Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Научно-технический потенциал мирового хозяйства
Наряду с материальными ресурсами в мировом хозяйстве важную роль играют такие нематериальные факторы, как знания и информация, необходимые для осуществления любого вида хозяйственной деятельности. Промышленная революция XVIII—XIX вв. благодаря изобретению парового двигателя и металлургического процесса привела к замене ручной техники машинами. Вторая волна промышленной революции на рубеже XIX—XX вв. была эпохой электричества, двигателя внутреннего сгорания, искусственных материалов, эффективных технологий разливки стали и появления первых коммуникационных технологий — телеграфа, телефона и системы почтовой связи. Содержание современной научно-технической революции заключается в том, что наука становится непосредственной производительной силой, а научно-технический и информационный потенциал — решающими факторами конкурентоспособности.
Научно-технический потенциал — это совокупность финансовых, экономических и духовных ресурсов, которыми располагает страна для научно-технического развития. Человеческие и финансовые ресурсы, направляемые в экономику знаний, инновации и технологии, социальное воздействие науки и технологий и их восприятие обществом, библиометрические показатели, показатели, характеризующие работу научно-исследовательских и опытно- конструкторских организаций, патентная статистика, а также связи между отраслевыми, университетскими и неуниверситетскими исследовательскими центрами, статистика о высшем образовании и об информационном обществе характеризуют многогранную природу и содержание научно-технического потенциала. Его основными элементами являются научно-исследовательские и инженерно- технические кадры, накопленные знания и опыт, финансовые ресурсы и материально-лабораторная база. Практическая реализация научно-технического потенциала в целях экономического и социального развития общества находит отражение в таком понятии, как «технологическая база», которое характеризуется наличием высококвалифицированных человеческих ресурсов, числом опубликованных научно-технических статей, конкурентными позициями стран в экспорте высокотехнологичных продуктов, их участием в обмене технологиями посредством роялти и лицензий, числом патентов и торговых марок (см. прил. 30). В современной общественной системе происходят изменения, ведущие к возникновению обществ, основанных на информации и знаниях. Для характеристики этих тенденций используется понятие «экономика знаний». Его содержание пока еще не определилось в полной мере. В широком смысле слова экономика знаний — это экономика, которая способствует эффективному использованию знаний в целях экономического и социального развития. Для ее характеристики используется индекс экономики знаний, разработанный экспертами Всемирного банка, который рассчитывается на основе показателей в четырех областях: 1) экономического и институционального строя (тарифные и нетарифные ограничения торговли, права собственности, регулирование хозяйственной деятельности); 2) инновационной системы (численность исследователей, доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности в ВВП, количество научно-технических публикаций на 1 млн. человек); 3) образования и человеческих ресурсов (грамотность взрослого населения, среднее и высшее образование); 4) информационно-коммуникационной инфраструктуры (количество телефонных линий и ПК на 1 тыс. человек, количество интернет-хостов на 10 тыс. человек). В узком смысле слова экономика знаний означает деятельность, связанную с вложением капитала и человеческих ресурсов в знания, наукоемкие отрасли, в исследования, технологии и инновации. Знания создаются в результате научных фундаментальных, прикладных и экспериментальных исследований и разработок и распространяются посредством патентов, образования, взаимного обмена идеями в научном сообществе, освещения научных открытий в публикациях. В современном мировом хозяйстве можно выделить три основных направления производства знаний и информации: 1) исследования и разработки (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — НИОКР); 2) высшее образование; 3) разработка программного обеспечения. Они осуществляются во всех институциональных секторах, выделяемых