Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современный этап цивилизационного развития
Философия истории – раздел философского знания, в котором изучается природа исторического процесса, фундаментальные принципы исторического бытия. Философия истории: · Механизмы и закономерности исторического развития социума · Осуществляется рефлексия над самим историческим познанием.
Этапы становления философии истории
1. «Предфилософия истории». Включает в себя античные и средневековые воззрения на историю. В этот период были разработаны идеи «колеса истории», истории как «вечного возвращения», идея «стрелы истории» – истории как осмысленной связи прошлого, настоящего и будущего, заложившая основания классической философии истории. 2. Классическая философия истории. Оформляется в 18 веке, как самостоятельный раздел гуманистического знания. Формируется категориальный аппарат, определяются проблемные поля философско-исторического знания. 3. Неклассическая философия истории. Возникает со второй половиной 19 века, связана с ситуацией «антропологического переворота». Предметом исследования становится специфика исторического познания, проблемы исторического бытия общества. 4. Современная философия истории. Включает в себя две предметные области: a. Субстанциальную (онтологическую) философию истории. Проблемное поле предполагает осмысление таких вопросов: i. Становление общества и специфика законов его развития ii. Источник и факторы исторического процесса iii. Направленность и периодизация исторической динамики iv. Субъект и движущие силы общественного развития v. Единство и многообразие исторического процесса vi. Смысл истории и др. b. Рефлексивную (эпистемологическую) философию истории. Проблемное поле: i. Природа и специфика исторического познания; ii. Объективность исторического знания; iii. Статус понимания и объяснения в историческом исследовании iv. Особенности исторического описания v. Соотношение рационального и иррационального в историческом познании.
Факторы исторического развития общества: · Геоклиматический фактор · Демографический фактор. Численность, плотность населения, баланс по половому и возрастному признаку, соотношение городских и сельских жителей. · Технико-технологический фактор. Воздействие техники на содержание и темпы социодинамики. Влияние технологий на образ жизни человечества, его деятельность, формирование особого стиля мышления – технократического мышления. · Производственно-экономический · Политический · Национально-психиологический · Културно-исторический o Моральный o Религиозный
Основные подходы к решению проблемы субъекта истории
О роли масс и великой личности в истории. Мыслители французского Просвещения 18 века в качестве субъекта-творца истории рассматривает великую личность, в марксизме народ творит историю. Второй подход к решению проблемы субъекта и движущих сил истории представлен в концепции элитаризма (элитизма), оформившейся в еонце 19 – начале 20 века и получившей широкое распространение в современном обществознании. Третий подход связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории.
Нелинейные интерпретации истории
Связаны с представлением о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Обретают вторую жизнь в философско-исторических концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса (Дж. Вико, И. В. Гете). Нелинейная модель исторического процесса закрепляется в концепциях культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локалных цивилизаций» А. Дж. Тойнби и др.
Линейные интерпретации истории
Представлены в двух основных моделях: Ø «регрессизм». Появляется в древнем мире в концепциях «возврата имен», «золотого века», в религиозно-богословских представлениях иудаизма и христианства – в эсхатологии. В эпоху Просвещения проявился в воззрениях Ж.-Ж. Руссо, усмотревшего в развитии культуры регресс человеческой свободы. Позиции исторического регрессизма в наше время проявляются в идейных течениях экологического пессимизма, технократического антиутопизма, религиозно-сектантского финализма. Ø «прогрессизм». Оформился в 18 веке в философии Просвещения. Связан с верой во всесилие разума, могущество преобразовательных возможностей человека. Идея социального прогресса получила развитие в немецкой классической философии – «спиралевидная» модель истории Г. Гегеля. Особый вариант прогрессизма характерен для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической формации.
В современной философии истории возникают концепции, имеющие регрессивный оттенок: Ø «пределов роста» (Форрестер, Медоуз) Ø «конфликта цивилизаций (Хантингтон) Ø «золотого миллиарда» Ø «конца истории» (Фукуяма)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |