Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и сущность налоговой системы. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь




Курс лекций «Налоги и налогообложение» для студентов заочного обучения

Тема 1:Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами – с другой стороны, по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Понятие «налог» необходимо рассматривать с двух позиций:

1. Налог, как объективная экономическая категория, представляет собой экономический метод управления общественным воспроизводством.

2. Налог, как конкретная форма правовых взаимоотношений государства с налогоплательщиком, представляет обязательный индивидуально безвозмездный платёж, осуществляемый организациями и физическими лицами в государственный бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Из этого следует, что налоги в структуре общественных отношений выполняют две важнейшие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объёмом производства и платёжеспособным спросом. Регулирующая функция на практике реализуется через изменение налоговых ставок, повышение или понижение общего уровня налогообложения, предоставление налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Регулирующая функция налогов может носить как стимулирующий, так и сдерживающий характер.

Налоговые функции взаимосвязаны, взаимообусловлены, но каждая из них имеет границы самостоятельности. Так, акцизы на табачные изделия и алкогольную продукцию преследуют в основном фискальные цели, а земельный налог имеет в большей мере стимулирующую цель.

Производным от понятия налог является налогообложение. Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение размера налогов и их ставок,  круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами,а также порядка уплаты налогов.Оптимальное налогообложение должно удовлетворять следующим требованиям:

1) налогообложение выражает смену форм собственности;

2) налогообложению подлежит только вновь создаваемая стоимость (налоговые отношения не должны распространяться на капитал, инвестируемый для расширения производства товаров, работ, услуг);

3) обобществлённые через налогообложение финансовые ресурсы должны использоваться на общегосударственные нужды под строгим конституционным надзором.

Таким образом, для государства важно установить такой уровень налогообложения, чтобы он был, с одной стороны, достаточным для выполнения государственных функций, а с другой – не оказывал отрицательного влияния на экономику и население

Тема 2: Налоговая система и основные налоговые термины

Понятие и сущность налоговой системы. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь

       Налоговую систему необходимо рассматривать как экономическое явление, изменяющееся и развивающееся вместе с развитием общества. В конкретном государстве и для определенного времени налоговая система – это  совокупность налогов, сборов (пошлин), принципов, форм и методов их установления, взимания, изменения, отмены, а также налоговых органов, форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

       Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по составу и структуре налогов, способам их взимания, структуре и полномочиям налоговых органов и др. существенным условиям налогообложения. Основными факторами, влияющими на структуру налоговой системы, являются уровень экономического развития страны, общественно – экономическое устройство (сочетание рынка и государства), господствующая в обществе экономическая доктрина, которая определяет роль налоговой системы (нейтральность или активное вмешательство в экономику страны), государственное устройство (федеративное или унитарное государство). С учетом этих факторов формировалась и налоговая система Республики Беларусь в 1991 – 1992 гг.

       Налоговая система суверенной Беларуси сформировалась в условиях экономического кризиса 90х годов, разрыва экономических связей между республиками бывшего СССР, сокращения производства на крупных предприятиях, обеспечивавших основную сумму доходов государственного бюджета. В таких условиях налоговая система была ориентирована главным образом на финансирование растущих государственных расходов путем усиления налогового давления (преимущественно через косвенные налоги и сборы). Это привело к сокращению налоговой базы, уклонениям от налогов в сфере бизнеса.        Поэтому налоговое законодательство постоянно корректировалось, что вызывало некоторое снижение уровня налогообложения, но не улучшало налоговую систему в целом. Снижение налоговой нагрузки на экономику за период с 1993г. по 2006г. (номинального уровня – с 65% в 1993г. до 46,0 % в 2006г. и реального уровня – с 49,65% до 45,7%) произошло за счет уменьшения ставок налогов (по НДС с 28%(1992г.) до 18% (2004г.), по чрезвычайному налогу с 18%(1992г.) до 3% (2005г.)), сокращения количества отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды и объединения нескольких платежей со схожей налоговой базой в единый платеж, снижения их ставок. Были отменены отчисления на здравоохранение, пожарную охрану, содержание детских дошкольных учреждений, содержание и ремонт жилищного фонда и др.Следует заметить, что по показателю доли налоговых платежей в ВВП нельзя однозначно оценить тяжесть налоговой нагрузки. В таких государствах, как Швеция, Дания этот показатель выше (57% и 55% соответственно), чем в Беларуси, а в США составляет около 30%. Это объясняется зависимостью данного показателя от количества и объема выполняемых государством функций и других факторов.

       Положительным моментом в развитии белоруской налоговой системы явилось введение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства (с 1998г.) и единого налога с индивидуальных предпринимателей (с 2001г.).Однако, не смотря на проводимые мероприятия по совершенствованию налоговой системы, сохраняется достаточно высокий (с точки зрения уровня доходов организаций и населения) уровень централизации финансовых ресурсов государства. Уровень централизации определяется отношением всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к ВВП. За 2003-2006гг. наблюдается даже рост данного показателя с 46,4% до 48,3%. В некоторой степени это обусловлено отменой пониженной ставки налога на прибыль (15%) для малых организаций, ростом ставок земельного налога в связи с инфляцией, введением дополнительных экологических платежей, повышением ставок акциза на алкогольную продукцию и автомобильное топливо, применением повышенных ставок отчислений от прибыли для унитарных предприятий, а также отчислений в инновационные фонды.

       В 2007-2009гг. продолжена работа по совершенствованию налоговой системы РБ. За этот период сократилось число налоговых платежей и применяемых нормативных правовых актов по вопросам налогообложения.С 2007г. прекращено взимание чрезвычайного налога и отчислений в фонд содействия занятости, что способствовало снижению налоговой нагрузки в части платежей, исчисляемых от фонда заработной платы.Усовершенствованы условия применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, актами Президента Республика Беларусь предоставлены налоговые льготы для организаций, осуществляющих производство продукции (работ, услуг) в сельской местности и малых населенных пунктах. В 2009г. отменен налог с пользователей автомобильных дорог, снижены ставки налога при упрощенной системе. С 2010г. введена в действие Особенная часть Налогового кодекса, отменены налог с продаж в розничной торговле, налог на приобретение автомобильных транспортных средств, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный сбор за парковку. В то же время с целью компенсации потерь консолидированного бюджета в связи с отменой указанных налогов и сборов повышена ставка НДС с 18% до 20 %. В целях упрощения налогового администрирования введено электронное декларирование, плательщикам предоставлено право уплачивать ряд налогов не ежемесячно, а ежеквартально.

       Постоянная корректировка налоговой системы обусловлена,с одной стороны, невозможностью сразу учесть в налоговом законодательстве появление разных форм организации бизнеса, новых видов деятельности, тенденции во внешнеэкономической деятельности. С другой стороны, налоговая система отражает динамику развития экономики, зависит от принятой концепции государственных доходов и расходов и поэтому не может быть статичной.

Современная налоговая система Республики Беларусь характеризуется следующими положительными чертами:

1) создана правовая база; для всех субъектов хозяйствования независимо от формы организации бизнеса и формы собственности действуют единые правила налогообложения, налогового контроля;

2) применяется общепризнанный набор налоговых платежей, используемых как в СНГ, так и Евросоюзе;

3) учитывается опыт зарубежных стран, что дает возможность участия в международных интеграционных процессах.

       Налоговая система Республики Беларусь – это двухуровневая система, т.е. налоги и сборы поступают в республиканский и местные бюджеты. При ее построении учитывались как общенациональные принципы налогообложения (справедливости, определенности, удобства, экономии), так и внутринациональные принципы (единства налоговой политики, запрет обратной силы налоговых законов и др.). В РБ применяется в основном пропорциональное налогообложение(налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, подоходный налог). При взимании налогов и сборов используются общепринятые в мировой практике методы:

1) кадастровый (для земельного налога) – предполагает использование кадастра (описи, реестра), содержащего типичные сведения об оценке и средней доходности объекта обложения (земли), используемые при установлении ставки налога и исчислении налоговой суммы;

2) декларационный – предусматривает подачу налогоплательщиками налоговой декларации (заявления) с указанием сведений для исчисления налога в налоговые органы;

3) административный – предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения (налог удерживается бухгалтерией нанимателя до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога).

       Наряду с общим порядком налогообложения применяются специальные режимы налогообложения для резидентов СЭЗ, индивидуальных предпринимателей, малых организаций и т.д., что способствует улучшению налогового климата в стране.

       Вместе с тем, налоговой системе РБ присущи следующие недостатки:

1) значительная фискальная направленность, проявляющаяся в преобладании косвенных налогов и сборов (удельный вес косвенных налогов, сборов в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РБ за 2008г. составил 57%);

2) использование неэффективных форм налогообложения (отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды);

3) высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования;

4) нестабильность, несвоевременность выхода актов налогового законодательства, что обуславливает отсутствие правовых гарантий для участников налоговых отношений и порождает уклонение от налогов в сфере бизнеса;

5) не высокая роль местных налогов и сборов, формирующих местные бюджеты (в основном они наполняются за счет поступлений от общегосударственных налогов и сборов).

Программа социально – экономического развития РБ на 2006 – 2010 года предусматривает следующие направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь:

1) улучшение налоговой структуры за счет постепенного повышения роли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы;

2) снижение налоговой нагрузки (в основном в части косвенного налогообложения);

3) выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков;

4) совершенствование системы налогового администрирования;

5) повышение роли имущественных и экологических налогов, формирующих местные бюджеты;

6) ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики и устойчивый рост.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...