Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЪЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ




Определение целей и задач статистической работы является исходным пунктом при организации статистического наблюдения в любой отрасли ста­тистики.

Например, изучая преступность, молено поставить перед собой цель исследовать личность преступника, давая ей подробную характеристику по комплексу социальных, демографических, криминологических и уголовно-правовых признаков, или изучить причины и условия, способствующие со­вершению преступлений, виктимологические показатели и т.д.

Очевидно, в зависимости от поставленной цели в одном случае необ­ходимо подвергать регистрации одни признаки, в другом — другие.

Цель наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто. Исходя из целей статистического наблюдения, ставятся конкретные задачи, ко­торые должны быть решены в процессе его проведения.

Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе на­блюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут полу­чены сведения, необходимые для анализа.

Главная задача статистического наблюдения для правоохранительных органов - регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного уче­та.

Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания - суть статистического наблюдения преступности, основное содержание уголовно-правовой статистики.

Четкое формулирование целей и правильная постановка задач стати­стического наблюдения позволяют также определить объект наблюдения, под которым, принято понимать совокупность общественных явлений, про­цессов, фактов или событий, подлежащих исследованию. Например, объек­том наблюдения при изучении криминологической обстановки Хабаровско­го края является вся совокупность преступлений, совершенных на его тер­ритории.

Недостаточно четкое определение объекта наблюдения может по­влечь за собой ошибки в данных и привести к неправильным выводам.

Учитывая собирательный характер термина «правовая статистика», необходимо вести речь об объектах статистического наблюдения примени­тельно к трем ее составным частям: уголовно-правовой, гражданско-правовой и административно-правовой статистике.

1. Объект уголовно-правовой статистики. Основная цель уголовно-правовой статистики, как отмечалось, заключается в том, чтобы, с одной стороны, дать исчерпывающую информацию о количественной стороне преступности, с другой - охарактеризовать своими показателями, как реали­зуются соответствующие государственные меры социального контроля над ней.

Но чтобы исследовать такой социальный процесс как преступность, представляющую собой совокупность (сумму) отдельных преступлений, на­до начинать именно с регистрации каждого отдельно взятого преступления (слагаемого).

Прежде всего надо выделять три конкретных объекта регистрации уголовно-правовой статистики, которые она характеризует с количествен­ной стороны. Это:

а) преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, ок­ружающую среду, конституционный строй, мир и безопасность человечества;

б) преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление;

в) наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

2. Объект гражданско-правовой статистики. Как уже отмечалось, гражданско-правовая статистика учитывает лишь те гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства.

Итак, конкретными объектами гражданско-правовой статистики яв­ляются:

а) спор о гражданском праве (гражданское дело);

б) стороны в гражданском процессе (истец и ответчик);

в) судебное решение.

В показателях гражданско-правовой статистики находят отражение основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она, прежде всего, учитывает виды правоотноше­ний (брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные и др.), рассмат­риваемые судом и арбитражем.

Значительным числом показателей в гражданско-правовой статисти­ке характеризуются субъекты прав и обязанностей (стороны в процессе), а также объект гражданского правоотношения (то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения).

3. Объектами административно-правовой статистики являются:

а) административные правонарушения (проступки), посягающие на государственный или общественный порядок, на все формы собственности, на права и свободы граждан, на установленный порядок управления; про­тивоправное, виновное (умышленное и неосторожное) действие или без­действие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность;

б) лица, совершившие административные правонарушения, достиг­шие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они бы­ли вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

в) меры административной ответственности - административные взыскания, применяемые за совершение административных правонаруше­ний.

СОСТАВ ОБЪЕКТА НАБЛЮДЕНИЯ

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов. Полное представление об объекте молено получить, используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), от­четные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения — неделимый составной элемент изучаемой со­вокупности, признаки которого регистрируются в процессе статистическо­го наблюдения. Иными словами, единица наблюдения (иногда ее называют единицей совокупности) — это часть, элемент объекта изучения, носитель признаков, регистрируемых при наблюдении.

Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населения все проживающие в стране люди - это статистическая совокупность, а каждый отдельный человек - единица наблюдения. При демографических обследованиях ею может быть также и отдельная семья. В правовой статистике такими единицами являются пре­ступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетная единица - это источник, откуда поступает первичная ста­тистическая информация о единицах наблюдения. В уголовно-правовой статистике, например, такими источниками являются: отделение милиции, городские (районные) ОВД, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительные учреждения и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изу­чаемые статистикой социально-правовые явления. Согласно теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах и субъектах (т.е. лицах, их совершивших). Отсюда зарегистрированная преступность — это данные как о фактах преступлений, так и о лицах, совершивших преступления.

Эти данные важно разграничивать. Они практически всегда различа­ются и, как правило, число фактов превышает число лиц, их совершивших. Расхождения этих суммарных величин бывают следствием распространен­ности групповой преступности, а также совершения двух и более преступ­лений одним и тем же лицом.

По этим же причинам единицей измерения распространенности пре­ступности не может быть уголовное дело (следственное или судебное про­изводство, протоколы и материалы, находящиеся в производстве), именуе­мое иногда в правоохранительной практике единого учета.

 

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ

Очень важным вопросом является разработка программы статистиче­ского наблюдения. Любое явление, в частности преступление, обладает множеством различных признаков. Напомним, что статистический при­знак - это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения.

Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. В этих случаях отбирают те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования.

Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается про­грамма наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть полу­чены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения).

В программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, ко­торые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и явля­ются наиболее существенными для данного объекта. Содержание про­граммы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями ста­тистического исследования.

Например, программа статистического наблюдения в уголовно- правовой статистике обычно подразделяется на ряд частей, характери­зующих своими показателями:

1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и усло­вия, способствующие совершению преступлений, а также личность пре­ступника;

2) систему виктимологических признаков и других общественно опасных последствий преступности;

3) деятельность органов прокуратуры;

4) деятельность органов Министерства внутренних дел;

5) деятельность судебных органов;

6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы;

7) деятельность других правоохранительных органов.

Другим примером может служить программа статистического на­блюдения в гражданско-правовой статистике. Она также может быть раз­делена на ряд частей, характеризующих своими показателями:

а) состояние гражданских правоотношений, находящихся на разре­шении в судах, арбитраже, нотариате;

б) структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства;

в) состав сторон (истцов и ответчиков);

г) деятельность судов, арбитража и нотариата.

ВЫБОР МЕСТА И ВРЕМЕНИ

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если речь идет о переписи населения страны, то в этом случае наблюдение охватывает территорию всей страны.

Аналогично и в правовой статистике. Так, в целях регистрации пре­ступлений и лиц, их совершивших, в уголовно-правовой статистике на­блюдением охватываются все правоохранительные органы страны, упол­номоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно- процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике опреде­ляется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по мо­менту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления - по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...