Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международная миграция населения




Население мира растет за счет естественного воспроизводства. Но воспроизводство населения отдельной страны может осуще­ствляться за счет не только естественного движения населения, но и международной миграции. Международная миграция населения включает людей, покидающих страну (эмиграция), и людей, въез­жающих в страну (иммиграция). Общий прирост населения стра­ны относительно предшествующего периода отражает число не только рождений и смертей, но и миграций из страны и в страну.

Население некоторых развитых стран продолжает расти за счет массовой иммиграции, несмотря на естественную убыль. Есте­ственный прирост остается основным источником роста населе­ния в таких развитых странах, как Австралия, США, Япония, в то время как почти во всех европейских развитых странах рост насе­ления происходит за счет иммиграции, хотя еще в начале 1960-х гг. естественный прирост был основным источником роста населе­ния и в Европе. В случае отсутствия иммиграции численность на­селения начала бы уменьшаться в Германии с 1986 г., в Италии — с 1993 г., в Швеции — с 1997 г. Исключением является Франция, где темп естественного прироста сокращался не более чем на 3 %. В период с 1990 по 1995 г. 45 % всего роста населения в развитых странах происходило за счет иммиграции, в Европе эта доля соста­вила 88 %.

По методологии ООН международным мигрантом считается лицо, которое сменило страну своего проживания. К миграции не относят передвижения, связанные с посещением родственников и друзей, в.целях обучения или лечения, а также в деловых, культур­ных или религиозных целях. В зависимости от продолжительности


выделяют долгосрочную и краткосрочную миграцию. Долгосроч­ная миграция означает пребывание в другой стране более одного года, в то время как краткосрочная — не менее трех месяцев, но не более одного года.

Международная миграция включает как добровольное, так и вынужденное перемещение по политическим, социальным, эко­номическим и другим причинам. Причинами миграции населения служат воины и конфликты, стихийные бедствия, более высокий уровень благосостояния и заработной платы за рубежом и др. По данным Отдела народонаселения Организации Объединенных На­ций, в 2000 г. в мире насчитывалось 175 млн. международных миг­рантов, т. е. почти 3 % населения мира, в то время как в 1960 г. число таких людей составляло 79 млн. человек. В более развитых регио­нах мира проживает 60 % всех мигрантов. Большинство из них на- i считывается в Европе (56 млн. человек), Азии (50 млн. человек) и Северной Америке (41 млн. человек). Почти каждый десятый жи­тель более развитых регионов мира является мигрантом, в развива­ющихся странах — каждый первый из 70 человек.

В течение 10 лет — с 1990 по 2000 г. — число мигрантов в мире увеличилось на 21 млн. человек, т. е. на 14 %. Общий чистый при­рост численности мигрантов имел место в более развитых регио­нах. В Европе, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии в целом общая численность мигрантов возросла на 23 млн. человек, т. е. на 28 %. С 1995 по 2000 г. из менее развитых регионов мира в более развитые регионы перебрались почти 12 млн. мигран­тов. Наибольший ежегодный чистый прирост мигрантов отмечал­ся в Северной Америке (1,4 млн. человек), в Европе, где среднего­довое миграционное сальдо составляло 0,8 млн. человек, в Океании (90 тыс. человек). Наибольшая численность международных миг­рантов характерна для США, в которых проживают 35 млн. мигран­тов, затем следует Российская Федерация (13 млн. человек) и Гер­мания (7 млн. человек).

Наибольшая доля мигрантов в общей численности населения характерна для некоторых стран Западной Азии: Объединенные Арабские Эмираты (74 %), Кувейт (58 %), Иордания (40 %) и Изра­иль (37 %). Одна из современных тенденций международной миг­рации связана с ростом иммиграции в развивающиеся страны. В 1990 г. резиденты, рожденные за рубежом, составляли в этих странах всего 1,6 % населения, в то время как в развитых странах —

4,5 %. В настоящее время наиболее сильный рост иммиграции ха­рактерен для развивающихся стран, примерно половина всей меж­дународной миграции происходит в пределах этой группы стран. Для ряда развивающихся стран рост эмиграции в развитые страны имеет положительные последствия, так как одним из основных ис­точников иностранной валюты и существенным дополнением к их валовому национальному доходу служат денежные переводы, от­сылаемые мигрантами на родину. Например, в 2000 г. денежные переводы составляли более 10 % валового национального дохода в таких странах, как Албания, Босния и Герцеговина, Кабо-Верде, Сальвадор, Ямайка, Иордания, Никарагуа, Самоа и Йемен.

Около 9 % мигрантов — беженцы. На конец 2000 г. в мире на­считывалось 16 млн. беженцев, из них 3 млн. размещались в разви­тых странах и 13 млн. — в развивающихся. Наибольшее число бе­женцев находится в странах Азии и Африки. В сферу компетенции Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) входят 12 млн. беженцев, а Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) — 4 млн.

