Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Загвязинский В. И., Атаханов Р.




МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия

для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031000 — Педагогика и психология

Москва

ACADEMA

2001

 УДК 37.01 ББК88.4 314

ВВЕДЕНИЕ

 В гл. III параграф 3 «Применение статистических методов

и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании»

написан С. Н. Дегтяревым

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, академик РАО Д. И. Фельдштейн; доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО М. М. Поташник

Загвязинский В. И., Атаханов Р.

3 14   Методология и методы психолого-педагогического иссле­дования: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с. ISBN 5-7695-0815-9

В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в школе и дру­гих образовательных учреждениях, начиная от определения проблемати­ки, выбора темы, уточнения исходных фактов и теоретических положе­ний до апробации и литературного оформления работы. В пособии оха­рактеризованы приемы выдвижения гипотезы, процесс возникновения идеи и замысла психолого-педагогического исследования, охарактеризо­ваны основные методы и методики поисковой работы, а также способы апробации и интерпретации результатов исследования, условия развития творчества и исследовательских умений педагогов.

УДК 37.01 ББК 88.4

ISBN 5-7695-0815-9

Загвязинский В. И., Атаханов Р., 2001 Издательский центр «Академия», 2001

Изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, трудное, болезненное, но настойчивое продвижение общества к рыночной экономике и демократическому устройству повысили степень свободы, расширили поле для проявления инициативы и свободного выбора, серьезно изменили цели, содержание и функ­ции образования, раздвинули его горизонты.

В значительной мере расширяются и видоизменяются функции образования как важного фактора социальной стабильности, пре­емственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, сво­бодной, активной и ответственной личности. Достижение этой цели требует освоения новых функций и нового содержания образова­ния, поиска и внедрения прогрессивных технологий и гибких орга­низационных форм, пересмотра некоторых принципов образова­ния и воспитания, нахождения эффективных способов индиви­дуального подхода к воспитанникам.

Кто должен выполнять этот необходимый и нелегкий труд? Традиционно считалось, что это должны делать ученые. Однако в последние годы стало ясно, что конкретные проекты преобразо­ваний, кропотливый поиск лучших их вариантов — дело каждого образовательного учреждения. Таким образом, у образовательных учреждений появилась новая функция — поисково-исследователь­ская.Если дошкольное учреждение, школа, вуз — любое образо­вательное учреждение не найдет своего лица, своего места в со­циальной нише, своей «изюминки», если оно не станет притяга­тельным для какого-либо контингента учащихся, то не выдержит конкуренции, не выполнит своей высокой миссии.

В нынешних условиях школа, например, может выбирать соб­ственный вариант учебного плана, вводить дополнительные об­разовательные услуги, профильное обучение в старших классах, педагогу дано право разрабатывать авторские программы и кур­сы, школе — строить собственную воспитательную систему.

Принципиально важно, что не только право, но и обязанность творить, искать, обновлять содержание и методы обучения, вес­ти опытно-поисковую исследовательскую работу теперь офици­ально закреплены в документах о школе, в том числе в россий­ском Законе «Об образовании» и в Примерном положении о сред­ней общеобразовательной школе.

 Психолого-педагогические подходы в работе общеобразователь­ных, профессиональных учебных заведений и учреждений допол­нительного образования, как и сами формы организации, типы учреждений, система и методы работы в них — все это сейчас динамично обновляется, требует поиска, уточнения, корректи­ровки в зависимости от типа микросреды, особенностей ситуа­ции, запросов и возможностей населения. Обновление образова­ния — не кратковременная кампания, оно происходит непрерыв­но. Педагогическая деятельность по своему существу нерёцептур-на, она должна содержать элемент поиска лучших, оптимальных для определенной ситуации вариантов ее выполнения.

Сказанное определяет необходимость овладения принципами и методами психолого-педагогического исследования не только учеными, исследующими эту сферу, но и широким кругом пси­хологов и педагогов. Это позволит лучше осознать новые цели и задачи образования и воспитания, освоить прогрессивные техно­логии, гибкие организационные формы, найти способы органи­ческого сочетания педагогических, психологических и иных (ме­дицинских, социально-реабилитационных) методов, пересмот­реть даже некоторые принципы образования и воспитания.

Этот совершенно необходимый и нелегкий труд наряду с уче­ными Российской академии образования, педагогических и ис­следовательских учреждений придется все равно выполнять и ря­довым педагогам на местах: в городе, микрорайоне, в каждой от­дельно взятой школе. Конкретные условия и возможности, регио­нальные и локальные (местные) запросы и резервы настолько многообразны, что создать готовые проекты и единые рекоменда­ции для всех невозможно. Реальные проекты преобразований, кро­потливый поиск лучших их вариантов придется осуществлять са­мим педагогам. В этом заключается смысл новой опытно-поиско­вой, исследовательской функции образовательных учреждений.