действующей системой национальных счетов (СНС—93): частными предприятиями (деловой сектор), государственным сектором, некоммерческими организациями. Кроме этого, в экономике знаний выделяют такой сектор, как высшая школа, включающий университеты и другие высшие учебные заведения, играющие значимую роль в создании информационных ресурсов. Научные открытия, изобретения и инновации. Информационным результатом научно-технической деятельности служат открытия и изобретения. Научное открытие — это новое достижение в процессе познания природы и общества, установление неизвестных, ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Изобретение — это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны, дающее положительный хозяйственный эффект. Право на изобретение подтверждается авторским свидетельством или патентом. Патент — это документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение. Общими критериями для присвоения патента авторам изобретения (организациям и индивидам) выступают, во-первых, неочевидность и нетривиальность технического решения; во-вторых, его применимость в производстве; в-третьих, его новизна. Патенты предоставляют эксклюзивные права, которые присваиваются уполномоченными органами авторам изобретений, позволяющие им использовать и эксплуатировать свои изобретения в течение определенного промежутка времени (обычно 20 лет). Они дают возможность изобретателям защитить свои права на изобретения и на результаты их использования. В современном мире наблюдается бурный рост патентной деятельности, что отражает важность изобретений в экономике, основанной на знаниях. Главную роль в этом процессе играют развитые страны, относящиеся к числу ключевых новаторов (см. табл. 2.7). В 2002 г. в Европе, Японии и США было сделано более 850 тыс. патентных заявок по сравнению с 600 тыс. в 1992 г. В 1990-е гг. рост патентов наблюдался практически во всех технологических отраслях, в наибольшей степени он был заметен в таких сферах, как биотехнологии и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). В странах ОЭСР в среднем 35 % всех патентов приходится на ИКТ, при этом в некоторых из них этот показатель значительно выше, например, в Финляндии (57 %), Израиле (50 %), Республике Корея (49 %), Нидерландах (46 %). Важной научно-технической областью является также освоение космоса. Большая часть патентов в области космических открытий принадлежит странам ОЭСР. В период с 1980 по 2001 г. на них приходилось около 97 % всех заявок в Европейский патентный отдел (ЕПО) (the European Patent Office — EPO) и почти все гранты Отдела патентов и торговых марок США (the United States Patent and Trademark Office — USPTO). К лидерам в патентах, связанных с космическими исследованиями, относятся США — на них приходится около 48 % патентов ЕПО. Среди европейских стран лидирующие позиции в этой области занимают Франция и Германия. Изобретения, закрепленные патентами, позволяют осуществлять инновации, т. е. проводить их практическое внедрение в области процессов (инновация производственных процессов) или в области продуктов (инновация продуктов). Инновации направлены на реализацию научно-технического потенциала общества, они характеризуют экономическое воздействие науки и техники. В целях количественной оценки национального инновационного потенциала и разрыва в развитии инновационной деятельности в разных странах в Докладе о мировых инвестициях за 2005 г. (ЮНКТАД) введен новый показатель — индекс инновационного потенциала ЮНКТАД (the UNCTAD Innovation Capability Index UNICI). Он рассчитывается на основе двух показателей: индекса технологической деятельности (TechnologicalActivity Index) и индекса человеческого капитала (Human Capital Index). Первый показатель характеризует инновационную деятельность страны, он рассчитывается на основе следующих данных: число исследователей, количество патентов и количество научных публикаций на 1 млн. человек. Второй показатель характеризует наличие подготовленных кадров, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Его основу составляют следующие показатели: грамотность населения, доля населения, имеющего среднее образование, и населения, имеющего высшее образование. Выделяют три группы стран в зависимости от уровня инновационного потенциала. Группа стран с высоким уровнем инновационного потенциала включает 39 стран: все развитые страны, а также страны ЦВЕ, вошедшие в состав ЕС, и европейские страны, входящие в СНГ. К числу стран со средним уровнем инновационного потенциала относят 38 стран. Это страны Юго-Восточной Европы и остальные страны СНГ, а также страны Азии, Латинской Америки и Африки, осуществляющие индустриализацию, в том числе Китай. Еще 38 стран, включая некоторые страны Латинской Америки, Западной Азии и Северной Африки, составляют группу стран с низким уровнем инновационного потенциала. Интернационализация научно-технической деятельности. В современном мировом хозяйстве наблюдается рост интернационализации научно-технической деятельности, который находит свое отражение в расширении кросс-граничной собственности на изобретения и в увеличении удельного веса технологий, изобретенных резидентами одной страны, но находящихся в собственности компаний-нерезидентов. Например, в конце 1990-х гг. в странах ОЭСР в среднем 14 % всех изобретений находилось в исключительной собственности либо совладении иностранных резидентов, в то время как в начале 1990-х гг. — 10,7 %. Во многих странах ОЭСР научно-техническая область уступает по степени интернационализации производственной сфере, однако в последнее время происходят заметные изменения. Это связано с тем, что многие многонациональные предприятия переносят за рубеж свои научно-исследовательские лаборатории. Например, в 1996—2001 гг. в США около 1/5 роста исследований и разработок компаний приходилось на их зарубежные филиалы. Размещение исследовательских подразделений в принимающей стране выгодно для нее, так как научно-исследовательская деятельность иностранных филиалов дает возможность использовать технологический и организационный потенциал многонациональных компаний. Доля зарубежных филиалов во внутренних промышленных исследованиях и разработках принимающих стран широко варьирует: от менее 5 % в Японии до 70 % в Венгрии и Ирландии. Однако многие многонациональные предприятия (МНП) пока еще ограничивают свои исследования и разработки в зарубежных подразделениях первичным проектированием, позволяющим родительской компании установить свое рыночное присутствие в принимающей стране. В связи с этим в большинстве развитых стран, и особенно в Японии, большая часть исследований и разработок приходится на отечественные компании, а не на иностранные фирмы. Стратегия интернационализации, осуществляемая современными многонациональными предприятиями, направленная на перемещение производственных и исследовательских подразделений за рубеж, ведет к росту доли технологий, находящихся в собственности компаний, которые не являются резидентами той страны, где осуществлено изобретение. Иностранная собственность на отечественные изобретения высока в Польше, Люксембурге, России и Мексике, где около 60 % патентов, зарегистрированных в ЕПО, находятся в совладении или же в собственности иностранных резидентов. Одновременно во многих развитых странах растет доля собственности на изобретения, сделанные за рубежом. Особенно это характерно для малых стран с открытой экономикой. Например, в Люксембурге их доля составляет более 77 % всех изобретений, находящихся в собственности резидентов этой страны. Удельный вес подобных изобретений высок и в таких странах, как Швейцария (47 %), Ирландия (36 %), Нидерланды (32 %) и Канада (32 %). Рост интернационализации научно-технической деятельности характеризуется также ростом совместных изобретений. В 1990-е гг. для большинства стран мира был характерен рост числа патентов в сотрудничестве с иностранными соавторами. За 10 лет их число выросло на 2,5 % и в 2000 г. составило 6,6 % всех патентов. Международная кооперация, ведущая к получению патента соавторами, являющимися резидентами различных стран, как правило, выше в небольших европейских странах, таких как Люксембург, Польша, Словацкая Республика. Совместные патенты составляли в каждой из этих стран по 54—56 %. Если исключить кооперацию в области изобретательства внутри ЕС, то его участие в международном сотрудничестве в области патентов составляет всего 7 %, а в США — 11 %. Еще более низкий уровень международного сотрудничества в этой области характерен для Японии (3 %). Наименьший