Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эксплуатационные свойства машин и оценка качества




ВВЕДЕНИЕ

 

 

Автомобильный транспорт является основным видом транспорта, участвующим во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности.

По мере роста экономического потенциала страны уровень автомобилизации будет возрастать. Это значит, что будут усложняться все проблемы, связанные с автомобилизацией. В связи с множеством остро стоящих на сегодняшний день актуальных проблем в области транспорта реформа государственного регулирования транспортной безопасности представляется объективно необходимой. Одним из главных принципов Государственной концепции обеспечения транспортной безопасности должен стать приоритет планово-предупредительных мероприятий [49].

Уровень безопасности на автомобильном транспорте во многом зависит от технико-технологических и организационно-управленческих факторов, охватывающих вопросы технического состояния автотранспортных средств, надежности системы человек – машина, технических стандартов безопасности на всем жизненном цикле объектов технико-технологической автотранспортной безопасности, профилактики через сертификацию и лицензирование, контроля и надзора в области транспортной деятельности, подготовки кадров и др.

Система формирования и контроля нормативных требований к автотранспортным средствам и автодорогам совершенствуется на основе законодательства о техническом регулировании.

Принятая новая концепция стандартизации и сертификации продукции (услуг), отраженная в Федеральном законе «О техническом регулировании» №184 от 27.12.2002 г., будучи включенной в жизнь, не только создает систему технического регулирования в стране, но и приведет ее в соответствие с международной системой технического регулирования. Пересмотрены основные аспекты и правила стандартизации, сертификации и лицензирования, определившие конкретные изменения правовых актов этих процедур, начиная         с 2003 г.

Стандартизация, сертификация, метрология и лицензирование неразрывно связаны между собой, поэтому изучение их в одном учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности на автомобильном транспорте в обеспечении безопасности дорожного движения при проектировании, изготовлении и реализации автотранспортных средств, при оказании услуг (работ) по автомобильным перевозкам пассажиров и грузов, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

В учебном пособии освещаются основные понятия и процедуры стандартизации, сертификации, метрологии и лицензирования в целом и на автомобильном транспорте в частности. В данном издании на основе обновленных с 2003 года нормативно-правовых актов, регламентирующих автотранспортную деятельность, наиболее значительные дополнения и изменения внесены в главы,

 

касающиеся основных групп нормативных документов по обеспечению технического регулирования на автотранспорте, сертификации работ (услуг) по перевозке пассажиров, грузов, технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, а также лицензирования при осуществлении перевозок пассажиров.

Приводятся рекомендации метрологического обеспечения в сфере технической эксплуатации автомобилей.

 

Учебное пособие написано группой преподавателей кафедр «Автомобильный транспорт» и «Технология и автоматизация машиностроения» Тверского государственного технического университета под редакцией профессора И.И. Павлова.

Содержание учебного пособия отвечает программе курса «Метрология, стандартизация и сертификация» для специальности 190701.65 «Организация    перевозок и управление на транспорте (автомобильном)». Может использоваться учащимися средних специальных учебных заведений и инженерно-техническими работниками автомобильного транспорта.

Авторский коллектив: к.т.н., проф. И.И. Павлов (введение, раздел 1, подразделы 2.1 – 2.3, 2.4.2, 2.4.11, 2.5.1 – 2.5.4, 3.1, 3.2, 3.7 – 3.11, заключение); инж. Н.В. Афанасьева (раздел 4); к.т.н., доц. И.Н. Нестерова (подразделы 3.3 – 3.6); инж.   О.Б. Шикунова (подразделы 2.4.1, 2.4.3 – 2.4.10, 2.4.12, 2.5.5 – 2.5.7).

Авторский коллектив благодарен авторам многих работ, материалы из которых использованы в учебном пособии. Приносим извинение, если не на все публикации сделаны ссылки.

Помощь в подготовке и оформлении учебного пособия оказали программист кафедры «Автомобильный транспорт» И.В. Чувирина и студентка ТГТУ специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» Н.А. Кустова.