Исследовательский поиск в образовательном учреждении, как правило, носит комплексный характер. При его проведении под­вергаются исследованию социальные аспекты деятельности уч­реждения (престижность, условия реализации социального за­каза, адаптация учащихся и выпускников в социуме и т.д.), а также очень важную роль играет изучение личности воспитанни­ков и эффективности развивающего влияния образования, по­этому не только психологам, но и учителям необходимо овладеть методами психологической диагностики и психологического ис­следования. Обязательно также отслеживание состояния здоровья воспитанников и педагогов, эффективности мер по его защите. Это требует валеологического исследования. На такой комплекс­ной основе только и возможны отбор вариантов программ, опре­деление принципов, технологий, методов, организационных форм воспитания, т. е. проведение педагогического исследования. Есте-

ственно, что руководитель школы, педагог-воспитатель, учитель, психолог, валеолог ведут поиск с учетом специфики своей дея­тельности, но очень важно, чтобы все виды поиска были объеди­нены одной целью, общим подходом, едиными идеями, общей системой организации. В этом смысле в данном пособии пойдет речь именно о комплексном психолого-педагогическом исследовании, которое, по существу, является социо-, валеолого-, психолого-педагогическим.

В создавшихся условиях множество образовательных учрежде­ний, тысячи учителей, воспитателей и психологов уже включи­лись в исследовательский поиск.

О том, что инициатива педагогов и организаторов образова­ния пробудилась, свидетельствует расширяющийся поток твор­ческих начинаний. После уникального взлета в конце 80-х годов движения отдельных педагогов-новаторов, своего рода «звезд» педагогической сцены, в начале 90-х годов наступил период кол­лективных творческих исканий, разработки авторских школ, орга­низации оригинальных воспитательных структур, социальных уч­реждений и комплексов.

В последние годы наступил новый период инновационного раз­вития образования в нашей стране — период упорядочения, про­верки на общественную востребованность, эффективность родив­шихся инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве территории. Это означает, что требования к обоснованности, корректности, прак­тической отдаче исследований становятся еще более высокими.

Предлагаемое пособие, как полагают авторы, поможет студен­там, изучающим основы психолого-педагогических знаний, а также педагогам, школьным психологам, стремящимся к творческому поиску, руководителям образования осознать современную соци­альную ситуацию в образовании, проанализировать успехи и не­достатки, вскрыть резервы, увидеть новые стратегические ориен­тиры, овладеть методами организации и проведения опытно-по­исковой экспериментальной работы.

Указанные подходы и умения тем более важны, что в послед­ние 5—7 лет экспериментирование стало превращаться в своеоб­разную педагогическую моду, приняло массовый характер. Как грибы после теплого дождя, появлялись новые гимназии, лицеи, колледжи, школы с дифференцированным или профилирован­ным обучением, авторские программы, учебные планы. Однако далеко не всегда смена вывески на учебном заведении являлась результатом кропотливой работы.

Часть педагогов, смело идущих на эксперименты, берут на себя ответственность работающего с людьми экспериментатора, не представляя себе всей сложности поисковой работы, всех факто­ров риска. Другие же осознают недостаточность своих знаний и

умений в экспериментировании и именно поэтому не решаются на поиск. Авторы пособия стремились помочь и тем и другим.

В настоящее время для всех студентов университетов и педаго­гических вузов, готовящихся по педагогическим и психологиче­ским специальностям, введен курс методологии и методов пси­холого-педагогического исследования. Молодому специалисту при­дется вести наблюдение и проводить эксперименты, анализиро­вать и обобщать полученные данные, разрабатывать и реализовы­вать рекомендации. Исследовательские подходы и умения должны быть неотъемлемой частью его профессиональной подготовки.

Авторы понимают, что овладеть предлагаемыми подходами и методами можно, только включившись и в имитационный (сис­тема учебных упражнений, игр, тренинга) и в реальный исследо­вательский поиск. Поэтому по всем темам предложены учебные и практические задания.

Мы предполагаем, что читатели владеют основным содержа­нием курсов общей, возрастной и социальной психологии, об­щей и социальной педагогики, знакомы с опытом известных пе­дагогов-исследователей, педагогов-новаторов и лучших коллек­тивов, осуществляющих разнообразную опытно-поисковую экс­периментальную работу.

Предлагаемое пособие, как полагают авторы, поможет также педагогам, психологам и руководителям образования, стремящим­ся к творческому поиску, осознать современную образовательную и воспитательную ситуацию, проанализировать успехи и недо­статки, вскрыть резервы, увидеть новые стратегические ориенти­ры, овладеть методикой организации и проведения психолого-педагогической исследовательской работы.

Глава I










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...