уровень интернационализации в виде кросс-граничной собственности на изобретения (отечественные изобретения, находящиеся в собственности иностранцев, и изобретения, приобретенные за рубежом) отмечается в Республике Корея и Японии. Эти же страны имеют ограниченный уровень международного сотрудничества в патентной деятельности. Это связано с языковыми барьерами, небольшой степенью проникновения иностранных филиалов в экономику этих стран и их географической удаленностью от Европы и США. Интернационализация НИОКР — ключевое направлением глобализации экономической деятельности. Ее движущими силами являются: • кросс-граничные инвестиционные стратегии многонациональных предприятий; • рост научно-технического потенциала крупных развивающихся стран; • прогресс информационно-коммуникационных технологий, способствующий быстрому развитию глобальных государственных и частных исследовательских сетей; • рост мобильности человеческих ресурсов в научно-технической области. Наиболее заметную роль в интернационализации научно-технической деятельности играют современные многонациональные предприятия. Традиционно ТНК ограничивались размещением в структурных подразделениях за рубежом только производственной и маркетинговой деятельности, в то время как финансовая и научно-техническая деятельность была сосредоточена в родительской компании. Однако в современной экономике действуют факторы, заставляющие их вносить изменения в свои деловые стратегии и все больше исследований и разработок осуществлять в зарубежных структурных подразделениях. Во-первых, это рост конкуренции, стимулирующий компании к новаторству. Во-вторых, в условиях ускорения научно-технического прогресса необходимо обеспечивать гибкость НИОКР посредством их размещения в странах, обладающих большим количеством научно-исследовательских кадров, специализирующихся в различных областях научно-технических знаний. В-третьих, в связи со старением населения в развитых странах ощущается недостаток специалистов, обладающих современными специальными знаниями и опытом, что ведет к снижению их научно-технического потенциала. Важным фактором представляется также рост собственного научно-технического потенциала развивающихся стран и их способность активизировать НИОКР на основе накопления знаний, создающий благоприятную среду для исследований и разработок, осуществляемых филиалами многонациональных предприятий в этих странах. В настоящее время наиболее привлекательными для ТНК с точки зрения размещения НИОКР являются Китай и Индия, а также ряд стран Юго-Восточной Европы и СНГ. Финансовые ресурсы. Современная экономика знаний привлекает значительные финансовые ресурсы. Инвестиции в знания — это финансирование исследований и разработок, государственные и частные расходы на высшее образование, а также инвестиции в программное обеспечение. В 2000 г. инвестиции в знания в странах ОЭСР достигли 4,8 % ВВП. С учетом всех уровней образования (не только высшего, но и начального, среднего общего и профессионального образования) эта сумма составила бы 10 % ВВП. Наиболее высокий уровень инвестиций в знания наблюдается в Швеции (7,2 %), США (6,8 %) и Финляндии (6,2 %), в то время как в странах Центральной Европы и Мексике они составляют менее 2,5 % ВВП. Большинство стран ОЭСР постоянно увеличивают свои инвестиции в эту область. В 1990-е гг. они росли ежегодно более чем на 7,5 % в Ирландии, Швеции, Финляндии и Дании. Их рост заметно опережал рост основного капитала. Однако в некоторых странах инвестиции в знания оставались невысокими, например, в Греции и Португалии, хотя по росту ВВП эти страны не отставали от других стран ОЭСР, таких как Швеция и Финляндия. В США, Австралии и Канаде основной капитал пока еще увеличивается быстрее, чем инвестиции в знания. В условиях революции информационных и коммуникационных технологий значительные средства направляются на финансирование программного обеспечения. В 1990-е гг. эта область экономики знаний была приоритетным направлением для большинства стран ОЭСР, за исключением Финляндии, где основные расходы приходились на НИОКР, а также Швеции, в которой все три компонента экономики знаний (исследования и разработки, высшее образование, программное обеспечение) росли равномерно. Финансирование программного обеспечения включает инвестиции в коммуникационное оборудование, оборудование для информационных технологий, а также в разработку программных средств (компьютерные программы, описание программ и поддерживающие материалы, как для программных систем, так и для их приложений). Особенно велика доля ИКТ в производственном капитале США, где она составляет 30 % валового накопления основного капитала. В таких странах, как Великобритания и Швеция, она равна 21 —23 %. Коммуникационное оборудование — самый важный компонент инвестиций в ИКТ в Австрии, Португалии и Испании, в то время как оборудование для информационных технологий — главный компонент расходов на развитие программного обеспечения в Ирландии. Человеческие ресурсы. Человеческие ресурсы экономики знаний включают профессиональных исследователей, непосредственно участвующих в создании и распространении знаний и технологических инноваций, а также инженерно-технических и вспомогательных работников. Основными количественными показателями, характеризующими научно-технический потенциал, выступает численность исследователей, инженерно-технических работников, а также их удельный вес в общей занятости. В 2002 г. по численности исследователей первое место в мире занимали США (1,3 млн. человек), второе — Китай (811 тыс. человек), третье — Япония (676 тыс. человек), четвертое — Россия (492 тыс. человек). В развитых странах в области науки и техники занята значительная часть рабочей силы. В странах ОЭСР профессиональные и технические работники составляют от 20 до 35 % всей занятости. Происходит рост удельного веса исследователей. Если в 1995 г. на 1 тыс. работников приходилось 5,8 исследователей, то в 2000 г. — 6,5. Среди стран ОЭСР первое место по доле исследователей в рабочей силе страны занимает Япония (10,2 человека на 1 тыс. человек), второе место — США (8,6 человек на 1 тыс. человек) и третье место — Европейский союз (5,9 человек на 1 тыс. человек). В странах ОЭСР занятость в научно-технической области растет опережающими темпами по сравнению с общей занятостью. Например, в Испании, Норвегии, Ирландии и Люксембурге среднегодовой прирост равен 5 %. Лишь в немногих странах, таких как Португалия, Венгрия, Польша, наблюдается сокращение занятости в этой области. Для большинства стран характерна низкая доля женщин, занятых в научно-технической области. В странах ОЭСР женщины составляют от 25 до 35 % исследователей, самые низкие показатели — у Японии и Республики Корея (11 %). Женщины работают главным образом в высшей школе, особенно их мало в деловом секторе, в котором сосредоточено наибольшее число научно-исследовательского персонала. В странах ОЭСР в 2000 г. из 3,4 млн. исследователей около 2/з (2,1 млн. человек) работали в частных компаниях. Значительная доля исследователей занята в такой области экономики знаний, как исследования и разработки (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Это наиболее характерно для северных европейских стран с максимальным показателем в Финляндии и Швеции, где на 1 тыс. всех работников приходится 15 исследователей, занятых в области исследований и разработок, для Франции и Японии (13,5 человек), стран ЕС (в среднем 10,5 человек). Третья часть всей численности исследователей мира приходится на страны, не входящие в ОЭСР. В некоторых странах (Сингапуре и России) доля исследователей в общей занятости превышает средний показатель стран ОЭСР, в то время как в Бразилии, Китае, Индии этот показатель значительно ниже, что объясняется большой численностью их населения и особенностями структуры экономики. В период с 1994 по 1998 г. численность исследователей в России сократилась на 21 %, однако к 2002 г. наблюдается ее восстановление и рост. В развитых странах Азии и Китае, так же как и в развитых странах ОЭСР, большая часть исследователей занята в деловом секторе, в то время как в менее развитых странах Азии, так же как и в менее развитых странах ОЭСР, большая часть исследований и разработок (ИР) осуществляется в высшей школе и государственных научно-исследовательских учреждениях. Характерное отличие многих стран связано с более низким по сравнению со странами ОЭСР уровнем интенсивности ИР, измеряемым долей расходов на исследования и разработки в ВВП. Это объясняется невысоким удельным финансированием на одного исследователя из-за низкой заработной платы, меньшего числа вспомогательного персонала, меньшего количества дорогостоящего оборудования. В условиях глобализации наблюдается рост международной мобильности человеческих ресурсов научно-технической сферы, которая проявляется в международном обмене специалистами. По некоторым оценкам, иностранные специалисты составляют от 30 до 40 % всех исследователей в университетах США, в то время как их доля в высшей школе Португалии составляет всего 5,0 %, во Франции — 7,5 %, Норвегии — 10,5 %. В период 2001—2002 гг. в университеты США прибыло более 86 тыс. иностранных специалистов по сравнению с 60 тыс. в 1993—1994 гг., ежегодный прирост составил 4,6 %. В 1999—2000 гг. 17,7 % иностранных специалистов прибывали в США из Китая. В странах ЕС в 2002 г. доля иностранных человеческих ресурсов в научно-технической сфере, т. е. профессиональных и инженерно-технических работников, составляла от 3 до 3,5 %. Однако при этом наблюдались значительные различия между странами. Высокая доля иностранных специалистов характерна для Бельгии. Она составляет 7,5 % для всех групп занятости и 5,5 % для специалистов научно-технического профиля, что объясняется размещением в стране большого количества организаций ЕС, а также центральных офисов многонациональных компаний. Самый высокий показатель (38 %) отмечается в Люксембурге имеющем небольшой внутренний рынок рабочей силы, с одной стороны, и значительный приток специалистов, работающих в крупномасштабном банковском секторе, а также в организациях Европейского союза, размещенных в этой стране, — с другой. Исследования и разработки Исследования и разработки (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы—НИОКР)— это деятельность с целью открытия либо развития новых продуктов, включая изобретение улучшенных вариантов существующих продуктов либо совершенствования каких-либо их характеристик, а также изобретение или развитие новых или более эффективных производственных процессов. К этой сфере относятся не только научные исследования, но и изобретения и инновации. Изобретения ведут к открытию новых методов и способов обработки и создания новых продуктов, а инновации означают доведение этих изобретений до коммерческой реализации. Выделяют три типа исследований: 1) фундаментальные (базовые) исследования; 2) прикладные исследования; 3) опытно-конструкторские работы (ОКР). Базовые исследования — это экспериментальные или теоретические работы, которые предпринимаются в целях приобретения нового знания о природе наблюдаемых явлений, не предполагающие какого - либо его практического применения. Вместе с тем инновации, как правило, опираются на базовые исследования, что создает возможность для коммерциализации их результатов. Целью прикладных исследований является получение знаний, направленных на удовлетворение конкретных потребностей производства. Например, в промышленности прикладные исследования включают исследовательские работы по получению новых специфических знаний, имеющих коммерческое значение для производства определенных товаров и услуг, а также совершенствования процессов. Опытно-конструкторские работы — это деятельность, основанная на систематическом использовании знаний, полученных в результате исследований, по созданию новых материалов, приборов, систем или методов, включая проектирование и разработку опытных образцов и процессов. В странах ОЭСР доля базовых исследований в ВВП составляет от 0,1 до 0,7 %. В отдельных странах на них приходится от 10 до 40 % валовых внутренних инвестиций на исследования и разработки. В странах ОЭСР, имеющих наиболее высокий уровень научно-технического развития, базовые исследования составляют около 1/5 всех НИОКР. Они осуществляются университетами, государственными научно-исследовательскими учреждениями, а также частными предприятиями. В большинстве стран значительная их часть сосредоточена в университетах и государственных научных учреждениях. Например, в Мексике, Венгрии, Польше и Италии более 90 % базовых исследований проводятся в сфере высшего образования и в государственном секторе. Среди стран ОЭСР наибольшую роль в базовых исследованиях высшая школа играет в Австрии, Португалии и Норвегии, где на долю университетов приходится 70 % базовых исследований. Наименьшая