Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рациональные дроби. Случай 2. Если есть кратные корни.
Задача 32. Вычислить интеграл . Решение. Как видим, здесь корень 1 имеет кратность 2. Разложение на простейшие дроби нельзя проводить так, как будто бы здесь три независимых множителя , , , т.е. , иначе получится противоречие, ведь общий знаменатель будет содержать всего лишь 1-ю степень но никак не вторую. Надо степени знаменателя учитывать по возрастающей, до кратности корня, а именно, так: . Приведём к общему знаменателю: . Числитель этой дроби равен числителю исходной, той, которая была в интеграле: . , система: . Построим расширенную матрицу и решим систему уравнений: . Система приведена к виду: Тогда , , . И теперь интеграл распадается на сумму трёх интегралов: . В 1 и 3 слагаемых - как раньше, а вот во 2-м логарифм в ответе не получится, ведь тут уже 2-я а не 1-я степень в знаменателе. Полезно вспомнить, что . То есть, интеграл от -2 степени будет содержать -1 степень, и меняется знак. Ответ. .
Задача 33 (Э). Вычислить интеграл . Решение. Сначала запишем знаменатель подробнее, с учётом корней: = . Это тот случай, когда оба корня кратные, кратности 2. Разложение на простейшие дроби будет иметь такой вид: . После приведения к общему знаменателю, в числителе будет такое выражение: = здесь при А и С можно один множитель отделить от 2-й степени, с тем чтобы образовать выражение типа тогда привести подобные легче. = = . перегруппируем слагаемые, чтобы вынести каждую степень отдельно: . Этот многочлен равен , таким образом, получается система уравнений: Построим расширенную матрицу и применим метод Гаусса: Сначала обнулим всё ниже чем , затем ниже .
Ниже можно уже и не обнулять, ведь идея метода Гаусса состоит в том, чтобы количество неизвестных снижалось, вплоть до одной в последнем уравнении, а здесь уже так и есть, в последнем уравнении всего один элемент. Сначала выразим , затем через неё и так далее. Система может быть представлена в виде: , , , . Тогда в интеграле функция распадается на сумму 4 слагаемых: из всех вынесли общий коэффициент , и перед третьим слагаемым поставили знак минус. Получается: = = . Ответ. .
Задача 34 (Э). Вычислить интеграл . Решение. = = . Здесь корень 0 имеет кратность 2, остальные корни простые. = . После приведения к общему знаменателю, числитель будет такой: . После приведения подобных: , это надо приравнять к . Получится систему с 4 неизвестными: Поскольку A,B определяются сразу же, , , то матрицу 4 порядка для метода Гаусса строить не надо, а останется только маленькая система на C,D. тогда , . , то есть, как видим, некоторые слагаемые в некоторых примерах могут и пропадать, однако те, где степень самая высокая, равная кратности - не могут, так, здесь не могло бы быть , иначе возникло бы противоречие при приведении к общему знаменателю. = . Ответ. Задача Д-11. Вычислить . Решение. В данном примере D>0, в отличие от предыдущих. Нужно сначала разбить дробь на сумму простейших: и после этого, будет сумма двух таких интегралов, каждый из которых сводится к логарифму. Чтобы найти А и В, приведём к общему знаменателю: = . Теперь приравняем числители, ведь дроби равны, знаменатели одинаковы, значит и числители тоже:
. Отсюда получается система уравнений, из которой можно найти неопределённые коэффициенты А и В: Решая эту систему, получаем , . Тогда интеграл распадается на простейшие: = = . Ответ. . Задача Д-12. Вычислить интеграл . Решение. Сначала разложим знаменатель на множители: = . = = . , тогда , отсюда , . = = = . Ответ. . |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 158. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |