Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПОСОБЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ




Само получение статистической информации проводится различными способами, важнейшими из которых являются:

1) непосредственное наблюдение;

2) документальный учет фактов;

3) опрос.

Непосредственное наблюдение - метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия ирегистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Объектами такого наблюдения могут быть:

· поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или определенной ситуации;

· высказывания, реакции, суждения правонарушителей или лиц из контрольной группы;

· результаты действий (бездействия) правонарушителей, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;

· среда, окружающая обстановка изучаемого контингента.

По положению наблюдателя, его участию в исследуемой ситуации наблюдение бывает:

а) не включенным;

б) включенным;

в) наблюдением-участием.

При не включенном наблюдении исследователь изучает значимые явления пассивно, как бы со стороны, что допустимо до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за укрывательство.

Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов изнутри, путем непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Он смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, рядовым участником ее жизнедеятельности.

Как и в первом случае, здесь также может возникнуть ситуация, когда для слияния с группой перед исследователем встанет нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или даже противоправных действиях, что недопустимо. Эти соображения обусловливают проблематичность широкого использования данного метода непосредственного наблюдения.

При наблюдении-участии наблюдатель, в отличие от предыдущего способа, не только живет, но и позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях. Это могут быть, например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской, судебной работы.

В числе отрицательных моментов непосредственного наблюдения следует указать на то, что оно требует значительных затрат времени, на его результаты могут оказать нежелательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также его личностные качества.

Документальный способнаблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода докумен­тов, как правило, учетного характера. К ним в основном относятся доку­менты государственной отчетности организаций, составляемые по опреде­ленной программе, формам и в определенные сроки. Это надежный способ получения данных о массовых явлениях. На практике он имеет широкое распространение.

При опросеисточником сведений являются сами опрашиваемые ли­ца. Это способ сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д. основан на непосредственном и опосредованном (опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).

Основными методами опроса являются анкетирование и интервью.

Анкетирование - распространение среди населения опросных листов, в которых респонденту (человеку, у которого берется интервью) предлагается ответить в письменной форме на ряд вопросов по интересующей исследователя тематике. Ряд социально-правовых проблем (общественное мнение о законодательстве, престиж права, эффективность правового воспитания и т.п.) вообще нельзя изучать, не прибегая к анкетному опросу.

Интервью - беседа, проводимая с респондентом по определенному плану. Это более трудоемкая процедура, чем анкетирование. Поэтому ее надо использовать только в целях более глубокого анализа.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...