Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Источники: A Decade of Investment in Research and Development: 1990— 2000; UIS Bulletin on Science and Technology Issue № 1. April, 2004.
В Латинской Америке в 1990-е гг. инвестиции в исследования и разработки оставались стабильными и в 2000 г. достигли 2,9 % мирового объема. Абсолютное значение инвестиций за этот период почти удвоилось, однако интенсивность НИОКР возросла незначительно — с 0,5 до 0,6 %. В странах Африки к югу от Сахары и в арабских государствах этот показатель значительно ниже. В арабских государствах доля расходов на исследования и разработки составляет всего 0,15 %. В Африке интенсивность ИР в 1990-е гг. сократилась с 0,6 до 0,3 %, при этом в 2000 г. 62 % всех расходов континента на исследования и разработки приходилось на долю Южной Африки, которая тратила на эти цели 0,8 % своего ВВП. Лидирующие позиции в исследованиях и разработках принадлежат развитым странам. К концу XX в. почти 80 % всех расходов мировой экономики в этой области приходилось на страны ОЭСР. В 1995—2001 гг. их ежегодный прирост составлял 4,5 %. В 2001 г. показатель интенсивности НИОКР в этой группе стран составил 2,3 % ВВП. Наиболее высокое его значение, превышающее 3 % ВВП, наблюдалось в Швеции, Финляндии, Исландии и Японии. Около 43 % всех инвестиций на исследования и разработки стран ОЭСР приходилось на США, 29 % — на Европейский союз и 16 % — на Японию. Рост расходов на развитие науки и технологий отмечается и в странах, не входящих в ОЭСР. Например, в 2002 г. доля расходов на исследования и разработки в ВВП Израиля составила 4,7 %. В последнее десятилетие заметно выросли расходы в Китае. В 2001 г. эта страна вложила в развитие науки и технологий 55,5 млрд. долл., уступая только США (292 млрд.долл.) и Японии (98,6 млрд.долл.), но опережая Германию (52 млрд.долл.). Такие страны, как Бразилия, Россия и Тайвань, в этой области уступают странам «Большой семерки» и Республике Корея, но вместе с тем опережают многие другие страны. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы, а также Южной Америки доля расходов на исследования и разработки в добавленной стоимости составляет менее 1 %, что заметно ниже среднего значения для стран ОЭСР (2,2 %). Однако в период с 1993 по 2002 г. в некоторых странах, таких как, например, Словения и Россия, наблюдался заметный рост расходов в этой области, в то время как в некоторых других странах, например в Болгарии и Румынии, а также в странах Латинской Америки, отмечались низкие темпы роста инвестиций в исследования и разработки либо даже их снижение. На долю высшего образования и государственных научно-исследовательских учреждений в странах ОЭСР в среднем приходится около 31 % всех исследований и разработок, а в отдельных странах например в Мексике, Греции, Новой Зеландии, Турции и Польше, — более 60 %. В странах ОЭСР на долю высшего образования приходится около 17 % валовых внутренних НИОКР, что составляет около 0,4 % ВВП. Наибольший показатель (более 0,6 % ВВП) характерен для таких стран, как Швеция, Швейцария и Финляндия, в то время как Словацкая Республика и Мексика имеют минимальный показатель (0,1 % ВВП). В 1999 г. в этом секторе было занято более 26 % всех исследователей. Доля исследований и разработок, осуществляемых в высших учебных заведениях, постоянно растет. В странах ОЭСР на государственный сектор приходится около '/10 всех исследований и разработок. Однако в некоторых странах его доля составляет более 1/4, например в Мексике, Новой Зеландии, Польше и Венгрии. В таких странах, как Словацкая Республика, Мексика, Чешская Республика, Республика Корея, Новая Зеландия, Исландия и Венгрия, государство играет более важную роль в исследованиях и разработках, чем высшая школа. Государственное финансирование остается главным источником в 1/3 стран ОЭСР. Относительным показателем участия государства в научно- техническом развитии выступает отношение бюджетного финансирования НИОКР к ВВП. Этот показатель заметно различается в странах ОЭСР. В Люксембурге, Греции и Мексике он составляет менее 0,3 %, в то время как в Исландии, Франции и Финляндии — более 1 %. Во многих странах доля государственного сектора в финансировании исследований и разработок снижается. Если в 1985 г. НИОКР, осуществляемые госучреждениями, составляли 0,31 % ВВП, то в 1997 г. — 0,24 %. Особенно это заметно во Франции, Италии, Великобритании и США. Япония остается единственной страной ОЭСР, где наблюдается рост государственного сектора. В 1991 г. финансирование НИОКР, осуществляемых в государственных научно-исследовательских учреждениях этой страны, составляли 0,22 %, а в 2001 г. - 0,29 % ВВП. Данные о государственных расходах на исследования и разработки характеризуют относительную важность различных социально-экономических целей, таких как оборона, здравоохранение, экология и т. д. Здесь необходимо различать военные и гражданские программы. В некоторых странах значительная часть государственных средств направляется на финансирование исследований и разработок в военно-промышленном комплексе. Например, во Франции, Великобритании, Испании на эти цели направляется 25—49 %, а в США — более половины государственного финансирования НИОКР (0,52 % ВВП). Однако в большинстве стран финансирование НИОКР в военно-промышленном комплексе составляет не более 10 %. Во второй половине 1990-х гг. удельный вес расходов на исследования и разработки в военных целях не изменялся или даже уменьшался в связи с общим снижением военных расходов, исключение составили только Испания и в некоторой степени Швеция. Расходы США на исследования и разработки, имеющие оборонное значение, составили 3/4 всех расходов стран ОЭСР в этой области, что, например, в 4 раза больше, чем аналогичные расходы Европейского союза. В начале 1990-х гг. в США наблюдалось некоторое снижение этих расходов, однако начиная с 1995 г. они составляют устойчивую долю — 0,54 % ВВП, что почти в 2 раза превышает показатель Испании и Франции, которые занимают второе и третье места, имея около 0,25 % ВВП. В гражданских научно-исследовательских программах, осуществляемых в государственном секторе, можно выделить следующие основные направления: • экономическое развитие: сельскохозяйственное производство и технологии, промышленное производство и технологии, инфраструктура и общее планирование использования земли, производство, распределение и рациональное использование энергии; • здравоохранение и окружающая среда: защита и улучшение здоровья людей, социальных структур и отношений, контроль и охрана окружающей среды, исследование ресурсов Земли и их использование; • исследование и мирное использование ресурсов космоса. В 1999 г. около 13 млрд. долл. были направлены правительствами ОЭСР на НИОКР, связанные с мирным освоением космоса; 94 % этих средств пришлись на страны «Большой семерки», в том числе около половины — на США. Для этой страны характерна не только наибольшая сумма средств, выделяемых на космические исследования и разработки, но и их наибольший удельный вес в государственном бюджете, предназначенном для НИОКР (14,5 %). Франция и Япония также вносят заметный вклад в развитие этой деятельности. Средства, направляемые на космические исследования, составляют 11 и 9 % соответственно в госрасходах на исследования и разработки. На Францию, Германию и Италию приходится около 80 % европейских государственных расходов на космические НИОКР, значительные средства на исследование космоса направляют также Бельгия и Испания. Прямая правительственная поддержка исследований и разработок в области здравоохранения насчитывает более 0,2 % ВВП в США, намного ниже этот показатель в Европейском союзе и Японии. В Канаде, Дании, Новой Зеландии значительная часть государственного финансирования направляется на развитие биотехнологий. В большинстве стран мира ведущую роль в исследованиях и разработках, с точки зрения, как их объемов, так и финансирования, играет деловой сектор. В 2001 г. в странах ОЭСР стоимость НИОКР в этом секторе составила около 440 млрд. долл., т. е. 70 % всего объема инвестиций в исследования и разработки. Деловой сектор — главный источник финансирования, в странах ОЭСР на него приходится более 63 % валовых внутренних инвестиций в НИОКР. Однако существуют заметные различия между странами ОЭСР. Деловой сектор финансирует 73 % исследований и разработок в Японии и 64 % — в США, в то время как в Европейском союзе на его долю приходится 56 %. Относительным показателем является интенсивность НИОКР в деловом секторе, которая характеризуется долей расходов на исследования и разработки в отрасли в ее добавленной стоимости (или в стоимости продукции). В странах ОЭСР этот показатель превышает 2,2 %. Особенно высокие значения характерны для стран Северной Европы (за исключением Норвегии), например, в Швеции он составляет 5,2 %, в Финляндии — 3,6 %. В современном мировом хозяйстве в инновационной деятельности активно участвуют не только крупные предприятия, но и малый бизнес, однако в различных странах его активность различается. Например, в среднем по группе стран — членов ОЭСР доля фирм с численностью работников менее 250 человек в исследованиях и разработках делового сектора составляет 17 %. Однако этот показатель в малых странах обычно выше, чем в крупных. Малый и средний бизнес имеет большую долю в НИОКР делового сектора в таких странах, как Италия (65 %), Норвегия (48 %), Греция и Ирландия (60 %). В Европейском союзе его доля составляет всего лишь '/4, а в США — менее 15 %. Наименьший показатель имеет Япония (7 %). Фирмы с численностью работников менее 50 человек играют заметную роль в Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Австралии и Ирландии. На их долю приходится около '/5 НИОКР делового сектора. Для многих стран характерно сотрудничество между наукой и производством, между частными компаниями, университетами и государственными научно-исследовательскими учреждениями: оно приобретает различные формы. Во-первых, это прямое финансирование НИОКР в деловом секторе из государственного бюджета. Государственная поддержка предоставляется, прежде всего, малым и средним предприятиям. В Австралии, Португалии, Швейцарии, Венгрии и Италии на их долю приходится более 2/3 государственного финансирования исследований и разработок. В Австралии более половины этих средств направляется фирмам с численностью работников менее 50 человек. Во Франции, США, Германии и США, а также в некоторых небольших странах, например в Турции, большая часть государственного финансирования направляется крупным компаниям. Во-вторых, это прямое финансирование НИОКР, осуществляемых в университетах и госучреждениях, со стороны частных компаний. В 2001 г. по группе стран ОЭСР оно составляло в среднем 5,2 %, а в ЕС — 6,5 % всего финансирования. Еще одна форма сотрудничества — это научные связи. Их расширение объясняется общим ростом наукоемких отраслей, опирающихся на научные исследования, а также ростом использования электронной базы данных. Развитие научных связей в мировой экономике между деловым сектором, с одной стороны, и государственным сектором и сферой высшего образования — с другой, происходит неравномерно. Они играют относительно более важную роль в таких регионах, как Центральная и Северная Европа, а также Северная Америка. В конце XX в. в некоторых странах заметно возросло иностранное финансирование исследований и разработок. Например, Канада, Великобритания, Исландия и Австрия получают более 15 % средств на эти цели из-за рубежа, а Греция — около '/3. Хотя во многих странах мира научно-исследовательская деятельность пока еще в меньшей степени затронута интернационализацией, чем процесс производства, зарубежные филиалы играют возрастающую роль в осуществлении НИОКР по мере того, как все большее число многонациональных предприятий проводит оффшорную научно-исследовательскую деятельность. На долю иностранных структурных подразделений в большинстве стран приходится менее половины всех исследований и разработок делового сектора, но в отдельных странах (например, Ирландии и Венгрии) она достигает 70 %. Однако почти во всех странах иностранные филиалы пока еще имеют более низкую интенсивность НИОКР, чем отечественные фирмы. Высшее образование В современной мировой экономике образование рассматривается как наиболее важная область накопления человеческого капитала и распространения знаний. В нее поступают значительные финансовые ресурсы. Самый высокий уровень затрат на обучение характерен для США. В 2002 г. затраты на обучение одного студента в год составили 20 358 долл., что в 1,5 раза превышает средний уровень для стран ОЭСР, составляющий 11 109 долл. Крупные инвестиции в высшее образование ведут к повышению уровня образованности рабочей силы. В среднем около 28,4 % работников в странах ОЭСР имеют высшее образование. В разных странах этот показатель варьирует: от 7,9 % в Мексике до 42,6 % в Канаде. В Японии он составляет 38,9 %, в США — 37,9 %, ЕС — 24,4 %. В рамках ЕС также наблюдаются заметные различия: высокий уровень образованности населения характерен для Финляндии (34,8 %), Бельгии (34,4 %) и Швеции (32,5 %). В то время как в ряде стран доля населения, имеющего законченное высшее образование, составляет менее 15 % (Словацкая Республика, Чешская Республика, Италия, Турция, Португалия, Мексика). В 2001 г. около 30 % населения стран ОЭСР соответствующего возраста закончили высшие учебные заведения. Наибольшее количество выпускников приходится на такие специальности, как общественные и гуманитарные науки, право и бизнес. Выпускники по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям составляют всего 22 % от всех выпускников в странах ОЭСР, в том числе 27 % — в ЕС и 16 % — в США. Приток выпускников университетов в экономику характеризует способность страны обеспечивать рынок труда высокообразованными работниками и увеличивать свой потенциал в производстве и распространении передовых знаний. Занятость специалистов с высшим образованием в среднем выше, чем всего трудоспособного населения, за исключением Японии и Мексики. В '/3 стран ОЭСР она составляет 90 %. Самый низкий уровень (менее 80 %) наблюдается в Республике Корея, Японии и Мексике. Среди женщин этот показатель ниже и достигает 90 % только в трех странах: Исландии, Португалии и Швеции. Самый низкий уровень наблюдается в Турции, Японии, Республике Корея и Мексике. В период с 1997—2002 гг. среднегодовые показатели прироста занятости выпускников высших учебных заведений составляли 2—6 %, в странах ОЭСР и ЕС — 3,5 %, в то время как среднегодовой прирост общей занятости был равен всего 0,9 % в странах ОЭСР и 1,4 % — в ЕС. Самый высокий показатель роста занятости выпускников высшей школы был характерен для Испании (9 %), самые низкие значения — для Германии (0,7 %) и Нидерландов (0,7 %). Интернационализация образования. Показателем интернационализации высшего образования и научно-исследовательской деятельности служит международная мобильность аспирантов, т. е. молодых исследователей, осуществляющих разработку научной темы, ведущую к защите диссертации и получению ученой степени. В последние 20 лет численность иностранных аспирантов удвоилась. Она растет более быстрыми темпами, чем численность аспирантов в целом. В странах ОЭСР самую большую долю иностранных аспирантов (1/3, всей численности аспирантов) имеют США, Великобритания, Швейцария и Бельгия. Однако по абсолютным показателям первое место занимают США (79 тыс. человек), оставляя далеко позади все другие страны ОЭСР. Например, в Великобритании, занимающей второе место, насчитывается 25 тыс. иностранных аспирантов. Язык страны играет заметную роль в выборе страны обучения, особенно для англоговорящих стран, а также для Испании, куда прибывают многие аспиранты из Центральной и Южной Америки. Большую роль играют и другие факторы, такие как географическая близость, культурные и исторические связи, наличие программ обмена, стипендий, иммиграционная политика и качество обучения. Около '/4 всех иностранных аспирантов в мире — граждане ЕС. В Австрии их доля составляет 51 %, а в Швейцарии — 71 % всей численности иностранных аспирантов. Они составляют 27 % численности иностранных аспирантов в Новой Зеландии и 19 % — в Канаде, но только 0,4 % — в Республике Корея. В 2001 г. в США иностранцам было присвоено 9188 ученых степеней, что составило 36 % всех защит диссертаций. Большая их часть приходится на выходцев из Азии: около 25 % ученых степеней было присвоено китайским, 9 % — корейским и индийским гражданам, 6 % — гражданам из Тайваня. Около 20 % всех специалистов Республики Корея получили ученую степень в США. В Турции этот показатель составляет 25 % и только 1—2 % в среднем в странах ОЭСР. Большинство иностранных аспирантов, прибывающих в страны ОЭСР, изучают социальные науки, бизнес и право, а также искусство и гуманитарные науки. Однако в Финляндии и Швейцарии более 30 % иностранных аспирантов избирают естественно-научные и инженерные области. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |