Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие валидности и её виды.




Валидность эксперимента – базовая характеристика эксперимента как его соответствие нормам и стандартам, принятым в экспериментальной психологии. Вали́дность — мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.

Внешняя валидность- вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных ситуаций/явлений/объектов. Внешняя валидность — соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности.а)Операциональная валидность- Операциональная валидность — частный случай внешней валидности, степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе. Операциональная валидность определяет степень соответствия используемой экспериментальной методики (экспериментальных утверждений) теоретическим положениям, которые положены в основу организации и проведения данного эксперимента. Частью операциональной валидности можно считать конструктную валидность.б)Конструктная валидность= степень адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории, которая определяется правильностью употребления терминов той или иной теории.Внутренняя валидность- степень влияния независимой переменной на зависимую переменную. Внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что изменение зависимой переменной вызвано изменением именно независимой переменной (а не чего-либо ещё)Экологическая валидность степень соответствия условий эксперимента исследуемой реальности

Факторы, угрожающие валидности и надежности результатов психологического исследования.

 

Для Внутренней валидности:1) Фон (События между 1 и 2 измерением, которые могут вызвать изменения)2) Естественное развитие (Изменения участников экспериментов – взросление, усталость, голод и пр.) 3) Погрешность измерения (Изменение в процедуре или непосредственно в методе измерения) 4) Статистическая регрессия (Отбор участников эксперимента на основе крайних показателей и оценок) 5) Неслучайный отбор (Отбор участников, которые сами изъявили желание принять участие в эксперименте, приглашение знакомых) (еще отсев и тестирование)

Для внешней валидности:1) Реактивный эффект (Увеличение или уменьшение восприимчивости к экспериментальному воздействию из-за предыдущих измерений) 2) Эффект взаимодействия факторов неслучайного отбора и экспериментального воздействия (Отбор участников, при котором экспериментальное воздействии будет существенным только для этих участников) 3) Условия организации эксперимента(Создание условий, вызывающих реакцию на эксперимент) и еще Интерференция влияний (Наложение взаимоисключающих влияний)

Эффекты экспериментального общения

 

С. Розенцвейг. В 1933 г. опубликовал аналитический обзор по этой проблеме, где выделил основные фак­торы общения, которые могут искажать результаты эксперимента и приводить к появлению артефактов. Артефакт (лат. artefactum - сделанный искусственно) - результат исследования, явля­ющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием побочных перемен­ных. Артефакт есть следствие ошибок или недостаточного контроля условий проведения исследования..Это:

1. Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции. 2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть моти­вирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смыс­ла эксперимента.

3. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих про­явлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных — «эффект плацебо», «эффект Хотторна»( это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту., «эффект аудитории»( влияние постороннего присутствия на поведение человека.).

Считается, что в ходе эксперимента у испытуемого может возникать какая угод­но мотивация. М. Т. Орн полагал, что основным мотивом испыту­емого является стремление к социальному одобрению, желание быть хорошим: он хочет помочь эксперименатору и ведет себя так, чтобы подтвердить гипотезу экспе­риментатора. Существуют и другие точки зрения. Полагают, что испытуемый стре­мится проявить себя с лучшей стороны и дает те ответы, которые, по его мнению, более высоко оцениваются экспериментатором. Ряд исследователей предлагает модель «злонамеренного испытуемого». Они счи­тают, что испытуемые враждебно настроены по отношению к экспериментатору и процедуре исследования, и делают все, чтобы разрушить гипотезу эксперимента. Но более распространена точка зрения, что взрослые испытуемые стремятся только точно выполнять инструкцию, а не поддаваться своим подозрениям и догад­кам. Очевидно, это зависит от психологической зрелости личности испытуемого. Итог дискуссиям подвел Л. Б. Кристиансен. С его точки зрения, все варианты поведения испытуемого в эксперименте можно объяснить актуализацией одного мотива -стремления к позитивной саморепрезентации, т. е. стремления выглядеть в собственных глазах как можно лучше.

Взрослый испытуемый, входя в ситуацию эксперимента, ориентируется в ней и ведет себя в соответствии с ситуацией, но по­буждается стремлением «не потерять лица» перед самим собой. Таким образом, и мотивация саморепрезентации, и мотивация социального одоб­рения равно актуализируются у испытуемых в психологических экспериментах.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 492.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...