Международные миграционные перемещения оказывают су­щественное экономическое, социально-культурное и демографи­ческое воздействие на направляющие, транзитные и принима­ющие регионы в таких вопросах, как низкий уровень рождаемости и старение населения, безработица, «утечка умов» и их приток, де­нежные переводы мигрантов, права человека, социальная интег­рация, ксенофобия, незаконный провоз людей через границы, на­циональная безопасность. Миграция вносит положительный вклад в экономическое и культурное развитие, как стран, направ­ляющих мигрантов, так и стран, принимающих их, однако она имеет и негативные последствия, например расширяющиеся мас­штабы незаконной иммиграции и нарастание потоков беженцев и лиц, ищущих убежища. В связи с этим усиливается необходимость в миграционной политике, которая позволила бы преодолеть нега­тивные последствия и конструктивно использовать преимущества международной миграции населения.

Многие страны осуществляют национальную политику, на­правленную на регулирование масштабов и структуры междуна­родной миграции. Доля стран, приступивших к осуществлению политики, направленной на ограничение масштабов иммигра­ции, увеличилась с 6 % в 1976 г. до 40 % в 2001 г. Во многих странах принимаются программы или стратегии, касающиеся между­народных мигрантов или беженцев; вводятся законы о междуна­родных мигрантах и трудящихся мигрантах; предпринимаются усилия, направленные на расширение международных конвен­ций о беженцах, лицах, ищущих убежище, и незаконных мигран­тах; принимаются законы о торговле людьми, особенно женщи­нами и детьми.

Миграционная политика стран направлена на решение тех проблем, которые для них наиболее актуальны. Например, в по­литике ряда африканских стран, таких как Гана и Объединенная Республика Танзания, особое внимание уделяется вопросу о рас­селении беженцев. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна основной упор делается на создание стимулов для воз­вращения граждан, а в Восточной Европе, арабских государствах и центральноазиатских республиках основное внимание уделяется защите рынков труда и борьбе с наркоманией. Актуальны для всех стран проблемы улучшения социально-психологической адапта­ции иммигрантов в принимающих странах, в этих целях прини­маются меры, способствующие созданию равных возможностей для доступа к рабочим местам, жилью, здравоохранению и обра­зованию.

Некоторые развитые страны ужесточают требования своей миграционной политики. Например, в 2002 г. в Дании ограниче­но право на воссоединение с супругом/супругой, если один из супругов моложе 24 лет. В Новой Зеландии признается более ши­рокий комплекс семейных структур, чем ранее, однако здесь по­вышена правовая ответственность спонсоров за членов семьи, которых они ввозят в страну. В то же время политика Канады ста­ла носить менее ограничительный характер, и сейчас к категории детей-иждивенцев относятся лица моложе 22 лет, а не 19 лет, как ранее.

В связи с дефицитом рабочей силы некоторые развитые страны выдвинули инициативы, способствующие иммиграции квалифи­цированных кадров. Некоторые из этих стран приняли политику, направленную на привлечение и удержание талантливых студен­тов из развивающихся стран. В целях сдерживания расширяющей­ся торговли людьми страны усилили пограничный контроль и вве­ли дополнительные ограничения на политику предоставления убе­жища. В некоторых случаях это непреднамеренно сделало торгов­лю людьми еще более прибыльной, некоторые страны ужесточили наказание за этот преступный вид деятельности.

Многие страны выступают за расширение международного со­трудничества в области эффективного регулирования миграции. Растет число стран, создавших координационные механизмы в рамках государственных учреждений, между правительствами, с участием неправительственных организаций и международных до­норов. С 1951 г. международное сообщество приняло ряд конвен­ций и протоколов, направленных на защиту мигрантов. В число наиболее важных из них входят Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г., касающиеся статуса беженцев, а также Конвенция 1990 г. и Протокол 2000 г., связанные с зашитой прав мигрантов и торгов­лей людьми.

Конвенция 1951 г., касающаяся статуса беженцев и ратифи­цированная 141 страной, предусматривает правовую защиту бе­женцев и содержит четкое определение их статуса. Она запрещает высылку или принудительное возвращение лиц, которым был предоставлен статус беженца. В 1967 г. 139 странами был ратифи­цирован протокол, расширивший рамки действия Конвенции 1951 г.

В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 г., ратифицированной 19 стра­нами, закрепляется ответственность принимающих государств в отношении соблюдения прав мигрантов и обеспечения их защиты. В 2000 г. был принят протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности; она была ратифицирована 18 странами. Протокол был ратифицирован 17 странами, подтверждая, что преступлени­ем считается незаконный ввоз и вывоз людей, в то время как сама по себе миграция не является преступлением, что мигранты могут нуждаться в защите. В целях координации международных уси­лий, направленных на регулирование миграции, в декабре 2003 г. была создана Всемирная комиссия по международной миграции ООН.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...