Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Элементы налога и налоговая терминология




 Налоговым кодексом Республики Беларусь определены следующие основные элементы налога, характеризующие его социально-экономическую сущность.

1. Субъект налога (плательщик) – это организации и физические лица, на которые в соответствии с действующим налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин). На практике может иметь место перенесение обязанности платить налог с плательщика на другое лицо, называемое налоговым агентом. Налоговый агент – лицо, на которое в силу действующих актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога или сбора (например, при уплате подоходного налога с физических лиц).

2. Объект налогообложения – это обстоятельства, с наличием которых согласно действующему законодательству связано возникновение обязательства по уплате налогов, сборов. Например, доход, земельный участок, осуществление отдельных видов деятельности, обороты по реализации и т.д. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

3. Налоговая база – это физическая, стоимостная или иная характеристика объекта налогообложения, принимаемая за основу для исчисления конкретной налоговой суммы.

4. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердые (установленные в абсолютной сумме, например, в евро, в белорусских рублях, в базовых величинах заработной платы) и процентные (адвалорные). По содержанию различают ставки маргинальные (непосредственно указанные в нормативном акте о налоге), фактические (определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе), экономические (определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

5. Налоговый период – период времени (например, календарный месяц, квартал, год), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, сбора (пошлины).

6. Налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) или уплачивать их в меньшем размере.

7. Порядок исчисления налогов, сборов (пошлин). Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате (кроме случаев, когда обязанность по исчислению налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный органы либо налогового агента).

8. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Если срок уплаты платежей, в том числе авансовыми платежами, приходится на государственный праздник или праздничный день, установленный и объявленный Президентом Республики Беларусь нерабочим днем, либо на выходной день, этот срок переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.  

9. Порядок уплаты налогов, сборов (пошлин). Уплата налогов, сборов производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях (если иное не установлено законодательством). Порядок уплаты устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

В качестве основных можно выделить следующие налоговые термины, относящиеся к процессу налогообложения.

Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбор (пошлина) - обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение размера налогов и их ставок, круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами, а также порядка уплаты налогов.

       Налоговое обязательство – обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определённый налог, сбор (пошлину).

    Налоговая декларация (расчёт) – письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществлённых расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).

     Налоговый учёт – это осуществляемый плательщиками учёт объектов налогообложения и определение налоговой базы по налогам, сборам (пошлины) путём расчётных корректировок к данным бухгалтерского учёта.

       Двойное налогообложение – это неоднократное обложение одного и того же объекта налогообложения налогами одного вида за один и тот же период.

Международное двойное (многократное) налогообложение – это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени.

       Налоговая нагрузка (налоговое бремя) – обобщенная характеристика действия налогов, отражающая долю налоговых изъятий в совокупном доходе государства (в процентах к ВВП), в доходе (валовой выручке, прибыли) субъекта хозяйствования, индивидуальном доходе физического лица.

       Налоговая юрисдикция – территория, на которой действуют самостоятельные налоговые законы.

       Преференции – преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, организациям для поддержки отдельных видов деятельности. В отношениях между государствами преференции предоставляются как на условиях взаимности, так и в одностороннем порядке.

       Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется оплатить за свой счёт все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортёрами и импортёрами по поводу уплаты налогов.

 

       2.3 Налоговое законодательство Республики Беларусь

       Налоговое законодательство РБ представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ следующих нормативных правовых актов:

1) налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы о налогах и сборах;

2) декреты, указы и распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения;

3) постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения;

4) нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления (постановления, разъяснения, письма), органов местного управления и самоуправления по вопросам налогообложения.

       Иерархию системы нормативных правовых актов по вопросам налогообложения можно представить следующим образом:

       I уровень – законодательные акты, обладающие высшей юридической силой:

-конституция РБ;

-налоговый кодекс РБ;

-законы РБ;

-декреты Президента РБ (имеют силу закона)

-указы Президента РБ (имеют равную юридическую силу с законами)

       II уровень – подзаконные акты. Они имеют подчиненный характер по отношению к законодательным актам и являются средством реализации законодательных норм. Подзаконные акты выстраиваются в иерархическую систему в зависимости от положения и компетенции органа, издававшего подзаконный акт:

· постановления Правительства Республики Беларусь;

· постановления республиканских органов государственного управления (Министерства по налогам и сборам (МНС) РБ, Государственного таможенного комитета РБ и др.);

· решения органов местного управления и самоуправления.

       Нормативные правовые акты республиканских органов имеют обязательную силу на всей территории РБ, а решения местных органов управления и самоуправления – на территории соответствующих административных единиц. Законодательные и подзаконные акты по налогообложению вступают в силу не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным законным способом.

       Налоговый кодекс РБ – это основной документ, в котором комплексно регламентированы все направления налоговых отношений в государстве. Налоговый кодекс состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть налогового кодекса РБ, вступившая в силу с января 2003 года, определяет общую правовую основу налогообложения, его понятийный и процедурный аппарат. В Особенной части налогового кодекса, введенной с 01.01.2010г., выстраивается конкретный механизм исчисления и уплаты каждого из предусмотренных налогов, сборов (пошлин).

       Общая часть Налогового кодекса РБ состоит из четырех разделов, каждый из которых регламентирует отдельную сферу налоговых отношений.

       В разделе I «Общие положения» определены основные принципы налогообложения, виды налогов, сборов (пошлин) и порядок их установления введения и прекращения действия, дано юридическое определение всех возможных плательщиков налогов, сборов (пошлин), их прав и обязанностей, а также возможных объектов налогообложения.

       В разделе II «Налоговое обязательство», дано определение понятиям: «налоговое обязательство», «база», «налоговая ставка», «налоговый период», «налоговые льготы», «сроки и порядок уплаты налога», рассмотрены различные варианты исполнения налогового обязательства и способы обеспечения его исполнения (залог имущества, поручительство, пени, приостановление операций по счету, арест имущества), раскрывается механизм принудительного исполнения налогового обязательства и зачета, возврата налогов, сборов (пошлин), пеней.

       В разделе III «Налоговый учет и налоговый контроль» дано определение понятиям «налоговый учет», «налоговая декларация», «налоговый контроль», «налоговая тайна», рассмотрены вопросы учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) и проведения налоговых проверок (камеральных и выездных).

       В разделе IV «Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь. Обжалование решений налоговых органов» отражены структура, права, обязанности налоговых и таможенных органов, способы их ответственности за незаконные решения, неправомерные действия (бездействие). В разделе также рассмотрена процедура обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

       Совершенствование налогового законодательства и упрощение налоговой системы РБ предусматривается Программой социально – экономического развития РБ на 2006 – 2010 годы. Особенностью 2007года явилась отмена инструкций МНС о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов с целью  придания налоговым законам характера прямого действия. Большая часть норм действующих инструкций введена в соответствующие законы.В настоящее время Инструкции МНС содержат формы налоговых деклараций, порядок их заполнения, комментарии к отдельным положениям налогового законодательства. С вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса утратили силу отдельные законы и акты Президента Республики Беларусь по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов (пошлин). Все эти меры направлены на упрощение работы налогоплательщиков с нормативными правовыми актами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...