Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заставляет основать теорию) 19 страница
Поскольку методологические и эмпирические выводы этого исследования были подробно обсуждены (первые — в статье Кендала и Лазарсфельда, последние — в самом «Американском солдате»), нам не нужно обращаться к ним здесь. Вместо этого мы ограничимся некоторыми из теоретических значений этого исследования. Эти значения подразделяются натри взаимосвязанных вида. Во-первых, значение для теории референтных групп эмпирических данных, перепроверенных в контексте данной теории. Во-вторых, значение, которое дает нам возможность связать теорию референтных групп с гипотезами функциональной социологии. И в-третьих, значение, которое, будучи выражено в соответствующей ему общей форме, даст нам возможность увидеть, что это исследование распространяется не только на образцы связи конформизма и мобильности у американских солдат времен Второй мировой войны, но, вероятно, также на бо- 405 лее общие и, по-видимому, в корне отличные образцы поведения, такие как уход из группы, предательство, социальный карьеризм и тому подобное. Указанные значения охватывают широкий круг вопросов, которые вряд ли можно полностью перечислить, не из-за ограниченности во времени, но из-за ограниченности наших социологических знаний. Однако даже движение по направлению к нашей цели поможет нам осознать теоретическую связь между разделенными в настоящее время типами социального поведения. Мы начинаем, следуя принятой нами практике краткого обзора основных данных исследования, в том виде, как они представлены в «Американском солдате». Случай 5(1, 258—275). Это исследование было обращено не кнор-мам продвижения по службе, которое определяется изменениями в штатном расписании организации, но к сфере продвижения: какие люди вероятнее всего должны быть продвинуты? Поскольку решение командира о продвижении по службе ни в коей мере не основано на объективной проверке способностей или исполнения своих обязанностей рядовыми, на него могут серьезно повлиять личные отношения и мнения, играющие свою роль при принятии этого решения. В соответствии с этим Исследовательский сектор выдвинул такую гипотезу: «единственный фактор, который едва ли можно исключить из суждения офицера при выборе человека для продвижения по службе, — это его конформизм по отношению к официально санкционированным нормам военной морали» (I, 259). Далее отмечается, и мы имеем возможность рассмотреть этот вопрос более подробно, что, «вынося субъективное суждение, командир части неизбежно навлекает на себя обвинения в фаворитизме, особенно в том, что поддается на уловки военнослужащих, наиболее искусных в «подхалимаже» (I, 264). Опрос личного состава в трех группах военнослужащих имел своей целью выявление того, будут ли солдаты, которые выражали установки, соответствующие утвердившимся нормам военной морали, вследствие этого получать продвижение по службе в значительно более высоких пропорциях, чем другие. Это положение постоянно получало подтверждения. Например, «из рядовых, которые в сентябре 1943-го сказали, что они не считают, что армейское управление было слишком строгим, 19% стали Pfc's в январе 1944-го, в то время как из других рядовых только 12% стали Pfc's» (I, 261—262). Точно так же, когда солдаты в трех выборках были расположены согласно их баллам в «квазишкале установок конформности», во всех трех группах постоянно обнаруживалось, что «именно тех, чьи установки были 406 наиболее конформистскими, скорее всего именно вследствие этого продвигали по службе» (I, 263)41. Теоретическое осмысление. Рассматривая эти опросы личного состава, мы хотим выявить некоторые связи между теорией референтных групп и функциональной социологией, которые до сих пор оставались имплицитными. Это исследование особенно хорошо служит такой задаче, поскольку данные этого исследования могут быть легко переформулированы на языке и той, и другой теории и, следовательно, соотнесены с более широким кругом поведения, чем рассматриваемый в самих исследованиях. Ценность подобной переформулировки для социологической теории, возможно, лучше всего видна в связи с независимой переменной «конформности». Очевидно, считается, что тип установки, описанный в этом исследовании как конформистский, является экстремальным выражением того, что обычно называют «социальной конформностью». Ибо на языке социологии «социальная конформность» обычно означает конформизм по отношению к нормам и ожиданиям, существующим в собственной членской группе индивида. Но в этом исследовании конформизм относится не к нормам непосредственной первичной группы, состоящей из военнослужащих, но к совершенно иным нормам, содержащимся в официальной военной морали. Действительно, как показывают данные «Американского солдата», нормы внутренней группы солдат часто расходились с официальными армейскими нормами и нормами офицерского корпуса42. На языке те- 41 Например, сами авторы говорят, а Кендалл и Лазарфельд указывают более под 42 Абсолютный процент людей, одобряющих данное мнение, конечно, нельзя 407 ории референтных групп, следовательно, установка конформности по отношению к официальной морали может быть описана как позитивная ориентация на нормы не-членской группы, которая принимается в качестве эталона. Подобная конформность по отношению к нормам внешней группы является, таким образом, эквивалентом тому, что обычно называют нонконформизмом, а именно нонконформизмом по отношению к нормам внутренней группы43. Это предварительная переформулировка непосредственно ведет к двум взаимосвязанным вопросам, которые мы до сих пор скорее подразумевали, чем рассматривали явно. Каковы последствия (функциональные и дисфункциональные) позитивной ориентации на ценности не своей группы, а чужой? И далее, какие социологические процессы инициируют, подкрепляют или сдерживают подобные ориентации? Функции позитивной ориентации на не-членские группы, ожидаемая социализация. Рассматривая как можно более кратко возможные последствия этого образца конформности к не-членским групповым нормам, целесообразно делать различие между его последствиями для индивидов, демонстрирующих то или иное поведение, для подгруппы, к которой они принадлежат, и для социальной системы, охватывающей и то и другое. Для человека, который принимает ценности группы, к которой он стремится, но не принадлежит, эта ориентация может обеспечить двойную функцию: помочь приобрести вес в группе и облегчить приспособление к группе после того, как он стал ее членом. То, что эта первая функция действительно выполняла свое назначение, является основным пунктом в выводах «Американского солдата»: у тех рядовых, которые принимают официальные ценности армейской иерархии, вероятность продвижения по службе должна быть гораздо больше, чем у всех остальных. Гипотеза, относящаяся ко второй функции, до сих пор остается непроверенной. Но в принципе не трудно обнаружить эмпирически, будут ли те люди, которые в процессе ожидаемой социализации принимают ценности не-членской группы, к которой они стремятся, быстрее приняты в группу, и легче ли они приспособятся к ней. Это 41 Нет ничего постоянного в границах, разделяющих внутренние группы от внешних групп, членские группы от не-членских групп. Они изменяются при изменении ситуации. По сравнению со штатскими или иностранными группами служащие в армии могут считать себя или считаться членами внутренней группы; хотя в другом контексте рядовые военнослужащие могут считать себя и считаться внутренней группой в отличие от внешней группы офицеров. Поскольку эти понятия связаны с ситуацией, а не являются абсолютными, нет парадокса в упоминании офицеров как внешней группы для рядовых в одном контексте и как членов более широкой внутренней группы в другом контексте. Обобщенная точка зрения в главах X и XI. — Примеч. автора. 408 требует создания показателей принятия в группу и приспособления к ней, а также сравнения, с точки зрения этих показателей, тех новичков в группе, которые предварительно ориентировались на групповые ценности, с теми, которые не ориентировались на них. Конкретно в настоящем случае это могло бы повлечь за собой сравнительное исследование среди рядовых, выдвинутых на более высокое звание, а именно: как группа регулирует прием тех, кто готовится к возможному и ожидаемому изменению статуса, и тех, кто раньше твердо придерживался ценностей своей собственной внутренней группы рядовых. Показатели последующего приспособления можно было бы связать с показателями прежней ценностной ориентации. Это и составило бы систематическую эмпирическую проверку функциональной гипотезы. Очевидно далее, что ожидаемая социализация является функциональной для человека только в относительно открытой социальной структуре, обеспечивающей продвижение по службе. Поскольку только в подобной структуре может быть такая установочная и поведенческая подготовка к изменениям статуса, которая предшествует действительным изменениям статуса в относительно большом числе случаев. Однако та же самая модель ожидаемой социализации могла бы быть дисфункциональной для человека в относительно закрытой социальной структуре, где он мог бы не получить признания в группе, к которой стремится, и, вероятно, мог бы из-за своей внегрупповой ориентации потерять признание группы, к которой он принадлежит. Этот последний вариант рассматривается как тип маргинального человека, балансирующего на краю нескольких групп, но не принятого полностью ни в одной из них. Таким образом, часто изучаемый случай «маргинального человека»44 и случай рядового солдата, который принимает официальную военную мораль как позитивный ориентир, могут быть идентифицированы в функциональной теории референтно-группового поведения как частные случаи ожидаемой социализации. Особый случай — это образец маргинального человека в относительно закрытой социальной системе, в которой члены одной группы принимают в качестве позитивных ориентиров нормы группы, из которой они принципиально исключены. Внутри такой социальной структуры ожидаемая социализация становится дисфункциональной для человека, ставшего жертвой 44 Качественные описания поведения маргинальных людей, обобщенные, например, в кн.: E.V. Stonequist, The Marginal Man (New York: Scribner's, 1937), можно аналитически переработать, представив его как особый и ограниченный случай референтно-группового поведения, в котором человек стремится отказаться от одной членской группы ради другой, социальный доступ к которой для него воспрещен. — При-*еч. автора. 409 стремлений, которые он не может претворить в жизнь, и надежд, которые он не может реализовать. Но, как показывают опросы личного состава, именно тот же самый вид референтно-группового поведения в относительно открытой социальной системе является функциональным для человека и хотя бы до некоторой степени помогает ему достичь статуса, к которому он стремится. Одно и то же референтно-групповое поведение в различных социальных структурах имеет различные последствия. Таким образом, мы считаем, что контакты между членскими группами (реальные или воображаемые) повышают позитивную ориентацию на нормы не-членской группы, а ее функциональные или дисфункциональные последствия, очевидно, зависят от относительно открытого или закрытого характера социальной структуры, в которой эти контакты происходят. И то, что на первый взгляд могло бы показаться вовсе не связанными или в корне отличными формами поведения (например, поведение таких маргинальных людей, как цветные или евразийцы, и поведение военнослужащих, принимающих ценности военного командования больше, чем свои собственные), после соответствующей концептуализации выглядят как частные случаи референтно-группового поведения. Хотя ожидаемая социализация в открытой социальной системе может быть функциональной для индивида, она, очевидно, может быть дисфункциональной для сплоченности группы и слоя, к которым он принадлежит. Ибо приверженность абсолютно иным ценностям других групп означает отступничество от морали внутренней группы. И в соответствии с этим, как мы сейчас увидим, внутренние группы реагируют на такие положительные ориентации по отношению к определенным нормам внешних групп, используя все способы социального принуждения. С точки зрения большей социальной системы (армия как целое), положительная ориентация на официальную мораль выглядит функциональной как поддержка легитимности и сохранения в целости структуры командования. (Вероятно, именно это имеет в виду «Американский солдат», когда описывает эти конформистские установки как «благоприятные с армейской точки зрения».) Но, очевидно, для подтверждения этого суждения необходимы серьезные исследования. Возможно, например, что вторичный эффект от такой ориентации может быть настолько пагубным для сплоченности первичных групп военнослужащих, что их моральный уровень понизится. Конкретный исследовательский вопрос поможет уточнить проблему: будут ли подразделения с относительно большим, хотя и не составляющим большинства количеством солдат, позитивно ориентированных на офи- 410 циальные армейские ценности, чаще проявлять признаки аномии и личной дезорганизации (т.е. «нести потери без боя»)? В такой ситуации не служит ли личный «успех» конформистов (повышение по службе) только подавлению боевого духа других солдат, поскольку вознаграждаются те, кто отстранился от морали их внутренней группы? В этих опросах, так же как в нескольких других, которые мы рассматривали здесь (например, изучение солдатского мнения о справедливости их призыва в армию), референтно-групповое поведение, очевидно, соотносится с легитимностью, приписываемой институциональной системе. Таким образом, солдат, который старше по возрасту и женат, вряд ли считает «справедливым» свой призыв в армию; большинство призванных считают «несправедливым», что продвижение, вероятно, основано на «личном знакомстве», а не на знаниях и так далее. Отчасти это очевидное акцентирование легитимности является, конечно, артефактом исследования: многие из вопросов, заданных солдатам, должны относится к их представлению о легитимном или нелегитимном характере их положения или господствующей институциональной системы. Но такая направленность исследовательского интереса, в свою очередь, была результатом наблюдений: солдаты действительно в значительной степени интересовались вопросами институциональной легитимности, на что часто указывали непроизвольные замечания военнослужащих45. Это следует подчеркнуть, так как недостаток легитимности социальной организации кажется функционально связанным с референтно-групповым поведением. Он, очевидно, влияет на весь диапазон типичных межгрупповых и межличностных сравнений. Например, если структура жесткой системы стратификации в целом определяется как легитимная, если права, привилегии и обязанности каждого слоя в целом рассматриваются как морально справедливые, следовательно, люди в каждом слое будут реже рассматривать положение другого слоя как контекст для оценки своей собственной участи. Скорее они ограничат свое сравнение другими членами своего собственного или соседнего социального слоя. Но если система стратификации оспаривается, то члены некоторых слоев должны чаще противопоставлять своей собственной ситуации ситуацию других слоев и в соответ- 45 Например, при ответе на вопрос «Если бы вы могли побеседовать с президентом Соединенных Штатов, какие три наиболее важных вопроса вы бы хотели ему задать о войне и о вашем участии в ней?» существенная часть солдат (и негров, и белых), очевидно, поднимала вопросы, связанные с легитимностью современной практики и системы в армии. Солдаты-негры, конечно, сосредоточены на несправедливой практике расовой дискриминации, но 31% белых солдат также начинали с «обсуждения и критики» армейской жизни» (1, 504 et passim). — Примеч. автора. 411 ствии с этим формировать свои самооценки. Такие различия в структуре систем и в степени легитимности, относящейся к их устройству, помогают объяснить часто отмечаемый факт, что степень неудовлетворенности своей участью часто меньше у людей из чрезвычайно угнетаемых социальных слоев в соответственно жесткой социальной системе, чем среди тех слоев, которым, очевидно, «лучше» в более мобильной социальной системе. Во'всяком случае, круг групп, принятых в качестве эффективного основания для сравнения различных социальных систем, может оказаться тесно связанным со степенью, в которой легитимность приписывается господствующей социальной структуре. Хотя еще многое осталось несказанным, но уже достаточно оснований для предположения, что образец ожидаемой социализации может иметь различные последствия для людей, которые его демонстрируют, для групп, к которым они принадлежат, и для социальной структуры, включающей их в себя. Пересмотрев данные опросов о вознаграждении солдат за конформизм, мы можем определить некоторые новые типы проблем, которые предполагают более всесторонний функциональный анализ подобного референтно-группового поведения. Например: 1. Поскольку только часть внутренней группы позитивно ориентируется на ценности не-членской группы, необходимо установить социальную позицию и типы личности тех, кто наиболее вероятно поступает таким образом. Например, не изолированы ли в группе те, кто особенно готов принять эти чуждые ценности? 2. Большое внимание было уделено процессам, создающим позитивную ориентацию на нормы своей собственной группы. Но какие процессы создают подобные ориентации на другие группы и слои? Служит ли относительно высокая степень мобильности усилению этого последнего типа ориентации? (Вспомним, что «Американский солдат» приводит данные о скорости продвижения и оценке шансов продвижения, имеющие косвенное отношение к этому вопросу.) Соответственно адаптированные, такие данные о реальных темпах мобильности, стремлениях и ожидаемой социализации в соответствии с нормами более высоких социальных слоев могут расширить функциональную теорию конформизма и девиантного поведения. 3. Какие связи существуют (если существуют) между различными темпами мобильности и признанием легитимности системы стратификации людьми, занимающими разное положение в этой системе? Поскольку очевидно, что системы с очень низкими темпами мобильности могут получить широкое признание, какие другие объясняющие переменные необходимо включить, чтобы понять взаимосвязь между темпами мобильности и признанием легитимности? 412 4. В гражданской и военной жизни будут ли скорее приниматься группой, обладающей властью или престижем, те мобильные люди, которые наиболее готовы поддержать ценности этой группы? Является ли наиболее эффективным именно такое исполнение латентной функции, при котором мобильные люди ощущают эти ценности как наивысшие, а не перенимают их умышленно только ради принятия в группу? Если подобные ориентации мотивированы только желанием принадлежать к группе, не навредят ли они затем мобильным людям, которых будут характеризовать как карьеристов или «подхалимов» в армии — как службистов, которые «выслуживаются» ради продвижения по службе? Социальные процессы, поддерживающие и подавляющие позитивные ориентации на не-членские группы. В ходе рассмотрения функций ожидаемой социализации мы иногда намекали на социальные процессы, которые поддерживают или подавляют этот образец поведения. Поскольку эти процессы являются центральными в теории референтно-группового поведения и поскольку именно эти данные трудно найти в обзорном материале по установкам (который главным образом используется в «Американском солдате»), они заслуживают дальнейшего рассмотрения. Как мы видели, то, что с точки зрения индивида является ожидаемой социализацией, с точки зрения группы, членом которой он состоит, истолковывается как отступничество и нонконформизм. В той степени, в которой человек отождествляет себя с другой группой, он. отчуждает себя от своей собственной группы. И хотя многие поколения социологов изучали групповую сплоченность, они не уделяли систематического внимания ее оборотной стороне — групповому отчуждению. Если же они его рассматривали, то ограничивались такими специальными вопросами, как иммигранты второго поколения, конфликт лояльности по отношению к группе и по отношению к семье и т.д. В большой степени этот вопрос был оставлен для литературных обозревателей, которые могли рассмотреть драму, присущую ситуации ренегатов, предателей и дезертиров. Ценностно-нагружен-ные дополнительные значения этих терминов, используемыми для описания идентификации с группами иными, чем своя собственная, определенно предполагают, что эти образцы поведения обычно рассматриваются с точки зрения членских групп. (Хотя вероотступник одной группы может быть новообращенным в другой.) Поскольку каждая группа полагает, что ее члены будут лояльны (иначе независимо от действия она не носит характер группы), перенос лояльности на другую группу (особенно на группу, действующую в той же самой сфере экономики или политики) рассматривается в первую очередь в аффективных терминах чувств, а не в беспристрастных терминах ана- 413 лиза. Ренегат, или изменник, или карьерист (как бы их ни называли) чаще становится объектом поношения, чем объектом социологического изучения. В рамках теории референтных групп, не связанной с языком эмоций, у социолога появляется возможность идентифицировать и локализовать предательство, измену, ассимиляцию иммигрантов, классовую мобильность, социальное восхождение и т.д. как разнообразные формы идентификации с не-членской группой. При этом мы получаем возможность изучать их не как абсолютно специфические и не связанные друг с другом формы поведения, но как различное выражение сходных процессов при достаточно разных условиях. Вопрос о переносе лояльности людей из высших классов от своего собственного класса к низшему классу (был ли это предреволюционный период во Франции XVIII века или в России XX века) принадлежит той же самой группе социологических проблем, что и более знакомый нам вопрос об идентификации людей из низшего класса с высшим классом; этот предмет довольно поздно начал привлекать внимание социологов в обществе, где вертикальная социальная мобильность является установившейся ценностью. Несмотря на такие акценты в нашей культуре, феномен «высших», принимающих ценности «низших» (как и многие референтно-групповые феномены), заслуживает дальнейшего исследования не меньше, чем феномен «низших», которые стремятся стать «высшими». При таком отступничестве от внутренней группы может оказаться, как это часто предполагают, что человек остается в группе только номинально и что он лишь слегка включен в ее сеть социальных отношений, но позитивно ориентирован на не-членские группы. Но даже если это утверждение в целом верно, оно является статичной корреляцией и, следовательно, только частичным объяснением. На самом деле необходимо исследовать тот процесс, благодаря которому такие корреляции поддерживаются. Делая вывод из некоторых качественных данных в «Американском солдате» и из других исследований отречения от своей измены, мы полагаем, что между ухудшением социальных отношений в группе и позитивными установками на нормы не-членской группы существует постоянное и нарастающее взаимодействие. То, что человек переживает как отчуждение от группы, членом которой он является, его товарищи склонны переживать как отступничество от группы, и это обычно вызывает враждебную реакцию. Поскольку социальные отношения между человеком и остальной группой ухудшаются, нормы группы становятся для него менее обязательными. А так как он постепенно отдаляется от группы и за это она его наказывает, маловероятно, чтобы он получил вознаграждение за пре- 414 данность групповым нормам. Однажды возникнув, этот процесс, по-видимому, движется к нарастающему отделению от группы — и с точки зрения установок и ценностей, и с точки зрения социальных отношений. И в той степени, в какой человек ориентируется на ценности внешней группы, возможно, поддерживая их словесно и выражая их в действии, он только расширяет пропасть и усиливает враждебность между ним и его товарищами по внутренней группе. Взаимосвязь между разобщением и постепенным отчуждением от групповых ценностей может послужить для человека двойной мотивацией ориентироваться на ценности другой группы и присоединиться к ней. Остается выяснить вопрос об объективной возможности присоединиться к референтной группе. Если возможность является ничтожной или отсутствует, то отчужденный человек становится социально незакрепленным. Но если социальная система допускает подобные изменения в групповом членстве, то человек, отстраненный от одной группы, все больше ориентируется на принадлежность к другой. Это гипотетическое объяснение отстранения и отчуждения, которое, конечно, только слегка затронуло процессы референтно-группового поведения, требующие дальнейшего изучения, по-видимому, приблизительно соответствует качественным данным в «Американском солдате», где описаны те, кого называли «подхалимы», «подлизы», «выслуживающиеся». Выдержки из дневника рядового военнослужащего иллюстрируют взаимосвязь между отступничеством и отчуждением: ориентированный вовне человек слишком усерден в верности официальной морали. Групповую враждебность, выраженную в насмешках, вызывают слова, произнесенные К. и С: «Лейтенант сказал, что вы должны работать». После насмешек над ними: «Все должны подлизываться», — они начинают отдаляться от группы. «Остракизм стал очевидным, люди стали избегать их компании, только некоторые были дружелюбны». Они чаще общаются с людьми, представляющими нечленскую референтную группу: «У, С и К «подлизывались» все утро, крутились вокруг лейтенантов и задавали бодрые вопросы». В этом кратком описании хорошо просматривается действие внутригрупповой ориентации, нарушающей позитивную ориентацию на официальную мораль46, а также процесс, в ходе которого эта ориентация развивает- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |