следов скольжения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...