Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заставляет основать теорию) 20 страница




46 Официальная брошюра военного департамента, розданная новобранцам, стре­милась дать благословение «подхалимам»: «Подхалимажем» называют все те поступ­ки солдата, которые он честно совершает для того, чтобы заслужить внимание и про­движение. Армия поощряет людей, делающих особые усилия в строевой подготовке, исключительное «надраивание до блеска» своего обмундирования. Иногда это дос­тавляет неудобства для других людей, которые предпочитают более легкую жизнь, но это стимулирует дух соревнования и усовершенствования, который делает нашу ар­мию лучшей» (], 264). - Примеч. автора.

415


ся у тех, кто принимает эту мораль в качестве главного референтного ориентира, рассматривая свои связи с внутренней группой как менее значимые.

Делая выводы из осмысления этих опросных исследований по конформизму и мобильности, мы полагаем, что есть возможность для исследования последствий различных образцов референтно-группо­вого поведения и для изучения их определяющих факторов. Более того, социология изучает последствия, которые имеют значение не только для людей, чье поведение рассматривается, но и для групп, в которых они состоят. Мы рассмотрели вероятность того, что степень, до которой структура этих групп и статус их членов признается леги­тимной, может определить круг групп или слоев, которые они обыч­но принимают в качестве эталона для оценки их собственного поло­жения. И, в заключение, эти опросы привлекают внимание к необхо­димости тщательного изучения тех процессов в групповой жизни, ко­торые поддерживают позитивные ориентации на не-членские группы или мешают им, что приводит к соединению теории референтных групп и современных теорий социальной организации.

Психологические и социальные функции

В нашем предшествующем обзоре мы старались провести разли­чие между последствиями позитивной ориентации на не-членскую группу для индивида, для членской группы и для большой социаль­ной системы. Если, как мы допустили, установленный образец пове­дения обычно имеет такие разные последствия, его можно результа­тивно исследовать как с психологической, так и с социологической точки зрения. Иногда «Американский солдат» анализирует поведе­ние только с точки зрения психологической ориентации. Но в неко­торых из этих примеров ту же самую ситуацию полезно было бы пе­ресмотреть с точки зрения ее значения для теории функциональной социологии47. Это не говорит о том, что социологическая ориентация неизбежно «превосходит» психологическую или противоречит ей. Но они действительно различны. И, рассматривая эти материалы из раз­личных перспектив, отличающихся от тех, которые есть в самом тек-

47 Интересно посмотреть, как профессиональная подготовка явно влияет на спо­соб описания материалов «Американского солдата». В своем обзоре этой книги Гор­дон Олпорт, психолог, говорит о ее «социологическом уклоне». А здесь двое социо­логов утверждают, что она имеет, в сущности, заметную «психологическую ориента­цию». Авторы могут чувствовать себя очень комфортно при этом двойном попече­нии. — Примеч. автора.

416


сте, мы можем обнаружить новое значение этих прикладных иссле­дований для социальной теории.

Случай 6 (II, 272—284). Среди случаев, демонстрирующих явную психологическую ориентацию, имеется краткое сообщение о пере­живаниях людей в лагерях для новобранцев, армейских гарнизонах, через которые они проходят после учебных частей и перед размеще­нием во фронтовых подразделениях, нуждающихся в пополнении сво­его личного состава. Авторы рисуют живой психологический портрет лагеря для новобранцев: лагерь — это «неиссякаемый источник пси­хологического расстройства», постоянный кадровый состав лагеря руководит новобранцами массово и безлично, новобранцы имеют только статус «ожидающих назначения» и испытывают недостаток «социальных связей, которые могли бы обеспечить их поддержку, у них отсутствуют гарантии безопасности, обеспечиваемые обладани­ем установленной нишей в какой-либо организации». Вероятно, «наиболее бросающаяся в глаза характеристика лагерной жизни... в том, что такая ситуация приводит в состояние тревожной неопреде­ленности без возможности разрядить напряжение» (II, 274). Одно из последствий лагерных испытаний заключалось в том, чтобы но­вобранцы «приветствовали практически любое постоянное назна­чение». Хотя это не означало, что они одобряют сами по себе бое­вые действия, но «даже в этом отношении... завершение тревожной неопределенности, вероятно, в некотором отношении означало пси­хологический выигрыш. Новоиспеченный фронтовик мог сказать себе: к лучшему или худшему, но «это нечто определенное» (II, 176).

Исследовательский сектор, следовательно, был в основном занят вопросом: каково воздействие этого опыта на новобранца? Но те же самые данные подразумевают совсем другую проблему; с точки зре­ния функциональной социологии, проблема состоит не в воздействии лагеря на новобранца, а в воздействии лагеря на его последующее включение в фронтовую группу.

Функциональный анализ этой ситуации можно начать с концеп­туализации социальной роли лагеря новобранцев, который подпада­ет под категорию организации, созданной для передвижения людей из одной группы в другую. Как правило, после того как дается более обоб­щенное описание какой-либо ситуации, другие ситуации, считающи­еся различными на уровне здравого смысла, начинают рассматривать­ся как частные случаи той же самой категории. Материалы, разме­тенные на многочисленных страницах «Американского солдата», Дают много хороших примеров, иллюстрирующих один общий для них образец перехода из одной группы в другую: например, лагерь новобранцев в этом отношении, по существу, ничем не отличается от


Мертои «Социальн. теория»


417


сборного пункта, в котором солдаты ожидают нового назначения и который представляет собой промежуточный этап между боевой час­тью и новым размещенным на родине гарнизоном. Кроме того, со­циологи давно интересовались стандартными социальными образца­ми, обеспечивающими переход от одной группы к другой в различ­ных институциональных областях, например, переход выпускника средней школы на первый курс колледжа.

Считается, что личные и социальные трудности, связанные с подобным переходом, возникают главным образом благодаря двой­ственности этого процесса, который сопровождается разрывом пре­жних групповых связей (или перемещением их на второе место) и созданием новых групповых связей. Это в некотором смысле срав­нимо с процессом первоначальной абсорбации призывника в его первом армейском подразделении со всеми сопутствующими непри­ятностями формирования групповой структуры. Но в этом конкрет­ном случае человеку легче приспособиться, поскольку это не явля­ется его особой личной проблемой. Любой член новообразованной группы испытывает сходные проблемы, является ли он студентом первого года колледжа или неопытным армейским новобранцем.

Однако если человек был членом одной группы, то его переход в другую, уже сложившуюся группу является совсем иной проблемой (на которую может пожаловаться любой ребенок, переведенный из одной школы в другую в середине учебного года). В этом случае его первоначальное положение в новой группе часто вызывает укрепле­ние старых связей — его старые друзья, его прежние учителя, его ста­рая школа оказывают несоразмерно большее влияние. Во многом это тот же самый феномен, как тот, когда солдаты отозваны из своих пре­жних военных подразделений и размещены в новых гарнизонах на родине. Одно из исследований в «Американском солдате» сообщает, что в подобном месте для призванных на действительную службу име­ет особое значение возможность «сохранять военные знаки различия их прежних соединений» (II, 507—508), — так же как для внезапно переведенного школьника особое значение имеет укрепление пре­жних групповых связей. Оба примера отражают сопротивление раз­рыву прежнего членства в группе. Один школьник не может разру­шить единство новой группы*, и со временем он обычно принимает-

* Об этом писал Льюис в первой части автобиографии, насмешливо описывая фун­кциональное требование «прислуживать старшим ученикам» (зло шутить над нович­ками) в английских школах для мальчиков или по крайней мере в той школе, которую он имел счастье посещать. «Интересно, что школы для мальчиков были устроены та­ким образом, что создавали именно те ситуации, которые обещали предотвратить или излечить. Вы должны понять (если не были сами погружены в эту традицию), что вся штука заключалась в том, чтобы изобрести «розыгрыш» над младшими мальчиками и

418


ся в общий ряд. Но если значительное число новичков с их привер­женностью старым школьным связям противостоит группе, нам впол­не может понадобиться создание «учебного лагеря», чтобы предупре­дить дисфункциональные последствия того вызова, который они бро­сают единству группы. Точно такая же проблема существует в армии. Будучи созданным на достаточно непрочных основаниях, единство армейского подразделения может быть серьезно нарушено благодаря введению значительного числа новичков, если их привязанность к пре­жней группе не разрушена до их поступления в новое подразделение.

Таким образом, с точки зрения облегчения абсорбации новобран­цев в фронтовой группе, новой для них, а также с точки зрения их потенциального влияния на группу, в которую они вступают, может существовать функциональное требование не переводить их непос­редственно из учебной части в часть, с которой они вскоре вступят в бой. Одна из альтернатив, которая была фактически применена на практике в течение военных лет: пропустить заново обученного сол­дата через лагерь новобранцев. Тем самым лагерь новобранцев, воз­можно, выполняет латентную функцию: вероятно, он помогает раз­рыву прежних групповых армейских связей у солдата, облегчая им таким образом абсорбаци ю в их фронтовых частях; Во многом тем же самым способом, которым кессонщик приспосабливается к нормаль­ному атмосферному давлению в конце рабочего дня, проходя под во­дой через декомпрессионную камеру, так солдат «дегруппируется», проходя через лагерь новобранцев. Это покажется еще более важным, если иметь в виду скорость, с какой новобранцы были действительно посланы в бой после присоединения к боевой части. В одном иссле­довании было обнаружено, что половина новобранцев-пехотинцев вступила в бой менее чем через три дня после их присоединения к части.

Другими словами, исключительная психологическая тревожность, отмеченная Исследовательским сектором как характеристика лагер­ной жизни, может также быть рассмотрена как поведенческий показа-

«поставить их на место». «Если бы младшие не подчинялись старшим, — сказал однаж­ды мой брат, — они могли бы стать невыносимыми...» Очевидно, определенная серьез­ная опасность приходила на ум тем, кто создал вивернианскую иерархию. Для них ка­жется очевидным, что, если предоставить вещи самим себе, девятнадцатилетние пар­ни, которые играют в регби за графство и боксируют за школу, будут везде сбиты с ног и осаждены тринадцатилетними мальчиками. И это, вы представляете, было бы очень шокирующим спектаклем. Таким образом, был изобретен сложнейший механизм для защиты силы от слабости, тесной корпорации «стариков» против группы новичков, °торые чужие друг для друга и для всех остальных в этом месте, жалкие, трепещущие вы против разъяренных и хищных овец» (C.S. Lewis, Surprised by Joy: The Shape of My tc"-ly Life (New York: Harcurt, Brace and Company, 1955), 104—106). - Примеч. автора.

419


тель состояния временной «безгруппности». Но что бы ни подчерки­валось — лежащий в основе социологический феномен безгруппнос­ти или внешняя и очевидная психологическая тревожность, функци­ональная социология могла бы проследить их организационные по­следствия, то есть их воздействие на вступление новобранца в самую важную для него армейскую группу — ту часть, с которой он вступит в бой48.

Эта тревожность, сопровождающая процесс утраты группы, впол­не может быть дисфункциональной для отдельного солдата в то вре­мя, когда он ее испытывает, и для нескольких солдат; она вообще может иметь серьезное влияние на их личную адаптацию. Однако тот же самый процесс утраты группы может иметь функциональные по­следствия для других организационных общностей, особенно для фронтовых частей, в которых новобранцы, утратившие принадлеж­ность к какой-либо группе, абсорбируются гораздо легче45. Эмпири-

48 Ранее мы упоминали сходство между функцией лагеря для новобранцев и пун­
ктом, где отозванные солдаты ожидают назначения при переходе из своих боевых
частей в их отечественные армейские подразделения. Изучение отозванных солдат в
«Американском солдате» (глава II по проблемам замены личного состава и реконвер­
сии) предполагает, что «дегруппирующие» процессы для отозванных солдат требуют
более долгого отрезка времени, поскольку отозванные солдаты переходят из наибо­
лее сплоченных армейских групп. Таким образом, в обследовании отозванных солдат
и не служивших за рубежом солдат, в котором они отвечали на вопрос об их ощуще­
нии принадлежности к их новой части, отозванные солдаты гораздо чаще, чем другие
солдаты, были склонны отвечать, что они не считают, что принадлежат к этой части,
хотя в большей доле случаев они могли находиться в этой части более долгий период
времени.
В военно-воздушных силах, например, 34% отозванных и 15% других солдат
говорили, что они не чувствуют «принадлежности» к своей части. Различие между
отозванными и неотозванными в других родах войск в армии уменьшается понемно­
гу от разницы в 17% в более сплоченных военно-воздушных соединениях до разницы
в 11 % в интендантской службе (II, 507). Скорость и легкость процесса «дегруппиров-
ки» и последующей адаптации к новой группе будет явно зависеть от интенсивности
прежних групповых связей. — Примеч. автора.

