Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Подведение под знак дифференциала.
Задача 10. Вычислить . Решение. Замечаем, что присутствует множитель , который является производной от . А остальная часть функции как раз зависит только от . Поэтому можно подвести под знак дифференциала: = Применяем замену : = . Далее, = , и после обратной замены . Ответ. . Задача 11.Вычислить интеграл . Решение. = = = = = = = . Учитывая тот факт, что , знак модуля не нужен. Ответ. . Задача 12. Вычислить . Решение. = = = = = . Ответ. . Для сведения, покажем, как выглядит график функции . Зелёным цветом изображён график , синим . Вертикальные асимптоты .
Задача 13. Вычислить интеграл . Решение. = = = = . Ответ. . Д-1.Вычислить интеграл . Ответ. . Д-2. Вычислить интеграл . Ответ. . Д-3.Вычислить интеграл . Ответ. . Д-4. Вычислить интеграл . Ответ. . Задача 14. Вычислить . Решение. = = = = = . Ответ. . Задача 15 (Э). Вычислить . Решение. Если сразу подвести под знак дифференциала то, что есть в числителе, то будет , но тогда в знаменателе получится выражение . чтобы не происходило такого усложнения и не появились вложенные квадратные корни, надо подводить не весь числитель, а отделить тот множитель, который нам удобнее, чтобы потом всё выражалось через . = = = и теперь, после замены , получится . Далее, сделаем преобразование, котрое позволит оставить только однотипные корни: = = = = далее уже с помощью обычных действий со степенными функциями: = . После обратной замены получаем ответ, при этом также заодно обратно меняем дробные степени на корни. Ответ. . Задача 16. Вычислить . Решение. = = = = = = = = . Ответ. . Задача 17. Вычислить . Решение. Несмотря на то, что интеграл похож на , но, тем не менее, в числителе есть переменная , поэтому это не табличный интеграл, и ответ здесь вовсе не арксинус. Заметим, что в числителе 1-я степень, а под корнем в знаменателе 2-я. Домножим и поделим так, чтобы в числителе оказалось то выражение, которое под корнем в знаменателе. = = после замены переменной, это можно переписать так: а значит, и после обратной замены: Ответ. . Задача 18 (Э). Вычислить . Решение. = = = = . Для того, чтобы применить формулу, нужно обозначить . Но сначала сделаем так, чтобы и в числителе оказался не просто а : = = . Теперь интеграл имеет вид , и равен . После обратной замены получаем ответ. Ответ. . Д-5. Вычислить . Решение. = = = = = . Ответ. . Д-6. Вычислить . Решение. = = = = = = . Ответ. . Д-7.Вычислить Ответ. . Указание. См. задачу 14. Д-8. Вычислить при . Ответ. . Указание. См. задачу 18. Задача 19. Вычислить . Решение. Заметим, что в числителе производная того выражения, которое есть в знаменателе. Тогда = = = = . Здесь фактически мы применили замену для упрощения выражения. Кстати, выделение полного квадрата в знаменателе это здесь был бы тупиковый путь, ведь в числителе не константа а многочлен, то есть не удалось бы свести к виду . Ответ. .
Задача 20. Вычислить . Решение. Здесь, в отличие от прошлой задачи, в числителе уже произвольный многочлен, не соответствующий производной от знаменателя. Тем не менее, можно путём арифметических операций получить там дифференциал знаменателя: Домножим и поделим на 2, чтобы исправился коэффициент при : = Теперь осталось прибавить и отнять 2, и будет получено : = = = . В первом слагаемом делается ровно то же самое, что в прошлой задаче, а во втором - выделить полный квадрат, и в итоге сводится к арктангенсу: = . Ответ. .
Задача 21. Вычислить интеграл . Решение. = = В отличие от прошлой задачи, здесь не надо прибавлять и вычитать, так как полный дифференциал знаменателя это , в знаменателе нет 1-й степени, а его производная поэтому не содержит константу. Далее, = , и в итоге: Ответ. .
«Интегрирование по частям» 0. Вспомнить формулу . Задача 22. Вычислить . Решение. Пусть , так надо, чтобы понизилась степень на следующем шаге. Составим таблицу: Тогда = = . Ответ. . Задача 23. Вычислить интеграл . Решение. = = . Задача 24 (Э). Вычислить интеграл . Решение. Так как степенная функция 2-й степени, то эта задача решается в 2 шага. На первом шаге, обозначаем , . Тогда = . На 2-м шаге, обозначим , . В скобке происходит вычисление как бы для нового примера, выполним это вложенное действие: = = . Итак, ответ: .
Задача 25 (Э). Вычислить интеграл Решение. Пусть , второго множителя нет, но мы формально можем считать, что он есть, только равен 1. Итак, . Построим таблицу: Тогда = = = = = . Ответ: .
Задача 26 (Э). Вычислить интеграл Производная арктангенса это рациональная дробь. И это мы используем, обозначая её при интегрировании по частям: Тогда: = . Второе слагаемое далее уже решается подведением под знак dx. = = = = . Знак модуля даже не нужен, т.к. . Замечание. Если при переходе от к записать не одну первообразную, а множество всех первообразных, т.е. , то это не повлияет на ответ, потому что дополнительное слагаемое всё равно сокращается в итоге: = = .
Задача 27 (Э). Вычислить интеграл Решение. Пусть . . На первом шаге, обозначаем , . . = . На 2-м шаге, в том интеграле, который получился, обозначим аналогичным образом: , . Получается = = . Из равенства можно выразить : , . Примечание. Интегралы вида и называются «циклические интегралы», потому что они решаются таким способом: через 2 цикла вычисления получается сведение к исходному интегралу. Ответ. = .
Д-9. Вычислить . Указание. См. задачу 27. Решение. На первом шаге, = . Теперь в скобках аналогичное выражение, применим к нему такие же преобразования.
Продолжим преобразования: = . После двух действий, мы видим снова интеграл в конце строки. Можно записать так, раскрыв скобки: . А теперь можно просто выразить это арифметическим путём.
. Ответ. = . Д-10. Вычислить . Указание. См. задачу 27. Ответ.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |