Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
Своеобразие, специфику решения педагогических задач в зависимости от этапа, формы, региональных особенностей образования невозможно в полной мере выявить и использовать без знания и учета общего. Поэтому попытаемся начать с выяснения положений, составляющих ядро современных психолого-педагогических концепций. К числу положений, несомненно имеющих общепедагогический смысл, а поэтому составляющих ядро концептуальной платформы любых образовательных программ, по всей видимости, 20 принадлежат следующие важнейшие положения и соответствующие им закономерности и принципы. 1. Социальная обусловленность и непрерывное обновление це 2. Целостность воспитательного процесса, формирующего лич 3. Единство, перспективность и преемственность целей, содер Большую роль в достижении единства образования в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации призваны сыграть единые стандарты образования и образовательные цензы, устанавливаемые и контролируемые государством. 4. Педагогическая многомерность, отражение всех наиболее 5. Единство социализации и индивидуализации, обязательного 21 ка, его права на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие является основным критерием успеха в образовании и воспитании. 6. Вариативность и свобода выбора путей, способов и форм 7. Деятельностный подход: он заключается в признании того, 8. Формирующая роль отношений в нравственно-эмоциональ 9. Комплексность и целостность функционирования образова 22 можностей семьи, школы и микросоциума (например, общинных и муниципальных органов самоуправления, юношеских и детских объединений, клубов, секций, учреждений культуры, спорта, правопорядка и т.д.). 10. Единство оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации педагогического процесса. Оптимизационный подход предусматривает выработку и использование алгоритмов для выбора наиболее экономных и эффективных способов деятельности, творческий подход — выход за рамки алгоритмов, правил, инструкций, постоянный поиск с использованием гипотез, нестандартных идей и замыслов, мысленного предвосхищения желаемого результата. Творческие идеи и замыслы, будучи воплощены в жизнь, отработаны, достигают стадии алгоритмизированной технологии, что дает возможность их широкого использования. На основе указанных подходов, изложенных выше положений нужно в каждом конкретном случае разработать соответствующие рекомендации и требования к организации учебно-воспитательного процесса. Обозначим теперь примерную проблематику возможных психолого-педагогических исследований, связанных с образовательным процессом. Хотя о проблеме и теме исследования речь еще впереди, обратим внимание на то, что в основе любой проблемы лежит какое-то противоречие, рассогласование, требующее поиска решения, чаще всего гармоничного, а сама проблема должна быть актуальной и истинной (т. е. действительно еще не решенной). К числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены следующие: соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагогической деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных учреждений; способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.); специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т.д.; соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструировании психолого-педагогических систем и проектировании их развития; учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические способы их достижения; 23 соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании; критерии успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в определенных типах образовательных учреждений; методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.); способы корректного конструирования и эффективного осуществления всех этапов исследовательского поиска. Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие: развивающие возможности современных методических систем; гуманитарное образование и духовный мир учителя; пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного образования в средней школе; здоровьесберегающие технологии в учебном процессе; развивающие возможности новых информационных технологий; сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся; традиции обучения и воспитания в России и других государствах бывшего СССР и их использование в современных условиях; формирование воспитательной системы школы (или иного образовательного учреждения); школа в системе социального воспитания и обучения; педагогические возможности «открытой» школы; семья в системе социального воспитания; подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучеб-ных интересов и способностей; традиции народной педагогики в воспитании; роль неформальных структур в социализации молодежи, способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами. Разумеется, приведенный перечень далеко не полон, он предполагает существование других серьезных и актуальных проблем, и в частности — связанных с управлением образованием, с совершенствованием его инфраструктуры и ее отдельных составляющих, проблем профессионального образования, проблем, связанных с реализацией идеи непрерывного образования и т. д. Вопросы и задания 1. Раскройте единство и различие в подходах к определению страте 2. Какие инвариантные элементы вы предложили бы включить в 24
3. Можно ли говорить о региональной стратегии развития образова 4. Что означает понятие «единое образовательное пространство»? 5. Не нарушает ли единства образования признание его многомер 6. Могут ли конкретные прикладные психолого-педагогические по |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 309. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |