Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Высший законодательный орган Индии




Высший законодательный орган Индии состоит из Президента Республики и двух палат Парламента – Совета штатов и Народной палаты.

   

4.1. Совет штатов представляет интересы субъектов федерации. 238 членов Совета избираются законодательными органами штатов сроком на 5 лет с ротацией 1/3 состава каждые 2 года. Остальные 12 сенаторов назначаются Президентом Республики за особые заслуги перед государством и обществом. Совет штатов может быть распущен. Обладая правом отлагательного вето, Совет может задержать законопроект, принятый Народной палатой (кроме финансовых) на 6 месяцев. Спикером Совета штатов является Вице-президент Индии, избираемый на совместном заседании палат.

4.2. Народная палата, выражающая интересы федерации в целом состоит из 525 депутатов от штатов, 20 депутатов от союзных территорий и 2 представителей англо-индийской общины, назначаемых Президентом Республики. Выборы проводятся раз в 5 лет по одномандатным округам. Применяется мажоритарная система относительного большинства. Народная палата может быть распущена Президентом по «совету» правительства, как правило, из-за распада правительственной коалиции.

Кворум в обеих палатах составляет 1/10 их численности. Законопроект проходит в каждой палате 3 чтения, после чего направляется для промульгации Президенту. В случае разногласий между палатами по законопроекту, по решению Президента обе палаты голосуют по нему на совместном заседании. Финансовые законопроекты рассматриваются сначала Народной палатой, а затем в течение 14 дней Советом штатов. После чего с рекомендациями Совета штатов, которые не носят обязательного характера, финансовый билль возвращается в нижнюю палату.

Народная палата осуществляет контроль над Правительством, несущим коллективную ответственность перед ней. Народная палата может выразить недоверие Правительству, которое должно или уйти в отставку или обратиться к Президенту Республики с просьбой о роспуске палаты и назначении выборов. Обе палаты обсуждают доклад Генерального аудитора Индии о проверке финансовых отчетов Союза. Депутаты имеют право запроса в Правительство и обсуждения его политики.

Любая палата Парламента может возбудить вопрос об импичменте Президента Индии (1/4 голосов). За импичмент должны проголосовать не менее 2/3 членов обеих палат.

Президент Республики

Президент Индии избирается на 5 лет коллегией, состоящей из равного числа выборных членов Союзного Парламента и Парламентов штатов. Количество сроков избрания не ограниченно. В соответствии с Конституцией Президент является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим и неотъемлемой составной частью парламента. Он промульгирует законы, вносит законопроекты в Парламент и налагает вето на принятые законы, назначает Премьер-министра из числа лидера партии или коалиции, имеющих большинство мандатов в Народной палате, по представлению Премьер-министра назначает членов Правительства, созывает и распускает Народную палату. Президент назначает судей Верховного суда Индии, а также судей Высших судов штатов, назначает Генерального прокурора, Генерального аудитора, Генерального атторнея (юридического советника высших органов государственной власти Индии), губернаторов штатов.

Президент обладает правом помилования, вправе объявить чрезвычайное положение, президентское правление в штатах. Указы Президента, издаваемые между сессиями парламента, имеют силу закона, но если в течение 5 недель с начала ближайшей сессии парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу. Акты Президента Индии не требуют контрасигнатуры, как в других парламентских республиках, в качестве условия их действительности, поскольку согласно 42–й и 44-й поправкам к Конституции все обширные полномочия Президента осуществляются им по совету Правительства, либо самим Правительством от имени Президента.

Совет Министров Индии

Высшая исполнительная власть в Индии сосредоточена в руках Совета Министров, состоящего из 40-60 членов и персонально Премьер-министра.

По конституционному обычаю Президент назначает Премьер-министром лидера парламентского большинства, который и формирует правительство. Члены правительства должны быть обязательно членами парламента. После назначения президентом министров, правительство представляется парламенту и просит о доверии. Совет министров в полном составе собирается крайне редко. Все вопросы руководства страной решаются на заседаниях Кабинета состоящего из премьер-министра и 17-19 министров. Конституция Индии не определяет функции и полномочия Совета министров. Политическая практика в Индии состоит в том, что правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции Президенту республики. В правительстве чрезвычайно велика роль Премьер-министра, который с формального одобрения Президента может изменять состав правительства, увольнять министров, руководит заседаниями Совета министров и Кабинета, решения на которых принимаются не голосованием, а на основе общего согласия. Правительство фактически направляет законодательную деятельность парламента, издает нормативные акты в форме Президентских указов или в порядке делегированного законодательства.

В связи с персонализацией власти в руках Премьер-министра в Индии по мнению известных государствоведов (Х. Радж и др.) сложилась «премьер-министерская форма правления».

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

  1. Насколько оправдан объем Конституции Индии, как одной из самых больших в мире?
  2. Каков порядок внесения изменений в Конституцию Индии и какие изменения наиболее важные?
  3. В чем состоит специфика руководящих принципов политики государства (ч.IV Конституции) и насколько она оправдана?
  4. Что означает характеристика Индии а преамбуле Конституции как социалистической республики?
  5. Каковы особенности института гражданства в Индии?
  6. Охарактеризуйте роль религиозных организаций в политической системе Индии?
  7. На каких принципах строится индийский федерализм?
  8. Что такое «премьер-министериализм» в Индии?
  9. Какова роль Верховного суда в развитии конституционного права Индии?


Тема 20. Основы конституционного права Испании

       Вступление: конституционное развитие Испании в 1939-1977 годах.

Общая характеристика Конституции Испании 1978 года.

Основы политической системы Испании (принципы, установленные в Вводном разделе Конституции, конституционные основы статуса политических партий, профсоюзов трудящихся и ассоциаций предпринимателей).

Особенности экономической системы и социальных основ Испании, установленные Конституцией 1978 года.

Конституционный статус личности в Испании (объем, содержание прав и свобод, акцент на Всеобщую декларацию прав человека, гарантии основных прав и свобод, институт Народного защитника).

Король Испании (конституционный статус).

Законодательная власть (порядок формирования и роспуска Генеральных кортесов, полномочия Сената и Конгресса депутатов, законодательный процесс, институт народной законодательной инициативы, делегированное законодательство, парламентский контроль).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...