49 Если мы указываем на возможную функцию тревоги, то это не означает, что мы
защищаем тревогу. Поскольку (даже в качестве сопутствующего обстоятельства для
процесса дегруппировки) не все такого рода ситуации тревоги являются функциональ­
ными для социальной организации. Например, в случае офицерской школы, которую
«можно считать суровым испытанием», одно из последствий ситуации, вызывающей
повышенное беспокойство, было лишение кандидата в офицеры любых признаков его
прежних солдатских ценностей, что, очевидно, препятствует его последующей способ­
ности понимать точку зрения рядовых солдат. После анализа «испытаний» в офицерс­
кой школе с точки зрения данных исследований авторы говорят: «...при оценке такой
передачи культуры существует достаточная вероятность предположения, что этот про­
цесс объясняет нам, почему многим офицерам, которые сами были ранее рядовыми
солдатами, по-видимому, не удается в качестве офицеров вспомнить свой солдатский
опыт и постараться понять точку зрения рядовых солдат при обращении с ними» (1,391).

420


ческую проверку этой гипотезы можно сделать, применив методику, использованную в исследовании отозванных из своих подразделений (см. предшествующую сноску). Для каждого уровня привязанности солдат к их прежнему подразделению следует определить, во-первых, будет ли больший период, который люди провели в лагере новобран­цев, более эффективным для того, чтобы они сами отказались от сво­его прежнего группового единства; и, во-вторых, будут ли те солдаты, которые были таким образом «дегруппированы», затем более эффек­тивно приняты в их фронтовые части. Эта проблема может быть свя­зана с более общей проблемой факторов или процессов, влияющих на переход от старой к новой членской группе. И в определенной сте­пени это можно дополнить тонким анализом лагеря новобранцев, представленным в «Американском солдате».

Концепты, родственные теории референтных групп

Ранее мы упоминали, что определенные факты референтно-груп­пового поведения были отмечены задолго до того, как термин «рефе­рентная группа» был введен Хайменом в его важном исследовании 1942 года50. Так, полвека назад Дюбуа заметил: «Белый житель Филадель­фии с доходом $ 1500 в год может называть себя бедным и живущим скромно. Негр с доходом $ 1500 в год относится к богатейшим людям своей расы и, соответственно, должен обычно тратить больше, чем его белый сосед, на квартирную плату, одежду и развлечения51. Но хотя

Это можно как считать, так и не считать вызывающим возражения, принимая во вни­мание осознанное представление об армии как об иерархии. Но, кажется, есть опреде­ленные доказательства, что рядовые солдаты (сформировавшись в культурной систе­ме, которая развивает ценность демократического равенства) выполняют свои обязан­ности лучше, когда они уверены, что дистанция между ними и их командирами не яв­ляется непреодолимой, когда они понимают, что их офицеры имеют относительно мало привилегий, которыми солдаты не обладают, и так далее (1, 369). Но в других случаях функциональные последствия процесса дегруппировки для армейских целей могут во многом перевесить временные дисфункциональные результаты для человека, забро­шенного в лагерь для новобранцев. С точки зрения точно определенного понятия со­циальной технологии, можно вывести рекомендации для распространения понятия «дегруппировка» вплоть до создания положения о подобных промежуточных органи­зациях или статусах в различных институциональных инструкциях. Но это заранее до­пускает исключительный интерес к цели организации — например, возрастающей эф­фективности военного механизма. — Примеч. автора.

50 Н. Hyman, «The Psychology of Status». — Примеч. автора.

51 W.E.B. DuBois, The Philadelphia Negro, E.F. Frazier, The Negro in the United States
(New York: Macmillan, 1949,299n). Фрейзер продолжает эти исследования, чтобы ука­
зать на противоречивые воздействия, которым подвержены негры-профессионалы.

421


тот специфический факт, что самооценки соотносительны с «этой» групповой системой координат, отмечался довольно часто, это не было сформулировано в понятиях достаточно общих, чтобы привес­ти к систематическому осмыслению этого факта. Понятие «референт­ная группа» является полезным не потому, что само это понятие по­могает объяснять поведение, но потому, что оно не позволяет нам игнорировать этот компонент самооценки. Именно обобщенность этого понятия приводит к осознанию сходства во внешне различном поведении.

Помимо этих отдельных наблюдений в социологии и социальной психологии, существовало несколько развивающихся концептов, ко­торые в настоящее время обещают соединиться с функциональной теорией референтно-группового поведения. Каждый из них в опре­деленной степени внес свой большой вклад, но с ретроспективной точки зрения поразительнее всего то, что по большому счету их взаи-

«Негр-профессионал или духовное лицо часто испытывает сильное побуждение, чтобы вести себя как человек, принадлежащий к высшему классу негритянской группы, и в то же самое время выступать в роли принадлежащего к среднему классу профессио­нала или «белого воротничка» в обществе в целом». И он продолжает свою мысль, что в действительности изменение системы социальных отношений (возрастающая интеграция «в большее сообщество») нарушает равновесие в соответствующих рефе­рентных группах. Он замечает: «Чем сильнее негр-профессионал (будь то мужчина или женщина) или духовное лицо интегрируется в большое сообщество, тем больше он избегает обязанностей представителя высшего класса в негритянской группе и может ориентировать свое поведение в соответствии со своим статусом среднего клас­са». Ibid., 300 [курсив мой].

Достаточно интересно, что технические проблемы в разработке выборок для опроса общественного мнтняусиливают внимание к тому же самому факту, что эко­номический статус соотносится с распределением доходов окружающего сообщества. Таким образом, «собственник маленького обувного магазина в Дубьюке (штат Айо­ва), женатый, не имеющий детей и получающий доход 5000 долларов в год, считает себя сопоставимым с процветающими людьми города... Он считает себя в экономи­ческом отношении близким к «верхушке пирамиды» в Дубьюке. Его знакомство с другими преуспевающими людьми склоняет его рассматривать свою судьбу как наи­более близко связанную с судьбой наиболее преуспевающих людей в других мес­тах... Дайте те же самые 5000 долларов годового дохода помощнику продавца, кото­рый живет в Нью-Йорке и имеет двух дочерей школьного возраста, и вы обнаружи­те, что он не считает себя принадлежащим к тому же экономическому уровню, что и торговец обувью в Дубьюке, он не имеет таких же мнений и не принимает таких же решений по многим важным вопросам, как этот человек». Elmo Roper, «Classifying respondents by economic status», Public Opinion Quarterky, 1940, 4, 270; см. также S.S. Wilks, «Representative sampling and poll reliability», ibid., 263: «Оклад в 3000 долларов в год в маленьком городке в Арканзасе означает одно положение, а 3000 долларов го­дового оклада в Нью-Йорке означают совсем другое положение. Проблема экономи­ческого статуса в выборочном исследовании трактуется в настоящее время на отно­сительной основе в каждом выбранном населенном пункте. — Примеч. автора.

422


мосвязь до сих пор не осмыслена. Это, как известно, концепция внутренней и внешней группы, сформулированная Самнером, идеи социальной личности, развиваемые Джеймсом, Кули и Мидом, бо­лее современные исследования по референтно-групповому поведе­нию, представленные в работах Хаймена, Шерифа и Ньюкома, и до­вольно многочисленные специальные исследования по конкретным проблемам человеческого поведения — окультуриванию, ассимиля­ции, маргинальной личности, социальной мобильности, множе­ственности ролей, конфликтам лояльности, перекрестным давлени­ям и тому подобное.

Люди различным образом ориентируются на группы, которые являются внешними по отношению к их собственной. Этот общий и в краткой форме ничего не объясняющий факт был схвачен в терми­нологии, предложенной Самнером для различения между «своими», мы-группой, или внутренней группой, и всеми «остальными», или группами чужих, внешними группами52. Самнер продолжил описа­ние отношений между этими типами групп. По существу, согласно этим несколько незрелым наблюдениям, внутренняя группа дости­гает состояния согласия и упорядоченности, тогда как отношение к внешней группе, напротив, является враждебным, грабительским и эксплуататорским. Что дело обстоит именно так (при неуточненных обстоятельствах), Самнер смог продемонстрировать в многочислен­ных иллюстрациях, взятых из истории и этнологии. Но, принимая описательный, а не аналитический подход, он неизбежно сгладил и завуалировал другое очевидное обстоятельство: при определенных условиях внешняя группа становится основой позитивного, а не только враждебного отношения53 и социология как наука обязана определить, при каких условиях существует та или другая ориентация на внешнюю группу. Короче говоря, первоначальное разделение групп на внешние

52 W.G. Sumner, Folkways, 12. — Примеч. автора.

53 Этот случай отсутствия закономерности в референтно-групповой теории наибо­
лее важный, поскольку Самнер, конечно, признает в другом контексте, что действи­
тельно происходит «имитация» и «подражание» (как он называет их) образцам поведе­
ния внешних групп. Но эти наблюдения не были систематически связаны с его пре­
жнем разграничением на внутренние и внешние группы так, чтобы они привели к ряду
аналитических проблем, рассматривающих различные образцы поведения референт­
ных групп при различных условиях. Например, он комментирует парвеню (107), кото­
рый, конечно, переходит от одной внутренней группы к другой, но и здесь Самнер не
разрабатывает теоретические и аналитические вопросы, выступающие на первый план
при таких изменениях членства в группе. Коротко говоря, он делает многочисленные
наблюдения, относящиеся к проблемам референтных групп, но они остаются скорее
разрозненными и несвязанными, чем аналитически проработанными вместе и рассмот­
ренными как происходящие из одного корня. — Примеч. автора.

423


и внутренние вплотную подвело Самнера к открытию ряда проблем, относящихся к теории референтно-группового поведения. Однако в этом направлении, открывающем путь к развитию теории референт­но-группового поведения (в принципе проложенный работами Сам­нера, опубликованными в 1906 году), не было сделано систематичес­ких исследований.

Обобщая множество фактов, мы не слишком преувеличим, сделав вывод, что теоретические положения Джеймса, Кули и Мида также оставались совсем неразвитым в течение 30 лет и более. При этом имен­но социологи рассматривали их концепции не как начало, но как фак­тическое завершение, постоянно цитируя и иллюстрируя примерами введенные ими представления о множественности «Я», зеркальном отражении собственного «Я», реакции на значимые жесты «других», и так далее. И поскольку слова предшественников стали заключитель­ными словами, немногое было создано на основе их проницательных предположений. Их уважали, но не так, как оказывают почет своим предшественникам люди науки, расширяя и разрабатывая их форму­лировки на основе кумулятивно развиваемых проблем и систематичес­ких исследований, связанных с этими проблемами, атак, как чествуют своих предшественников литераторы, постоянно цитируя «классичес­кие места» из работ мастеров.

Некоторые социальные психологи (особенно Хаймен, Шериф и Ньюком54) отчасти развили эту теорию, разработав такие эмпиричес­кие исследования, которые были связаны с теоретическими характе­ристиками референтно-группового поведения по принципу обратной связи. И поскольку эти данные были систематическими, а не случай­ными, они вскоре столкнулись со многими из тех теоретических про­блем, которые возникли на основе исследований «Американского солдата». Исследование Ньюкома, в частности, сосредоточилось не только на референтно-группововых контекстах установок, представ­лений и оценок, но также рассматривало социальную организацию, которая воздействует на выбор референтных групп.

Исследования «Американского солдата» принадлежат этой пос­ледней линии развития, состоящей из бесчисленных эмпирических исследований, очевидно, различных типов поведения, которые тем не менее предполагают сходные социальные и психологические про­цессы. Поскольку у социологов есть некоторые, хотя не вполне дос-

S4 Hyman, op. cit.; M. Sherifs, Psychology of Social Norms (New York-. Harper, 1936), развивает концепцию референтных групп, более полно разработанную в его более поздней книге An Outline of Social Psychology. Монография Т.М. Newcomb, Personality and Social Change (New York: Dryden Press, 1943), представляет главный шаг в этой разработке, и его Social Psychology (New York: Dryden Press, 1950) включает самые но­вые исследования. — Примеч. автора.

424


таточные методы для исследования референтно-группового поведе­ния в повседневной жизни, им не нужно изучать только вымышлен­ные ситуации в стенах социально-психологической лаборатории, ос­тавляя в стороне установившиеся вне этих стен социальные отноше­ния, которые влекут за собой формирование групп в обществе. Толь­ко в узком и с точки зрения теории поверхностном смысле армейское выслуживание рядового ради продвижения по службе можно расценить как отличающееся от поведения иммигранта, ассимилирующего цен­ности местной группы, или человека из нижних слоев среднего класса, ведущего себя в соответствии со своими представлениями об образцо­вом поведении высших слоев среднего класса, или мальчика из района трущоб, ориентирующегося скорее на ценности служащего благотво­рительного учреждения, чем на ценности уличной банды, или студен­тки из Беннингтона, отвергающей консервативные убеждения своих родителей, чтобы принять более либеральные идеи своих подруг по колледжу, или католика из низшего класса, изменяющего образцу сво­ей внутренней группы, отдавшего свой голос за республиканцев, или французского аристократа, вступившего в ряды революционной груп­пы того времени. Несмотря на то что возможны различия в деталях, эти формы поведения не являются полностью обособленными, соот­ветственно «подчиняющимися» юрисдикции социологии военной жизни, расовых и этнических отношений, социальной мобильности, преступности (или «социальной дезорганизации»), социологии об­разования, политической социологии и социологии революции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...