Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научно-технический потенциал мирового хозяйства




Наряду с материальными ресурсами в мировом хозяйстве важную роль играют такие нематериальные факторы, как знания и информа­ция, необходимые для осуществления любого вида хозяйственной деятельности. Промышленная революция XVIII—XIX вв. благодаря изобретению парового двигателя и металлургического процесса при­вела к замене ручной техники машинами. Вторая волна промышлен­ной революции на рубеже XIX—XX вв. была эпохой электричества, двигателя внутреннего сгорания, искусственных материалов, эффек­тивных технологий разливки стали и появления первых коммуни­кационных технологий — телеграфа, телефона и системы почтовой связи. Содержание современной научно-технической революции заключается в том, что наука становится непосредственной произво­дительной силой, а научно-технический и информационный потен­циал — решающими факторами конкурентоспособности.

        


Научно-технический потенциал — это совокупность финансо­вых, экономических и духовных ресурсов, которыми располагает страна для научно-технического развития. Человеческие и финан­совые ресурсы, направляемые в экономику знаний, инновации и технологии, социальное воздействие науки и технологий и их вос­приятие обществом, библиометрические показатели, показатели, характеризующие работу научно-исследовательских и опытно- конструкторских организаций, патентная статистика, а также связи между отраслевыми, университетскими и неуниверситетскими исследовательскими центрами, статистика о высшем образовании и об информационном обществе характеризуют многогранную природу и содержание научно-технического потенциала. Его ос­новными элементами являются научно-исследовательские и ин­женерно- технические кадры, накопленные знания и опыт, финан­совые ресурсы и материально-лабораторная база. Практическая реализация научно-технического потенциала в целях экономиче­ского и социального развития общества находит отражение в таком понятии, как «технологическая база», которое характеризуется на­личием высококвалифицированных человеческих ресурсов, числом опубликованных научно-технических статей, конкурентными по­зициями стран в экспорте высокотехнологичных продуктов, их участием в обмене технологиями посредством роялти и лицензий, числом патентов и торговых марок (см. прил. 30).

В современной общественной системе происходят изменения, ведущие к возникновению обществ, основанных на информации и знаниях. Для характеристики этих тенденций используется поня­тие «экономика знаний». Его содержание пока еще не определи­лось в полной мере. В широком смысле слова экономика знаний — это экономика, которая способствует эффективному использова­нию знаний в целях экономического и социального развития. Для ее характеристики используется индекс экономики знаний, разра­ботанный экспертами Всемирного банка, который рассчитывает­ся на основе показателей в четырех областях:

1) экономического и институционального строя (тарифные и нетарифные ограничения торговли, права собственности, регули­рование хозяйственной деятельности);

2) инновационной системы (численность исследователей, доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности в ВВП, количество научно-технических публикаций на 1 млн. человек);

3) образования и человеческих ресурсов (грамотность взросло­го населения, среднее и высшее образование);

4) информационно-коммуникационной инфраструктуры (ко­личество телефонных линий и ПК на 1 тыс. человек, количество интернет-хостов на 10 тыс. человек).

В узком смысле слова экономика знаний означает деятельность, связанную с вложением капитала и человеческих ресурсов в знания, наукоемкие отрасли, в исследования, технологии и инновации. Знания создаются в результате научных фундаментальных, прикладных и экспериментальных исследований и разработок и распространяются посредством патентов, образования, взаимного обмена идеями в научном сообществе, освещения научных откры­тий в публикациях.

В современном мировом хозяйстве можно выделить три основ­ных направления производства знаний и информации:

1) исследования и разработки (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — НИОКР);

2) высшее образование;

3) разработка программного обеспечения.

Они осуществляются во всех институциональных секторах, вы­деляемых действующей системой национальных счетов (СНС—93): частными предприятиями (деловой сектор), государственным сек­тором, некоммерческими организациями. Кроме этого, в экономи­ке знаний выделяют такой сектор, как высшая школа, включающий университеты и другие высшие учебные заведения, играющие зна­чимую роль в создании информационных ресурсов.

Научные открытия, изобретения и инновации. Информацион­ным результатом научно-технической деятельности служат откры­тия и изобретения. Научное открытие — это новое достижение в процессе познания природы и общества, установление неизвест­ных, ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Изобретение — это новое и обладающее суще­ственными отличиями техническое решение задачи в любой обла­сти народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны, дающее положительный хозяйственный эффект.

Право на изобретение подтверждается авторским свидетель­ством или патентом. Патент — это документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение. Общими критериями для присвоения па­тента авторам изобретения (организациям и индивидам) выступа­ют, во-первых, неочевидность и нетривиальность технического ре­шения; во-вторых, его применимость в производстве; в-третьих, его новизна. Патенты предоставляют эксклюзивные права, кото­рые присваиваются уполномоченными органами авторам изобре­тений, позволяющие им использовать и эксплуатировать свои изо­бретения в течение определенного промежутка времени (обычно 20 лет). Они дают возможность изобретателям защитить свои пра­ва на изобретения и на результаты их использования.

В современном мире наблюдается бурный рост патентной дея­тельности, что отражает важность изобретений в экономике, осно­ванной на знаниях. Главную роль в этом процессе играют развитые страны, относящиеся к числу ключевых новаторов (см. табл. 2.7). В 2002 г. в Европе, Японии и США было сделано более 850 тыс. па­тентных заявок по сравнению с 600 тыс. в 1992 г. В 1990-е гг. рост патентов наблюдался практически во всех технологических отрас­лях, в наибольшей степени он был заметен в таких сферах, как био­технологии и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). В странах ОЭСР в среднем 35 % всех патентов приходится на ИКТ, при этом в некоторых из них этот показатель значительно выше, например, в Финляндии (57 %), Израиле (50 %), Республике Корея (49 %), Нидерландах (46 %). Важной научно-технической об­ластью является также освоение космоса. Большая часть патентов в области космических открытий принадлежит странам ОЭСР. В пе­риод с 1980 по 2001 г. на них приходилось около 97 % всех заявок в Европейский патентный отдел (ЕПО) (the European Patent Office — EPO) и почти все гранты Отдела патентов и торговых марок США (the United States Patent and Trademark Office — USPTO). К лидерам в патентах, связанных с космическими исследованиями, относятся США — на них приходится около 48 % патентов ЕПО. Среди евро­пейских стран лидирующие позиции в этой области занимают Фран­ция и Германия. Изобретения, закрепленные патентами, позволяют осуществлять инновации, т. е. проводить их практическое внедрение в области процессов (инновация производственных процессов) или в области продуктов (инновация продуктов). Инновации направле­ны на реализацию научно-технического потенциала общества, они характеризуют экономическое воздействие науки и техники.

В целях количественной оценки национального инновацион­ного потенциала и разрыва в развитии инновационной деятельно­сти в разных странах в Докладе о мировых инвестициях за 2005 г. (ЮНКТАД) введен новый показатель — индекс инновационного по­тенциала ЮНКТАД (the UNCTAD Innovation Capability Index UNICI). Он рассчитывается на основе двух показателей: индекса техноло­гической деятельности (TechnologicalActivity Index) и индекса человеческого капитала (Human Capital Index). Первый показатель ха­рактеризует инновационную деятельность страны, он рассчиты­вается на основе следующих данных: число исследователей, ко­личество патентов и количество научных публикаций на 1 млн. человек. Второй показатель характеризует наличие подготовлен­ных кадров, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Его основу составляют следующие показатели: гра­мотность населения, доля населения, имеющего среднее образова­ние, и населения, имеющего высшее образование.

Выделяют три группы стран в зависимости от уровня иннова­ционного потенциала. Группа стран с высоким уровнем инноваци­онного потенциала включает 39 стран: все развитые страны, а так­же страны ЦВЕ, вошедшие в состав ЕС, и европейские страны, входящие в СНГ. К числу стран со средним уровнем инновационно­го потенциала относят 38 стран. Это страны Юго-Восточной Евро­пы и остальные страны СНГ, а также страны Азии, Латинской Аме­рики и Африки, осуществляющие индустриализацию, в том числе Китай. Еще 38 стран, включая некоторые страны Латинской Аме­рики, Западной Азии и Северной Африки, составляют группу стран с низким уровнем инновационного потенциала.

Интернационализация научно-технической деятельности. В сов­ременном мировом хозяйстве наблюдается рост интернационали­зации научно-технической деятельности, который находит свое отражение в расширении кросс-граничной собственности на изоб­ретения и в увеличении удельного веса технологий, изобретенных резидентами одной страны, но находящихся в собственности ком­паний-нерезидентов. Например, в конце 1990-х гг. в странах ОЭСР в среднем 14 % всех изобретений находилось в исключительной собственности либо совладении иностранных резидентов, в то время как в начале 1990-х гг. — 10,7 %.

Во многих странах ОЭСР научно-техническая область уступает по степени интернационализации производственной сфере, одна­ко в последнее время происходят заметные изменения. Это связа­но с тем, что многие многонациональные предприятия переносят за рубеж свои научно-исследовательские лаборатории. Например, в 1996—2001 гг. в США около 1/5 роста исследований и разработок компаний приходилось на их зарубежные филиалы. Размещение исследовательских подразделений в принимающей стране выгодно для нее, так как научно-исследовательская деятельность иностран­ных филиалов дает возможность использовать технологический и организационный потенциал многонациональных компаний. Доля зарубежных филиалов во внутренних промышленных исследова­ниях и разработках принимающих стран широко варьирует: от ме­нее 5 % в Японии до 70 % в Венгрии и Ирландии. Однако многие многонациональные предприятия (МНП) пока еще ограничивают свои исследования и разработки в зарубежных подразделениях первичным проектированием, позволяющим родительской ком­пании установить свое рыночное присутствие в принимающей стране. В связи с этим в большинстве развитых стран, и особенно в Японии, большая часть исследований и разработок приходится на отечественные компании, а не на иностранные фирмы.

Стратегия интернационализации, осуществляемая современ­ными многонациональными предприятиями, направленная на пе­ремещение производственных и исследовательских подразделений за рубеж, ведет к росту доли технологий, находящихся в собствен­ности компаний, которые не являются резидентами той страны, где осуществлено изобретение. Иностранная собственность на отечественные изобретения высока в Польше, Люксембурге, Рос­сии и Мексике, где около 60 % патентов, зарегистрированных в ЕПО, находятся в совладении или же в собственности иностран­ных резидентов.

Одновременно во многих развитых странах растет доля соб­ственности на изобретения, сделанные за рубежом. Особенно это характерно для малых стран с открытой экономикой. Например, в Люксембурге их доля составляет более 77 % всех изобретений, на­ходящихся в собственности резидентов этой страны. Удельный вес подобных изобретений высок и в таких странах, как Швейцария (47 %), Ирландия (36 %), Нидерланды (32 %) и Канада (32 %).

Рост интернационализации научно-технической деятельности характеризуется также ростом совместных изобретений. В 1990-е гг. для большинства стран мира был характерен рост числа патентов в сотрудничестве с иностранными соавторами. За 10 лет их число выросло на 2,5 % и в 2000 г. составило 6,6 % всех патентов.

Международная кооперация, ведущая к получению патента со­авторами, являющимися резидентами различных стран, как прави­ло, выше в небольших европейских странах, таких как Люксембург, Польша, Словацкая Республика. Совместные патенты составляли в каждой из этих стран по 54—56 %. Если исключить кооперацию в


области изобретательства внутри ЕС, то его участие в международ­ном сотрудничестве в области патентов составляет всего 7 %, а в США — 11 %. Еще более низкий уровень международного сотруд­ничества в этой области характерен для Японии (3 %).

Наименьший уровень интернационализации в виде кросс-гра­ничной собственности на изобретения (отечественные изобрете­ния, находящиеся в собственности иностранцев, и изобретения, приобретенные за рубежом) отмечается в Республике Корея и Японии. Эти же страны имеют ограниченный уровень междуна­родного сотрудничества в патентной деятельности. Это связано с языковыми барьерами, небольшой степенью проникновения ино­странных филиалов в экономику этих стран и их географической удаленностью от Европы и США.

Интернационализация НИОКР — ключевое направлением гло­бализации экономической деятельности. Ее движущими силами яв­ляются:

• кросс-граничные инвестиционные стратегии многонацио­нальных предприятий;

• рост научно-технического потенциала крупных развивающих­ся стран;

• прогресс информационно-коммуникационных технологий, способствующий быстрому развитию глобальных государ­ственных и частных исследовательских сетей;

• рост мобильности человеческих ресурсов в научно-техниче­ской области.

Наиболее заметную роль в интернационализации научно-тех­нической деятельности играют современные многонациональные предприятия. Традиционно ТНК ограничивались размещением в структурных подразделениях за рубежом только производствен­ной и маркетинговой деятельности, в то время как финансовая и научно-техническая деятельность была сосредоточена в родитель­ской компании. Однако в современной экономике действуют факто­ры, заставляющие их вносить изменения в свои деловые стратегии и все больше исследований и разработок осуществлять в зарубежных структурных подразделениях. Во-первых, это рост конкуренции, стимулирующий компании к новаторству. Во-вторых, в условиях ускорения научно-технического прогресса необходимо обеспечи­вать гибкость НИОКР посредством их размещения в странах, об­ладающих большим количеством научно-исследовательских кад­ров, специализирующихся в различных областях научно-техни­ческих знаний. В-третьих, в связи со старением населения в разви­тых странах ощущается недостаток специалистов, обладающих со­временными специальными знаниями и опытом, что ведет к снижению их научно-технического потенциала. Важным факто­ром представляется также рост собственного научно-технического потенциала развивающихся стран и их способность активизи­ровать НИОКР на основе накопления знаний, создающий благо­приятную среду для исследований и разработок, осуществляемых филиалами многонациональных предприятий в этих странах. В на­стоящее время наиболее привлекательными для ТНК с точки зре­ния размещения НИОКР являются Китай и Индия, а также ряд стран Юго-Восточной Европы и СНГ.

Финансовые ресурсы. Современная экономика знаний привле­кает значительные финансовые ресурсы. Инвестиции в знания — это финансирование исследований и разработок, государственные и частные расходы на высшее образование, а также инвестиции в программное обеспечение.

В 2000 г. инвестиции в знания в странах ОЭСР достигли 4,8 % ВВП. С учетом всех уровней образования (не только высшего, но и начального, среднего общего и профессионального образования) эта сумма составила бы 10 % ВВП. Наиболее высокий уровень ин­вестиций в знания наблюдается в Швеции (7,2 %), США (6,8 %) и Финляндии (6,2 %), в то время как в странах Центральной Европы и Мексике они составляют менее 2,5 % ВВП.

Большинство стран ОЭСР постоянно увеличивают свои инвес­тиции в эту область. В 1990-е гг. они росли ежегодно более чем на 7,5 % в Ирландии, Швеции, Финляндии и Дании. Их рост заметно опережал рост основного капитала. Однако в некоторых странах инвестиции в знания оставались невысокими, например, в Греции и Португалии, хотя по росту ВВП эти страны не отставали от дру­гих стран ОЭСР, таких как Швеция и Финляндия. В США, Австра­лии и Канаде основной капитал пока еще увеличивается быстрее, чем инвестиции в знания.

В условиях революции информационных и коммуникационных технологий значительные средства направляются на финансирова­ние программного обеспечения. В 1990-е гг. эта область экономики знаний была приоритетным направлением для большинства стран ОЭСР, за исключением Финляндии, где основные расходы приходились на НИОКР, а также Швеции, в которой все три компонента экономики знаний (исследования и разработки, высшее образова­ние, программное обеспечение) росли равномерно.

Финансирование программного обеспечения включает инвести­ции в коммуникационное оборудование, оборудование для инфор­мационных технологий, а также в разработку программных средств (компьютерные программы, описание программ и поддерживаю­щие материалы, как для программных систем, так и для их приложе­ний). Особенно велика доля ИКТ в производственном капитале США, где она составляет 30 % валового накопления основного ка­питала. В таких странах, как Великобритания и Швеция, она равна 21 —23 %. Коммуникационное оборудование — самый важный ком­понент инвестиций в ИКТ в Австрии, Португалии и Испании, в то время как оборудование для информационных технологий — глав­ный компонент расходов на развитие программного обеспечения в Ирландии.

Человеческие ресурсы. Человеческие ресурсы экономики знаний включают профессиональных исследователей, непосредственно участвующих в создании и распространении знаний и технологи­ческих инноваций, а также инженерно-технических и вспомога­тельных работников. Основными количественными показателями, характеризующими научно-технический потенциал, выступает чис­ленность исследователей, инженерно-технических работников, а так­же их удельный вес в общей занятости.

В 2002 г. по численности исследователей первое место в мире за­нимали США (1,3 млн. человек), второе — Китай (811 тыс. человек), третье — Япония (676 тыс. человек), четвертое — Россия (492 тыс. человек). В развитых странах в области науки и техники занята зна­чительная часть рабочей силы. В странах ОЭСР профессиональные и технические работники составляют от 20 до 35 % всей занятости. Происходит рост удельного веса исследователей. Если в 1995 г. на 1 тыс. работников приходилось 5,8 исследователей, то в 2000 г. — 6,5. Среди стран ОЭСР первое место по доле исследователей в рабо­чей силе страны занимает Япония (10,2 человека на 1 тыс. человек), второе место — США (8,6 человек на 1 тыс. человек) и третье мес­то — Европейский союз (5,9 человек на 1 тыс. человек).

В странах ОЭСР занятость в научно-технической области рас­тет опережающими темпами по сравнению с общей занятостью. Например, в Испании, Норвегии, Ирландии и Люксембурге среднегодовой прирост равен 5 %. Лишь в немногих странах, таких как Португалия, Венгрия, Польша, наблюдается сокращение занятос­ти в этой области.

Для большинства стран характерна низкая доля женщин, заня­тых в научно-технической области. В странах ОЭСР женщины со­ставляют от 25 до 35 % исследователей, самые низкие показате­ли — у Японии и Республики Корея (11 %). Женщины работают главным образом в высшей школе, особенно их мало в деловом секторе, в котором сосредоточено наибольшее число научно-ис­следовательского персонала. В странах ОЭСР в 2000 г. из 3,4 млн. исследователей около 2/з (2,1 млн. человек) работали в частных компаниях.

Значительная доля исследователей занята в такой области экономики знаний, как исследования и разработки (научно-ис­следовательские и опытно-конструкторские работы). Это наибо­лее характерно для северных европейских стран с максимальным показателем в Финляндии и Швеции, где на 1 тыс. всех работни­ков приходится 15 исследователей, занятых в области исследова­ний и разработок, для Франции и Японии (13,5 человек), стран ЕС (в среднем 10,5 человек).

