Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционно-правовой статус человека и гражданина




Положения, определяющие конституционно-правовой статус человека и гражданина в Индии содержатся в совокупности норм части III Конституции, именуемой «Основные права» и части IV «Руководящие принципы политики государства», ч. XV «Выборы», а также Преамбулы, приложений и некоторых других разделах Конституции.

Особенностью института прав и свобод в Индии является то, что элементы, из которых он складывается, обладают неодинаковой юридической силой. Индийская Конституция заимствовала из Конституции Ирландии 1937 г. концепцию не защищаемых в судебном порядке так называемых руководящих принципов.

 

2.1. Права и свободы в экономической, социальной и культурной областях сосредоточены в ч. IV «Руководящие принципы политики государства». Согласно ст. 37 Конституции «руководящие принципы не могут осуществляться в судебном порядке, однако они имеют основополагающее значение для управления страной и государство обязано исходить из этих принципов при издании законов».

Верховный суд Индии в 1980 г., рассматривая дело одной из транснациональных компаний, постановил, что суды при решении дел, в которых основные права находятся в противоречии с руководящими принципами, не должны отдавать предпочтения ни одной из этих групп. Судам предписано «гармонично» учитывать обе группы правоположений, что фактически отдает решение этого важнейшего вопроса на усмотрение суда.

Таким образом, за исключением права собственности, а также положения, согласно которому все граждане могут работать по любой профессии, иметь любое занятие, промысел или бизнес, Конституция Индии непосредственно не гарантирует экономических, социальных, культурных прав, хотя и провозглашает право на труд, достаточные средства к существованию, на защиту от экономической эксплуатации, безработицы, обязательного бесплатного обучения детей и др.

2.2. Политические права и свободы в Конституции Индии отражены очень кратко. Согласно ч.1 ст.19 все граждане имеют право на свободу слова и выражения мнений, право собираться мирно и без оружия, право создавать ассоциации и союзы. Конституция допускает издание законов, вводящих ограничения свободы слова в интересах суверенитета и целостности Индии, а также по ряду других оснований. Возможно издание законов ограничивающих свободу собраний, ассоциаций и союзов.

Конституция Индии не провозглашает свободу печати. Верховный суд рассматривает свободу печати как одну из форм выражения свободы слова и выражения мнений. Ряд законов и решений Верховного суда предусматривают цензуру печати, кинофильмов, театральных постановок и т.д. Конституция прямо не закрепляет также свободу митингов и демонстраций. По мнению Верховного суда, она вытекает из толкования ч.1 ст.19 Конституции. Признавая право на проведение митингов и демонстраций, Верховный суд постановил, что «соответствующие власти могут запрещать митинги и демонстрации, если это мешает движению транспорта, препятствует использованию земельной собственности и в др. случаях».

Конституция Индии (ст.326) устанавливает, что гражданин Индии, достигший 18 лет и не лишенный избирательного права на основании не проживания на соответствующей территории, душевного нездоровья, совершения преступления, утраты гражданских прав или незаконной деятельности, вправе зарегистрироваться для участия в выборах в качестве избирателя. Конституция (ст.325) запрещает исключать из списков избирателей на основании религиозной, расовой, кастовой принадлежности, а также по признаку пола.

Пассивным избирательным правом обладают граждане достигшие при выборах в Народную палату Парламента 25 лет, а в Совет штатов 30 лет, кроме лиц, состоящих на оплачиваемой государственной службе, осужденных на срок не менее 2-х лет, объявленных судом умалишенными. Кандидат в Народную палату должен проживать в округе, по которому баллотируется.

 

2.3. Личные права и свободы установлены ч. III Конституции «Основные права». Особо важное значение в Индии имеет принцип равенства, суть которого в запрещении «неприкасаемости» и дискриминации по мотивам расовой, религиозной, кастовой принадлежности, пола, места рождения, установлении некоторых привилегий для признанных государством отсталыми групп населения.

Конституция устанавливает целый ряд, так называемых, прав-гарантий личной свободы. Согласно ст. 22 арестованный не может содержаться под стражей более 24 часов без решения магистрата. В то же время на основании закона о превентивном задержании срок задержания может быть 3 и более месяцев. Ст.21 устанавливает, что никто не может быть лишен жизни или личной свободы иначе, как в соответствии с установленной законом процедурой. Задержанным предоставляется право на получение защиты от юриста по выбору.

Конституция (ст.19) предоставляет гражданам право свободного передвижения по территории страны и право проживать и селиться в любой ее части.

В то же время Конституция Индии не упоминает о неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны корреспонденции.

Статьи 25-28 гарантируют религиозные свободы: свободу совести, отправления обрядов и религиозной пропаганды. В государственных учебных заведениях религия не преподается.

 

 

2.4. Гражданство и режим иностранцев

Конституция и Закон о гражданстве 1955 г. предусматривают единое индийское гражданство, призванное укрепить территориальную целостность страны.

В отношении приобретения гражданства закон сочетает элементы «права почвы» и «права крови». Гражданами по рождению считаются лица родившиеся в Индии 26.01.1950г. и позднее.

Гражданин по происхождению – это лицо, рожденное 26.01.1950 г. и позднее за границей от отца – индийского гражданина по рождению. Если же отец – гражданин по происхождению, то лицо не станет индийским гражданином, если не зарегистрировано в индийском консульстве в течение года после рождения.

Приобрести гражданство можно в порядке регистрации и натурализации.

Для натурализации предусмотрен ряд условий, например, кандидат должен иметь хорошую репутацию, проживать в Индии или находиться на службе ее Правительства на протяжении 12 месяцев перед подачей заявления. Причем, в течение 7 лет предшествующих данному сроку, проживать в Индии или находиться на службе ее Правительства не менее 4-х лет.

Государство может лишить гражданства лицо. В частности, если гражданин в течение 5 лет после регистрации или натурализации был в какой-либо стране осужден к тюремному заключению на срок не менее 2-х лет, либо если в течение 7 лет непрерывно проживал за пределами Индии, не учился там, не служил индийскому правительству и не заявлял ежегодно в индийское консульство о желании сохранить индийское гражданство. Закон о гражданстве предусматривает и ряд др. оснований для лишения гражданства. Конституция предусматривает ограничения дееспособности иностранцев, которые, в частности не могут быть избраны членами Парламента ни Союза, ни его субъектов.

В то же время подданные Великобритании и других стран Содружества пользуются в Индии статусом гражданина Содружества. Правительство Индии может на основе взаимности наделять их всеми или некоторыми правами индийских граждан.

2.5. Обязанности граждан Индии установлены в ч. IV-а Конституции, внесенной в нее 42-й поправкой.

Если некоторые из обязанностей конкретны и за их невыполнение следует применение установленных законом санкций (обязанность соблюдать Конституцию, воинская обязанность), то абсолютное большинство обязанностей носит характер абстрактных общегуманистических и морально-этических положений, например, ценить благородные идеалы, вдохновлявшие национально-освободительную борьбу и следовать им. В результате большинство статей ч. IV-а практически бездействуют.

2.6. Конституционные гарантии прав и свобод предусмотрены ст.32 Конституции, которая предоставляет право обращаться с этой целью в Верховный суд. Кроме того, Парламент вправе уполномочить любой суд осуществлять такую юрисдикцию на подведомственной территории.

В качестве институциональных гарантий рассматривается деятельность:

· национальной комиссии по делам зарегистрированных каст и племен;

· комиссии по проверке управления территориями, на которых проживают зарегистрированные племена.

 

 

3. Конституционные основы общественного строя Индии

3.1. Конституционное регулирование экономических отношений осуществляется ч. XII Конституции Индии «Финансы, собственность, контракты и иски» и ч. XIII «Производство, торговля и оборот в пределах территории Индии».

Конституция установила, что собственность и имущество, которыми была наделена британская Корона для целей правительства доминиона Индия и правительства каждой губернаторской провинции переходит к Союзу и соответствующему штату. Все земли, полезные ископаемые, прочие ресурсы, находящиеся в пределах территориального моря, континентального шельфа, исключительные экономические зоны принадлежат Союзу и должны использоваться для целей Союза.

Согласно ст. 301 Конституции производство, торговля и оборот в пределах территории Индии свободны. Однако, Парламент может подвергать законом эту свободу таким ограничениям, каких может потребовать публичный интерес.

Среди руководящих принципов государственной политики Конституция предусмотрела в ст.48 обязанность государства прилагать усилия к организации земледелия и животноводства на современной и научной основе.

Согласно ст.265 Конституции налоги устанавливаются и взимаются только в силу закона. Основной массив финансовых средств Союза, источником которых являются налоги, займы поступает в Консолидированный фонд Союза, средства которого расходуются в соответствии с законом на установленные Конституцией цели. Законом учреждается также Фонд непрерывных расходов Индии, находящийся в распоряжении Президента. Аналогичные фонды создаются и в штатах. Денежные операции в этих фондах регулируются соответственно законом Парламента Союза или штата, а до издания Закона – Президентом или губернатором штата.

3.2. Социальные и культурные отношения регулируются, в основном, в ч. IV Конституции «Руководящие принципы государственной политики». На государство возлагается обязанность прилагать усилия для повышения благосостояния народа посредством возможно лучшего обеспечения и охраны общественного строя, при котором социальная, экономическая и политическая справедливость будет пронизывать все учреждения национальной жизни.

Государство должно стремиться минимизировать неравенство в доходах и добиваться исключения неравенства в статусе, условиях и возможностях, не только индивидов, но и групп народа. Однако, в стране продолжает сохраняться вопиющее неравенство в доходах (1/3 граждан имеют доход ниже уровня бедности).

Согласно ст.39 Конституции государство должно направлять свою политику на обеспечение:

· равной оплаты за равный труд мужчин и женщин;

· создание возможностей и условий для здорового развития детей в обстановке свободы, достоинства и охраны детей и молодежи. Последнее положение Конституции имеет особое значение для Индии, поскольку в ней только 15% детей до 5 лет получают нормальное питание, а около 50 млн. детей в возрасте от 5 до 15 лет вынуждены работать.

Руководящие принципы Конституции Индии содержащиеся в ст. 41-43 обязали государство в рамках его экономических возможностей обеспечивать право на труд, образование, публичную помощь в случае старости, инвалидности, болезни, безработицы. На фоне этих конституционных принципов контрастно выглядит высокий уровень безработицы, а также то, что пособия по безработице впервые в Индии были введены в 1978г. только в двух штатах Керала и Западная Бенгалия, где в правительстве преобладали коммунисты.

В области культуры государству предписано в течение 10 лет после вступления в силу Конституции ввести бесплатное и обязательное образование для всех детей в возрасте до 14 лет. Каждое приходящее к власти Правительство принимает программу борьбы с неграмотностью, уровень которой очень высок.

 

3.3. Конституционное регулирование политических отношений, политической системы

3.3.1. Конституционная формула государства. Концентрированное выражение конституционных основ политической системы индийского общества содержится в Конституционной формуле индийского государства, закрепленной в Преамбуле Конституции и гласящей: «Мы, народ Индии, приняв торжественное решение основать Индию как суверенную социалистическую светскую демократическую республику… в нашем Учредительном собрании принимаем, устанавливаем и даем себе настоящую Конституцию». По форме правления Индия относится к республикам парламентского типа.

3.3.2. Конституция устанавливает в Индии федеративную форму государственно-территориального устройства. Свыше 30 раз Конституция изменялась с целью упорядочения федеративного устройства с учетом национально-языкового принципа. Индийский Союз состоит из 27 субъектов (штатов) и 7 союзных территорий, не пользующихся правами штатов.

Федерация в Индии относится к числу централизованных. Штаты не обладают суверенитетом, не имеют конституций и собственного гражданства. Судебные и административные органы штатов и федерации составляют единую систему. Права сецессии штаты не имеют. Территория штатов, кроме Джамму и Кашмир может быть изменена без согласия штатов федеральным законом. Губернаторы штатов назначаются Президентом Индии сроком на 5 лет, Президент назначается также и Высший суд штата. В основе управления штатами лежит парламентская система. В каждом из них имеется выборный законодательный орган, формируемое партией большинства правительство штата во главе с главным министром. Губернатор в правительство штата не входит. Обладая правом досрочного роспуска парламента штата, правом отлагательного вето, назначать окружных судей, губернатор вправе также зарезервировать закон, принятый парламентом штата, на рассмотрение Президента Индии. Индийская федерация относится к числу асимметричных. Кроме того, что в ее состав входят наряду со штатами и союзные территории, правовое положение штатов их полномочия неодинаковы. Неодинаково и представительство штатов в верхней палате Союзного парламента, зависящее, прежде всего от численности их населения.

Конституция Индии отличается необычайно детальным разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, разграниченных на 3 группы:

· 97 вопросов исключительного ведения федерации (иностранные дела; оборона; банковское дело; внешняя торговля; железнодорожный и воздушный транспорт и др.);

· 47 вопросов совместного ведения федерации и штатов (уголовный и гражданский процесс, законодательство о труде, профсоюзах, печати, социальном страховании и др.);

· 66 вопросов ведения субъектов федерации (просвещение, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство, общественный порядок, полиция, тюрьмы).

Весьма развит в Индии институт федерального вмешательства в субъектах федерации. Это объявление чрезвычайного положения на территории штатов Президентом по предложению федерального Правительства, введение президентского правления в штатах. Законодательная и исполнительная власть в штатах осуществляется при этом федеральным центром.

3.3.3. Своеобразие политической системы Индии заключается в громадном количестве политических партий – около 300, из них 39 общесоюзного уровня. В Индии имеется около 10 так называемых национальных партий, к коим относятся партии получившие на выборах в Народную палату 4% голосов (в 4х штатах). Крупнейшими из них являются:

· Индийский национальный конгресс (И) – это центристская, реформистская партия, программные установки которой – строительство общества социалистического образца с мирным сотрудничеством различных слоев населения, сохранением частного сектора и развитием государственной собственности, ликвидацию религиозно-кастовой и общинной розни, борьбу с безработицей, бедностью, неграмотностью. ИНК(И) неоднократно формировал союзное правительство самостоятельно. В 2004 году одержал победу на парламентских выборах

· Бхаратия Джаната парти – занимает правый фланг политического спектра Индии, базируется на позициях национализма, кастовых различий. Социальная база – средние и малые предприниматели, торговцы. Партия выступает за ограничение государственного сектора в экономике, либерализацию экономики, перестройку территориального устройства федерации по национальному и лингвистическому признакам. В 1998г. она сформировала коалиционное правительство Индии.

· Партия Джаната дал по программным позициям близка к ИНК (И). Находясь в оппозиции требует от Правительства снижения налогов, увеличения занятости населения, решения кастовых, религиозных проблем, бедности, коррупции, демократизации внутренней жизни.

· Индийский национальный конгресс (социалистический) – партия центристского толка, родившаяся после раскола ИНК в 1988г. Основной упор в ее программе сделан на защиту прав и свобод граждан.

· Коммунистическая партия Индии,в рядах которой состоит 5 млн. человек, выступает против усиления монополистического капитала, проведение земельной реформы, повышение уровня жизни трудящихся.

Поскольку в Индии большое значение имеет религия, и государство это многоконфессиональное, поэтому религиозные организации являются важным компонентом политической системы страны.Религиозные организации часто превращаются в партии, а политические партии нередко имеют в своей структуре религиозные организации. Такие религиозные организации как «Амра бенгали», «Ананда марг», «Джамаат-и-ислами» и другие, выступают с экстремистских, сепаратистских позиций.

Конституция Индия упоминает о политических партиях в двух случаях:

· парламентарий утрачивает свой мандат, если избравшись от одной партии переходит затем в другую;

· парламентарий может быть лишен мандата спикером палаты по представлению лидера фракции, если он голосует вопреки установкам руководства своей партийной фракции.

В Индии нет закона о политических партиях. Отдельные стороны их деятельности регулируются избирательным законодательством.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...