Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии⇐ ПредыдущаяСтр 61 из 61
Конституция и закон от 8 марта 1975 г. устанавливают, что активным избирательным правом обладают все граждане Италии, независимо от пола, достигшие 18 лет (при выборах в Сенат – 25 лет). Голосование всеобщее и прямое. Право голоса может быть ограничено только на основании закона в случаях недееспособности, вынесения уголовного приговора. В судебном порядке лишаются избирательных прав на срок до 5 лет банкроты. Возрастной ценз пассивного избирательного права составляет 25 лет для кандидатов в депутаты нижней палаты парламента, 40 лет – для сенаторов и 50 лет – для Президента Республики. В Италии широкое распространение получил установленный Конституцией институт референдума. В частности, на референдум выносилось более 30 законов, которые по итогам референдума были отменены. Конституция предусматривает несколько видов референдума: · конституционный референдум; · референдум по территориальным вопросам, проводящийся в заинтересованных территориальных единицах при решении проблем изменения границ между ними; · отменительный референдум, именуемый институтом народного вето и проводящийся по вопросу о прекращении действия существующего закона. Такой референдум может быть проведен по инициативе не менее 500 тыс. избирателей или 5 областных советов. Но могут быть вынесены на референдум акты о налогах, бюджете, амнистии, помиловании, о ратификации международных договоров. В референдуме имеют право участвовать граждане, внесенные в списки избирателей по выборам депутатов нижней палаты Парламента. Предложение, вынесенное на референдум, считается одобренным, если в голосовании приняло участие большинство избирателей и за него проголосовало большинство принявших участие в референдуме.
Законодательная власть В системе высших органов государственной власти Конституция Италии на первое место ставит Парламент. Высший представительный и законодательный орган Италии – бикамеральный Парламент – состоит из Палаты депутатов и Сената. Палата депутатов состоит из 630 парламентариев, Сенат – из 315. С 1993 года выборы в Парламент проводятся не по пропорциональной системе, а по смешанной избирательной системе с доминированием мажоритарной, где 75% мест в каждой палате распределяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а 25% мест по пропорциональной. Сенаторы избираются от автономных областей пропорционально численности населения в них, например, Ломбардия представлена в верхней палате 47 сенаторами, а малонаселенная Валле д’Аоста – 1 сенатором. Президент Республики может назначить 5 сенаторов пожизненно за выдающиеся достижения в социальной, научной, художественной, литературной областях. Каждый бывший президент является пожизненным сенатором. Обе палаты Парламента избираются на пять лет. При выборах 25% членов Палаты депутатов по партийным спискам установлен 4% заградительный пункт. При выборах сенаторов заградительный барьер законом не установлен. Каждый член итальянского Парламента представляет нацию и не связан императивным мандатом при выполнении своих парламентских функций. Конституция предоставляет парламентариям индемнитет и иммунитет. Работа палаты депутатов и Сената ведется раздельно. На совместных заседаниях палаты собираются только в следующих, установленных Конституцией случаях: · избрание Президента Республики; · принятие Президентом присяги; · рассмотрение обвинений Президента в государственной измене и посягательстве на Конституцию; · предание суду председателя Совета Министров и членов Правительства, за преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей; · избрание 1/3 части членов Конституционного суда и 1/3 части членов Высшего совета магистратуры. Конституция Италии подробно не устанавливает полномочия Парламента, то есть компетенция Парламента является абсолютно неопределенной. На практике это означает, что итальянский Парламент обладает неограниченной компетенцией. Он может принимать законы по любому вопросу, не отнесенному к компетенции других органов государственной власти, автономий и местного самоуправления. Особенностью итальянского Парламента является «сильная» верхняя палата. Обе палаты Парламента утверждают Правительство, контролируют его деятельность, избирают иных должностных лиц, имеют примерно равные полномочия. Конституция Италии посвящает отдельный раздел вопросам законотворческой деятельности Парламента. Законопроект может быть внесен в любую палату. Правом законодательной инициативы обладают парламентарии, Правительство, областные и муниципальные советы, национальный совет экономики и труда. Законодательную инициативу может осуществлять народ путем внесения от имени не менее чем 50 тыс. избирателей законопроекта. Особенность законотворческого процесса в итальянском Парламенте состоит в том, что Конституция предусматривает две процедуры принятия законов. Согласно ч. II ст. 72 обычная процедура рассмотрения и непосредственного утверждения палатой всегда применяется для законопроектов по вопросам конституционным и избирательным, для законопроектов делегирующих законодательную власть, разрешающих ратификацию международных договоров, утверждающих бюджет и законы об исполнении бюджета. Для законопроектов по другим вопросам палаты вправе установить более быструю процедуру, при которой значительно возрастает роль парламентских комиссий, поскольку палаты передают именно им законодательные полномочия. Однако закон может быть возвращен из комиссии для принятия в палату, если этого потребует Правительство, десятая часть членов палаты или пятая часть членов самой комиссии. В законодательном процессе обе палаты Парламента полностью равноправны. Закон считается принятым, если он принят обеими палатами в идентичной редакции. Если законопроект отклонен, он может быть внесен в Парламент снова только по истечении шести месяцев. После принятия закона обеими палатами он передается Президенту Республики, который промульгирует закон в течение месяца. В пределах этого срока Президент может отвергнуть закон и потребовать повторного рассмотрения. Вето Президента считается преодоленным, если за закон прежней редакции проголосуют абсолютным большинством обе палаты Парламента. Конституция предусматривает возможность делегирования Парламентом своих законодательных полномочий Правительству. Делегирующий закон должен содержать цель и предмет делегирования, основные принципы делегируемых актов и время, в течение которого Правительство может законодательствовать от имени Парламента. Не могут быть делегированы полномочия по принятию законов, связанных с изменениями в Конституции, проведении выборов, утверждением бюджета, ратификации международных договоров. Конституция предоставляет право Правительству принимать акты, имеющие силу закона в случае особой необходимости и срочности. Такие акты должны быть представлены Парламенту для утверждения в тот же день, а если Парламент на каникулах, он должен быть созван в течение пяти дней по инициативе Президента Республики, председателей палат, или одной трети ее членов. Указанные акты правительства теряют свою силу с момента их издания, если они не получили одобрения Парламента в течение 60 дней после их опубликования. Согласно ст.64 Конституции решение каждой палаты и Парламента в целом действительны лишь при наличии большинства их членов и если решения приняты большинством присутствующих членов, кроме случая, когда Конституция предписывает квалифицированное большинство. Парламент осуществляет контроль над деятельностью Правительства. Формами контроля являются устные и письменные вопросы парламентариев членам Правительства, ответы на которые обязательны, интерпелляции, контрольная деятельность Счетной палаты, работа специально создаваемых расследовательских комиссий. Результатом может стать парламентская ответственность Правительства, которая осуществляется в форме резолюции недоверия. Такая резолюция может быть принята любой палатой большинством голосов по инициативе одной десятой ее членов. Правовым последствием принятия резолюции недоверия становится отставка Правительства. В соответствии со ст.88 Конституции Президент Республики может, заслушав председателей палат Парламента, распустить обе палаты или одну из них.
Президент Республики Президент Итальянской Республики определен как глава государства, олицетворяющий национальное единство (ст.87.). Его конституционный статус определяется парламентской формой правления итальянского государства. Президент избирается на семилетний срок с возможностью неограниченного переизбрания. Избирает президента особая коллегия, в состав которой входят все члены Парламента, а также по три представителя от каждой автономной области (от Валле д’Аоста – 1), избираемых областными советами. Для избрания кандидату в Президенты необходимо набрать не менее двух третьих голосов членов коллегии, а после трех голосований достаточно более пятидесяти процентов голосов. Решение о назначении выборов принимает председатель палаты депутатов. Президент Республики по Конституции наделен следующими полномочиями: · в отношении Парламента обладает правом роспуска обеих палат; · в законодательной сфере по инициативе Правительства участвует в процедуре представления палатам законопроектов, промульгирует законы, обладает отлагательным вето, издает одобренные Правительством декреты, обладающие силой закона, назначает референдум, в том числе по отмене закона; · назначает и освобождает от должности Председателя Совета министров, а по рекомендации последнего членов Правительства; · является командующим вооруженными силами, председательствует в Верховном Совете обороны и в Высшем Совете магистратуры; · распускает на основании предварительного постановления палат Парламента Советы автономных областей; · по решению Парламента объявляет состояние войны; · обладает правом помилования и снижения меры наказания; · аккредитует и принимает дипломатических представителей, имеет и ряд других полномочий. Широкий круг президентских полномочий подрывается необходимостью контрассигнации всех актов Президента, министром или Председателем Совета министров (ст.89). Конституция устанавливает принцип неответственности Президента за действия, совершенные во время исполнения своих функций. Исключения составляют государственная измена или посягательство на Конституцию (ст.90). Если Президент не в состоянии осуществлять свои функции, их выполняет Председатель Сената.
7. Правительство Италии Конституция Италии (ст.92) устанавливает, что «Правительство Республики состоит из Председателя Совета министров и из министров, которые вместе образуют Совет министров. Формально Председатель Совета министров и министры назначаются Президентом Республики, но фактически решающая роль в формировании Правительства принадлежит Парламенту. Особенности формирования Правительства Италии заключаются в том, что: · Правительство сначала формируется, а затем утверждается Парламентом; · Правительство утверждается не только нижней, но и верхней палатой Парламента; · Совет министров Италии несет ответственность перед обеими палатами Парламента; · при вынесении вотума недоверия Правительству хотя бы одной палатой Парламента, оно должно уйти в отставку. По итальянской конституционной доктрине Правительство в условиях слабой президентской власти восполняет конституционную «политическую безответственность» Президента и берет на себя многие его полномочия, что подтверждает институт контрасигнатуры. Компетенция Совета министра специально не оговорена в Конституции Италии. В 1988 году был принят закон о Совете министров, определяющий в соответствии с конституционными нормами статус, структуру Правительства, полномочия министров. Совет министров является высшим органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование всей политической и административной системы государства. Правительство выступает с законодательными инициативами, а также в соответствии со ст.76 и ст.77 Конституции осуществляет некоторые законодательные функции. Согласно ст.95 Конституции Председатель Совета Министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность. Он поддерживает единство политического и административного направления, координируя деятельность министров. Именно глава Правительства при формальном участии Президента осуществляет такие полномочия, как назначение министров и других высших должностных лиц государства, выступает с законодательными инициативами, обеспечивает прохождение и принятие законов, взаимодействует с главами областей, принимает решения о постановке вопроса о доверии Правительству перед Парламентом и роспуске Парламента. По мнению итальянских государствоведов, глава Правительства фактически взял на себя многие функции Президента, став первой фигурой в исполнительной власти страны.
8. Судебная власть Судебная система Италии имеет следующие особенности: · прокуратура объединена с судебной системой; · судьи и прокуроры образуют обособленную от других государственных органов категорию магистратов; · деятельностью магистратов руководит особый орган – Высший Совет магистратуры, возглавляемый Президентом Республики; · судебная система имеет структуру, несовпадающую с административно-территориальным делением страны; · судьи низового уровня могут не иметь юридического образования. Систему судов общей юрисдикции возглавляет Высший кассационный суд. Италия поделена на 23 судебных округа. В каждом из которых имеется апелляционный суд, 5-6 трибуналов, от 25 до 35 преторов – профессиональных мировых судей. Самое нижнее звено судебной системы мировой судья – в коммуне. В каждом судебном округе имеются суды ассизов (присяжных) Всего их 94. Дела с участием ассизов рассматривают 2 судьи – профессионала и 6 присяжных. Жалобы на принятые решения этих судов разбираются апелляционными судами присяжных, имеющимися по 1-2 в каждом судебном округе. С 1988 года во всех судебных округах созданы трибуналы по делам несовершеннолетних. Обособленную систему составляет административная юстиция, состоящая из административных трибуналов (по 1 в каждой области). Возглавляет эту систему Государственный совет, состоящий из 74 государственных советников назначенных декретом Президента Республики. Государственный совет в соответствии со ст. 100 Конституции выполняет консультативные функции в области административного права, дает заключения о законопроектах, направляемых Правительством в Парламент и осуществляет правосудие в административной сфере. Он контролирует законность актов Правительства и министерств, рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 544. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |