Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СПОСОБЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Само получение статистической информации проводится различными способами, важнейшими из которых являются: 1) непосредственное наблюдение; 2) документальный учет фактов; 3) опрос. Непосредственное наблюдение - метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия ирегистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Объектами такого наблюдения могут быть: · поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или определенной ситуации; · высказывания, реакции, суждения правонарушителей или лиц из контрольной группы; · результаты действий (бездействия) правонарушителей, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений; · среда, окружающая обстановка изучаемого контингента. По положению наблюдателя, его участию в исследуемой ситуации наблюдение бывает: а) не включенным; б) включенным; в) наблюдением-участием. При не включенном наблюдении исследователь изучает значимые явления пассивно, как бы со стороны, что допустимо до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за укрывательство. Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов изнутри, путем непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Он смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, рядовым участником ее жизнедеятельности. Как и в первом случае, здесь также может возникнуть ситуация, когда для слияния с группой перед исследователем встанет нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или даже противоправных действиях, что недопустимо. Эти соображения обусловливают проблематичность широкого использования данного метода непосредственного наблюдения. При наблюдении-участии наблюдатель, в отличие от предыдущего способа, не только живет, но и позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях. Это могут быть, например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской, судебной работы. В числе отрицательных моментов непосредственного наблюдения следует указать на то, что оно требует значительных затрат времени, на его результаты могут оказать нежелательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также его личностные качества. Документальный способнаблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера. К ним в основном относятся документы государственной отчетности организаций, составляемые по определенной программе, формам и в определенные сроки. Это надежный способ получения данных о массовых явлениях. На практике он имеет широкое распространение. При опросеисточником сведений являются сами опрашиваемые лица. Это способ сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д. основан на непосредственном и опосредованном (опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом). Основными методами опроса являются анкетирование и интервью. Анкетирование - распространение среди населения опросных листов, в которых респонденту (человеку, у которого берется интервью) предлагается ответить в письменной форме на ряд вопросов по интересующей исследователя тематике. Ряд социально-правовых проблем (общественное мнение о законодательстве, престиж права, эффективность правового воспитания и т.п.) вообще нельзя изучать, не прибегая к анкетному опросу. Интервью - беседа, проводимая с респондентом по определенному плану. Это более трудоемкая процедура, чем анкетирование. Поэтому ее надо использовать только в целях более глубокого анализа.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |