Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налог на добавленную стоимость (НДС)




НДС– основной вид косвенного налога, который представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации. Данный налог включается в цену товара на всех этапах его продвижения в сфере производства и обращения, вплоть до конечного потребителя, являющегося истинным плательщиком НДС.

В начале 50-х гг. 20 века начался переход от налога с оборота к налогу на добавленную стоимость. Впервые НДС появился во Франции в 1954г., впоследствии налог стал применяться во многих странах мира. В странах Евросоюза НДС введен с 1973г.

НДС широко распространен в большинстве стран мира благодаря таким универсальным его качествам как: 1) высокая доходность и продуктивность (под обложение НДС попадает широкий круг товаров, работ, услуг и НДС менее других (прямых) налогов зависит от колебаний в экономике); 2) эффективность воздействия на интересы налогоплательщика (при рациональной организации НДС обеспечивает нейтральность налогообложения); 3) психологическое преимущество. К недостаткам косвенного налога можно отнести регрессивность, перелагаемость на потребителя; неравномерность налоговой нагрузки на трудоемкие и материалоемкие отрасли.

Развитие интеграционных процессов в мировой экономике потребовало определенной унификации налоговых систем государств, объединяющихся в экономические союзы с целью выравнивания условий хозяйствования и предпринимательства. Налоговая гармонизация в настоящее время продолжается в направлении сближения ставок налога и условий взимания НДС.

Большинством стран мира используется стимулирующая функция НДС. Это проявляется в освобождении от налогообложения экспорта продукции, предоставлении льгот сельскохозяйственным организациям, малому бизнесу, предприятиям, осуществляющим инвестиции, в дифференциации ставок НДС.

В мировой практике используются 2 принципа взимания косвенных налогов (НДС, акцизов):

1. Принцип страны происхождения товара – означает взимание налога при экспорте товара и поступление налога в бюджет страны-экспортера (не облагается импорт).

2. Принцип страны назначения товара – означает взимание налога на стадии реализации товара, независимо от места его происхождения (не облагается экспорт).  

НДС в Республике Беларусь был введен в 1992г. вместо налога с оборота и налога с продаж. Введенный с 1.01.2000г. зачетный метод уплаты НДС (вместо метода прямого вычитания, требующего определения величины добавленной стоимости) упростил процедуру расчета сумм налога.

Сущность зачетного метода заключается в следующем:  налог, подлежащий уплате в бюджет (НДСбюдж), определяется как разница между суммой налога на добавленную стоимость, полученной от покупателей за реализованные им товары, работы, услуги (НДСреализ), и суммой налога по оплаченным материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения .

Правовую основу взимания НДС составляют положения главы 12 Налогового кодекса РБ. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь плательщиками НДС являются:

- организации (включая резидентов СЭЗ);

- индивидуальные предприниматели, если их выручка от реализации за три предыдущих месяца превысили 40000 евро; либо, если они самостоятельно выделяют НДС в расчетных и первичных документах по реализации товаров, работ, услуг;

- организации и физические лица в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Объектами налогообложения являются:

1)обороты по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (далее - объекты) на территории РБ (включая сдачу имущества в аренду (лизинг), безвозмездную передачу имущества(кромепередачи имущества в пределах одного собственника), реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам);

2)ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Освобождены от налогообложения обороты по реализации следующих объектов:

- товаров для официального использования консульств;

- лекарственных средств, медицинского оборудования, медицинских услуг (согласно утвержденному перечню) на территории РБ;

- услуг в сфере образования учреждениями образования;

- услуг в сфере искусства и культуры;

- жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг для физических лиц;

- услуг по перевозке пассажирским транспортом;

- товаров собственного производства предприятиями, где численность инвалидов не менее 50% от списочной численности;

- НИОКР и опытно-технологических работ;

- услуг банков, небанковских кредитно-финансовых, страховых организаций; 

- населению услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров;

- других объектов согласно налоговому кодексу (НК).

Перечень товаров, работ, услуг, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения НДС, утверждается указом Президента Республики Беларусь.

Налоговая база определяется с учетом следующих особенностей:

1. При реализации объектов по свободным отпускным ценам налоговая база определяется как стоимость их без учета НДС (себестоимость + прибыль + акцизы). Если товар реализуется по регулируемым розничным ценам, то облагаемая база определяется как стоимость этих товаров в розничных ценах с учетом НДС.

2. При реализации продукции, произведенной из давальческого сырья, налоговая база определяется как стоимость услуг без учета НДС.

3. По товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, налоговая база определяется как таможенная стоимость таких товаров, увеличенная на суммы подлежащих уплате таможенной пошлины, акцизов (по подакцизным товарам).

4. При реализации амортизируемых объектов основных средств налоговая база определяется исходя из цены реализации таких объектов.

5. При реализации амортизируемых нематериальных активов ниже остаточной стоимости налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости. При реализации неамортизируемых нематериальных активов ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены приобретения.

Остаточная стоимость и цена приобретения принимаются на дату реализации с учетом переоценок (уценок), проводимых в соответствии с законодательством.

6. При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав собственного производства по ценам ниже их себестоимости налоговая база определяется исходя из цены реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав.

7. Налоговая база НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров (за исключением товаров, исчисление НДС по которым производится в соответствии с пунктом 9 статьи 103 НК) определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом НДС.

8. Налоговая база НДС при осуществлении посреднической деятельности определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам.

9. Налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав уменьшается на сумму НДС, уплаченную по этим товарам (работам, услугам), имущественным правам плательщиком или покупателем, выступающими в качестве налогового агента в иностранных государствах, в бюджеты иностранных государств.

10. Налоговая база при реализации объектов увеличивается на суммы, фактически полученные:

- за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

11. Налоговая база налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, определяется (за исключением товаров, происходящих и ввозимых с территории РФ) как сумма:их таможенной стоимости (ТС);подлежащих уплате сумм таможенных пошлин (Тпошл.);подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам) (Ак).

Для определения налоговой базы необходимо установить момент фактической реализации.  Для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на отчетный периоддень отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на отчетный период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства - день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Ставки НДС:

1) 0% - применяется при реализации экспортируемых товаров (а также работ, услуг, связанных с реализацией экспортируемых товаров), транспортных услуг (включая транзитные перевозки), услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов), если во взаимоотношениях с государствами при взимании косвенных налогов применяется принцип страны назначения. Нулевая ставка означает полное освобождение экспортеров от НДС;

2) 10% - при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей (по перечню, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь №287 от 21.06 2007); при реализации производимой на территории Республики Беларусьпродукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), рыбоводства, пчеловодства, животноводства (кроме пушного звероводства);

3) 16,67%; 9,09% - при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога;

4) 0,5% - при возе на таможенную территорию Республики Беларусь из России для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и др. драгоценных камней;

5) 24% - при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и реализации в Республике Беларусь сахара белого;

6) 20% - в остальных случаях.

Налогообложение оборотов по реализации объектов по указанным ставкам производитсяпри наличии раздельного учета оборотов по реализации таких объектов.

Суммы НДС, уплаченные плательщиком при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь для производственных целей сырья, материалов, топлива, основных средств, нематериальных активов и др. объектов, не относятся на затраты плательщика по производству и реализации товаров, работ, услуг, кроме случаев производства товаров, работ, услуг, освобожденных от налогообложения.

Порядок расчета и уплаты налога

Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки(Сндс) по итогам каждого налогового периода (месяца) по всем операциям по реализации объектов и по всем изменениям налоговой базы. Исчисленная сумма НДС предъявляется плательщиком при реализации объектов к оплате покупателю этих объектов путем выделения соответствующей суммы налога отдельной строкой в первичных учетных и расчетных документах.

Плательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную  по реализации объектов, на установленные налоговые вычеты. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет (НДСбюдж.), определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода (НДСисчисл.), и суммами налоговых вычетов (НДСвыч.):

НДСбюдж = НДСисчисл. - НДСвыч.

Порядок применения налоговых вычетов устанавливается Налоговым кодексом. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит возврату плательщику  или зачету. Вычетам подлежат:

- предъявленные плательщику суммы НДС (за исключением сумм налога, относимых на затраты и (или) стоимость объектов) при приобретении объектов вне зависимости от периода погашения задолженности за приобретаемые объекты либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок(если ведение книги покупок осуществляется плательщиком), – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации объектов «по отгрузке»;

- фактически уплаченные плательщиком суммы НДС (за исключением сумм налога, относимых на затраты и (или) стоимость объектов) при приобретении объектов либо при ввозе товаров на таможенную территорию Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете и книге покупок(если ведение книги покупок осуществляется плательщиком) – для плательщиков, определяющих момент фактической реализации объектов «по оплате».

В книге покупок регистрируются расчетные документы, подтверждающие оплату НДС по приобретенным ресурсам, товарам, работам, услугам (таблица 1).

Таблица 1 - Образец заполнения книги покупок.

