Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заставляет основать теорию) 21 страница
Подобное условное разграничение с точки зрения внешне различных сфер человеческого поведения скрывает сходство социальных и психологических процессов, которое изучают более абстрактные концепции, такие как теория референтных групп. Как мы увидели из таблицы переменных в первой части этой главы, комбинация элементов может отличаться, давая, таким образом, начало очевидно различным формам поведения, но они будут тем не менее только различным выражением сходных процессов при различных условиях. Они все представляют проблемы людей, старающихся идентифицировать себя с референтной группой, к которой они стремятся или членами которой они уже стали. И, таким образом, все виды наблюдаемого поведения могут в принципе быть выведены из нескольких относительно общих понятий, объединяющих их все, а не из различных терминов, скрывающих их сходство, например «продвижение», «ассимиляция» (и «окультуривание»), «классовая борьба» (и «конформизм»), «социализация», «социальные отклонения», «предательство» или упомянутая «относительная утрата», «ролевой конфликт», «разнонаправленное воздействие» или «ложное сознание». 425 Раннее развитие теории референтной группы наполнено примерами, когда отдельные исторические события в обществе заставили социологов сосредоточиться на той сфере социального поведения, в которой начинали осознаваться образцы референтно-группового поведения. Так, исследования по ассимиляции (которая является, очевидно, процессом, в котором существует сравнение с культурой нечленских групп) были ускорены волнами иммиграции в нашу страну и последующими муками абсорбации людей, воспитанных в разных культурах. Точно так же возросший социологический интерес к мобильности социальных классов и «ложному сознанию», посредством которого люди отождествляют себя с классом, «к которому они не принадлежат», по-видимому, отчасти является реакцией на общественное обсуждение классов и на преувеличенное значение классового конфликта. В подобных случаях социологический выбор предмета исследования был скорее продиктован конкретными практическими проблемами, чем требованиями систематической теории. В результате сложилась четко выраженная тенденция: объяснение оставалось тесно связанным с рассматриваемой исследователем конкретной сферой поведения. Характерные понятия, присущие каждой сфере, создавались как отдельные и почти независимые друг от друга средства анализа, а их теоретические совпадения и связи часто упускались из виду. Специализация исследований, являющаяся результатом их направленности на конкретные практические проблемы, вызванные социальными изменениями, иногда осуществлялась за счет более общего содержания теории. Внимание социологов привлекали конкретные ситуации, вводились конкретные понятия, но задача их теоретической консолидации только начала ставиться. Хотя в нашем кратком обзоре проблем об этом результате говорится только мельком, приведенных выше примеров вполне достаточно, чтобы предположить, что они представляют собой не обособленные формы социального поведения, но конкретные проявления лежащих в их основе образцов референтно-группового поведения55. Возможно, если специальные исследования проследят теоретические связи между этими формами поведения, они разовьют одну из тех теорий среднего уровня, которые консолидируют гипотезы, в противном случае ос- 55 Представите ть истории науки комментирует сопоставимую проблему теоретической консолидации в естественных и физических науках: «...среди всех форм ментальной активности наиболее сложно сформировать... искусство трактовать то же самое собрание данных, что и раньше, но поместив их в новую систему взаимосвязей и дав им новую систему координат; все это означает, что мы подвели их под своеобразную теоретическую «шапку», соответствующую данному моменту» (Н. Butterfield, The Origins of Modern Science (London: Bell, 1949), 1). — Примеч. автора. 426 тавшиеся бы разъединенными, и эмпирически установленные черты сходства. Широкая, более содержательная теория означала бы, что исследования, изучающие способы приспособления иммигрантов, вносят свой вклад в ту же самую теорию, которая поможет организовать дальнейшее развитие других исследований, например, факторов социальной мобильности. И эти шаги к объединению могут привести к более быстрому кумулятивному росту теории референтных групп, так как исследования в различных областях человеческого поведения начнут взаимно стимулировать и поддерживать друг друга. По крайней мере именно таково значение этого предварительного обзора концепций референтной группы, используемых в «Американском солдате». XI. СВЯЗИ ТЕОРИИ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП И СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ Понятие референтной группы формально возникло в социальной психологии. Эта наука обращает внимание прежде всего на то, какова реакция индивидов на свою межличностную и более широкую социальную среду. В результате, как только стали развиваться экспериментальные и теоретические исследования референтных групп, они сконцентрировались главным образом на том, чем детерминируется выбор индивидами своих референтных групп и каковы последствия этого выбора для личности. Однако, как время от времени указывалось в предыдущей главе, понятие референтной группы занимает также четко определенное место в социологической теории, концентрирующей свое внимание на структуре и функциях той социальной среды, в которой размещаются индивиды. Социально-психологическая и социологическая теории референтных групп, разумеется, не имеют четких разграничений; они отчасти перекрывают, а отчасти дополняют друг друга. Но тем не менее они представляют собой разные уровни теоретического анализа, которые время от времени полезно различать с тем, чтобы выявить различия их теоретических проблем. Конечно, вполне возможно, что в конечном итоге социальная психология и социология составят одно неразрывное целое —точно так же, как и вся наука. Однако в настоящее время полезнее принимать во внимание различия между этими типами и уровнями теории, чтобы более систематически связывать их между собой. Во всяком случае, именно с этих позиций я предпринял систематическое исследование теории референтных групп уже после того, как впервые была написана предыдущая глава. В течение этого периода, занявшего примерно шесть лет, было проведено много исследований и выявлено множество пробелов в наших знаниях. Именно поэтому нижеследующие разделы группируются вокруг теоретических проблем, относящихся и к референтным группам, и к связанным с ними вопросам социальной структуры в целом. © Перевод. Каганова З.В., 2006 428 Проблематика теории референтных групп Основные понятия Так как эта область исследований интенсивно развивается, ее основные понятия постепенно становятся все более ясными. Понятия, которые в первом приближении казались адекватными, должны получать все более точное определение благодаря накоплению результатов исследования. Когда вводятся более уточненные понятия, их часто обозначают другими терминами, чтобы зафиксировать в уме их своеобразие1. Это постоянное уточнение основных понятий образует одноиз современных направлений развития теории референтных групп. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |