Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы избирательного права




В избирательном праве любой страны имеются те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. Эти условия именуются принципами избирательного права. Нарушение данных принципов подрывает легитимность выборов и избранных на них органов власти.

К числу принципов избирательного права относятся:

· принцип свободных выборов;

· всеобщее избирательное право;

· равное избирательное право;

· прямое избирательное право;

· тайное голосование.

2.1. Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Весьма наглядно этот принцип сформулирован в ст.5 испанского Органического закона об общем избирательном режиме 1985 года: «Никто ни под каким предлогом не может быть обязан или принужден к осуществлению своего избирательного права или к раскрытию тайны своего голосования».

Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Он может быть как политическим, так и аполитичным. Высокий уровень абсентеизма может привести к безрезультатности выборов, если закон предусматривает обязательный минимум участия избирателей в выборах.

Поэтому в некоторых странах предусмотрен обязательный вотум, означающий юридическую обязанность избирателей принять участие в голосовании. В Австралии за неучастие в голосовании налагается штраф, в Аргентине кроме штрафа такой избиратель лишается права в течение 3-х лет занимать государственные должности. В Греции и Турции за абсентеизм установлено наказание в виде лишения свободы.

 

2.2. Всеобщее избирательное право – согласно этому принципу все жители страны, обладающие по закону активным и пассивным избирательным правом, могут участвовать в выборах. Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается цензами, то есть специальными условиями. Цензы, как правило, устанавливаются конституцией или, если это предусматривает конституция, специальными законами. Согласно различным цензам не имеют избирательного права:

· иностранцы, лица без гражданства (имеются исключения в некоторых странах);

· в большинстве стран не достигшие 18 лет (в Австрии 19 лет, в Латвии 21 года);

· признание судом недееспособными;

· находящиеся под стражей по приговору суда;

· в соответствии с моральными цензами в Люксембурге лишены избирательных прав банкроты, содержатели публичных домов, в Эквадоре – пьяницы, бродяги, мошенники.

В различных странах имеются ограничения пассивного избирательного права:

· по возрасту (для президента США – 35 лет, для президента Никарагуа – 65 лет);

· постоянное проживание в стране (в США – 14 лет);

· умение читать и писать на государственном языке (Украина, Малави);

· иметь высшее образование (Турция);

· быть не натурализованным, а урожденным гражданином страны (США);

· внесение кандидатом избирательного залога (Франция).

 

2.3. Равное избирательное право – означает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой проявление конституционно гарантируемого равноправия граждан.

Равное избирательное право устанавливает следующее:

· каждый избиратель имеет равное число голосов;

· избирательный корпус не разделен на социальные или другие группы с неодинаковым представительством;

· все голоса имеют равный вес, то есть на каждого кандидата приходится одинаковое число жителей;

· одинаковые требования закона к порядку выдвижения кандидатов, ведения ими предвыборной агитации и определения результатов выборов.

 

2.4. Если законом предусматривает такой порядок волеизъявления, при котором избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам, то выборы являются прямыми. Как правило, прямые выборы имеют место при избрании депутатов парламентов.

Существующие в ряде стран непрямые выборы подразделяются на:

· косвенные, при которых воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, выбираемой избирателями. Избрав главу государства или депутата, такая коллегия распускается. Таков порядок избрания президента США;

· многостепенные выборы – при которых воля избирателей опосредуется постоянно действующим представительным органом, для которого избрание другого органа или должностного лица является одним из полномочий, входящих в его компетенцию. Таков порядок формирования в Китае представительных органов вплоть до ВСНП.

 

2.5. Тайное голосование как принцип избирательного права состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл этого принципа в гарантировании полной свободы волеизъявления.

Обеспечивается тайна голосования тем, что избиратель заполняет избирательные бюллетени или манипулирует с машиной для голосования в закрытой для посторонних кабине.

Крайне редко на выборах практикуется открытое голосование. Подобное голосование имеет место при выборах первичного звена народных представителей в КНР.

 

Избирательный процесс

Деятельность по подготовке и проведению выборов состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности стадий.

 

3.1. Назначение выборов

Эта стадия заключается в установлении даты голосования. Такая стадия может отсутствовать в тех странах, где Конституция ее уже установила (в США это первый вторник после первого понедельника ноября четного года). В остальных странах дата голосования устанавливается специальным актом, издающимся либо одним органом (в Испании – главой государства), либо двумя (в Чехии президент назначает выборы в парламент, парламент назначает выборы президента).

 

3.2. Вторая стадия – это нарезка избирательных округов и избирательных участков.

Избирательный округ – это единица выборов, то есть, как правило, территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания депутатов или выборных должностных лиц. Кроме территориальных избирательных округов в социалистических странах имеются производственные округа, т.е. по месту работы избирателей.

Избирательные округа должны нарезаться так, чтобы обеспечить равный вес голосов избирателей, т.е. с равным числом жителей. Поскольку от порядка разделения страны на избирательные округа могут зависеть результаты выборов, поэтому он устанавливается законом либо актом Правительства.

Иногда он устанавливается в Конституции (Бельгия).

В зависимости от числа избираемых в округе депутатов избирательные округа могут быть:

· одномандатными;

· многомандатными.

Территория всей страны может также представлять из себя один общегосударственный избирательный округ.

Избирательный округ делится на избирательные участки являющиеся единицей голосования, то есть это территориальные единицы, объединяющие избирателей общим местом голосования. Здесь проводится первичный подсчет голосов. Как правило, это низовые единицы политико-территориального деления страны, например, коммуны во Франции.

 

3.3. Третья стадия состоит в формировании избирательных органов, занимающихся организацией, проведением выборов, контролем за соблюдением законодательства о выборах, определением результатов выборов.

Избирательные органы существуют разных видов:

· избирательные комиссии;

· избирательные трибуналы;

· избирательные советы;

· гражданские регистры.

Среди избирательных органов различаются:

· общегосударственные;

· территориальные;

· окружные;

· участковые.

Избирательные органы формируются: главой государства, парламентом, судами, правительством, вышестоящими избирательными комиссиями, органами местного самоуправления.

 

3.4. Четвертая стадия избирательного процесса – это регистрация избирателей.

Назначение регистрации избирателей – установить до выборов личность имеющего права голоса таким образом, чтобы только этот человек мог подать избирательный бюллетень.

Списки избирателей обычно постоянные и подвергаются корректировке ежегодно и перед выборами.

Списки избирателей составляются:

· как правило, муниципальными властями;

· налоговыми управлениями (Швеция);

· МВД (Израиль);

· гражданским регистром (страны Латинской Америки).

В мире имеются следующие системы регистрации избирателей:

●    обязательная, которая существует в двух вариантах:

   − в Германии, Швеции и других странах ведется принудительная регистрация миграции населения и власти имеют оперативные сведения о проживающих на подчиненной территории лицах;

   − в Великобритании, Канаде и других странах, где нет принудительной регистрации миграции, списки избирателей составляются либо перед выборами путем обхода по правилу «от двери к двери», либо раз в год, после чего они неприкосновенны. При обязательной системе орган-регистратор обязан выдать избирателю специальную карточку;

 ● добровольная система – состоит в том, что избиратель сам приходит в орган-регистратор для регистрации. Эта система существует во Франции, США. При такой системе юридический избирательный корпус оказывается значительно более узким, чем предусмотренный Конституцией.

 

3.5. Пятая стадия избирательного процесса – выдвижение и регистрация кандидатов. Она начинается со дня указанного в акте о назначении выборов.

Существуют несколько способов выдвижения кандидатов:

· самовыдвижение – для чего необходимо заявление самовыдвиженца в избирательный орган, определенное число подписей в поддержку или внесение избирательного залога;

· выдвижение группой избирателей – в Дании 25 избирателей могут выдвинуть кандидата в депутаты Фолькетинга;

· выдвижение политическими партиями или другими общественными объединениями (Германия, Япония);

     Перечисленные способы выдвижения кандидатов иногда сочетаются.

Так, кандидатов в нижнюю палату испанского парламента – Конгресс депутатов выдвигают как политические партии, так и группы избирателей не менее 500 человек.

Лицо, выполнившее необходимые условия, получает официальный статус кандидата с момента регистрации избирательным органом, или с момента оглашения кандидатуры.

 

3.6. Агитационная кампания как стадия избирательного процесса практически во всех странах (исключение, например, Турция) начинается после завершения регистрации кандидатов или опубликования списков. Законодательство определяет начало и окончание предвыборной агитации, условия ее проведения, устанавливает недопустимые методы агитации. Особенно подробно регулируется использование СМИ. Именно на эту стадию избирательного процесса приходится основная масса избирательных расходов, законы зарубежных стран детально регламентируют финансирование предвыборной агитации и избирательной кампании в целом.

Зарегистрированные кандидаты получают равный доступ к государственным и муниципальным СМИ. Как правило, они пользуются СМИ в равной доле и бесплатно.

Для обеспечения равенства кандидатов закон запрещает участие в предвыборной агитации должностных лиц, органов местного самоуправления. В странах, где разрешены частные пожертвования партиям и кандидатам на ведение избирательной кампании, закон обязывает получателей пожертвований публиковать отчеты об источниках поступлений и расходовании избирательных фондов. При этом устанавливаются верхние пределы избирательных расходов, превышение которых наказывается в уголовном порядке.