Третья часть всей численности исследователей мира приходит­ся на страны, не входящие в ОЭСР. В некоторых странах (Синга­пуре и России) доля исследователей в общей занятости превышает средний показатель стран ОЭСР, в то время как в Бразилии, Китае, Индии этот показатель значительно ниже, что объясняется боль­шой численностью их населения и особенностями структуры эко­номики. В период с 1994 по 1998 г. численность исследователей в России сократилась на 21 %, однако к 2002 г. наблюдается ее вос­становление и рост. В развитых странах Азии и Китае, так же как и в развитых странах ОЭСР, большая часть исследователей занята в деловом секторе, в то время как в менее развитых странах Азии, так же как и в менее развитых странах ОЭСР, большая часть исследо­ваний и разработок (ИР) осуществляется в высшей школе и госу­дарственных научно-исследовательских учреждениях.

Характерное отличие многих стран связано с более низким по сравнению со странами ОЭСР уровнем интенсивности ИР, изме­ряемым долей расходов на исследования и разработки в ВВП. Это объясняется невысоким удельным финансированием на одного ис­следователя из-за низкой заработной платы, меньшего числа вспомогательного персонала, меньшего количества дорогостоящего обору­дования.

В условиях глобализации наблюдается рост международной мо­бильности человеческих ресурсов научно-технической сферы, ко­торая проявляется в международном обмене специалистами. По некоторым оценкам, иностранные специалисты составляют от 30 до 40 % всех исследователей в университетах США, в то время как их доля в высшей школе Португалии составляет всего 5,0 %, во Франции — 7,5 %, Норвегии — 10,5 %. В период 2001—2002 гг. в университеты США прибыло более 86 тыс. иностранных специа­листов по сравнению с 60 тыс. в 1993—1994 гг., ежегодный прирост составил 4,6 %. В 1999—2000 гг. 17,7 % иностранных специалистов прибывали в США из Китая.

В странах ЕС в 2002 г. доля иностранных человеческих ресурсов в научно-технической сфере, т. е. профессиональных и инженер­но-технических работников, составляла от 3 до 3,5 %. Однако при этом наблюдались значительные различия между странами. Высо­кая доля иностранных специалистов характерна для Бельгии. Она составляет 7,5 % для всех групп занятости и 5,5 % для специалистов научно-технического профиля, что объясняется размещением в стране большого количества организаций ЕС, а также централь­ных офисов многонациональных компаний. Самый высокий по­казатель (38 %) отмечается в Люксембурге имеющем небольшой внутренний рынок рабочей силы, с одной стороны, и значитель­ный приток специалистов, работающих в крупномасштабном бан­ковском секторе, а также в организациях Европейского союза, раз­мещенных в этой стране, — с другой.



Исследования и разработки

Исследования и разработки (научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские работы—НИОКР)— это деятельность с целью открытия либо развития новых продуктов, включая изобретение улучшенных вариантов существующих продуктов либо совершен­ствования каких-либо их характеристик, а также изобретение или развитие новых или более эффективных производственных про­цессов. К этой сфере относятся не только научные исследования, но и изобретения и инновации. Изобретения ведут к открытию но­вых методов и способов обработки и создания новых продуктов, а инновации означают доведение этих изобретений до коммерче­ской реализации.

Выделяют три типа исследований:

1) фундаментальные (базовые) исследования;

2) прикладные исследования;

3) опытно-конструкторские работы (ОКР).

Базовые исследования — это экспериментальные или теорети­ческие работы, которые предпринимаются в целях приобретения нового знания о природе наблюдаемых явлений, не предполага­ющие какого - либо его практического применения. Вместе с тем инновации, как правило, опираются на базовые исследования, что создает возможность для коммерциализации их результатов. Це­лью прикладных исследований является получение знаний, направ­ленных на удовлетворение конкретных потребностей произ­водства. Например, в промышленности прикладные исследования включают исследовательские работы по получению новых специ­фических знаний, имеющих коммерческое значение для производ­ства определенных товаров и услуг, а также совершенствования процессов. Опытно-конструкторские работы — это деятельность, основанная на систематическом использовании знаний, получен­ных в результате исследований, по созданию новых материалов, приборов, систем или методов, включая проектирование и разра­ботку опытных образцов и процессов. В странах ОЭСР доля базо­вых исследований в ВВП составляет от 0,1 до 0,7 %. В отдельных странах на них приходится от 10 до 40 % валовых внутренних инве­стиций на исследования и разработки. В странах ОЭСР, имеющих наиболее высокий уровень научно-технического развития, ба­зовые исследования составляют около 1/5 всех НИОКР. Они осу­ществляются университетами, государственными научно-иссле­довательскими учреждениями, а также частными предприятиями. В большинстве стран значительная их часть сосредоточена в уни­верситетах и государственных научных учреждениях. Например, в Мексике, Венгрии, Польше и Италии более 90 % базовых иссле­дований проводятся в сфере высшего образования и в государ­ственном секторе. Среди стран ОЭСР наибольшую роль в базовых исследованиях высшая школа играет в Австрии, Португалии и Норвегии, где на долю университетов приходится 70 % базовых ис­следований. Наименьшая доля характерна для Чешской и Словацкой Республик (30 %). Деловой сектор играет заметную роль в та­ких странах, как Республика Корея, Чешская Республика, Япония и США, где на частные компании приходится более 1/3 базовых ис­следований. Деловой сектор финансирует научные исследования, а также усовершенствование и модификацию исследовательских идей, ведущих к созданию коммерчески жизнеспособных техно­логий и продуктов.

Прикладные исследования и опытно-конструкторские работы со­средоточены главным образом в обрабатывающей промышленно­сти. В мировом хозяйстве наблюдаются структурные сдвиги, свя­занные с ростом сектора услуг. Однако объем НИОКР здесь пока еще недостаточен по сравнению с обрабатывающей промышлен­ностью. Например, в странах ОЭСР его доля в общем объеме НИОКР в деловом секторе составляет всего 22 %, что значительно меньше доли услуг в ВВП. Лишь в нескольких странах этот показа­тель выше среднего уровня, например в Норвегии (48 %), Австра­лии (40 %), Испании (38 %), Дании (35 %) и США (34 %). Наи­меньший показатель исследований и разработок в секторе услуг наблюдается в Германии и Японии (менее 10 %). Однако в 1990-е гг. почти во всех странах ОЭСР (за исключением Канады и Чешской Республики) темп роста НИОКР в сфере услуг был выше, чем в об­рабатывающей промышленности. Например, в Нидерландах еже­годный прирост инвестиций и разработок в сфере услуг составлял около 18,5 %, в то время как в обрабатывающей промышленнос­ти — 3,3 %. Среднегодовой прирост расходов на исследования и разработки в обрабатывающей промышленности стран ОЭСР, свя­занной с ИКТ, был равен около 6 %, в то время как в сфере услуг, связанных с ИКТ, — 14 %.

Финансирование исследований и разработок. Для измерения вло­жений в исследования и разработки используются два основных показателя: абсолютный показатель, характеризующий валовые внут­ренние инвестиции в НИОКР, и относительный показатель, отра­жающий интенсивность НИОКР, измеряемый как отношение вало­вых внутренних инвестиций в исследования и разработки к ВВП (табл. 9.1). В период с 1990 по 2000 г. мировые инвестиции в исследо­вания и разработки значительно возросли, они увеличились с 410 до 755 млрд. долл. (ППС). Однако, несмотря на рост расходов, интен­сивность НИОКР сократилась за этот период с 1,8 до 1,7% ВВП.

Первое место в мировом хозяйстве по расходам на НИОКР занимает Америка-, в 2000 г. на ее долю пришлось 37,2 % всех расходов (302 млрд долл., в том числе 281 млрд.долл. на Северную Америку). Однако этот показатель сократился по сравнению с 1990 г. (38,2%). Это изменение совместимо с некоторым сокращением доли США в показателях развития науки и техники. Например, в количестве публикаций, включаемых в индекс научного цитирования (the Science Citation Index — SCI), доля США снизилась с 37,3 % в I990 г. до 33,2 % в 2000 г.

Второе место занимает Азия, на нее приходится 30,5 % мировых расходов на исследования и разработки. За период 1990—2000 гг. в этом регионе они увеличились с 94,2 до 235,6 млрд. долл. Высокий уровень интенсивности НИОКР (3 % ВВП) характерен для Япо­нии. Однако в целом в этом регионе она заметно сократилась: с 1,8 % в 1990 г. до 1,5 % в 2000 г. В ближайшем будущем ее восста­новлению может способствовать рост инвестиций в исследования и разработки в Китае.

Третье место в мире по объемам инвестирования исследований и разработок занимает Европа (202,9 млрд. долл.). Однако ее доля в глобальных инвестициях в НИОКР сократилась еще больше, чем роля Америки: с 33,9 % в 1990 г. до 27,2 % в 2000 г. Более половины. Этого снижения объясняется резким сокращением инвестиций в исследования и разработки в странах Восточной Европы, на кото­рые в 2000 г. пришлось всего лишь 3 % всех расходов мирового хо­зяйства. Однако в абсолютных показателях европейские инвести­ции в НИОКР за десятилетие увеличились почти на 50 %. Этот рост объясняется увеличением инвестиций в Европейском союзе, на долю которого в 2000 г. пришлось 86,1 % расходов региона. В то  же время интенсивность НИОКР в течение десятилетия оставалась на уровне 1,7 %.

Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки предпринимали усилия для того, чтобы достичь целевого показа­теля финансирования исследований и разработок в размере 1 % ВВП, сформулированного в 1970-е гг. в ряде международных доку­ментов.        

 


 

                                                                                                                           Таблица 9.1


Страны и регионы 1990 г. 1992 г. 1994 г. 1996/ 1997 гг. 1999/ 2000 гг.
Все страны мира 1,8 1,7 1,5 1,6 1,7
Развитые страны 2,3 2,3 2,1 2,2 2,3
Развивающиеся страны 0,7 0,6 0,5 0,6 0,9
АМЕРИКА 2,1 2,1 1,9 2,0 2,2
Северная Америка 2,6 2,7 2,5 2,6 2,7
Латинская Америка 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6
и Карибский регион          
ЕВРОПА 1,8 1,9 1,6 1,7 1,7
Европейский союз 2,0 1,9 1,8 1,9 1,9
Центральная и Восточная Европа 1,7 1,5 0,8 0,8 0,9
СНГ (в Европе) 1,1 0,8 1,0 0,9 0,9
Европейская ассоциация 2,2 2,3 1,8 2,3 2,1
свободной торговли          
АФРИКА 0,6 0,4 0,2 0,3 0,3
Южная Африка 1,0 0,6 0,6 0,7 0,8
Другие страны к югу от Сахары 0,5 0,3 0,1 0,1 0,2
Арабские государства (в Африке) 0,3 0,5 0,2 0,2 0,2
АЗИЯ 1,8 1,3 1,1 1,2 1,5
Япония 3,1 2,8 2,8 2,8 2,9
Китай 0,8 0,7 0,5 0,6 1,0
Израиль 2,5 2,6 2,7 3,2 4,7
Индия 0,8 0,8 0,6 0,6 0,7
Новые индустриальные страны 1,6 1,3 0,9 1,1 1,7
(в Азии)          
СНГ (в Азии)       0,4 0,3
Арабские государства (в Азии) 0,4 0,5   0,1 0,1
Другие страны Азии 0,1 0,2 0,3 0,5 М
ОКЕАНИЯ 1,1 1,2 1,4 1,6 1,5

 

                        Интенсивность НИОКР в 1990—2000 гг., %










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...