Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разъяснение того, как бабушки лишают наследства друг друга.




Более близкая к покойному бабушка лишает наследства более далекую к покойному бабушку, если их ветвь в родословной совпадает. [Их ветвь в родословной совпадает, если одна из них является матерью или бабушкой для другой. Например, человек умер, оставив после себя бабушку со стороны матери и её мать [прабабушка покойного]. В данном случае наследует от покойного только бабушка. Что же касается данной прабабушки, то она лишается наследства, так как она является более далекой для покойного бабушкой, чем её дочь].

Относительно этого единогласны все четыре имама. Например, покойный умер, оставив после себя бабушку со стороны отца и её мать [прабабушка покойного]; или покойный умер, оставив после себя бабушку со стороны матери и её мать [прабабушка покойного]; или покойный умер, оставив после себя мать дедушки со стороны отца и её мать. Нет разногласия в том, что более близкая к покойному бабушка лишает наследства более далёкую.

Однако обладатели знания разногласили относительно бабушек и прапрабабушек, которые доходят до покойного через разные ветви в родословной. [Допустим после покойного остались бабушка со стороны матери и прабабушка со стороны отца].

1 ―Имам Ахмад и Абу Ханифа считали, что следует придерживаться основы: более близкий к покойному лишает наследства более дальнего. Если после покойного осталось много бабушек и прабабушек, то наследство получают те, кто ближе к нему в родословной.

Это – мнение ‘Али ибн Аби Талиба и одно из мнений, передаваемых от Зейда ибн Сабита, да будет доволен Аллах ими обоими. Также это – одно из двух мнений имама аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах.

2 ―Имам Малик считал, что более близкая к покойному бабушка со стороны матери лишает наследства более дальнюю к покойному бабушку со стороны отца. Также это – одно из двух мнений, передаваемых от имама аш-Шафи‘и.

Это – одно из мнений, передаваемых от Зейда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах. Также это – одно из двух мнений, передаваемых от имама Ахмада, да помилует его Аллах.

Например, бабушка со стороны матери лишает наследства прабабушку со стороны отца.

Сторонники этого мнения сказали, что более близкая к покойному бабушка со стороны отца не может лишить наследства прабабушку со стороны матери. Если случится такая ситуация, то бабушка со стороны отца и прабабушка со стороны матери делят между собой поровну шестую часть наследства покойного.

Сторонники этого мнения опирались на то, что даже отец покойного не лишает наследства прабабушку со стороны матери. Что же тогда сказать о бабушке, которая доходит до покойного через этого отца?! — [См. «аль-Мабсут», (29/168) ас-Сархаси; «аль-‘Азб», 1/89].

Вывод: четыре имама единогласны в том, что более близкая к покойному бабушка лишает наследства более далекую бабушку, если их ветвь в родословной совпадает. Также они единогласны в том, что более близкая к покойному бабушка со стороны матери лишает наследства более далекую бабушку со стороны отца.

Разногласие возникло лишь в том, что касается более близкой бабушки со стороны отца, которая осталась вместе с более далёкой бабушкой со стороны матери. Имам Малик и имам аш-Шафи‘и считали, что в данной ситуации более близкая бабушка не лишает наследства более далёкую. — [См. «аль-Хауаши ‘аля тухфа аль-Мухтадж», 6/459-460].

Более правильным мнением является первое мнение, которое гласит: более близкая бабушка в любом случае перекрывает более дальнюю бабушку.

Это мнение посчитал верным также ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах. [См. «аль-Мугни ма‘а-ш-Шарх», 8/372. В аудиолекциях была разобрана аргументация, по причине которой автор книги, да сохранит его Аллах, выбрал именно это мнение. Желающий ознакомиться с этой аргументацией может обратиться к лекции под № 75: https://youtu.be/NvN1NcK6UDo ].

Наследует ли бабушка покойного, если жив её сын [отец покойного].

Среди обладателей знания в этом вопросе было два мнения:

1 ― Она получает наследство ― это мнение ‘Умара ибн уль-Хаттаба, ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, Абу Мусы аль-Аш‘ари, ‘Имрана ибн Хусайна и Абу Туфейля. Также этого мнения придерживались Шурейх, аль-Хасан аль-Басри, Мухаммад ибн Сирин, Джабир ибн Зейд, аль-‘Анбари, Исхак ибн Рахауейх, ибн уль-Мунзир и многие другие. И это более известное мнение в мазхабе имама Ахмада.

Сообщается со слов ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Первая бабушка, которой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выделил шестую часть (наследства) – это бабушка, у которой был жив сын». — [ат-Тирмизи, 2102. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да‘иф ат-Тирмизи», стр. 202].

Сказал ат-Тирмизи: «Это – редкий (гариб) хадис. Мы не знаем, чтобы он передавался от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по какой-нибудь иной цепочке передатчиков.

Некоторые сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выделяли бабушке покойного долю из наследства, когда её сын [отец покойного] был еще жив, а некоторые – не выделяли».

Этот хадис является слабым(да‘иф). Среди передатчиков этого хадиса Абу Сахль Мухаммад ибн Салим аль-Хамдани аль-Куфи, которого считали слабым передатчиком имам Ахмад, имам аль-Бухари и другие обладатели знания.

Сказал аль-Бейхакы: «В передаче этого хадиса уединился Мухаммад ибн Салим, а он не тот, на кого опираются».

То же самое передал Са‘ид ибн Мансур в следующем виде: «Первая бабушка, получившая шестую часть (наследства) – это мать отца (покойного), (хотя) её сын[отец покойного]был жив».

Также Суфьян ас-Саури и другие передали от Аш‘аса, который передавал от Мухаммада ибн Сирина следующие слова: «Первая бабушка, которой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выделил долю (наследства) – это мать отца (покойного), сын которой[отец покойного]был жив».

Также сторонники этого мнения считали, что бабушки подобны матери покойного, посему они получают наследство со стороны женщин, и никоим образом не затрагивают наследство отца. Исходя из этого, отец покойного не лишает наследства свою мать [бабушку покойного] так же, как он не лишает наследства бабушку покойного со стороны матери.

К тому же ни мать покойного, ни бабушка со стороны на матери не лишается наследства из-за присутствия родственников покойного мужского пола, следовательно, это касается абсолютно всех бабушек и прабабушек. — [См. «аль-Мугни ма‘а-ш-Шарх», 8/375; «Бидаят уль-Муджтахид», 4/168; «аль-Истизкар», 15/457].

2 ― Она получает наследство ― это мнение Зейда ибн Сабита, ‘Усмана ибн ‘Аффана и ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен ими Аллах. Также этого мнения придерживались имам Малик, Суфьян ас-Саури, аль-Ауза‘и, Са‘ид ибн ‘Абд уль-‘Азиз, имам аш-Шафи‘и, ибн Джабир, Абу Саур, ханафиты и также это – одно из мнений, передаваемых от имама Ахмада. — [См. «аль-Мугни ма‘а-ш-Шарх», 8/374].

Сторонники этого мнения опирались на то, что отец покойного лишает наследства дедушку покойного (своего отца) [Этот вопрос будет разобран далее по книге, если пожелает Аллах], поэтому он тем более лишает наследства бабушку [свою мать].

Также они опирались на то, что бабушка покойного со стороны матери не получает ничего из наследства, если жива мать покойного, относительно чего единогласны все обладатели знания. Исходя из этого, бабушка покойного со стороны отца также не получает ничего из наследства, если жив отец покойного.

Также они опирались на то, что сын брата покойного [племянник покойного] не получает ничего из наследства, если жив брат покойного, так как он доходит до покойного в родословной через этого брата.

Также от покойного не наследует сын его дяди [двоюродный брат], если жив сам дядя, так как он доходит до покойного в родословной через этого дядю.

Исходя из всего этого, мы не имеем права выделять наследство бабушке покойного со стороны отца, когда жив её сын [отец покойного], так как она доходит до покойного в родословной именно через своего сына.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...