 

3.7. Голосование и определение результатов выборов

К голосованию допускаются избиратели, состоящие в списке и подтвердившие свою личность соответствующим удостоверением. В Нидерландах, США, Индии кроме голосования традиционными избирательными бюллетенями используются для этой цели и специальные машины.

Законодательство большинства стран предусматривает возможность участия в голосовании избирателей, которые в день выборов не находятся в месте своего постоянного проживания, в частности, голосование по почте, по доверенности. Предоставляется также избирателям, не имеющим возможности самим совершать избирательные действия по причине физических недостатков или неграмотности, право пользоваться помощью других избирателей.

Подсчет голосов начинается немедленно по окончании голосования и проводится только гласно. Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, при этом определяется какие голоса считаются недействительными. Критерии признания их недействительными устанавливают избирательные законы. На основании документов участковых избирательных органов окружные, территориальные и центральные избирательные органы определяют результаты выборов, их действительность, необходимость нового тура или проведения новых выборов.

Результаты выборов при одних и тех же итогах голосования заметно различаются в зависимости от применяемой в конкретной стране избирательной системы, то есть способа распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.

 

Избирательные системы

Под избирательной системой в узком смысле понимается совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования.

 

4.1. Мажоритарные и избирательные системы, которые в основу определения результатов голосования кладут принцип большинства.

Различают три основных вида мажоритарной системы.

Мажоритарная система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем любой из его соперников.

Применяется, примерно, в 50 государствах.

Недостаток этой системы в том, что кандидат нередко избирается абсолютным меньшинством избирателей, голоса, поданные не за победителя, пропадают. Это обеспечивает партии, победившей на выборах абсолютное большинство в парламенте.

Мажоритарная система абсолютного большинства. При данной системе для избрания требуется получить более половины поданных по округу голосов, т.е. 50% +1. При этой системе, как правило, устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Эта система выгодна крупным партиям. Нередко выборы по этой системе не приносят результата, поэтому для двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов, проводится второй тур, победитель в котором может быть определен по системе относительного большинства.

Мажоритарная система квалифицированного большинства предусматривает, что для избрания кандидату необходимо набрать значительно больше половины голосов избирателей. Например, для избрания депутата парламента в Чили или президента в Азербайджане необходимо набрать 2/3 голосов.

 

4.2. Пропорциональные избирательные системы. Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе соотношения между полученными голосами и завоеванными мандатами. Применение этой системы позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов. Выборы по пропорциональной системе являются партийными, т.е. каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности и избиратель голосует за список конкретной партии, как правило, целиком.

После подсчета голосов определяется так называемая избирательная квота – то есть наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Самый простой метод определения квоты был предложен около ста лет назад английским ученым Хэром. По системе Хэра квота определяется посредством деления общего числа поданных по округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту.

Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столько мандатов она получит. Поскольку система Хэра, как правило, не позволяет распределить все мандаты, поэтому оставшиеся мандаты распределяются согласно методу наибольших остатков, по которому оставшиеся мандаты передаются партиям, имеющим наибольшие остатки неиспользованных голосов после первого распределения.

Для того, чтобы избежать второго распределения мандатов, в некоторых странах система вычисления квоты усовершенствована. Так, по системе Друпа к делителю, то есть числу мандатов прибавляется единица или две, в результате чего квота получается меньше и соответственно увеличивается возможность сразу распределить все мандаты. Подобная квота называется искусственной или исправленной, в отличие от естественной, получаемой по системе Хэра.

С целью более точного определения избирательной квоты применяют систему наибольшего среднего, называемую по имени ее изобретателя бельгийского профессора математики Д’Ондта – системой Д’Ондта. Согласно этой системе число голосов, полученных каждым списком, делят последовательно на 1,2,3 до числа, которое соответствует числу списков. Полученные частные располагают в общий ряд в порядке убывания. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов, и будет квотой.

Разновидностью пропорциональной системы является система голосования по преференциям, означающая, что внутри списка избиратель против фамилии кандидатов проставляет цифрами 1,2,3 и т.д. свои предпочтения или преференции, то есть кого бы он хотел видеть избранным следующим, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов.

В Ирландии, Австралии, Индии применяется такая разновидность пропорциональной системы как система «единого передаваемого голоса», при которой голосование осуществляется по преференциям.

Кандидат, набравший достаточное количество голосов по первым преференциям объявляется избранным, а излишние голоса, полученные этим кандидатом, передаются кандидату, получившему наибольшее после него отметок о преференции. Таким образом, голоса избирателей не пропадают.

Законодательство многих стран ввело так называемый заградительный пункт, представляющий собой требование, согласно которому в распределении мандатов участвуют только партии, набравшие установленное число голосов. В Германии при выборах в Бундестаг – не менее 5% голосов избирателей всей страны. В Шри-Ланке 12,5%.

При пропорциональной избирательной системе важное значение приобретает распределение мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. При этом существуют следующие варианты:

· жесткие списки, в которые нельзя вносить никаких изменений, т.е. кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они перечислены в списке;

· полужесткие списки предполагают, что кандидат, стоящий первым в списке, получает первый мандат. Другие же кандидаты получают мандаты в зависимости от числа преференций;

· свободные списки – те, в которых мандаты распределяются в соответствии с преференциями.

 

4.3. Смешанные избирательные системы, в которых сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем (действуют в Италии, Германии, Болгарии).

Подобные системы существуют трех видов:

· с доминированием пропорционального представительства (Италия);

· с доминированием мажоритарной системы (Франция);

· уравновешенные системы, в которых на равных применяется как пропорциональная, так и мажоритарная система. При этом избиратель получает два голоса, один из которых используется при голосовании по мажоритарной, другой по пропорциональной системе.

 

Референдум и плебисцит

Референдум представляет собой институт непосредственной демократии, то есть это обращение к избирательному корпусу для окончательного решения, как правило, законодательного или конституционного вопроса. Это обращение может исходить от парламента, главы государства в случае решения общенациональных вопросов или от местных властей для решения местных вопросов.

Разновидностью референдума является плебисцит (название происходит от латинского выражения «плебисцитум» – означающего решение народа). С формально-юридической точки зрения, т.е. инициатива и процедура проведения, порядок подсчета голосов, юридическая сила решений, принятых на нем, референдум и плебисцит не имеют различий. В США не делают различий между этими понятиями. Во Франции же плебисцит считается более широким понятием, чем референдум. В таких странах плебисцит – это голосование избирателей по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносное решение, например, о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, о доверии лидеру страны.

 

5.1. Виды референдума

По предмету, то есть по вопросам, выносимым на референдум, различаются:

· конституционные референдумы;

· законодательные;

· международно-правовые;

· административно-правовые;

· референдумы по финансовым вопросам;

· об изменении границ территориальных единиц.

Законодательство ряда стран ограничивает круг вопросов, выносимых на референдум. В Италии не выносятся на референдум законы о налогах, бюджете, амнистии, помиловании, ратификации международных договоров. Выносимый на референдум вопрос или их совокупность – это формула референдума.

По степени обязательности:

· факультативные;

· обязательные.

Факультативный референдум проводится при наличии установленной законом инициативы.

Проведение обязательного референдума проводится тогда, когда иным образом решение по данному вопросу не может быть принято.

Так, изменение федеральной Конституции Швейцарии возможно только на референдуме.

По времени проведения референдумы могут быть:

· дозаконодательными;

· послезаконодательными.

Дозаконодательные референдумы являются консультативными; послезаконодательные – утверждающими.

По правовым последствиям:

· консультативные;

· постановляющие.

По месту проведение:

· общегосударственные;

· региональные;

· местные.

 

5.2. Инициатива и назначение референдума

Право назначать общегосударственный референдум принадлежит главе государства или парламенту, которые делают это по своей инициативе, либо по инициативе других уполномоченных субъектов: правительства, группы депутатов парламента, региональных органов власти, группы избирателей.

Местные референдумы проводятся, как правило, по инициативе местных представительных органов или группы избирателей.

Референдум по инициативе избирателей называется петиционным, поскольку группа избирателей должна подписать петицию с требованием повести народное голосование по определенному вопросу.

Референдумы не поводятся в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, а также дважды по одному вопросу.

5.3. Проведение референдума и определение его результатов

Процесс организации и проведения референдума аналогичен организации выборов.

В большинстве стран референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей. В ряде стран (Испания) нижний порог явки избирателей не установлен.

Одобренным на референдуме считается решение, за которое подано простое большинство действительных голосов избирателей принявших участие в голосовании, т.е. 50%+1 голос. В Намибии на конституционном референдуме для принятия решения необходимо 2/3 голосов.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Обоснуйте сходство и различие выборов и референдума.

2. В чём состоит разница между избирателем и выборщиком?

3. Дайте определение понятия избирательного процесса в широком и узком

смысле?

4. Что такое естественная и искусственная избирательная квота?

5. У какой избирательной системы, на ваш взгляд, менее всего недостатков?

  Обоснуйте свою точку зрения.

6. Каковы существующие в мире системы регистрации избирателей

7. Какие вам известны виды избирательных единиц?










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...