Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Международная миграция населения
Население мира растет за счет естественного воспроизводства. Но воспроизводство населения отдельной страны может осуществляться за счет не только естественного движения населения, но и международной миграции. Международная миграция населения включает людей, покидающих страну (эмиграция), и людей, въезжающих в страну (иммиграция). Общий прирост населения страны относительно предшествующего периода отражает число не только рождений и смертей, но и миграций из страны и в страну. Население некоторых развитых стран продолжает расти за счет массовой иммиграции, несмотря на естественную убыль. Естественный прирост остается основным источником роста населения в таких развитых странах, как Австралия, США, Япония, в то время как почти во всех европейских развитых странах рост населения происходит за счет иммиграции, хотя еще в начале 1960-х гг. естественный прирост был основным источником роста населения и в Европе. В случае отсутствия иммиграции численность населения начала бы уменьшаться в Германии с 1986 г., в Италии — с 1993 г., в Швеции — с 1997 г. Исключением является Франция, где темп естественного прироста сокращался не более чем на 3 %. В период с 1990 по 1995 г. 45 % всего роста населения в развитых странах происходило за счет иммиграции, в Европе эта доля составила 88 %. По методологии ООН международным мигрантом считается лицо, которое сменило страну своего проживания. К миграции не относят передвижения, связанные с посещением родственников и друзей, в.целях обучения или лечения, а также в деловых, культурных или религиозных целях. В зависимости от продолжительности выделяют долгосрочную и краткосрочную миграцию. Долгосрочная миграция означает пребывание в другой стране более одного года, в то время как краткосрочная — не менее трех месяцев, но не более одного года. Международная миграция включает как добровольное, так и вынужденное перемещение по политическим, социальным, экономическим и другим причинам. Причинами миграции населения служат воины и конфликты, стихийные бедствия, более высокий уровень благосостояния и заработной платы за рубежом и др. По данным Отдела народонаселения Организации Объединенных Наций, в 2000 г. в мире насчитывалось 175 млн. международных мигрантов, т. е. почти 3 % населения мира, в то время как в 1960 г. число таких людей составляло 79 млн. человек. В более развитых регионах мира проживает 60 % всех мигрантов. Большинство из них на- i считывается в Европе (56 млн. человек), Азии (50 млн. человек) и Северной Америке (41 млн. человек). Почти каждый десятый житель более развитых регионов мира является мигрантом, в развивающихся странах — каждый первый из 70 человек. В течение 10 лет — с 1990 по 2000 г. — число мигрантов в мире увеличилось на 21 млн. человек, т. е. на 14 %. Общий чистый прирост численности мигрантов имел место в более развитых регионах. В Европе, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии в целом общая численность мигрантов возросла на 23 млн. человек, т. е. на 28 %. С 1995 по 2000 г. из менее развитых регионов мира в более развитые регионы перебрались почти 12 млн. мигрантов. Наибольший ежегодный чистый прирост мигрантов отмечался в Северной Америке (1,4 млн. человек), в Европе, где среднегодовое миграционное сальдо составляло 0,8 млн. человек, в Океании (90 тыс. человек). Наибольшая численность международных мигрантов характерна для США, в которых проживают 35 млн. мигрантов, затем следует Российская Федерация (13 млн. человек) и Германия (7 млн. человек). Наибольшая доля мигрантов в общей численности населения характерна для некоторых стран Западной Азии: Объединенные Арабские Эмираты (74 %), Кувейт (58 %), Иордания (40 %) и Израиль (37 %). Одна из современных тенденций международной миграции связана с ростом иммиграции в развивающиеся страны. В 1990 г. резиденты, рожденные за рубежом, составляли в этих странах всего 1,6 % населения, в то время как в развитых странах — 4,5 %. В настоящее время наиболее сильный рост иммиграции характерен для развивающихся стран, примерно половина всей международной миграции происходит в пределах этой группы стран. Для ряда развивающихся стран рост эмиграции в развитые страны имеет положительные последствия, так как одним из основных источников иностранной валюты и существенным дополнением к их валовому национальному доходу служат денежные переводы, отсылаемые мигрантами на родину. Например, в 2000 г. денежные переводы составляли более 10 % валового национального дохода в таких странах, как Албания, Босния и Герцеговина, Кабо-Верде, Сальвадор, Ямайка, Иордания, Никарагуа, Самоа и Йемен. Около 9 % мигрантов — беженцы. На конец 2000 г. в мире насчитывалось 16 млн. беженцев, из них 3 млн. размещались в развитых странах и 13 млн. — в развивающихся. Наибольшее число беженцев находится в странах Азии и Африки. В сферу компетенции Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) входят 12 млн. беженцев, а Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) — 4 млн. Международные миграционные перемещения оказывают существенное экономическое, социально-культурное