Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опыт № 2   Повышение чувствительности одноклеточных организмов к действию лучистой энергии под влиянием фотосенсибилизатора




Учебное пособие предназначено для студентов высших медицинских учебных заведений всех специальностей.

 

Рекомендовано в печать по решению Координационного научно–методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава».

© Коллектив авторов

© ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет

Росздрава», 2009.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ. 3

ПРЕДИСЛОВИЕ. 6

ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ.. 7

ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. 7

Занятие 1. Предмет и методы патофизиологии. Основные понятия общей нозологии. Влияние факторов внешней среды в возникновении болезней (лучистая энергия, перегрузки, ускорения) 7

Занятие 2. Причины и условия возникновения патологических процессов. Повреждающее действие электрической энергии и механических факторов. 10

Занятие 3. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Повреждающее действие изменений барометрического давления. Кислородное голодание. 14

Занятие 4. Экстремальные и терминальные состояния в медицине. Повреждающее действие высокой и низкой температуры.. 18

УЧЕНИЕ О РЕАКТИВНОСТИ И РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА 21

Занятие 5. Реактивность и резистентность организма, их роль в патологии. Факторы, влияющие на реактивность и резистентность. 21

Занятие 6. Иммунологическая реактивность организма. Иммунопатология 28

Занятие 7. Аллергия. Анафилаксия. 31

ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.. 37

Занятие 8. Нарушения органнотканевого кровообращения и микроциркуляции 37

Занятие 9. Воспаление. 44

Занятие 10. Лихорадка. 50

Занятие 11. Типовые нарушения обмена веществ. 52

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ.. 58

Занятие 12. Недостаточность кровообращения. 58

Занятие 13. Нарушение функции проводниковой системы сердца. Аритмии. Артериальные гипертензии и гипотензии. 61

Занятие 14. Патофизиология внешнего дыхания. 64

Занятие 15. Патофизиология почек. 67

Занятие 16. Качественные и количественные изменения состава эритроцитов. Анемии. Эритроцитозы 72

Занятие 17. Лейкоцитозы. Лейкопении. Лейкемоидные реакции. Лейкозы 77

Занятие 18. Патофизиология печени. 84

Занятие 19. Патофизиология пищеварения. 88

Занятие 20. Патофизиология эндокринной системы.. 90

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 97

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 98


ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум к учебно-исследовательской работе студентов по патофизиологии (все факультеты) создан авторским коллективом кафедры патофизиологии Башкирского государственного медицинского университета в соответствии с примерной программой, утвержденной в 2003 году и новым учебным планом для высших учебных заведений.

Практикум включает тематические лабораторные занятия, построенные по единому принципу, и содержит следующие элементы:

· учебные цели и задачи, которые ставятся перед студентами;

· учебные задания с ориентировочной основой деятельности;

· вопросы для проверки и коррекции исходного уровня знаний умений студентов, а также для контроля усвоения ими темы занятия;

· список основной и дополнительной литературы по всем разделам курса патофизиологии.

Практикум состоит из двух частей. Первая часть «Общая патофизиология» включает материал для проведения занятий по общей патофизиологии и типовым патологическим процессам. Вторая часть «Частная патофизиология» содержит материал для занятий, посвященных изучению патологии отдельных органов и систем. Списки основной и дополнительной литературы даны в виде приложений.

Опыты, помеченые знаком *, из соображений, связанных с гуманным отношением к животным, сняты сотрудниками кафедры на видеопленку и не воспроизводятся в группах, а демонстрируются студентам в качестве учебного видеофильма. Надстрочными знаками 1,2,3,4 помечены профильные вопросы для педиатрического, медико-профилактического, стоматологического и фармацевтического факультетов соответственно.

Практикум предназначен для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, а также может быть использован персоналом, занятым подготовкой лабораторного занятия.




ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Занятие 1. Предмет и методы патофизиологии. Основные понятия общей нозологии. Влияние факторов внешней среды в возникновении болезней (лучистая энергия, перегрузки, ускорения)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Уметь характеризовать цель и основные задачи, метод и струк­туру патофизиологии как учебной дисциплины; определять ос­новные категории и понятия общей нозологии и использовать их при патофизиологическом анализе различных форм патологии. Выявить зависимость патогенного действия фактора внешней среды от условий эксперимента.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Предмет, задачи, методы и структура патофизиологии как учебной дисциплины.

2. Основные понятия и категории общей нозологии: здоро­вье, болезнь, патогенный фактор, типовой па­тологический процесс, патологическое состояние, пато­логическая реакция.

3. Моделирование — основной метод патофизиологии. Значение и возможности моделирования патологических процессов и экспериментальной терапии.

4. Ограничения экспериментального и других методов моде­лирования в медицине и пути их преодоления.

5. Патогенное действие на организм различных видов лучистой энергии (лучи солнечного спектра, лазерное излучение).

6.  Виды ионизирующего излучения, механизм действия ионизирующего излучения на организм. Лучевая болезнь, виды, формы, периоды. Исходы и отдаленные последствия.

7. Понятие о кинетозах. Виды ускорений, особенности их действия на организм. 

8. Патогенез расстройств, вызываемых ускорениями, перегрузками и невесомостью.

Выполнение обучающих заданий.

Опыт № 1   Патогенное действие ультрафиолетовых лучей на одноклеточные организмы

На три предметных стекла с лунками наносят по одной капле культуры инфузорий. Капельки с культурой распределяются равномерно по всей поверхности лунки, затем под микроскопом проверяют подвижность инфузории.

Два предметных стекла помещают под ртутно-кварцевую лампу на расстоянии 50 см от горелки, причем одно из них покрывают чашкой Петри; стекло с третьей каплей является контролем. Через две-три минуты под микроскопом сравнивают подвижность инфузорий во всех трех каплях. Если разница не обнаруживается, то облучение продолжают в течение 1-3 минут. Сравнить полученные результаты и сделать заключение, ответив на следующие вопросы.

1. Почему сохраняется подвижность простейших в чашках Петри?

2. Какая область диапазона УФЛ-излучения обладает бактерицидным действием?

3. Чем вызван патогенный эффект одноразового избыточного ультрафиолетового излучения (фотохимический ожог)?

4. Чем обусловлены мутагенные эффекты длительного чрезмерного ультрафиолетового излучения?

 

Опыт № 2   Повышение чувствительности одноклеточных организмов к действию лучистой энергии под влиянием фотосенсибилизатора

На 3 предметных стекла с лункой наносится по 1 капле культуры инфузорий. На одно стекло с лункой прибавляется капля водопроводной воды, на второе и третье по капле 0,0001% раствора фотосенсибилизатора (краситель акридиновый оранжевый). Капли с фотосенсибилизатором рекомендуется готовить вдали от кварцевой лампы и других источников света. Затем первые два стекла одновременно ставят под ртутно-кварцевую лампу и накрывают чашкой Петри, а третье – в тёмный шкаф. Через 4-6 минут под микроскопом сравнивают подвижность инфузорий на всех 3-х стеклах и делают выводы, ответив на следующие вопросы:

1. Какие соединения относятся к группе фотосенсибилизаторов?

2. Каков механизм действия фотосенсибилизатора?

3. Каков механизм возникновения фотоаллергии у людей?

 

Опыт № 3* Влияние радиального ускорения на состояние и поведение белых мышей

В опыт берутся две одинаковые мышки; отмечается их двигательная активность, поведение и определяется частота дыхания за 1 минуту. Затем мышки помещаются в металлические гильзы центрифуги: одна мышь (1) – вверх головой, другая (2) – вниз головой. Центрифугу включают в сеть через реостат; вращение мышей продолжают 1,5 минуты со скоростью 4 об/сек. При вращении центрифуги первая мышь подвергается действию положительной перегрузки (каудокраниальное ускорение), вторая отрицательной (краниокаудальное ускорение). После остановки центрифуги мышей извлекают на поверхность стола и наблюдают расстройства функций вестибулярного аппарата, отмечают частоту дыхания, степень общего угнетения и другие различия в состоянии мышей в зависимости от направления действия ускорения, величина которого при данных условиях опыта равна 4,2 g. Сделайте выводы, опираясь на приведенные вопросы:

1. Какой из видов продольных ускорений является наиболее патогенным и почему?

2. Что является причиной смерти при действии отрицательного продольного ускорения?










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 706.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...