доля характерна для Чешской и Словацкой Республик (30 %). Деловой сектор играет заметную роль в таких странах, как Республика Корея, Чешская Республика, Япония и США, где на частные компании приходится более 1/3 базовых исследований. Деловой сектор финансирует научные исследования, а также усовершенствование и модификацию исследовательских идей, ведущих к созданию коммерчески жизнеспособных технологий и продуктов. Прикладные исследования и опытно-конструкторские работы сосредоточены главным образом в обрабатывающей промышленности. В мировом хозяйстве наблюдаются структурные сдвиги, связанные с ростом сектора услуг. Однако объем НИОКР здесь пока еще недостаточен по сравнению с обрабатывающей промышленностью. Например, в странах ОЭСР его доля в общем объеме НИОКР в деловом секторе составляет всего 22 %, что значительно меньше доли услуг в ВВП. Лишь в нескольких странах этот показатель выше среднего уровня, например в Норвегии (48 %), Австралии (40 %), Испании (38 %), Дании (35 %) и США (34 %). Наименьший показатель исследований и разработок в секторе услуг наблюдается в Германии и Японии (менее 10 %). Однако в 1990-е гг. почти во всех странах ОЭСР (за исключением Канады и Чешской Республики) темп роста НИОКР в сфере услуг был выше, чем в обрабатывающей промышленности. Например, в Нидерландах ежегодный прирост инвестиций и разработок в сфере услуг составлял около 18,5 %, в то время как в обрабатывающей промышленности — 3,3 %. Среднегодовой прирост расходов на исследования и разработки в обрабатывающей промышленности стран ОЭСР, связанной с ИКТ, был равен около 6 %, в то время как в сфере услуг, связанных с ИКТ, — 14 %. Финансирование исследований и разработок. Для измерения вложений в исследования и разработки используются два основных показателя: абсолютный показатель, характеризующий валовые внутренние инвестиции в НИОКР, и относительный показатель, отражающий интенсивность НИОКР, измеряемый как отношение валовых внутренних инвестиций в исследования и разработки к ВВП (табл. 9.1). В период с 1990 по 2000 г. мировые инвестиции в исследования и разработки значительно возросли, они увеличились с 410 до 755 млрд. долл. (ППС). Однако, несмотря на рост расходов, интенсивность НИОКР сократилась за этот период с 1,8 до 1,7% ВВП. Первое место в мировом хозяйстве по расходам на НИОКР занимает Америка-, в 2000 г. на ее долю пришлось 37,2 % всех расходов (302 млрд долл., в том числе 281 млрд.долл. на Северную Америку). Однако этот показатель сократился по сравнению с 1990 г. (38,2%). Это изменение совместимо с некоторым сокращением доли США в показателях развития науки и техники. Например, в количестве публикаций, включаемых в индекс научного цитирования (the Science Citation Index — SCI), доля США снизилась с 37,3 % в I990 г. до 33,2 % в 2000 г. Второе место занимает Азия, на нее приходится 30,5 % мировых расходов на исследования и разработки. За период 1990—2000 гг. в этом регионе они увеличились с 94,2 до 235,6 млрд. долл. Высокий уровень интенсивности НИОКР (3 % ВВП) характерен для Японии. Однако в целом в этом регионе она заметно сократилась: с 1,8 % в 1990 г. до 1,5 % в 2000 г. В ближайшем будущем ее восстановлению может способствовать рост инвестиций в исследования и разработки в Китае. Третье место в мире по объемам инвестирования исследований и разработок занимает Европа (202,9 млрд. долл.). Однако ее доля в глобальных инвестициях в НИОКР сократилась еще больше, чем роля Америки: с 33,9 % в 1990 г. до 27,2 % в 2000 г. Более половины. Этого снижения объясняется резким сокращением инвестиций в исследования и разработки в странах Восточной Европы, на которые в 2000 г. пришлось всего лишь 3 % всех расходов мирового хозяйства. Однако в абсолютных показателях европейские инвестиции в НИОКР за десятилетие увеличились почти на 50 %. Этот рост объясняется увеличением инвестиций в Европейском союзе, на долю которого в 2000 г. пришлось 86,1 % расходов региона. В то же время интенсивность НИОКР в течение десятилетия оставалась на уровне 1,7 %. Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки предпринимали усилия для того, чтобы достичь целевого показателя финансирования исследований и разработок в размере 1 % ВВП, сформулированного в 1970-е гг. в ряде международных документов.
|