Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предварительное исследование вещества




Исследование начинают с описания внешних свойств вещества: агрегатного состояния, цвета, запаха. Если вещество твердое, то записывают какое – кристаллическое (иглы, пластины, призмы и т.п.), микрокристалллическое, аморфное. Обращают внимание, однородное это вещество или нет. Записывают его окраску. К числу окрашенных относятся хиноны, некоторые a-дикетоны, азо-, нитрозо-, нитропроизводные, некоторые полигалогенопроизводные, соединения с большим числом сопряженных связей. Отмечают, сохраняется ли окраска при перекристаллизации и перегонке, т.е. присуща она веществу или обусловлена примесями. У кристаллических веществ определяют температуру плавления, у жидких – температуру кипения.

Записывают константы вещества, цвет и запах чистого вещества. Многие органические соединения обладают специфическим запахом, по которому при навыке можно определить, к какому классу они относятся (эфиры, фенолы, нитросоединения, амины и др.).

Прокаливание –см. раздел 1.1.

Определение растворимости. Растворимость вещества в различных растворителях помогает сделать заключение о наличии в веществе тех или иных функциональных групп. Кроме того, определение растворимости позволяет подобрать подходящий растворитель для перекристаллизации вещества (подобное растворяется в подобном). Растворимость целесообразно исследовать в следующих растворителях: вода; 5%-ные растворы едкого натра, гидрокарбоната натрия, соляной кислоты; концентрированная серная кислота; этиловый спирт; бензол; петролейный эфир; уксусная кислота. В пробирку вносят одну каплю жидкого или 0,01 г твердого соединения и по каплям 0,2 см3 растворителя. После каждой прибавленной порции растворителя пробирку взбалтывают. Если соединение полностью растворимо, то его регистрируют как растворимое. Если вещество плохо растворяется или не растворяется при комнатной температуре, нагревают до кипения. В случае плохой растворимости в неорганических растворителях нерастворившееся вещество отделяют, а раствор нейтрализуют и наблюдают, не выделяется ли из него исходное соединение. Помутнение нейтрализуемого фильтрата указывает на свойства вещества: кислые – если растворителем была щелочь или сода, основные – кислый растворитель. При внесении вещества в раствор гидрокарбоната нужно обратить внимание, не выделяется ли диоксид углерода.

Качественный элементный анализ

Азот, серу, галоген можно открыть в одной пробе вещества, сплавив его с натрием. Растворив сплав, проводят качественные реакции на анионы Hal, S2–, CN (см. разделы 1.2 и 1.3).

3.3 Качественный функциональный анализ (открытие
функциональных групп)

Основываясь на результатах исследования физических свойств и качественном составе соединений, определяют класс анализируемого вещества. Затем делают качественные реакции на предполагаемые функциональные группы. Допустим, установлено: вещество жидкое, бесцветное, не содержит азота, галогенов и серы, хорошо растворяется в воде, имеет нейтральную реакцию, кипит при температуре 78°С. Предположительно, такое вещество может быть спиртом, альдегидом, кетоном. Для уточнения делают качественные реакции только на спиртовую, альдегидную, кетоновую группу. Следует брать небольшие пробы (0,1-0,15 г) вещества, сохраняя основную массу для получения производных и часть как резерв для заключительных специфических реакций на данное индивидуальное вещество.

Прежде чем проводить ту или иную реакцию с анализируемым веществом, целесообразно провести опыт с заведомо известным соединением данного класса. И только овладев методикой выполнения операций и убедившись в хорошем качестве реактивов, переходить к пробам с анализируемым веществом.

Методики проведения качественных реакции на отдельные функциональные группы и классы соединений (кратные связи, кислород- и азотсодержащие группы, углеводы, белки и т.п.) приведены в разделах 2.1-2.8.


ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

По окончании выполнения работы её результаты оформляются в виде отчета по установленной форме. Отчет можно представить в обычной ученической тетради с соблюдением следующих обязательных пунктов:

Титульный лист (образец прилагается, с. 30).

Описание хода работы с уравнениями реакций и, если необходимо, рисунками.

Заключения (выводы) о качественном составе заданного органического соединения (какие элементы и функциональные группы входят в его состав).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как практически проводить открытие углерода и водорода?

2. Для каких целей проводится сплавление органического соединения с металлическим натрием?

3. Написать уравнения реакций для открытия азота.

4. Написать уравнения реакций для открытия серы.

5. Написать уравнения реакций для открытия галогенов.

6. Какие вещества используются для поглощения СО2 и Н2О?

7. Как проводят качественное определение галогенов в органических соединениях?

8. Определение кратных связей в органическом соединении.

9. Определение гидроксильных групп (в спиртах и фенолах).

10.  Определение альдегидов и кетонов.

11.  Определение карбоновых кислот.

12.  Определение аминогрупп в органических соединениях.

13. Определение углеводов.

14.  Определение белков (полипептидов).

15.  Определение жиров (триглицеридов).

16. Определение кислотного числа в жирах (глицеридах).

17.  Определение эфирного числа в жирах (глицеридах).

18.  Определение йодного числа в жирах (глицеридах).

19.  Определение перекисного числа в жирах (глицеридах).

20.  Определение непредельных кислот в жирах (глицеридах).

Приложение А

(справочное)

Пример оформления титульного листа отчета

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ 

 

Кафедра химической технологии высокомолекулярных соединений

 

 

МЕТОДЫ АНАЛИЗА
ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ



Лабораторная работа № __

 

по дисциплине «Органическая химия»

 

 

Специальность ___________________________________

 

Специализация ___________________________________

 

Проверил к.х.н., доцент _____________И.П.Иванов «___»____________201_ г. Выполнил студент группы ________ ___________ П.И.Петров «___»___________201_ г.

 

 

Могилев, 201_

 

6 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Стандарт предприятия СТП 15-06-2004. Дата введения 2005-01-01

2. Практикум по органической химии: учебное пособие для вузов. / под ред. О. Ф. Гинзбурга и А. А. Петрова. – М.: Высшая школа, 1989. – 317 с.

3. Щербина А. Э. Органическая химия. Лабораторный практикум по органическому синтезу / А. Э. Щербина, Л. Г. Матусевич, И. В. Сенько – Минск: БГТУ, 2006. – 415 с.

4. Роганов Г. Н., Баранов О. М., Методические указания к лабораторным работам по теме «Методы очистки и определение физических констант органических соединений» по курсу органической химии для студентов технологических специальностей. – Могилев : УО «МГУП», 2011 –27 с.

5. Практикум по органической химии. Синтез и идентификация органических соединений. Под ред. проф. О. Ф. Гинзбурга и чл.-кор. АН СССР А. А. Петрова. – М.: Высшая школа, 1989. – 318 с.

6. Грандберг И. И. Практические работы и семинарские занятия по органической химии. М.: Высшая школа, 1973. – 239 с.


Учебное издание

МЕТОДЫ АНАЛИЗА
ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

 

 

Методические указания

Составители:

Роганов Геннадий Николаевич

Баранов Олег Матвеевич

 

                                                                                     

 

Редактор А  .А. Щербакова 

Технический редактор Т. В. Багуцкая

 

 

Подписано в печать ___________. Формат 60×84 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Ризография.

Усл. печ. 1,6 л. Уч.-изд. 1,7 л.

Тираж 178 экз. Заказ ______.

 

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет продовольствия».

ЛИ № 02330/630 от 31.01.2012 г.

Пр-т Шмидта, 3, 212027, Могилев.

 

Отпечатано в учреждении образования

«Могилевский государственный университет продовольствия».

Пр-т Шмидта, 3, 212027, Могилев.      

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...