Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место практики в структуре основной образовательной программы




Социально-гуманитарный факультет

Кафедра специального дефектологического образования

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научно-педагогической

и воспитательной работе

_________________Я.В.Полякова

«___»____________20__ г.

 

 

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

для обучающихся на основе среднего профессионального образования

образовательный уровень: бакалавр

 

ПРИНЯТО

Советом факультета

Протокол № _____ от _____20__ г.

 

Донецк – 20__ год

 

Программа производственной дефектологической практики для обучающихся направления подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, на основе среднего профессионального образования.

 

“___” ________ ____ года ___с.

 

 

Разработчик:

к.психол.н., заведующий кафедрой специального дефектологического образования Чечель Е.О., старший преподаватель Ручица Т.С.

 

 

Рабочая программа учебной практики рассмотрена на заседании кафедры специального дефектологического образования

Протокол № __ от “___” ____________ 20___ года

 

Заведующий кафедрой ___________ (Чечель Е.О.)

“___” ________ _____ года

 

ÓДОНПИ, 20___ год



Цели практики

Производственная дефектологическая практика занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов и представляет собой особую форму взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности. Обучающиеся в ходе практики имеют возможность применить, закрепить полученные теоретические знания и умения, приобрести систематизированный опыт педагогической деятельности в конкретном образовательном учреждении. В процессе дефектологической практики у обучающихся развиваются дефектологическое мышление, творческий подход к проблемам педагогической помощи детям (взрослым) с нарушениями в развитии, формируются профессионально значимые качества личности.

Производственная дефектологическая практика предусматривает формирование у обучающихся навыков самостоятельной профессиональной деятельности будущего педагога-дефектолога и выдвигает основные цели практики:

1. Моделирование будущей профессиональной деятельности педагога-дефектолога в условиях учреждений для детей с нарушениями развития на базе теоретической, научно-методической и практической подготовки в период обучения в ВУЗе.

2. Формирование профессионально необходимых педагогу-дефектологу коррекционно-педагогических умений и значимых качеств личности в условиях самостоятельной деятельности.

 

Задачи практики

К основным задачам производственной дефектологической практики следует отнести:

совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и выработка у обучающихся умения применять эти знания в практической педагогической деятельности;

формирование умения наблюдать, анализировать и критически осмысливать учебно-воспитательный процесс в специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, обобщать передовой педагогический опыт;

подготовка обучающихся к эффективному проведению коррекционно-развивающей, учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения дошкольного и школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей;

организация общения и совместной деятельности с детьми, изучение их возрастных и типологических особенностей;

формирование творческого подхода к решению учебно-воспитательных задач и интереса к научно-исследовательской работе по специальности;

воспитание любви к профессии педагога-дефектолога, стремления к совершенствованию своих педагогических способностей и профессионально значимых качеств личности будущего педагога-дефектолога.

 

Место практики в структуре основной образовательной программы

Производственная дефектологическая практика занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов и представляет собой особую форму взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности. Обучающиеся в ходе практики имеют возможность применить, закрепить полученные теоретические знания и умения, приобрести систематизированный опыт педагогической деятельности в конкретном образовательном учреждении. В процессе дефектологической практики у обучающихся развиваются дефектологическое мышление, творческий подход к проблемам педагогической помощи детям (взрослым) с нарушениями в развитии, формируются профессионально значимые качества личности.

Производственная дефектологическая практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки направления подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Производственная практика содержательно связана с предметной областью таких дисциплин как «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», «Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями аутистического спектра» и др.

Прохождение производственной дефектологической практики необходимо для формирования у обучающихся умений и навыков методологической работы в области специальной педагогики, усовершенствования теоретической базы для усвоения в дальнейшем студентами других учебных курсов.

В результате прохождения дефектологической практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения:

знать:

- систему оказания помощи лицам с нарушениями развития;

- цель и задачи деятельности педагога-дефектолога в учреждениях на разных ступенях оказания педагогической помощи лицам с нарушениями в развитии;

- алгоритм проведения направленного наблюдения за деятельностью педагога-дефектолога.

уметь:

- проводить направленное наблюдение за деятельностью детей с отклонениями в развитии на этапах планирования, осуществления и оценки эффективности психологической помощи;

- анализировать результаты направленного наблюдения, данные медицинской и психолого-педагогической документации, с целью определения стратегии оказания помощи лицам с нарушениями в развитии;

- определять конкретные коррекционно-педагогические и учебно-воспитательные задачи с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей детей и социально-психологических особенностей коллектива;

- планировать и анализировать коррекционно-педагогический и учебно-воспитательный процесс в дидактических, методических и аксиологических аспектах с учетом современных технологий обучения;

- обоснованно выбирать оптимальные формы, методы и средства диагностики и коррекции, определять результаты усвоения детьми программного материала, уровень их воспитанности и развития;

- проводить разностороннюю работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей детей;

- осуществлять воспитательную работу в групповом коллективе образовательного учреждения, творческих группах и объединениях детей;

- проводить индивидуальную коррекционную работу с детьми с нарушениями развития, осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом меняющихся социальных условий, вовлекая семьи в образовательный процесс;

- развивать у детей с проблемами в развитии потребность в здоровом образе жизни, в соблюдении правил личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности;

- использовать в коррекционно-развивающем процессе различные технологические средства: мультимедийную технику (ауди-, видео- средства) и разнообразные наглядные пособия;

- разрабатывать диагностический материал и наглядные пособия;

- проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности;

- организовать деятельность ребенка с отклонениями в развитии, детского коллектива;

рационально распределять время на занятиях и во внеучебных, внешкольных мероприятиях, выполнять намеченный план;

организовывать индивидуальную работу, работу с группой, коллективом (классом, группой, родителями).

- устанавливать положительный контакт с родителями, привлекать их к сотрудничеству;

- грамотно строить межпрофессиональное общение;

- соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника;

- принять и уважать личность и права ребенка с отклонениями в развитии;

- устанавливать доверительные отношения с детьми с отклонениями в развитии;

владеть:

- навыками анализа специальной литературы по проблеме;

- коммуникативными навыками, обеспечивающими эффективность получения и анализа информации о цели, задачах и содержании деятельности педагога-дефектолога в рамках конкретного учреждения и системе оказания помощи в целом;

- владеть вербальными и невербальными средствами общения;

- владеть профессиональной речью.

Формы проведения практики

Производственная практика проводится в форме дефектологической практики, предполагающей работу обучающегося в качестве помощника педагога-дефектолога.

По способу организации производственная дефектологическая практика – стационарная или выездная. Дефектологическая практика проходит дискретно (по видам практик), путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения практики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 887.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...