 

 

 

ААИРФ Ассоциация автомобильных инженеров Российской Федерации
АТС  автотранспортные средства
ВАТ военная автомобильная техника
ГАП грузовые автомобильные перевозки
ГМКН государственный метрологический контроль и надзор
ГМН государственный метрологический надзор
ГМС государственная метрологическая служба
ГСИ государственная система обеспечения единства измерений
ГСС РФ государственная (национальная) система стандартизации  Российской Федерации
ДВС двигатели внутреннего сгорания
ДС АТ система добровольной сертификации на автомобильном транспорте
ЖЦП жизненный цикл продукции
КШМ кривошипно-шатунный механизм
МВИ методика выполнения измерений
МС Метрологическая служба
НАМИ Научный автомоторный институт
НИИАТ Научно-исследовательский институт автомобильного              транспорта
НМЦ научно-методический центр системы ДСАТ
НД нормативные документы
ОЕИ система обеспечения единства измерений
ОС орган по сертификации
Пр правила по сертификации
РГ рабочие группы
РОС руководящий орган системы ДСАТ
СК система качества
СП санитарные правила
СС совет системы ДСАТ
СТР специальные технические регламенты
ТО техническое обслуживание
ТР технический регистр
ТС транспортные средства
ЦОС центральные органы системы ДСАТ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

Сущность качества

 

Деятельность в области метрологии, стандартизации, сертификации и лицензирования направлена на обеспечение качества продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и выполнения работ или оказания услуг (в дальнейшем - продукция и услуга).

Продукция автотранспорта: изделия, используемые на автомобильном транспорте в качестве предметов и средств труда; автотранспортные средства и запасные части к ним; эксплуатационные материалы; нефтепродукты и автопрепараты; гаражное оборудование.

Услуги на автотранспорте: по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; в области перевозки грузов и пассажиров; транспортно-экспедиционное обслуживание и др.

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя в соответствии с назначением. Таким образом, понятие качества транспортного обслуживания неотрывно связано с запросами потребителя. На основе запросов потребителя должен строиться весь процесс оказания транспортной услуги. Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики, потребности (требования) [1, 5, 6].

Объектом качества могут быть продукция, услуга, процесс, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Примером подобной комбинации является такое всеобъемлющее свойство, как качество жизни. Это понятие включает целый ряд аспектов процесса удовлетворения человеческих потребностей: качество товаров и услуг, охрана среды обитания, обеспечение физического и морального здоровья, качество образования и пр.

Товар – любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи [7].

Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя (продавца) и потребителя, а также собственной деятельности исполнения по удовлетворению потребности потребителя [8].

Транспортная услуга – это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями (ГОСТ Р 51005-96).

Услуги подразделяются:

на основные – составляющие суть услуги (перевозка, складирование, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, выполнение посадки и высадки пассажиров, ожидание автобуса и т.п.);

 

 

дополнительные – представляющие дополнительные удобства потребителю (охрана, упаковка, оборудованные остановочные пункты, наличие прогрессивной системы оплаты и т.п.);

особенные – выделяющие исполнителя услуги среди конкурентов (предоставление информации о местонахождении груза, выполнение перевозки по расписанию, предоставление информации о местонахождении автобуса, выполнение перевозок по гибким графикам и т.п.).

Потребителем транспортной услуги при грузовых перевозках может быть юридическое или физическое лицо, которому производятся поставки в требуемое место назначения; требуется перевозка от пункта отправления до пункта назначения; требуется участие в той или иной технологической операции в процессе доставки груза на условии партнерских или договорных отношений, т.е. содержание транспортной услуги в перечисленных случаях различно. Следовательно, в зависимости от содержания транспортной услуги должны формироваться  соответствующие цели, критерии и показатели качества выполнения перевозок.

Товары и услуги обладают совокупностью отличительных свойств-характеристик. Характеристики могут быть качественными и количественными.

Под качеством транспортного обслуживания пассажиров понимают совокупность свойств перевозочного процесса и системы перевозок пассажиров, обслуживающих соответствие их нормативным требованиям. Свойства перевозочного процесса и системы перевозок определяют объективную особенность уровня организации и осуществления перевозок пассажиров и проявляются при удовлетворении транспортных потребностей пассажиров [60].

Требования – это прежде всего потребности. Иерархия потребностей приведена на рис. 1.

 

 

 


Рис. 1. Схема иерархии потребностей

 

На современном этапе принята система качества (СК), установленная в международных стандартах – ИСО серии 9000. Фундаментальным понятием в учении о СК является понятие процесса жизненного цикла продукции (ЖЦП).

Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Существует понятие этапа ЖЦП – условно выделяемая часть, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами. Неразрывность этапов ЖЦП позволяет представить цепь этапов в виде непрерывной цепи или спирали. Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в версии ИСО 9000 – «процессами жизненного цикла продукции».

