Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Торговля и интересы потребителей




    До установления торговых отношений между странами потребители в стране Б покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за 1 т, а потребители в стране А – 60 тыс. т по цене 120 долл. за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выигрыш (так называемый излишек потребителя), равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были соглас­ны заплатить за зерно, и суммой, которую они фактически пла­тили исходя из сложившейся рыночной цены. На графике этот выигрыш представляет собой площадь между кривой спроса и линией рыночной цены: для потребителей зерна в стране Б он был равен области d (рисунок 3.1а), а для потребителей в стране А – области g + h + k (рисунок 3.1в).

    После установления торговых отношений страна Б становит­ся импортером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл. за 1 т. В результате потребители увеличивают за­купки зерна с 50 до 80 тыс. т, и их совокупный выигрыш теперь составляет область а + b + с + d, из которого область а + b + с – это чистый выигрыш, полученный в результате внешней торгов­ли. Обратная картина наблюдается в стране А как стране-экс­портере зерна. Внутренняя цена в стране А повышается со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению спроса на зерно и, соответственно, его закупок. Потребительский излишек в стране А теперь равен только области k, и значит потребители несут потери от внешней торговли в размере области g + h.

Таким образом, в результате развития международной торгов­ли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку име­ют возможность покупать больше необходимого им продукта поболее низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потре­бители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.

Торговля и интересы производителей

До установления внешнеторговых отноше­ний производители в обеих странах получали выигрыш от прода­жи зерна – так называемый излишек производителя, представляю­щий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене (в нашем примере 50 × 200 в стране Б и 60 × 120 в стране А) и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене (площадь под кривой предложе­ния). Таким образом, выигрыш производителей от продажи про­дукта по сложившейся рыночной цене может быть измерен как площадь между кривой предложения и линией рыночной цены: для производителей зерна в стране Б он был равен области а + е (рисунок 3.1а), а для производителей в Аргентине – области f+j (рисунок 3.1в).

    После установления внешнеторговых отношений производители зерна страны А становятся экспортерами и получают допол­нительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокупный выигрыш составляет область (f+j+g+h+i), а выигрыш от развития торговли - (g + h + i). Что касается производителей зерна страны Б то они, в силу мень­шей конкурентоспособности своего производства со­кращают производство. Их выигрыш теперь составля­ет только область е, то есть они несут потери в размере области а.

    Таким образом, в результате развития международной торгов­ли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иност­ранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. Производители в экспор­тных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом

    Зная влияние международной торговли на интересы потреби­телей и производителей, мы можем теперь оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом.

    Если в стране Б как стране-импортере выигрыш по­требителей составляет область а + b + с, а потери произ­водителей в отраслях, конкурирующих с импортом, составляют область а, то совокупный эффект для страны в целом будет равен: b + с. В стране A как стране-экспортере произ­водители имеют выигрыш в размере g + h + i, а потреби­тели, напротив, теряют областьg + h. Следовательно, чистый эф­фект для благосостояния экспортирующей страны составит областьi. Конечно, следует иметь в виду известную некорректность такого непосредственного сравнения выгод и по­терь разных групп населения, поскольку их субъективные оценки могут существенно различаться (один доллар потерь для бедного человека, очевидно, значит гораздо больше, чем один доллар до­полнительного выигрыша для чело века состоятельного). Поэтому здесь речь идет лишь о первоначальном чисто стоимостном подхо­де к исследованию последствий внешней торговли, который за­тем может быть дополнен более углубленным социально-эконо­мическим, политическим и т.д. анализом.

    В целом, рассмотрение рыночного равновесия с использовани­ем модели «спрос-предложение» еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша про­изводителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принци­пиально важен для объяснения причин государственного вмеша­тельства в сферу внешней торговли.

Распределение выигрыша от торговли между странами

    Как можно видеть из рисунка 3.1а, размер выигрыша страны-импортера (область b + с) зависит от физического объема импорта (80 – 20 = 60) и того, насколько понизилась цена (200 – 150 = 50). Аналогично, величина чистого выигрыша страны-экспортера (область i на рисунке 3.16) зависит от физического объема экспорта (90 – 30 = 60) и того, насколько повысилась цена (150 – 120 = 30).

    Для того, чтобы наглядно показать распределение выигрыша от торговли между странами, удобнее использовать графики спроса и предложения на мировом рынке (рисунок 3.16), где имеется вся необходимая для этого информация: равновесный объем экспор­та/импорта и уровни цен до и после установления торговых отно­шений. Легко убедиться, что на этом графике чистый выигрыш страны-импортера равен площади между кривой спроса на им­порт Dm и линией мировой цены, а чистый выигрыш страны-экспортера – площади между линией мировой цены и кривой экспортного предложения Sx.

    Поскольку объем внешней торговли у обеих стран одинаков, распределение выигрыша зависит только от того, насколько в этих ,странах изменились цены.

    Выигрыш от внешней торговли распределяется прямо пропорционально изменениям цен у обеих стран.

    Если в рассматриваемой стране Б цены изменились на X процентов (в % от цены свободной торговли), а в другой стране А – на Y процентов, то

 

=
                              Выигрыш рассматриваемой страны Б    X%










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...