Дата

приобре-

тения

и номер

документа

Дата

оплаты

и

номер

документа

Наимено-

вание

продавца

УНП

продавца

Всего покупок, включая НДС

в том числе покупки, облагаемые налогом по ставке

20%

10%

стоимость покупок без НДС сумма НДС стоимость покупок без НДС сумма НДС
1 2 3 4 5
26.01.10г. Счёт-фактура по НДС № 0097934 28.01.10г. платёжное поручение № 5 ООО «Фирма «Новый век»» 300504191 23400 19500 3900 - -

С 2010 года ведение книги покупок для получения налогового вычета не является обязательным (это право плательщика).Вычет НДС производится только по надлежаще оформленным первичным учетным  и расчетным документам (товарно-транспортным и товарным накладным, счету-фактуре, таможенным декларациям и иным документам), где указаны реквизиты по НДС в целях определения суммы налоговых вычетов.

Пример.Фирма для производства продукции закупила материалы стоимостью 50 млн.руб.(без НДС). НДС, предъявленный поставщиком оплачен полностью в сумме 10 млн.руб. и отражен в книге покупок. Отпускная стоимость произведенной и реализованной продукции (без НДС) – 120 млн.руб. Ставка НДС-20%. Значит, НДС, исчисленный и предъявленный покупателям продукции, составит 24,0млн.руб. (120 млн.руб. х 20/100). НДС, включаемый в налоговые вычеты, составит 10млн.руб. НДС, подлежащий уплате в бюджет, составит 14 млн.руб. (24 - 10). Выручка от реализации продукции 144,0млн.руб. (120+24,0).

Вычеты сумм налога при реализации товаров (работ, услуг) за пределы Республики Беларусь осуществляются только при наличии документального подтверждения фактов вывоза этих товаров за пределы Республики Беларусь (копии контракта с иностранным партнером; таможенного разрешения, заверенного маркой таможенного контроля; платежных инструкций, подтверждающих поступление выручки за реализованные товары (работы, услуги) в свободно конвертируемой валюте). Срок предоставления указанных документов – не позднее 60 дней с даты отгрузки (передачи) товара (при реализации товаров в Российскую Федерацию – не позднее 90 дней с даты отгрузки (передачи) товара).

Суммы налога на добавленную стоимость вычитаются плательщиками в следующей очередности:

в первую очередь - суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, за исключением основных средств и нематериальных активов, подлежащие вычету в пределах сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

во вторую очередь - суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, подлежащие вычету в пределах сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанные суммы налога на добавленную стоимость вычитаются в сумме, не превышающей разницу между суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации, и суммами налога на добавленную стоимость, вычитаемыми в первую очередь;

в третью очередь независимо от суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, - суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) реализации товаров, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов;

в четвертую очередь независимо от суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, - суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке ноль (0) процентов.

Не подлежат вычету суммы налога, относимые на затраты плательщика по производству и реализации объектов, освобождаемых от НДС, а также суммы налога, относимые на увеличение стоимости приобретенных объектов (например, основных средств и нематериальных активов непроизводственного характера).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь (НДСввоз), взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, определяется по формуле:

 

НДСввоз= (ТС + Тпошл +Ак*) х Сндс,

 

где ТС- таможенная стоимость ввозимого товара; Тпошл - сумма ввозной таможенной пошлины; Ак*- сумма акциза (для подакцизных товаров), исчисленная и подлежащая уплате в бюджет по ввозимым товарам.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год.Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный месяц, а для плательщиков, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала календарного года, не превышает 3815000000 белорусских рублей, - по их выбору календарный месяц или календарный квартал.

 Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

 Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога при реализации объектов производится нарастающим итогом с начала года. Если сумма налога по расчету за предыдущий месяц превышает 40000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, то налог уплачивается авансовыми платежами согласно порядку, определенному Налоговым кодексом. Порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, устанавливаются Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.

 

Акцизы

Акциз - вид косвенного налога, который устанавливается на товары с целью сокращения потребления отдельных товаров (табак, алкоголь), перераспределения доходов, формирования республиканского и местных бюджетов. Правовую основу взимания акцизов составляют положения главы 13 Налогового кодекса.

Плательщиками акцизов являются организации, включая иностранные организации, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до её распределения, а также индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары; ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.

При производстве на территории Республики Беларусь товаров из давальческого сырья акцизы уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, производящие эти подакцизные товары.

К подакцизным товарам относятся:

1. спирт этиловый ректификованный технический;

2. алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);

3. непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

4. пиво;

5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 2 до 7 процентов;

6. табачные изделия;

7. автомобильные бензины;

8. дизельное и биодизельное топливо;

9. судовое топливо;

10. газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

11. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

12. микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

1) твердые (специфические), т.е. установленные в абсолютном выражении на физическую единицу измерения подакцизных товаров (приложение 1 к НК);

2) адвалорные(процентные), т.е. установленные в процентах от стоимости подакцизных товаровили таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Объектами обложения акцизами признаются:

1. подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

2. ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых Налоговый кодекс, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

3. подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче) в случае, если по этим подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.

Факт уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь подтверждается:

А) налоговым органом Республики Беларусь - в отношении подакцизных товаров, ввозимых из Российской Федерации, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;

Б)таможенным органом Республики Беларусь - в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь с территории государств иных, чем Российская Федерация, а также при ввозе с территории Российской Федерации подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь.

Налоговая база по товарам, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из отпускных цен с включением в них акцизов (при их отсутствии – исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде). Налоговой базой по товарам, на которые установлены твёрдые (специфические) ставки акцизов, признается объём таких товаров.

При исчислении акцизов по твердым ставкам сумма акциза определяется по формуле:

где VАКобъем подакцизных товаров в натуральном выражении;

СТ АК.тверд.твердая ставка акциза.

Сумма акцизов по товарам (за исключением товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь), на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется как произведение стоимости товара без учета акцизов и ставки по следующей формуле:

                              Ак = ,

где НБ- налоговая база, Сm- адвалорная ставка акциза.

Сумма акцизов по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь (кроме ввозимых из России), на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется умножением таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины, на ставку акциза.

Ак(ввоз)= (ТС + Тпошл) хСm,

 

где Ак(ввоз) - сумма акциза (для подакцизных товаров), исчисленная и подлежащая уплате в бюджет по ввозимым товарам.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Республику Беларусь из РФ (происходящим из РФ), на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется умножением контрактной стоимости на ставку акциза.

При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчётном периоде подакцизные товары. Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров (в зависимости от принятого в учетной политике метода отражения реализации)определяется как приходящийся на налоговый период:либо день зачисления денежных средств от покупателя на счет налогоплательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства – день поступления, указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней (при реализации в Россию – не позднее 90 дней) со дня отгрузки подакцизных товаров, либо день отгрузки подакцизных товаров и предъявления покупателю расчетных документов.

Освобождаются от акцизов:

1. подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля, а также магазинах беспошлинной торговли для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;

2. транспортные средства, ввезенные организациями и индивидуальными предпринимателями на таможенную территорию Республики Беларусь, кроме ввозимых из Российской Федерации, по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь, при их реализации;

3. спирт при его реализации (отпуске) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство;

4. конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению, при их реализации (передаче);

5. при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенный режим экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе подакцизные товары, не происходящие с территории государств - участников таможенного союза, для их постоянного размещения в Российской Федерации) при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь.

Действие настоящего пункта не распространяется на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям;

6. произведенные легковые автомобили и автокомпоненты собственного производства при реализации в течение трех лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Министерством промышленности Республики Беларусь.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Стоимость приобретённых акцизных марок относится на издержки обращения организации, реализующей указанные подакцизные товары. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, промаркированных акцизными марками Республики Беларусь, налоговое обязательство по уплате акцизов возникает у лица, приобретшего акцизные марки для маркировки ввозимых товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, с момента ввоза таких товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Сумма акцизов, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов, приходящихся на этот налоговый период.

Налоговыми вычетами признаются суммы акцизов:

1. предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров;

2. уплаченные плательщиком, производящим подакцизные товары из давальческого сырья, при приобретении (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных им в производстве подакцизных товаров из давальческого сырья.

Плательщик, производящий подакцизные товары из давальческого сырья, должен обеспечить раздельный учет собственного и давальческого сырья, полученного от каждого собственника давальческого сырья, а также готовой продукции, произведенной как из собственного, так и из давальческого сырья;

3. уплаченные при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, при последующей реализации таких подакцизных товаров на территории Республики Беларусь. Вычет указанных сумм акцизов производится в пределах сумм акцизов, исчисленных при реализации этих подакцизных товаров на территории Республики Беларусь.

Сумма акцизов, уплаченная при приобретении (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, используемых на территории Республики Беларусь припроизводстве и реализации продукции, товаров (выполнении работ, оказании услуг), включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, за исключением сумм акцизов, уплаченных:

1. на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров;

2. при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, - в случае их последующей реализации на территории Республики Беларусь.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц. Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.При этом если сумма акцизов, подлежащая уплате по расчету, имеющемуся на начало текущего месяца составила свыше 17000 евро по курсу НБ РБ на 1-е число текущего месяца, то акцизы вносятся в виде авансовых платежей в порядке, устанавливаемомналоговым кодексом. Если исчисленная по месячному расчету сумма акцизов превосходит сумму, исчисленную к уплате авансовыми платежами, сумма доплаты вносится плательщиком не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным. Если в результате пересчета выявляется переплата по платежам, то сумма переплаты засчитывается в уплату предстоящих очередных платежей или возвращается плательщику.

Порядок и сроки уплаты акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории Российской Федерации подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, определяются Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...