Важнейшее требование СК – управление качеством – должно охватывать все этапы ЖЦП и может быть представлено в следующем виде (см. рис.2).

 

 

1  – Маркетинг; 2  – Проектирование и разработка; 3  – Закупки; 4  – Производство или предоставление услуг; 5  – Проверка; 6  – Упаковывание и хранение; 7  – Распределение и реализация; 8 – Эксплуатация (потребление, использование); 9 – Техническое обслуживание; 10 – Послепродажная деятельность; 11– Утилизация после использования.  

                                                                                                                                               

                                                                                                                                      

                                                                      

                                       

 

Рис. 2. Процессы жизненного цикла продукции

 

Основой политики качества продукции или услуги является достижение высокой удовлетворенности потребителей.

Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления [9]. Показатель качества количественно характеризует пригодность удовлетворять те или иные потребности.

Свойство – объективная особенность продукции или услуги, которая закладывается при ее создании (выполнении) или проявляется в процессе эксплуатации.

 

                                                                                                     

В нормативно-технической литературе эксплуатация определяется как «стадия жизненного цикла» изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. При этом под изделием понимается любой вид техники. Процесс эксплуатации состоит из использования изделия по назначению, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта.

Эксплуатация машин включает в себя две составляющие: использование машин по назначению и техническую эксплуатацию.

В соответствии с международными стандартами использование по назначению – это применение продукции (машины) для целей, предусмотренных техническими условиями и инструкциями, утвержденными поставщиком. Применительно к машинам можно сказать, что использование их по назначению – это эксплуатация, включающая в себя изучение и реализацию полезных свойств машин, созданных при проектировании и производстве, с целью получения наибольшей ее эффективности и нейтрализации вредных факторов, возникающих при взаимодействии техногенных и природных систем.

Так как эксплуатация машин имеет своей целью реализацию, поддержание и восстановление качества, рассмотрим основные понятия качества и его взаимосвязь с эксплуатацией техники.

Технико-экономическое понятие качества продукции или услуги охватывает только те ее свойства, которые связаны с возможностью удовлетворения определенных общественных или личных потребностей потребителя в соответствии с назначением [66].

Любая продукция имеет множество различных свойств, которые могут проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Условно свойства продукции можно подразделить на простые и сложные. Например, сложное свойство проходимость автомобиля определяется такими относительно простыми свойствами и показателями, как маневренность, опорная и тягово-сцепная проходимость, транспортабельность.

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции или услуги и для продукции или услуги многоцелевого назначения может быть очень разнообразной.

Рассмотрим классификацию показателей качества машин (рис.3), полученную путем системного анализа и синтеза данных из различных источников [66].

1. Основные свойства качества известны давно. Новыми являются сервисные показатели, знание которых на современном этапе развития техники в процессе ее эксплуатации крайне актуально.

2. Методы определения показателей качества:

измерительный – основывается на использовании различных технических средств и служит для определения единиц физических или химических величин, характеризующих качество (например, массы машины, скорости движения, концентрации вредных веществ);

регистрационный – основывается на наблюдениях и подсчете числа определяемых событий, предметов или затрат (например, отказов изделий при испытаниях и эксплуатации);

расчетный – базируется на использовании существующих теоретических и (или) эмпирических зависимостей между различными показателями качества и применяется для определения тех показателей, измерение которых другими методами приводит к значительным затратам средств или опасно для здоровья и жизни испытателей (например, для определения показателей устойчивости грузоподъемных кранов, погрузчиков и т.д.);

органолептический – основывается на восприятии информации органами чувств человека и анализе полученных ощущений на основе имеющегося опыта. При этом возможно использование технических средств, повышающих восприимчивость и разрешающую способность органов чувств человека (например, лупы, микроскопы и др.);

экспертный – основывается на решениях, принимаемых экспертами в результате анализа, проводимого по определенной методике;

социологический – базируется на анализе мнений фактических или возможных покупателей машин и осуществляется посредством устного опроса, распространения анкет-вопросников, а также путем проведения конференций, совещаний, выставок. Наиболее часто применяется при оценке качества услуг.

3. По числу характеризуемых свойств показатели качества подразделяются на единичные, характеризующие одно свойство (например, показатель тяговой мощности характеризует группу тягово-скоростных свойств); групповые, относящиеся к определенной группе свойств (например, к эргономическим); обобщенные, т.е. групповые показатели с коэффициентами весомости, выбранные для оценки конкретной машины, и интегральные, являющиеся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации машины к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию.

4. Показатели качества выражаются в натуральных единицах измерения, т.е. в единицах физических величин (Н, м/с, кВт и др.); баллах (например, при оценке показателей технической эстетичности); безразмерными коэффициентами (при оценке показателей надежности) и стоимостными единицами (при оценке экономических показателей).

5. На разных этапах жизненного цикла машины доминируют различные показатели качества. При выдаче технического задания в результате прогнозной оценки получают прогнозируемые показатели. На этапе проектирования главными являются показатели стандартизации, унификации и патентно-правовые. При производстве машины наиболее важен показатель технологичности, а в процессе эксплуатации – показатели назначения, безопасности, надежности, эргономичности, экологичности, проходимости, технической эстетичности, экономические и сервисные.

6. Базовыми являются значения показателей, принятые за основу при сравнительной оценке качества. Это могут быть значения показателей лучших зарубежных и отечественных образцов, о качестве которых имеются достоверные данные, а также значения показателей качества в некоторый предыдущий период времени или планируемые значения показателей перспективных образцов. Возможно в качестве базовых применение показателей, заданных в государственных стандартах, отраслевых стандартах, технических условиях и других нормативных документах.

 

 


  

 

                                     

 

 



Рис. 3. Классификация показателей качества машин

 

Отношение значения показателя качества оцениваемой продукции к базовому является относительным показателем качества и выражается в безразмерных коэффициентах или процентах.

На основе анализа показателей качества разрабатываются системы управления качеством. В настоящее время в России управление качеством продукции машин и услуг базируется на серии международных стандартов ИСО 9000 «Управление качеством продукции» и на разрабатываемых на их основе отечественных стандартах.

Управление качеством – это методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция (машина) или услуга удовлетворяет определенные требования к качеству.

Программа качества – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции (машине), услуге, контракту или проекту.

Эксплуатационные свойства машин и оценка качества

 

Цель эксплуатации машин – реализация, поддержание и восстановление качества. Рассмотрим основные понятия качества и его взаимосвязь с эксплуатацией техники.

Показатели качества эксплуатации машин – это свойства, характеризующие качество, или эксплуатационные свойства.

Для всесторонней оценки эффективности использования машины на стадии ее эксплуатации применяется необходимое и достаточное число свойств и их показателей, т.е. комплекс эксплуатационных свойств.

Установлено, что машины различных принципов действия, конструктивного исполнения и применения имеют различные комплексы эксплуатационных свойств. В каждом конкретном случае специалист, анализирующий эксплуатационные свойства машины, составляет соответствующий комплекс, используя методологию системного анализа.

Системный подход позволяет проводить анализ и синтез различных по природе и структуре эксплуатационных свойств машины, т.е. выявлять и оценивать степень влияния различных факторов на эффективность функционирования системы (например, машин).

Современный комплекс эксплуатационных свойств машин (рис.4), состоящий из пяти взаимосвязанных систем, обладающих прямыми и обратными связями, ориентирован на человеческий фактор. Поэтому на первый план в нем выходят социально значимые показатели качества. Такое положение в настоящее время закреплено законом РФ «О техническом регулировании» [67].

В таком комплексе отдельные эксплуатационные свойства характеризуются единичными показателями, которые объединяются в комплексные, групповые или обобщенные показатели системы и непосредственно влияют на интегральный показатель эффективности эксплуатации машины (рис.4).

 

 

 

 

 



Рис. 4. Комплекс эксплуатационных свойств машин

 

Объединенные в первой системе социально значимые свойства машины оказывают влияние на жизнь, здоровье, эстетические потребности граждан, сохранность их имущества и окружающей среды.

Вторая система, характеризующая функциональное назначение машины, объединяет свойства, определяющие основные функции, которые обусловливают область ее применения.

Третья характеризует экономичность эксплуатации машины.

Четвертая, определяющая новые показатели сервиса, характеризует степень ответственности изготовителя перед потребителем машин.

Пятая включает в себя показатели эффективности машин, на которых базируется интегральный показатель качества.

Рассмотрим некоторые свойства представленных систем качества.

Безопасность машины – это эксплуатационное свойство, обеспечивающее устранение или сведение к минимуму последствий аварийных ситуаций при транспортировке, осуществлении рабочих процессов и техническом взаимодействии на машину.

При несоответствии показателей этого свойства номинальным значениям или требованиям нормативных документов велика вероятность аварии, а следовательно, и угроза здоровью и жизни обслуживающего персонала, а также порчи имущества или сведения эффективности работы машины к нулю.

Оценка уровня безопасности машины представляет собой совокупность следующих процедур: выбор номенклатуры необходимых показателей; определение их значений для конкретной машины; составление полученных результатов со значениями, рекомендуемыми нормативными документами; формирование соответствующих выводов.

Различают показатели активной и пассивной безопасности. Соблюдение требований, предъявляемых к показателям активной безопасности, т.е. эффективности тормозной системы, органов управления, звуковой и световой сигнализации; состоянию гидро- и пневмосистем, систем доступа в кабину и к обслуживаемым сборочным единицам машин, необходимых цветовых знаков безопасности сигнальной окраски, а также к устройствам и приборам, предотвращающим опрокидывание и столкновение, обеспечивает малую вероятность возникновения аварийной ситуации.

Показатели же пассивной безопасности характеризуют наличие ремней и подушек безопасности, остекление кабины (наличие безосколочных стекол) и ее жесткость, а также эффективность защиты человека при опрокидывании машины и определяют возможность устранения последствий аварийной ситуации.

Выполнение требований обеспечения безопасности является важнейшим условием при обязательной сертификации машин.

Эргономические свойства определяют удобство и легкость управления машиной и влияют на общее состояние и работоспособность машиниста-оператора или водителя. Эргономичность можно рассматривать так же, как проявление совместимости в системе человек – техника.

Требования эргономики – это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования. Показатели эргономических свойств подразделяются на физиологические, психологические, антропометрические и гигиенические.

Физиологические показатели характеризуют соответствие машины силовым, скоростным, энергетическим, зрительным и слуховым возможностям машиниста-оператора или водителя.

Энергетические ресурсы организма человека расходуются на поддержание его физиологической активности и производительную работу, обеспечение физиологической активности, т.е. на кровообращение, дыхание, поддержание тела

 

в необходимом положении, восприятие внешнего мира. В среднем за сутки человек расходует 8400 кДж (медицинская норма в сутки составляет 2344,80 ккал или 9848,16 кДж). В процессе работы также расходуется дополнительная энергия. Работа считается легкой, если за смену на нее затрачивается до 2100 кДж, средней трудности – до 4200 кДж, выше средней трудности – до 6300 кДж, тяжелой – до 8400 кДж, особо тяжелой – до 10500 кДж [40].

Перегрузка снижает производительность труда человека, повышает число ошибок в процессе работы и предрасположенность к заболеваниям.

Психологические показатели характеризуют соответствие рабочего места имеющимся и вновь формируемым навыкам человека, а также возможность восприятия и переработки им информации. При этом рабочее место оценивается по трем основным направлениям: размещение оператора (водителя); элементы, обеспечивающие получение необходимой для работы информации (сенсорное поле); органы управления (моторное поле).

Антропометрические показатели характеризуют соответствие органов управления, формы и размеров рабочего места размерам и форме тела человека.

Органы управления подразделяются на основные, т.е. часто или постоянно используемые оператором (органы управления машиной и рабочим оборудованием), и второстепенные, редко используемые оператором (переключатели освещения, стеклоочистителя, стартера, отопителя, кондиционера и т.п.). Основные органы управления должны располагаться в зоне комфорта, а второстепенные – в зоне досягаемости. Зоны комфорта – это предпочтительные зоны, в которых основные органы ручного и ножного управления должны быть легко досягаемы для операторов высокого и низкого роста из положения сидя рукой, согнутой в локте, и ногой, согнутой в колене. Зоны досягаемости – те, в которых второстепенные органы ручного и ножного управления должны быть досягаемы для операторов высокого и низкого роста из положения сидя вытянутой рукой или ногой, при этом допустим поворот или наклоны оператора вперед и в стороны.

Гигиенические показатели характеризуют уровни шума, вибрации, освещенности, температуры, влажности, запыленности, токсичности, т.е. уровни вредных факторов, воздействующих на организм человека.

Работающие машины являются источниками аэродинамического и структурного шумов. Аэродинамический создается системой газораспределения и охлаждения (вентилятором) двигателя, структурный возникает в результате колебаний рамы, трансмиссии и облицовки. На рабочем месте оператора для нормирования шума, измеряемого в децибелах (дБ), используются уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 123; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 9000 Гц. Ориентировочную оценку допускается производить по шкале А шумомера (дБА).

Вибрация, вызывающая механические колебания тела человека, может привести к снижению его работоспособности и некоторым изменениям в организме, влияющим на здоровье. Например, колебания с частотой до 2 Гц могут вызвать морскую болезнь; наиболее же опасны вибрации, соответствующие собственным колебаниям человеческого тела (4 - 8 Гц);   колебания с частотой 11 - 45 Гц могут сопровождаться функциональными расстройствами ряда внутренних органов человека.

Общая вибрация от машины передается человеку через пол кабины и сиденья, а локальная – через рычаги и педали управления. Допустимые среднеквадратичные значения ускорений вертикальных вибраций в диапазоне частот 4 – 8 Гц: 63 см/с2 – безопасно для здоровья; 31,5 см/с2 – не влияет на производительность труда; 10 см/с2 – обеспечивает комфорт.

На работоспособность машиниста (водителя) влияет также микроклимат в кабине, т.е. температура, влажность, скорость движения воздуха, вредные примеси, запыленность.

Экологичность – это свойство, характеризующее уровень воздействия машины при ее эксплуатации на окружающую среду.

К экологичным показателям относятся: создаваемый внешний шум; содержание оксида углерода и углеводородов в отработанных газах машин с бензиновыми двигателями; дымность отработанных газов и выбросы вредных веществ дизельных машин; уровень создаваемых радиопомех. При выборе и определении этих показателей необходимо учитывать требования по охране окружающей среды.

Техническая эстетичность – эксплуатационное свойство, характеризующее сочетание технических и художественных решений в конструкции машины с целью удовлетворения психологических потребностей человека.

Эстетические показатели отображают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. В настоящее время это наименее изученное эксплуатационное свойство, поскольку находится на стыке науки и искусства.

Основные элементы технической эстетичности: стилевое соответствие (соответствие моде); функционально-конструктивная приспособленность; организация объемно-пространственной структуры; чистота выполнения сочленений, скруглений, сопрягающихся поверхностей, фирменных знаков и указателей; цветовой колорит; качество покрытий и отделки поверхностей, а также симметричность, ритм, контрастность, пропорциональность и композиция.

Энергоэффективность – это свойство машины, характеризующееся ее тягово-скоростными показателями.

Тягово-скоростные показатели представляют собой совокупность параметров, определяемых результатами совместной работы двигателя, трансмиссии и движителя, и характеризуют энергетические возможности машины по осуществлению рабочего процесса.

В качестве комплексного тягово-скоростного показателя используется тяговая мощность, развиваемая на рабочем органе. Ее определяют аналитически или в результате проведения тяговых испытаний. Результаты расчетов и испытаний представляют в виде графика, получившего название тяговой характеристики.

 

При помощи тяговой характеристики наряду с основными параметрами работы машины на разных передачах и при различных нагрузках можно определить тяговый коэффициент ее полезного действия, а также запас тягового усилия, характеризующий способность машины преодолевать временное увеличение сопротивления без перехода на пониженную передачу, и рациональные скоростные режимы ее работы (исходя из максимальной тяговой мощности).

Проходимость дорожной машины характеризуется показателями, отражающими ее способность перемещать центр масс с наименьшей потерей скорости в процессе движения.

Показатели проходимости машин можно подразделить на геометрические (вертикальные и горизонтальные), опорные, тягово-сцепные и мобильности (транспортабельности).

К показателям вертикальной геометрической проходимости относятся:

дорожный просвет, который определяется как расстояние от опорной поверхности до низшей точки рамы или трансмиссии машины;

углы переднего и заднего свеса, измеряемые между горизонтальной опорной поверхностью и касательными, проведенными к переднему или заднему колесам (или ветвям гусениц) через низшие точки передней и задней частей рамы или навесных рабочих органов машины, установленных в транспортное положение;

поперечный радиус проходимости, т.е. радиус окружности, проходящей через низшую точку рамы или трансмиссии и касающейся внутренних поверхностей колес (или гусениц) машины;

продольный радиус проходимости (для пневмоколесных машин), т.е. радиус окружности, проходящей через низшую точку шасси или рабочего органа в транспортном положении и касающейся передних и задних колес.

Горизонтальная геометрическая проходимость машины характеризуется минимальным радиусом и шириной полосы поворота. Эти показатели можно выделить в отдельную группу, определяющую маневренность машины, т.е. способность поворота или разворота машины на ограниченной площади. Причем определение минимального радиуса и ширины полосы производится для левого и правого поворотов. Если передние колеса пневмоколесных машин имеют возможность наклоняться, то минимальный радиус поворота определяется при наклоне и без наклона колес. Измерение радиуса поворота проводят по наружной стороне следа внешнего переднего колеса. Ширина полосы поворота пневмоколесных машин определяется как расстояние между наружными сторонами следов внешнего переднего и внутреннего заднего колес.

Показатель опорной проходимости характеризует среднее удельное давление машины на опорную поверхность.

Показатель тягово-сцепной проходимости характеризует плавность хода и определяется как отношение рабочей скорости машины в данном режиме работы к теоретической скорости при движении ее по той же опорной поверхности.

Показатель мобильности определяет подвижность машины, т.е. ее способность и готовность к быстрому преодолению.

Универсальность – эксплуатационное свойство, характеризующее возможность использования машины с различным сменным оборудованием.

Универсальность позволяет использовать машину всесезонно на различных основных и вспомогательных работах, тем самым увеличивая коэффициент ее использования в течение года, и определяется временем замены и количеством сменного рабочего оборудования.

Информативность– эксплуатационное свойство, характеризующее возможность получения водителем, машинистом, оператором информации о состоянии, режимах работы машины и предаварийных ситуациях непосредственно в кабине машины.

Определяется это свойство наличием в машине средств встроенной диагностики с выводом информации на бортовые приборы, а также бортовых компьютеров, способных фиксировать информацию, управлять машиной в рабочем режиме и выдавать информацию на дисплей.

Топливная эффективность – эксплуатационное свойство, характеризующее способность машины выполнять рабочий процесс с минимальным расходом топлива в единицу времени или на единицу вырабатываемой продукции. Показателями топливной эффективности дорожной машины являются часовой расход топлива и удельные расходы топлива на единицу эффективной мощности двигателя.

Оценка качества — это систематическая проверка того, на­сколько объект способен выполнить установленные требования.Они указаны в документах-стандартах, контрактах и пр. Невыполнение требования является несоответствием [5]. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.

Основной формой проверки является контроль, включающий два элемента: получение информации о факти­ческом состоянии объекта (качественных и количественных характеристиках) и сопоставление получен­ной информации с установленными требованиями с целью оп­ределения соответствия.

Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции [10].

В процедуру контроля качества могут входить операции из­мерения, анализа, испытания.

Измерения как самостоятельная процедура являются объек­том метрологии (см.п.2).

Анализ продукции, в частности структуры и состава материалов и сырья, осуществляется аналитическими методами (химическим анализом, микробиологическим, микроскопическим и пр.).

Испытания — техническая операция, заключающаяся в оп­ределении одной или нескольких характеристик данной продук­ции, или услуги в соответствии с установленной процедурой [11].

 

Основным средством испытаний является испытательное оборудование.

При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг.

По месту проведения испытания бывают лабораторными, полигонными, натурными.

Основное требование к качеству проведения испытания – точность и воспроизводимость результатов. Выполнение этих требований в существенной степени зависит от соблюдения правил метрологии. По отклонению результатов испытаний характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, т.е. о качестве испытаний.

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» и «О техническом регламенте» продукция (работа, услуга), на которую установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, подлежит обязательному подтверждению соответствия указанным требованиям (обязательной сертификации, декларированию соответствия).

Таким образом, обязательными требованиями к качеству продукции являются безопасность, экологичность, совместимость и взаимозаменяемость.

 При определении состава обязательных требований нужно иметь в виду два обстоятельства:

в соответствии с законодательством и стандартами перечень обязательных требований может расширяться, например за счет требований функциональной пригодности (показатели энергопотребления);

для некоторых товаров требования надежности являются одновременно требованиями безопасности (безотказность транспортного средства).

Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные ме­роприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой сис­темы постоянно действующих мероприятий [38]. На протяжении не­скольких десятилетий создавались и совершенствовались сис­темы качества (СК). На современном этапе принята СК, уста­новленная в международных стандартах – ИСО серии 9000.

Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).

 Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию (услуги) и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других научных, ис­пользуемых для оценки стабильности производственных про­цессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции (или услуг).

Управленческий подход базируется на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...