и демографическое воздействие на направляющие, транзитные и принимающие регионы в таких вопросах, как низкий уровень рождаемости и старение населения, безработица, «утечка умов» и их приток, денежные переводы мигрантов, права человека, социальная интеграция, ксенофобия, незаконный провоз людей через границы, национальная безопасность. Миграция вносит положительный вклад в экономическое и культурное развитие, как стран, направляющих мигрантов, так и стран, принимающих их, однако она имеет и негативные последствия, например расширяющиеся масштабы незаконной иммиграции и нарастание потоков беженцев и лиц, ищущих убежища. В связи с этим усиливается необходимость в миграционной политике, которая позволила бы преодолеть негативные последствия и конструктивно использовать преимущества международной миграции населения. Многие страны осуществляют национальную политику, направленную на регулирование масштабов и структуры международной миграции. Доля стран, приступивших к осуществлению политики, направленной на ограничение масштабов иммиграции, увеличилась с 6 % в 1976 г. до 40 % в 2001 г. Во многих странах принимаются программы или стратегии, касающиеся международных мигрантов или беженцев; вводятся законы о международных мигрантах и трудящихся мигрантах; предпринимаются усилия, направленные на расширение международных конвенций о беженцах, лицах, ищущих убежище, и незаконных мигрантах; принимаются законы о торговле людьми, особенно женщинами и детьми. Миграционная политика стран направлена на решение тех проблем, которые для них наиболее актуальны. Например, в политике ряда африканских стран, таких как Гана и Объединенная Республика Танзания, особое внимание уделяется вопросу о расселении беженцев. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна основной упор делается на создание стимулов для возвращения граждан, а в Восточной Европе, арабских государствах и центральноазиатских республиках основное внимание уделяется защите рынков труда и борьбе с наркоманией. Актуальны для всех стран проблемы улучшения социально-психологической адаптации иммигрантов в принимающих странах, в этих целях принимаются меры, способствующие созданию равных возможностей для доступа к рабочим местам, жилью, здравоохранению и образованию. Некоторые развитые страны ужесточают требования своей миграционной политики. Например, в 2002 г. в Дании ограничено право на воссоединение с супругом/супругой, если один из супругов моложе 24 лет. В Новой Зеландии признается более широкий комплекс семейных структур, чем ранее, однако здесь повышена правовая ответственность спонсоров за членов семьи, которых они ввозят в страну. В то же время политика Канады стала носить менее ограничительный характер, и сейчас к категории детей-иждивенцев относятся лица моложе 22 лет, а не 19 лет, как ранее. В связи с дефицитом рабочей силы некоторые развитые страны выдвинули инициативы, способствующие иммиграции квалифицированных кадров. Некоторые из этих стран приняли политику, направленную на привлечение и удержание талантливых студентов из развивающихся стран. В целях сдерживания расширяющейся торговли людьми страны усилили пограничный контроль и ввели дополнительные ограничения на политику предоставления убежища. В некоторых случаях это непреднамеренно сделало торговлю людьми еще более прибыльной, некоторые страны ужесточили наказание за этот преступный вид деятельности. Многие страны выступают за расширение международного сотрудничества в области эффективного регулирования миграции. Растет число стран, создавших координационные механизмы в рамках государственных учреждений, между правительствами, с участием неправительственных организаций и международных доноров. С 1951 г. международное сообщество приняло ряд конвенций и протоколов, направленных на защиту мигрантов. В число наиболее важных из них входят Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г., касающиеся статуса беженцев, а также Конвенция 1990 г. и Протокол 2000 г., связанные с зашитой прав мигрантов и торговлей людьми. Конвенция 1951 г., касающаяся статуса беженцев и ратифицированная 141 страной, предусматривает правовую защиту беженцев и содержит четкое определение их статуса. Она запрещает высылку или принудительное возвращение лиц, которым был предоставлен статус беженца. В 1967 г. 139 странами был ратифицирован протокол, расширивший рамки действия Конвенции 1951 г. В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 г., ратифицированной 19 странами, закрепляется ответственность принимающих государств в отношении соблюдения прав мигрантов и обеспечения их защиты. В 2000 г. был принят протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности; она была ратифицирована 18 странами. Протокол был ратифицирован 17 странами, подтверждая, что преступлением считается незаконный ввоз и вывоз людей, в то время как сама по себе миграция не является преступлением, что мигранты могут нуждаться в защите. В целях координации международных усилий, направленных на регулирование миграции, в декабре 2003 г. была создана Всемирная комиссия по международной миграции ООН. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |