Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «фандрейзинга» как современной технологии менеджмента в сфере культуры и искусства




   Понятие «фандрейзинг» в отечественной науке и практике стало использоваться с переходом экономики к рыночным условиям. Это технология привлечения и аккумулирования денежных средств из различных источников для финансирования проекта, культурной программы или организации в целом. В новых условиях меняется движение денежных потоков: значительная доля средств проходит через частные организации, фирмы; доля государственных финансовых ресурсов постепенно снижается, а доля субъектов хозяйствования растет.

      Отрасль культуры и искусства должна учиться работать в рыночных условиях.

      С одной стороны, государство на постоянной основе может предоставлять средства отрасли в пределах минимальных стандартов обеспеченности населения услугами культуры.

      C другой – преобладающая часть организаций культуры и искусства в силу своей миссии являются некоммерческими.

      В-третьих, в XXI в. предъявляются новые требования к материально-техническому обеспечению отрасли и оплате труда специалистов.

  Названные причины объясняют необходимость диверсификации и поиска альтернативных госбюджету источников средств. Альтернативными источниками финансовых средств могут быть средства так называемых «доноров», которые тем не менее не обязаны платить деньги организациям культуры и искусства. Поэтому главным условием, обеспечивающим успех фандрейзинга, является привлекательность проекта, программы или организации культуры в целом.

   За счет чего проект или организация могут быть привлекательными? По мнению известных российских ученых, для этого существует два условия:

  – коммерческая или имиджевая привлекательность для нужд рекламы, PR донора;

 – престижность, подтверждение или продвижение социального статуса донора.

   Итак, в основе фандрейзинга – привлечение денег. Но для этого нужно быть или стать полезным и (или) престижным для донора.

  С этих позиций фандрейзинг – это установление и реализация конкретных отношений с конкретными людьми. Работники культуры – не просители денег, а сторона, предлагающая интересные проекты.

     Фандрейзинг предлагает взаимовыгодное сотрудничество и готов объяснить потенциальному донору, в чем он видит общность интересов и выгоды для него. Для успешного фандрейзинга важен имидж организации культуры и искусства. Поэтому нужно стараться привлечь в ее состав влиятельных, известных людей. Следует также помнить, что фандрейзинг – очень трудоемкая рутинная работа, требующая многих усилий. Для проведения фандрейзинговой компании могут создаваться профессиональные организации, выполняющие услуги по договору.

 

Формы фандрейзинга: контакты с потенциальными донорами, специальные разовые мероприятия, почтовый и телефонный фандрейзинг

Фандрейзинг – это работа, имеющая свою специфику и требующая определенного профессионализма. Она осуществляется в различных формах.

Назовем основные:

     – контакты с потенциальными донорами. Они стараются получить позитивный ответ, установить и развить хорошие отношения с донорами. Данная форма фандрейзинга предусматривает выполнение ряда процедур: подготовку и рассылку письменных обращений с предложениями оказать поддержку конкретному проекту; разработку пакета предложений для взаимного сотрудничества, включая сведения о льготах и преимуществах, которые получают спонсоры; в случае отказа – обязательное выяснение причин. В случае позитивного решения вопроса следует определить порядок оказания поддержки;

  – специальные разовые мероприятия: балы, вечера, конкурсы, чествования, марафоны, аукционы, приемы и презентации, обеды, лотереи, именные места или «продажа кирпичей» и т.д. Во время подготовки и проведения разовых мероприятий (благотворительных акций) привлекается внимание потенциальных доноров к проекту (программе) и одновременно собираются необходимые средства. Организация подобных мероприятий отнимает достаточно много сил и времени, но их проведение может создавать хорошую рекламу проектам и организации, вовлекать штатных и добровольных сотрудников в реальную работу.

  Чтобы быть успешной, благотворительная акция должна отвечать нескольким очевидным требованиям.

  Прежде всего – стать привлекательной для участников: сценарий – удачный, состав гостей – престижный и респектабельный. Пренебрежение этими требованиями может привести организаторов к серьезным неудачам. Для отечественной практики представляется интересной такая форма фандрейзинга, как продажа именных мест («продажа кирпичей»). По опыту других стран, собранные таким путем денежные средства могут быть инвестированы в «именные» библиотеки, залы, сцены и даже здания. В свое время, например, Пенсильванский университетский музей продал 2800 кровельных черепиц по 250 долларов, на которых была выполнена гравировка имени спонсора за дополнительную плату; – фандрейзинг по почте и по телефону. Эта форма широко используется за рубежом для работы с мелкими вкладчиками, прежде всего частными лицами. Почтовый фандрейзинг является эффективным, если охватывает около 10 000 семей. Такую кампанию нужно запланировать на несколько лет. В остальном организация компании содержит решение таких вопросов, как составление списков участников; подготовка материалов для рассылки; оформление рассылки; рассылка; организация учета ответов и др.

    Телефонный фандрейзинг рекомендуется использовать в работе с неоткликнувшимися донорами. Его эффективность высокая и обычно составляет 1 доллар США на каждые 50 центов затрат. Однако американский опыт фандрейзинга по почте и телефону пока не применяется в России и Беларуси. В России получает развитие спонсорство в СМИ и интернете. Указанные формы представляют интерес и для Беларуси.

  Фандрайзинг может быть «внутренним» и «внешним» по способу осуществления.

Внутренний фандрайзинг — это когда разработкой и реализацией поиска финансирования осуществляют сотрудники организации самостоятельно.

Внешний фандрайзинг — это поиск финансирования, осуществленный посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так специализированные фандрайзинговые фирмы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...