Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о психолого-педагогическом и психологическом исследовании




В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные — и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны пси-

 

12

13

хологические исследования. В психологических исследованиях ве­дется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации ме­ханизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивиду­ального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

Усиливается потребность в социологических исследованиях, чтобы выявить запросы населения, отношение родителей и обще­ственности к тем или иным новшествам, оценки деятельности образовательного учреждения или образовательной системы.

Исследования валеологического и медицинского характера на­правлены на поиски вариантов образования, сохраняющих и ук­репляющих здоровье учащихся и воспитанников.

Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, фи-лософско-педагогического, социально-педагогического, психоло­го-педагогического, методического характера.

Однако практически все прикладные исследования, связан­ные с функционированием и развитием образовательного про­цесса и образовательных учреждений, носят комплексный пси­холого-педагогический (нередко социально-психолого-педагоги­ческий, медико-педагогический и т. д.) характер. Даже когда речь шла о знаниевой концепции обучения, невозможно было изу­чать образовательный процесс, не исследуя и не развивая вни­мания, памяти, мышления, эмоций, способностей к различным видам деятельности учащихся и воспитанников. Речь всегда шла о воспитании целостной, разносторонней личности, о развитии воли, о формировании убеждений, об учете индивидуальных осо­бенностей. Строить подлинное исследование в образовательной сфере без определения ее психологического содержания было невозможно.

В последнее десятилетие, когда задачи развития личности ста­ли приоритетными, любое продуктивное исследование в образо­вательной области должно быть психолого-педагогическим, рас­крывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорово­го психического и физического развития.

При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем идет речь о педагогическом процессе, об обуче­нии и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функци­онируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

14

И еще один нюанс. Известные (стандартные) психологические подходы, методы и методики могут использоваться для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов. Тогда вернее определять исследование как педагогическое с использованием пси­хологических знаний и методов. Если же идет поиск личностно ори­ентированных, индивидуализированных или работающих на психо­логию коллектива позиций и подходов, более точных психологиче­ских подходов или методов (например, способов определения твор­ческого потенциала личности и степени ее реализации), то исследо­вание действительно становится психолого-педагогическим.

Вопросы и задания

1. В чем отличие исследования психолого-педагогического от исследо­
вания по педагогической психологии?

2. Любое ли педагогическое исследование является комплексным?

3. Определите преимущественный характер следующих исследований.

Характер исследования Социологический

Психологический

Педагогический

Валеологический

Комплексный

Темы исследования

Динамика престижности образовательного учреждения

Влияние здоровья на успешность обучения младших школьников

Сравнительное изучение эффективности раз­ных образовательных технологий Выявление одаренности детей-дошкольников










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...