Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований




Своеобразие, специфику решения педагогических задач в за­висимости от этапа, формы, региональных особенностей образо­вания невозможно в полной мере выявить и использовать без зна­ния и учета общего. Поэтому попытаемся начать с выяснения по­ложений, составляющих ядро современных психолого-педагоги­ческих концепций.

К числу положений, несомненно имеющих общепедагогиче­ский смысл, а поэтому составляющих ядро концептуальной плат­формы любых образовательных программ, по всей видимости,

20

принадлежат следующие важнейшие положения и соответствую­щие им закономерности и принципы.

1. Социальная обусловленность и непрерывное обновление це­
лей, содержания и методов воспитания и образования в соответ­
ствии с требованиями общества. Это предполагает подготовку лич­
ности к вхождению в современное общество, учет и реализацию
меняющегося, как официально оформленного в директивных до­
кументах, так и неофициального, более близкого к подлинным
запросам человека и человеческих общностей социального зака­
за, создание условий для достойного развития и существования
каждого человека.

2. Целостность воспитательного процесса, формирующего лич­
ность человека как в официально структурированной, так и в
неофициальной, специально не организованной, открытой сре­
де. В этой среде наиболее значимыми являются влияние семьи и
непосредственного социального окружения, поэтому возникает
необходимость выявления и использования его педагогического
потенциала.

3. Единство, перспективность и преемственность целей, содер­
жания и методов воспитания и образования, обеспечивающие
единое образовательное пространство и целостность образователь­
ной системы.

Большую роль в достижении единства образования в соответ­ствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации при­званы сыграть единые стандарты образования и образовательные цензы, устанавливаемые и контролируемые государством.

4. Педагогическая многомерность, отражение всех наиболее
важных сторон педагогического процесса: всякие одномерные
оценки в педагогической теории и практике неприемлемы и ущерб­
ны. Односторонние ориентации на коллектив, на общественные
ценности, на «завтрашнюю», а не сегодняшнюю радость принес­
ли нам немало вреда. Однако и забвение, игнорирование коллек­
тивных связей, общественных интересов, равно как и перспектив
развития общества, коллектива и отдельного человека, пагубны
для педагогического процесса. Педагогика в значительной степе­
ни — наука о достижении меры, о путях гармонизации противо­
положных сил и тенденций педагогического процесса: централи­
зации и децентрализации, личного и общественного, управления
и самоуправления, исполнительства и инициативы, алгоритми­
ческих действий и творчества, нормативности и свободы, устой­
чивости и динамизма личности.

5. Единство социализации и индивидуализации, обязательного
учета индивидуальной ориентации воспитания и его социальной
сущности как несомненных приоритетов демократического обще­
ства и его образовательно-воспитательной подсистемы. Степень
удовлетворения потребностей, реализации возможностей челове-

21

ка, его права на самореализацию, самобытность, автономию, сво­бодное развитие является основным критерием успеха в образо­вании и воспитании.

6. Вариативность и свобода выбора путей, способов и форм
осуществления стратегических образовательных идей как для пе­
дагога, так и для воспитанников. Конечно, и вариативность, и
свобода выбора реально в той или иной мере ограничены соци­
альными нормами, обязательным объемом образования, мини­
мально допустимыми стандартами его качества, реальными воз­
можностями общества.

7. Деятельностный подход: он заключается в признании того,
что развитие личности происходит в процессе ее взаимодействия
с общественной средой, а также обучения и воспитания как пу­
тей присвоения общественно-выработанных способов выполне­
ния действия и их воспроизводства, т. е. в созидательной деятель­
ности самих учащихся. Реализация развивающих функций обуче­
ния и воспитания обусловлена характером познавательных и прак­
тических задач, решаемых в этом процессе, а также особенностя­
ми педагогического управления этим процессом (в том числе спо­
собом подачи информации и ее структурированием — последова­
тельностью предъявления целостных по смыслу блоков и образ­
цов действий, рефлексивного осмысления и оценки результатив­
ности). При этом важно, чтобы деятельность обучающихся осуще­
ствлялась в форме сотрудничества как с педагогом, так и со сверст­
никами, способствовала реализации возможностей каждого, на­
ходилась в «зоне ближнего развития» ученика (Л. С. Выготский),
в которой ученик имеет базу для дальнейшего продвижения и раз­
вития, отзывчив к педагогической помощи и поддержке.

8. Формирующая роль отношений в нравственно-эмоциональ­
ном развитии личности. Эмоциональная окрашенность, содержа­
тельность, новизна многообразных отношений к предмету дея­
тельности, нравственным ценностям, другим людям (в том числе
родителям, педагогам, друзьям, соученикам, соседям, коллегам),
самому себе (самосознание, самооценка, характер и уровень при­
тязаний) — все эти атрибуты отношений присваиваются челове­
ком и становятся личностными качествами формирующегося че­
ловека. Социальная микросреда (микрогруппа, коллектив) слу­
жит в этом плане средством, фактором создания и функциониро­
вания формирующих личность отношений.

9. Комплексность и целостность функционирования образова­
тельно-воспитательных структур обусловлены многогранностью
педагогических задач, внутренней взаимосвязью сфер личности
и ограниченностью времени на обучение и воспитание. Отсюда
возникает необходимость решения в процессе одной деятель­
ности целого «веера» образовательных и воспитательных задач
(Ю. К. Бабанский), интеграции в этих целях воспитательных воз-

22

можностей семьи, школы и микросоциума (например, общин­ных и муниципальных органов самоуправления, юношеских и детских объединений, клубов, секций, учреждений культуры, спорта, правопорядка и т.д.).

10. Единство оптимизационного и творческого подходов к со­держанию и организации педагогического процесса. Оптимизаци­онный подход предусматривает выработку и использование алго­ритмов для выбора наиболее экономных и эффективных способов деятельности, творческий подход — выход за рамки алгоритмов, правил, инструкций, постоянный поиск с использованием гипо­тез, нестандартных идей и замыслов, мысленного предвосхище­ния желаемого результата. Творческие идеи и замыслы, будучи воплощены в жизнь, отработаны, достигают стадии алгоритми­зированной технологии, что дает возможность их широкого ис­пользования.

На основе указанных подходов, изложенных выше положений нужно в каждом конкретном случае разработать соответствующие рекомендации и требования к организации учебно-воспитатель­ного процесса.

Обозначим теперь примерную проблематику возможных пси­холого-педагогических исследований, связанных с образователь­ным процессом. Хотя о проблеме и теме исследования речь еще впереди, обратим внимание на то, что в основе любой проблемы лежит какое-то противоречие, рассогласование, требующее по­иска решения, чаще всего гармоничного, а сама проблема долж­на быть актуальной и истинной (т. е. действительно еще не решен­ной).

К числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены следующие:

соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагогической деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных учреждений;

способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом ис­следовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);

специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т.д.;

соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструирова­нии психолого-педагогических систем и проектировании их раз­вития;

учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и прак­тические способы их достижения;

23

соотношение и взаимосвязь процессов социализации и инди­видуализации, новаторства и традиций в образовании;

критерии успешности воспитательной работы, развития лично­сти воспитанников в определенных типах образовательных учреж­дений;

методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.);

способы корректного конструирования и эффективного осу­ществления всех этапов исследовательского поиска.

Среди прикладных (практических) проблем можно назвать сле­дующие:

развивающие возможности современных методических систем;

гуманитарное образование и духовный мир учителя;

пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-на­учного образования в средней школе;

здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;

развивающие возможности новых информационных технологий;

сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;

традиции обучения и воспитания в России и других государ­ствах бывшего СССР и их использование в современных условиях;

формирование воспитательной системы школы (или иного об­разовательного учреждения);

школа в системе социального воспитания и обучения;

педагогические возможности «открытой» школы;

семья в системе социального воспитания;

подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучеб-ных интересов и способностей;

традиции народной педагогики в воспитании;

роль неформальных структур в социализации молодежи, спо­собы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

Разумеется, приведенный перечень далеко не полон, он пред­полагает существование других серьезных и актуальных проблем, и в частности — связанных с управлением образованием, с со­вершенствованием его инфраструктуры и ее отдельных составля­ющих, проблем профессионального образования, проблем, свя­занных с реализацией идеи непрерывного образования и т. д.











































































Вопросы и задания

1. Раскройте единство и различие в подходах к определению страте­
гических целей образования в Национальной доктрине развития образо­
вания до 2025 г. и в Федеральной программе развития образования РФ до
2005 г.

2. Какие инвариантные элементы вы предложили бы включить в
концепцию развития любой школы до 2005 г.?

24

 

3. Можно ли говорить о региональной стратегии развития образова­
ния или стратегия для страны одна, а существуют только региональные
особенности ее воплощения?

4. Что означает понятие «единое образовательное пространство»?
Можно ли вводить единые образовательные стандарты, избежав возвра­
та к унифицированному образованию?

5. Не нарушает ли единства образования признание его многомер­
ности и вариативности?

6. Могут ли конкретные прикладные психолого-педагогические по­
иски проводиться без строгого теоретического обоснования?










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...